Мы за здоровый образ жизни в доу. Проект "Мы- за здоровый образ жизни" проект (средняя группа) на тему
Быть здоровым – это классно
!
Для жизни человека безопасно!
Для общества – приемлемо, угодно.
И, безусловно, быть здоровым – модно
!
В нашем саду прошла Акция «Мы за здоровый образ жизни!»
Основная цель : Пропаганда среди воспитанников и их родителей приоритетов здорового образа жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту.
Здоровый образ жизни сегодня не только моден, но и действительно необходим! В наше время, когда мы ведем малоподвижный образ жизни, едим, напичканные химией продукты, дышим отравленным воздухом, имеем целый букет заболеваний, стоит задуматься и сказать: «Стоп!» вредным факторам. Молодежь не задумывается о завтрашнем дне, живет днем сегодняшним. Нам, поколению сегодняшнему, надо сказать «Нет!» всему тому, что вредит нам стать Человеком, нужным не только семье, но и обществу. От того насколько мы будем здоровы , зависит будущее наших детей. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно . Легко сказать, а как это сделать! Если это говорит академик Амосов, то вроде все понятно – ведь он врач. А что могу я – воспитатель!
Недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, у детей и подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять свое свободное время. А тут еще и этот нелицеприятный термин «Гиподинамия» -ограничение двигательной активности организма, недостаток движения, малая нагрузка на мышцы. Для полноценной работы организму необходима активность, нагрузка на мышцы, насыщение кислородом. Именно это нужно организму для стабильной работы, и именно это является залогом хорошего самочувствия и крепкого здоровья человека .
Чтобы узнать «Модно ли в нашем детском саду быть здоровым?» Ежова Елена Анатольевна — руководитель службы здоровья, организовала и провела фотовыставку под девизом: «Быть здоровым – модно!» , где активно приняли участие родители, дети и педагоги.
МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 Группа № 13
Номинация «Пропаганда ЗОЖ среди воспитанников ДОУ»
Тема работы: «В здоровом теле – здоровый дух»
Путорогина Ю.В.
Цели:
- Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни
- Укрепление здоровья детей
- Снижение и профилактика заболеваемости
Здоровый образ жизни!
Полезен он для всех.
Здоровый образ жизни!
Удача и успех.
Здоровый образ жизни!
Со мной ты навсегда.
Здоровый образ жизни!
Моя это судьба.
Здоровый образ жизни,
Будь у всех в крови!
Здоровый образ жизни!
Утром поднялся и беги.
Здоровый образ жизни!
Свежий воздух вдохни.
Здоровый образ жизни!
Счастливым будешь ты!
Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Спорт ребятам очень нужен! Мы со спортом крепко дружим! Спорт - помощник, спорт - здоровье, Спорт - игра, физкульт-ура!
Ты, дружок, меня послушай, Очень важно не забыть: Прежде чем садишься кушать Руки с мылом нужно мыть!
Надо кушать много каши, Пить кефир и простоквашу, И не забывай про супчик, Будешь ты здоров, голубчик!
Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь! Прогоню остатки сна, одеяло в сторону, Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья. С ними будем мы дружить, Чтоб здоровыми нам быть.
1,2,3,4,5 –
Будем шишками играть!
Будем шишками играть
между ручек их катать…
Акция!
Брошюра: «мы за ЗОЖ»
Выставка стенгазет:
«Здоровый образ жизни в моей семье»
«Мы - за здоровый образ жизни!»
Главное в жизни – это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность – это здоровье!
Его не купить, но легко потерять!
В дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка.
Внедрение ЗОЖ - основная задача всех членов образовательного процесса. Однако, мало кто знает, как правильно привить детям положительное отношение к процедурам по сохранению и укреплению здоровья. Давайте разберемся вместе.
Оздоровительная среда в ДОУ
Условия жизни в современном обществе предъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования, которые, к сожалению, не все дети могут соблюдать. Повышенная рождаемость детей с психофизическими отклонениями является еще одной причиной внедрения ЗОЖ среди масс населения.
Детский сад - это то место, где ребенок, начиная с 3-х лет, проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда. В нее входят:
- хорошо оборудованный спортивный зал;
- музыкальный зал;
- душевые для закаливания;
- физиотерапевтический кабинет;
- наличие в групповых комнатах спортивной зоны;
- приспособленный для подвижных игр садовый участок;
- пищевой блок, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам.
Приемы по развитию ЗОЖ в детском саду
- Воздушные ванны. Основной режимный момент в ДОУ - это прогулка на свежем воздухе. Это самый распространенный способ укрепления здоровья детей. Прогулку можно совмещать с подвижными играми, гимнастикой и даже закаливанием.
- Рациональное питание. Пища детей должна содержать витамины и минералы, необходимые для нормального роста и развития детей. Питание также должно быть сбалансированным, т.е. содержать в себе и белки, и жиры, и углеводы. Также немаловажную роль играет время приема пищи, которое должно быть равномерным и одинаковым каждый день.
- Личная гигиена. Детей необходимо приучать выполнять все гигиенические приемы даже без напоминаний родителей.
- Закаливание. Необходимо правильно и плавно начинать закаливать детей не только водными процедурами, но и воздушными.
- Режим дня. Этот способ хорошо дисциплинирует детей, и их жизнь приобретает определенный ритм. В правильно организованном режиме оптимально сочетаются все виды деятельности детей.
Планы-проекты по реализации ЗОЖ
Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия. Эти занятия предусмотрены календарно-тематическими и перспективными планами, которые утверждает заведующий учреждением. Все эти конспекты занятий собираются в объемные проекты по ЗОЖ в детском саду, которые могут реализовываться от недели до месяца. Названия у этих проектов могут быть самыми разнообразными. Например: "Скажем здоровью - ДА!", "Неделька здоровья", "Мы со спортом дружим", "Целебная водица", "Где прячется здоровье", "Спортландия", "Будь здоров!" и прочие. Несмотря на разнообразие названий все проекты по ЗОЖ в детском саду направлены на формирование у детей всех возрастов правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение появления вредных и привитие полезных привычек, расширение знаний о здоровом образе жизни.
Формы реализации программы по ЗОЖ
Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения. Несомненно, прививать правила личной гигиены и формировать правильное представление о здоровье нужно начиная с самых ранних лет. Однако, наиболее информативны занятия по ЗОЖ в средней группе детского сада. Это именно тот возраст, когда дети еще очень много не знают, но базовые навыки сохранения здоровья у них есть. Далее эти знания необходимо актуализировать и дополнять по мере развития и взросления детей.
В детском саду занятия по ЗОЖ имеют четкую структуру и последовательность этапов. Кроме того, в процессе занятия должны реализовываться определенные цели и задачи, в данном случае по развитию ЗОЖ у детей.
Оздоровительные кружки в детском саду
Для родителей, которые считают что в процессе образовательной программы их дети получают недостаточное оздоровление в детских садах, создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Занятия в таких кружках способствуют развитию физических способностей, настойчивости и уверенности в своих силах. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т.е. имеют своего рода коррекционную направленность.
ЗОЖ в игре
Игра - это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность. Невозможно с помощью одного занятия развить у ребенка все компоненты физического здоровья. Поэтому, зачастую, используют минимум 2-3 игры, которые должны быть направлены на формирование разных составляющих здорового образа жизни. Например:
- Игра "Опасно-безопасно"
Цель игры: научить детей различать опасные и безопасные действия и зоны.
Ход игры: игровое поле делится на две зоны - красная и желтая, что соответствует опасной и безопасной зоне. Дети свободно гуляют по игровому полю, пока воспитатель не назовет какое-либо действие, которое детям необходимо мысленно отнести к опасному или безопасному, и перейти в определенную по цвету зону на поле. Примеры действий:
- мальчик играет на проезжей части;
- девочка перебегает дорогу прямо перед машиной;
- дети играют в песочнице;
- мальчик воспользовался чужой расческой;
- девочка воспользовалась чужим носовым платком;
- дети ушли с детской площадки без спросу и т.д.
2. Игра "Личная гигиена"
Цель игры: воспитать у детей правильные привычки, закрепить знания о личной гигиене.
Ход игры: дети становятся по кругу, в центре - водящий, который исполняет роль стрелки. Водящий крутится вокруг своей оси пока воспитатель не скажет "Стоп!". Тот, на кого укажет "стрелка" должен ответить без слов, пантомимой на вопрос воспитателя. Примеры вопросов:
- что ты делаешь после пробуждения утром;
- как нужно умываться;
- как правильно чистить зубы;
- как нужно причесываться;
- как ты делаешь утреннюю гимнастику и т.п.
Для детей старшего возраста задачу нужно усложнить: дети не отвечают на вопрос воспитателя, а сами показывают эти режимные моменты, а остальные должны угадать какую процедуру показывает ребенок.
3. Игра "Витаминка"
Цель игры: познакомить детей с витаминами и расширить запас знаний о том, где находятся витамины.
Ход игры: дети делятся на две команды. Игрок из первой команды показывает картинку с изображением витамина, дети из другой команды в ответ показывают картинки овощей и фруктов, где содержится витамин. Далее игрок из второй команды показывает овощ или фрукт, а игроки из первой команды показывают, какие витамины содержатся в этом продукте.
Консультирование родителей по проблеме ЗОЖ
Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.
Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы. При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.
Информация для родителей
Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп. Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки. Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях.
Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке.
- Родителям необходимо всегда помнить, что их дети - это их отражение. То, как родители относятся к своему здоровью и соблюдают ли они здоровый образ жизни, отражается и на детях. Нельзя требовать соблюдения правил ЗОЖ от детей, если родители не выполняют их сами.
- Проводите больше времени со своими детьми. Активный отдых всей семьей - это лучший способ проведения досуга.
- Учитесь бороться со своим стрессом. Психическая уравновешенность - важный компонент ЗОЖ. Не нужно переносить свои проблемы на детей. Нужно, наоборот, показать им как справляться с этим.
- Не разрешайте детям долго смотреть телевизор. Гигиена зрения также относится к ЗОЖ и ее необходимо соблюдать.
- Отдайте вашего ребенка в секцию. Это поможет им выплеснуть гнев и излишнюю энергию, укрепить здоровье и развить волевую регуляцию.
ср, 09/14/2016 - 14:39 | Лямина Елена
Лямина Елена Вячеславовна
Методист
СП «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник».
- Пояснительная записка.
- Актуальность проекта.
- Аннотация.
- Цель и задачи проекта.
- Принципы реализации проекта.
- Гипотеза.
- Участники проекта.
- Модель реализации проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Результативность.
- Список используемой литературы.
Приложения.
- Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
- Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
II . Актуальность проекта.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Анализ сложившейся ситуации в нашем микрорайоне показывает: наш детский сад «Солнышко», структурное подразделение ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани находится в особых условиях. Во-первых, детский сад размещен в экологически неблагоприятном районе (рядом расположен завод ОАО «Тяжмаш»), во-вторых, дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья, в-третьих, источником экологической опасности является автомагистраль с оживленным движением, расположенная вблизи детского сада.
Изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста микрорайона ОАО «Тяжмаш » показало, что за последние годы увеличилось количество часто болеющих детей, находящихся на учёте в детской поликлинике.
Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
- Аннотация.
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Цель и задачи проекта:
Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Задачи, направленные на педколлектив:
- Овладение здоровьесберегающими технологиями;
- Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Задачи, направленные на воспитанников:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
- Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Принципы реализации проекта
1. Доступность
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность
- интеграция образовательных областей (Приложение 1)
VI .Гипотеза:
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
- Участники проекта:
Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.
Ожидаемый результат:
- Улучшение соматических показателей здоровья
- Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей
- Сформированность гигиенической культуры
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
- Индивидуализация физического развития
- Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях
- Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
VIII . Модель реализации проекта (приложение 2)
IX . Этапы реализации проекта:
I этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Проводимая работа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
- анкетирование родителей
3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).
II этап - внедренческий: (2013 – 2014г.)
Цель : Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.
К основным характеристикам этой среды следует отнести:
- морально-психологический климат
- экологию и гигиену
- современный дизайн
- рациональный режим жизни, труда и отдыха
- современные здоровьесберегающие методики
и технологии.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с социумом);
- гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
Проводимая работа:
- Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение 3,4)
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта
- Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (Приложение 5)
- Внедрение перспективных планов кружков физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй!», «Фит-Денс» для детей старшего дошкольного возраста
- Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
III этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г)
Цель : Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:
- исследование состояния здоровья детей за 3 года ;
- мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
- проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.
IV этап – презентационный: Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу «Здоровый дошкольник».
X . Результативность
В ходе наблюдений за деятельностью педагогов, в рамках , изучения материалов по формированию здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что педагог, который заботится о своем здоровье, может воспитать здорового ребенка.
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на педагогов:
Мероприятия |
|
Методическое объединение: Тема: «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности в детском саду» |
Результаты:
Проблемы:
Пути решения:
|
Методическая оперативка по теме «Факторы, влияющие на здоровье дошкольников: гигиенические факторы, организационно-педагогические факторы, психолого-педагогические факторы» |
|
Консультация «Учет половых особенностей старших дошкольников в процессе физического воспитания» |
|
Консультация : «Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста» |
|
Семинар-практикум « Здоровьеориентированная деятельность детского сада» (три заседания) |
|
Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп «Забота о здоровом образе жизни» |
|
Практическое занятие для воспитателей и специалистов: «Возможности использования фитбола в работе с детьми с нарушениями речи» (методика Дrums Alive) |
|
Деловая игра для воспитателей : «Я рисую здоровье…» |
|
Открытые просмотры НОД по реализации образовательной области «Физическое развитие» |
|
Формирование папки материалов с опытом работы педагогов города по теме «Здоровьесберегающая деятельность детского сада» |
|
Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада |
|
Тематический контроль: По теме «Здоровьесберегающая среда в детском саду как условие сохранения психофизического здоровья детей» |
Реализация двигательной активности, совместная образовательная деятельность педагогов с детьми по проблеме ЗОЖ позволяет сформировать у детей представления о здоровом образе жизни. Особое внимание «Служба здоровья» уделяет снижению заболеваемости детей, разработке профилактических мер, составлению индивидуального образовательного маршрута для часто болеющих детей. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду созданы необходимые условия. Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.
В детском саду есть музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, спортивные уголки и «Уголки здоровья» в группах (оборудованные физическими пособиями и инвентарем), 2 спортивные площадки и летний плескательный бассейн (на территории детского сада), - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.
Систематически проводятся: утренняя ритмическая гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, занятия по физическому развитию в зале и воздухе, подвижные игры на прогулке, физкультминутки. Организованы занятия в кружках физкультурно-спортивной направленности: «Здравствуй!» и «Фит-дэнс.», социально-педагогической направленности «Познай себя», работа которых направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, профилактике плоскостопия у детей, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на воспитанников:
Мероприятия |
Результаты, проблемы, пути решения |
Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада: НОД «Здоровье дарит Айболит» (младший возраст) НОД «Путешествие в страну Витиминию» (средний возраст). НОД «Витамины – наши друзья» (средний возраст). НОД «Здоровый образ жизни» (старший возраст) НОД «На зарядку по порядку» (дошкольный возраст) НОД «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» НОД «К нам весна пришла» (младший возраст) |
Результаты:
Проблема: дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия. Пути решения:
|
Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:
|
|
Акции здоровья в детском саду: «Безопасность» «Береги свои зубы» «Встреча с Мойдодыром» «День подвижных игр» «Движение – это жизнь» «Лыжи в детском саду» |
|
Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста: «Мы бодры и веселы, мы здоровы и умны…» |
|
Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей. |
|
Работа дополнительных образовательных услуг. |
Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей
за период с 2012 по 2015 гг. высокий уровень.
Годы |
2012-2013 уч. г. |
2013-2014 уч. г. |
2014-2015 уч. г. |
|||
Средний возраст |
||||||
Старший возраст |
||||||
Подготовительный возраст |
||||||
Общий результат |
Анализ заболеваемости детей на период с 2012-2015 гг.
Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник» ) помогает основательно изучить и осмыслить материал. Родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги. Творческие способности родители и дети особенное ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, изготовлении, оформлении книг, презентациях. Организация работы семейного клуба «Крепыш»» в СП ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани «Детский сад № 55» способствует повышению педагогической компетентности родителей по формированию ценностей здорового образа жизни, установлению психо - эмоционального контакта между родителями и их детьми. В ходе общения родителей воспитанников происходит обмен положительным опытом семейного воспитания, знакомство с семейными традициями. В программу работы семейного клуба «Крепыш» включены практикумы: «Нетрадиционные методы закаливания», «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»,» «Точечный массаж».
Активное участие родители принимали в фото - выставках «Папа, мама, я - здоровая (спортивная) семья!», выставках детских работ (совместное творчество родителей и детей) «Здоровье, спорт и творчество!».
Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм взаимодействия с педагогами, было предложено повысить свою компетентность через дистанционное образование (сайт дошкольного образовательного учреждения).
Итоги реализации задач проекта «Здоровый дошкольник», направленных на родителей воспитанников:
Мероприятия |
Результаты, проблемы, пути решения |
Общее родительское собрание «Растим здоровых детей» |
Результаты:
Проблемы:
Пути решения:
|
Тематические групповые родительские собрания |
|
Работа семейного клуба «Крепыш» |
|
Оформление информационных стендов «Малыши-крепыши» |
|
Анкетирование родителей в группах «Здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома» |
|
Смотр-конкурс «Зимние постройки на участке» |
|
Участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми (««Мама, папа я – спортивная семья!») |
|
Семинар-практикум «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка» |
|
Участие в городской акции «Здоровье, спорт и творчество!» |
Перспектива развития проекта.
Проект «Здоровый дошкольник» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношений детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения города. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
XI . Список использованной литературы:
- Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010г.
- Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
- Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ»,2014
- Интернет ресурсы.
Приложение 1
Интеграция образовательных областей
Интегрированное содержание |
|
Физическое развитие |
Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх. Назначение специальной спортивной одежды и обуви. Необходимость прививок. Понятие об экологической безопасности. |
Социально-коммуникативное развитие |
Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не угроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм. Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться. |
Развитие речи как средство общения и культуры. Обогащение активного словаря. Разучивание пословиц, считалок, речевок, девизов. |
|
Познавательное развитие |
Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда). |
Художественно-эстетическое развитие |
Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др. Продуктивная деятельность – рисование спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр и спорта. Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). Песенное творчество. |
Модель реализации проекта в СП «Детский сад № 55»
ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
№ п/п |
Возрастные группы |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
Сроки проведения |
|
1. Оптимизация режима |
|||||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима |
Ежедневно |
Воспитатели, педагог-психолог, врач-педиатр, старшая медсестра |
В течение года |
||
Определение уровня физической подготовленности. |
Средняя, старшая, подготовительная группа |
2 раза в год (в сентябре, мае) |
Старшая медсестра, педагог-психолог, врач-педиатр. |
В течение года |
|
2. Организация двигательного режима |
|||||
Утренняя ритмическая гимнастика |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
|
Занятия по физическому развитию (в зале) |
I младшая.-средняя группы Старшая и подг.гр |
3 раза в неделю 2 раза в неделю |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
|
Занятия по физическому развитию на свежем воздухе |
старшая, подготовительная группы |
1 раз в неделю |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
|
Гимнастика после дневного сна |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели, контроль медработника |
В течение года |
|
Прогулки с включением подвижных игр |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Музыкальная деятельность |
Все возрастные группы |
2 раза в неделю |
Музыкальный руководитель |
В течение года |
|
Физкультурный досуг |
1 раз в месяц |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
||
Спортивный праздник |
Средняя, старшая, подготовительная группы |
2 раза в год (лето, зима) |
В течение года |
||
Спортивные игры (элементы) |
Средняя, старшая, подготовительная группы |
Ежедневно (I половину дня) |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
|
Индивидуальные занятия в летнем открытом бассейне |
Все возрастные группы |
Ежедневно (по погодным условиям) |
Инструктор по физической культуре, воспитатели |
Летний период |
|
Индивидуальная профилактическая работа по профилактике осанки и плоскостопия |
Ежедневно |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
||
Кружок физкультурно-спортивной направленности «Фит-денс» |
Старшая, подготовительная группы |
1 раз в неделю |
Инструктор по физической культуре |
В течение года |
|
Кружок физкультурно-спортивной направленности «Здравствуй! » |
Подготовительная группа |
1 раз в неделю |
Музыкальный руководитель |
В течение года |
|
Физкультминутки |
Все возрастные |
Во время НОД |
Воспитатели и специалисты |
В течение года |
Пальчиковая гимнастика |
Все возрастные группы |
3 -4 раза в день |
Воспитатель, учитель-логопед |
В течение года |
||
Оздоровительный бег |
Все возрастные группы |
Ежедневно во время прогулок |
Воспитатели |
В течение года |
||
Индивидуальная работа по физическому развитию |
Все возрастные группы |
Ежедневно утром и вечером |
Воспитатели |
В течение года |
||
3. Охрана психического здоровья |
||||||
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы |
Все возрастные группы |
Ежедневно несколько раз в день |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
||
Психогимнастика |
Со средней группы |
Ежедневно |
Педагог-психолог, специалисты |
В течение года |
||
4. Профилактика заболеваемости |
||||||
Дыхательная гимнастика в игровой форме |
Все возрастные группы |
3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна. |
Воспитатели, контроль медработника |
В течение года |
||
5. Коррекционная работа |
||||||
Артикуляционная гимнастика |
Со средней группы |
В течение дня ежедневно |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
||
Пальчиковая гимнастика |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
||
Индивидуальная коррекционная работа |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
||
6. Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка |
||||||
Воздушные ванны |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
||
Солнечные ванны |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
Июнь-август |
||
Прогулки на воздухе |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
||
Босоножье |
Все возрастные группы |
Ежедневно после дневного сна |
Воспитатели |
В течение года |
||
Обширное умывание /элементы/ |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
||
Игры с водой |
Все возрастные группы |
Во время прогулки, во время занятий |
Воспитатели |
Июнь-август |
||
Прогулки по экологической тропе |
Все возрастные группы |
Во время прогулки |
Воспитатели |
В течение года |
||
7. Лечебно - оздоровительная работа |
||||||
Витаминотерапия |
||||||
«Ревит», поливит |
Все возрастные группы |
В домашних условиях |
Родители |
Декабрь-февраль |
||
Витаминизация блюд |
Все возрастные группы |
Ежедневно |
Старшая медсестра |
В течение года |
||
Приложение 3
Формы и методы оздоровления детей.
Формы работы |
||
1 |
Образовательная деятельность по физическому развитию |
С нестандартным оборудованием |
2 |
Образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке |
|
3 |
Утренняя гимнастика |
|
4 |
Образовательная деятельность с музыкальным руководителем |
|
5 |
Физкультминутки и динамические паузы |
|
6 |
Подвижные игры на прогулке и в помещении |
|
7 |
Физические упражнения после сна |
профилактическая гимнастика: физические упражнения под музыку |
8 |
Индивидуальная работа по физическому развитию |
|
9 |
Спортивные игры |
Элементы игр на прогулке |
10 |
Спортивный досуг |
|
Формы и методы |
||
Обеспечение здорового ритма жизни |
|
|
Физические упражнения |
|
|
Элементы закаливания в повседневной жизни |
|
|
Активный отдых |
|
|
Музыкальная деятельность |
|
|
Психогимнастика |
|
|
Пропаганда ЗОЖ |
|
Приложение 5
Формы взаимодействия учреждения с социумом и семьёй
№ п/п |
Формы взаимодействия |
|
1 |
Работа в социуме |
|
2 |
Преемственность с образовательными программами начального общего образования |
|
3 |
Совместная работа воспитателей и родителей |
|
4 |
Совместная работа с детской поликлиникой |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» Проект « Мы за здоровый образ жизни» Автор проекта воспитатель: Бейсембаева Амина Умирзаковна Участники проекта: дети группы «Непоседа», родители воспитанников, воспитатель Самирзянова Вероника Минзаировна, инструктор по ФК Мухаметшина Рима Сабирьяновна.
Для родителей: Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми; Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей; Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ; Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Предполагаемые результаты: приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.