Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет). Пальчиковая гимнастика: система игр и упражнений для детей Что это такое

Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет (упражнения)

Бура Ольга Александровна, педагог-психолог.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Описание материала: Предлагаю Вам пальчиковую гимнастику для детей 1,5-3 лет. Данный материал будет полезен как педагогам-психологам, так и воспитателям ранних групп развития или родителям. Данный материал направлен не только на развитие мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания, но и как прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
- Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Непоседа
(аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Фрукты-овощи
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
Дождик
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).

Разукрашенные животные
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Часы
(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Пожарники
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Мяу-Мяу
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Список используемой литературы:
1. Гордеева Т.В.. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015 – 48 стр.
2. Елена Тимофеева: Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: Корона-Принт, 2008 г.
3. Лазаренко Ольга Ивановна. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений. Год: 2014
4. Лариса Иванова. Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет (карточки). Год: 2012.
5. Нищева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Год: 2014
6. Нищева Наталия Валентиновна. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Год: 2015
7. Овчинникова Т.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Год: 2010
8. Пальчиковая гимнастика. Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А.. Издательство: Астрель. 2007-42 стр.
9. Светлана Олеговна Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Год: 2011.

Ладошки и пальчики – важнейшие части тела ребенка. С помощью конечностей малыш удерживает различные предметы, учится считать, играет. Движения пальчиками и пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук. Большую роль в развитии детских пальчиков играет развивающая гимнастика.

Польза упражнений для пальчиков

Малыши, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, быстро овладевают различными навыками в повседневной жизни: правильно держат ложку, рисуют мелками, карандашами, а в дальнейшем учатся правильно держать ручку и писать. Им легко удается самим застегивать пуговицы на одежде или завязывать на обуви шнурки. Играя при помощи пальцев в возрасте от двух до трех лет, дети активно развивают свою речь, быструю реакцию на происходящее и образное мышление, тренируют память. Во время таких игр можно читать небольшие стишки, потешки, скороговорки, считалочки, слушать любимую музыку, что на ранних этапах развития формирует у детей чувство ритма, музыкальный слух. Все эти навыки и привычки пригодятся малышу в будущем. Поскольку в играх могут принимать участие все старшие члены семьи, это сблизит малыша с родными, поможет установить тесный контакт. Дети становятся довольными, веселыми и спокойными.

Она развивает не только мелкую моторику конечностей, но и стимулирует деятельность мозга у детей. Очень важно проводить игровые занятия пальчиками с малышами, начиная с рождения и до 3-х лет. В этот период ребенок учится мыслить, а затем и разговаривать. Изначально взрослые сами массируют ручки и пальчики младенца, растирая и поглаживая их, посылая тем самым в речевые центры мозга необходимые импульсы. Бытует мнение, чем больше развита рука ребенка, тем проще ему будет освоить учебную программу начальных классов в школе.

С чего начать занятия по пальчиковой гимнастике?

Начинать пальчиковую гимнастику необходимо постепенно, сначала задействовав одну руку малыша, а затем вторую. Необходимо разогреть ладошки ребенка легкими массажными движениями, затем похлопать вместе с ним в ладоши, и только потом приступать к основным упражнениям. Стишки, скороговорки, считалочки повторять по несколько раз, медленно подключая ребенка к игре. Можно воспользоваться книжками с яркими иллюстрациями животных, игрушек и т. д., привлекая внимание ребенка, показывая картинки и задавая попутно несложные вопросы. Данный процесс должен сопровождаться характерными звуками и движениями. Проводить занятия с малышом необходимо регулярно, каждый день, уделяя этому от 10 до 20 минут 2 – 3 раза. По мере взросления ребенка упражнения должны усложняться, дополняться и видоизменяться.

Игровые упражнения

Разминка

Обеими ручками малыша одновременно сжимать и разжимать пальчики. Желательно делать это под ритмы музыкального сопровождения.

Семья

Начиная с большого пальца, загибаем поочередно все пальцы руки, перечисляя членов семьи. Когда образовался кулачок, накрыть его ладошкой второй руки.

Шалун

Приговаривать веселую потешку, рисуя пальцем круги на детской ладошке. Затем поочередно загибаем каждый пальчик. В конце упражнения берем пальцами другой руки мизинчик и медленно покачиваем им в стороны.

Веер

Расслабить пальчики обеих рук. Поднести их к лицу и медленно покачать, изображая ладошками веер.

Качели

Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем синхронно обеими руками. Сомкнуть и выпрямить все пальчики на руках, поднять вверх. Потом слегка загибаем пальчики и плавно опускаем вниз.

Пальчики-братики

Берем ладошки малыша в свои руки и поочередно загибаем пальчики в таком порядке: мизинец, безымянный, средний палец, указательный и большой. В процессе этого легко поглаживаем и массируем детские пальчики.

Зайка

Малыш слегка подпрыгивает, пряча обе ручки за спиной. Затем показывает пальчиком, где у зайки носик, ушки, лапки – показывает ладошки. И вприпрыжку крутится вокруг своей оси.

Курочка на прогулке

На поверхности стола двумя пальчиками – средним и указательным делаем движения в виде шагов. Затем всеми пальчиками рук выполнить щиплющие манипуляции, как курочка травку щиплет. Все пальцы рук бегут по поверхности. Произвести ритмичные хлопки в ладоши, грозящие движения пальчиком. После этого двумя пальцами руки ребенок делает движения, будто собирает зерна.

Чистая водичка

Ребенок делает руками движения, как будто умывает личико, поглаживает щеки, потирает ушки. Затем с небольшим усилием потирает ладошками.

Кошкины лапки

Сжатые ладошки в кулачки выложить на стол перед собой. Выпрямить пальцы и поскрести по поверхности царапающими движениями. Проделать упражнение несколько раз подряд.

Ёжик

Распрямить ладонь и прижать к ней пальцы, как будто ёжик убирает иголки, затем резко распрямить пальчики – показал иголки.

Птички

Скрестить руки малыша в зоне запястья, выпрямив и расслабив пальчики. Поднимать и опускать руки, помахивая пальцами, будто крыльями. Собираем пальчики одной руки в щепоть и слегка шевелим, перебираем ими – кормим птичек. Пальчиками обеих рук барабаним по столу – птички клюют зерно. Снова скрещиваем в запястье руки и машем выпрямленными пальчиками – птички улетают. Повторяем упражнения несколько раз.

Барабанчик

В эту игру рекомендуется играть с группой детей. Усадить их вокруг стола. Пусть все дети выложат ручки на стол. Показать малышам, как барабанить пальчиками по ровной поверхности. Сначала пусть постучат выпрямленными указательными пальчиками, а затем всеми пальчиками обеих рук одновременно. Предложить постучать по столу, соревнуясь кто громче. Потом можно разнообразить данную игру дополнительными движениями, меняя их громкость и ритм.

Замок

Руки положить перед собой на стол, соединив пальцы в замок. Постучать по столу замочком. Сделать круговые движения перед собой, не размыкая пальцы. Покрутить кистями рук в таком же положении, потянуть замочек сначала вправо, а затем влево. Разомкнуть пальчики.

Занимаясь пальчиковой гимнастикой с ребенком в возрасте 2 – 3 лет, взрослые прививают ему полезные навыки, расширяют кругозор, стимулируют мозговую деятельность. К тому же ежедневное тесное общение с малышом доставит немало приятных минут, успокоит и развеселит ребенка. Каждый взрослый член семьи может сам придумывать для занятий новые движения, песенки, стишки и считалочки.

Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.

Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.

Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.

Польза пальчиковых игр для детей

  • Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
  • Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.

Полностью управлять своим внимание ребенок научится к первому классу, но такая тренировка позволит облегчить этот процесс.

  • Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
  • Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
  • Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы , малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.

Обзор пальчиковых игр для детей

«Рыбы»

Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль .
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.

Вкусные торт

Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.

В гости

К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу .
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.

Новогодний стишок

Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!

Вкусная каша

Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.

Милый зайчонок

Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.

Лепим вместе

Займитесь с ребенком Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка . Это не только полезно, но и вкусно.

Краски

Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.

  • Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
  • Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
  • Со временем усложняйте стишки и движения.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.

Пальчиковые игры для детей – видео

Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.

Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.

Расскажите нам в комментариях, какие игры пальчиками понравились вам и вашему ребенку больше всего?

Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует .

Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

Поднять большие пальцы.

Второй палец — мамочка.

Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Разогнуть средние пальцы.

А четвертый — бабушка.

Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!

Выпрямить мизинцы.

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Соединить мизинцы.

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

Пальчики спят

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему.

Хочет этот пальчик спать.

Загнуть мизинчик.

И вот этот — прыг в кровать.

Загнуть безымянный.

Этот палец прикорнул.

Загнуть средний.

Этот сразу же заснул.

Загнуть указательный.

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.

Пальцы вышли погулять.

Пошевелить всеми пальчиками одновременно.

Этот пальчик нашел гриб.

Загнуть большой палец.

Этот пальчик кормит рыб.

Загнуть указательный палец.

Тот играл.

Загнуть средний палец.

А этот пел.

Загнуть безымянный палец.

А мизинчик лишь смотрел.

Загнуть мизинец.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

Двигать мизинцами.

Корзинка овощей

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

У девочки Зины

Овощи в корзине.

Сложить из ладошек «корзинку».

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.

Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Разместились ловко.

Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому

В гости все бегут.

Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома,

Указательный уж тут.

Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.

Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.

Безымянный прилетел.

Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.

Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.

Вот все вместе собрались —

Посиделки начались.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

Пора пальцам на зарядку.

Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!

Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко

Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.

Потрусить руками в воздухе.

Слон и мышка

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

Паучки

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.

Вместе с ним бежали детки.

С неба дождик вдруг полил.

Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.

Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.

Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.

Пальчики «ползают» по голове.

Утята

В такую игру нужно играть сидя за столом.

По речке пять утят плывет

А мама — утка их зовет.

Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята к маме не спешат,

Лишь четверо плывут назад.

На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

Идти домой не все хотят,

Всего лишь три плывут назад.

По речке плавают, шумят,

Лишь два птенца плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

Один лишь к берегу плывет.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

А мама - утка всех зовет.

Покивать кистью первой руки.

И вот все пятеро утят

Спешат к мамулечке назад.

Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.

Колобок

Играть нужно сидя за столом.

Колобок — румяный бок.

Убежал он за порог.

Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

Убежал он за порог.

Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

Покатился Колобок

По тропе в густой лесок.

Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.

Скок - скок - скок, скок - скок - скок.

По тропе в густой лесок.

Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

Повстречал он там Зайчонка.

Обеими руками показать зайчика зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать разгибать их.

И сердитого Волчонка.

Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

Медвежонка косолапого.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.

А Лисица Колобка провела и сцапала.

Соединить пальцы обеих рук в замок.

Одной из разновидностей пальчиковой гимпнастики в ДОУ является составление фигурок животных. Для этого рекомендуется устроить теневой театр. Также для пальчиковой гимнастики можно предлагать детям игры с различными мелкими предметами: бусинками, мозаикой, конструктором и т.п.

Следует компоновать игры так, чтобы они предусматривали разные движения пальцами и кистями. Не стоит специально выделять время для подобных занятий. Можно использовать любую свободную минутку: пока ждете начала обеда в столовой, во время прогулок и т.д. Это поможет и развлечь детей, и поспособствует их развитию.

Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка - его ум.

Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.

Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.

Значение пальчиковой гимнастики

Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 - 6 лет имеет огромное развивающее значение:

Стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;

Учит концентрации и правильному распределению внимания;

Совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;

Развивает воображение и речь крохи.

Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.

Виды гимнастики для пальцев

Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.

Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, - полноценный дидактический материал.

Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.

Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).

Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.

Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:

1. для кистей рук - простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;

2. статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;

3. динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.

Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет

Знаменитая «Сорока-ворона» - прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.

«Росточек-лепесточек»

Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.

Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем - это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.

Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.

«Лесные зверята»

Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».

Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.

«Тише, детки!»

Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.

Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец. Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».

Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.

«Фонарики»

Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:

Вот приходит Новый год! (хлопок)

Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)

Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)

Яркие фонарики.

Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)

Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).

В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)

Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).

Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).

Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.

«Тесто»

Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»

«Накорми куколку»

Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:

Кукле кашу я варю.

Положу в нее крупу

И поставлю на плиту.

Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),

Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).

Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет

Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.

«Кошечка-царапка»

Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:

У Васькиной дочки

На лапках коготочки.

Их потрогать не спеши,

Поцарапает, смотри!

На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».

«Комаришка»

Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара - указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» - большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:

Комаришка прилетел,

Укусить меня хотел.

Комаришку не боюсь,

От него скорей умчусь!

Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».

Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет

Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.

«Капустка»

Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:

Мы капустку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем.

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмем-жмем.

Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.

«Большая стирка»

Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:

Постираю чисто, с толком,

Юбку, блузку и футболку.

Постираю брюки -

Устали мои руки!

Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.

«Жужжалка»

Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.

Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!

Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!

Летит комар, на лоб - оп!

А я его - хлоп!

И к уху. Как? З-з-з!

Отпустить? Отпущу!

Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет

Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).

«Мир!»

Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.

Спорят пальцы:

Кто главней?

Кто красивей?

Кто умней?

Ну-ка, ссору прекратите!

Быстро, пальцы, помиритесь!

«Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.

«Пообедали!»

В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседа.

Скатерть быстро постелили,

Вилки-ложки разложили.

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

И нажарили котлет,

Вкусен вышел наш обед!

Посолили, поперчили

И про сахар не забыли!

Мы готовили, устали.

И ватрушки печь не стали.

Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.

Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы. Не нужно бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи. Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка - источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.

Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.