Акти́вное слу́шание. Упражнения для развития навыков слушания Развитие навыков активного слушания упражнения

ольга синицина
Картотека игр на развитие «активного слушания»

Упражнение «Активное слушание »

Цель упражнения : Развитие навыков активного слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий . Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие " не слышали этого, что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих . Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т. д.) . Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего . На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание") . Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания , называя их, и давая необходимые пояснения.

Упражнение «Телефакс»

Цель упражнения : Проработать умения активного слушания .

Подготовка :

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов : дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры :

Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто) .

Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!» . После этого можно сравнить обе карточки .

Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.

В конце игры обсуждение нескольких вопросов :

Слаженно ли работала команда?

Как можно было повысить эффективность работы?

Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Варианты :

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова : «да» , «нет» , «алло» , «ура» и т. д.

Упражнение «Слухачи»

Цель упражнения : Научиться эффективному слушанию .

Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.

Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.

Рефлексия.

Упражнение «. зато ты»

Цель упражнения : Создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Оборудование : листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход занятия : Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «. зато ты.» и далее какое-то положительное качество этого человека : все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты) .

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Подведение итогов дня

Е занятие

Цель :Развитие качеств , характеризующих коммуникабельную личность.

Необычное приветствие

Цель упражнения : Разминка, приветствие участников друг друга.

Поприветствуйте участников тренинга словом “Здравствуйте!” с 10 различными оттенками : страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия и т. д.

Упражнение «Переходы»

Цель упражнения : Активация внимания друг к другу.

Тренируем навыки рабочей собранности : Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа стоял участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы участник с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений!

Упражнение «Луноход»

Цель упражнения :Развивает чувства стойкости , упорства и способствует снятию напряжения в группе.

Участники должны встать в круг. Смотреть только в глаза друг другу. Тот кто засмеётся должен сесть в круг, и на корточках перебираться по кугу, говоря : «Я луноход 1» . Следующий уже будет луноход 2 и т. д. Необходимо проделать это до того, как стоять останется только 1 человек. Он-то и есть самый выдержанный.

Упражнение «Его сильная сторона»

Цель упражнения : Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты . - Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения : развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание : "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника") ". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Выход из контакта»

Цель упражнения : Развитие коммуникативных навыков.

Представьте ситуацию : «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Упражнение «В самолёте»

Цель упражнения : Развитие коммуникативных навыков.

Группе предлагается разыграть следующую ситуацию «вы купили билет на самолёт Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полёта. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор. Как вы поступите, если вашим соседом окажется : пожилая женщина, читающий книгу, молодая девушка и т. д.» Все члены группы включаются в игру, - то в роли, желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.

Итоги дня.

Е занятие

Цель :Завершение тренинга. Закрепление полученных навыков.

Упражнение «Представление»

Цель упражнения : - формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; - умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Участникам дается следующее пояснение : в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

Упражнение «Диспут»

Цель упражнения : Развитие умений и навыков активного слушания .

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например : сторонники и противники «загара» , «курения» , «раздельного питания» и т. д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхом, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой : «Да, именно это я и имел в виду» ).Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения : «Да, вы меня поняли правильно» . Следует предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника , приписывая ему не его слова.

Упражнение «Вижу разницу»

Цель упражнения :Развитие концентрации внимания.

Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники делятся на две группу по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, наличие шнурков на обуви) . Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Упражнение «Мы похожи»

Цель упражнения : Повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов : - Ты похож на меня тем, что. - Я отличаюсь от тебя тем, что.

Люди любят говорить и любят, когда их слушают. Техника активного слушания помогает развивать в себе навыки внимательного слушателя. Техника активного слушания улучшает вашу коммуникацию, как в деловой сфере, так и в личных, и дружеских отношениях.

Недостаточно только кивать головой, показывая, что вы слушаете. Это лишь первый уровень в так называемом «активном слушании». Большинство людей, если вы будете только кивать головой, заподозрит вас в том, что вы «симулируете» интерес к его болтовне. Вам надо освоить все четыре уровня «активного слушания».

1. Начав разговор с каким-то человеком, сначала просто совершайте кивки в знак того, что слушаете.

2. По ходу развития разговора начните повторять за партнером по коммуникации отдельные слова и фразы («вчера…», «красивая…», «три килограмма…», «в последний раз»). Не стоит повторять первые попавшиеся слова и фразы — повторяйте значимое.

3. Пробуйте перефразировать слова и фразы , что-то можно дать в вопросительной или восклицательной интонации («в понедельник…», «прелестная?», «три тысячи граммов!», «значит, этого больше не будет…»). Такое перефразирование для собеседника — почти полная гарантия того, что вы на самом деле слушаете с интересом, активно.

4. На четвёртом уровне давайте интерпретации («то есть ты хочешь сказать, что вчера было собрание?», «тебе понравилась…», «ага, значит не четыре килограмма, а только три!», «то есть ты с этим завязал полностью?»). Интерпретируя слова собеседника, вы можете помочь ему самому разобраться в своих мыслях и суждениях, а также перехватить, если надо, инициативу разговора.

Контакт глаз

Для активного слушания несомненно важен контакт глаз. Без контакта глаз не только не получится внимательно слушать, но также и тёплое, дружеское, открытое общение практически невозможно. Если вы отводите глаза в сторону, избегаете смотреть прямо в глаза, лишь на секунду-другую останавливаясь взором на лице собеседника, волей-неволей будете производить впечатление замкнутого человека, не желающего общаться. И самое плохое — то, что вашему собеседнику может показаться, что он вам безразличен и даже неприятен. Смотреть пристально, совсем не отводя глаз,— это тоже не очень хорошо: у собеседника может сложиться впечатление, что вы его «гипнотизируете», подавляете.

В норме при разговоре надо смотреть секунд 10-30 в глаза, потом на время отводить свои глаза в сторону. Лучше всего для этого подходят моменты, когда ваша очередь говорить и вам надо слегка (или сильно) подумать над ответом.

Если вам «психологически тяжело» смотреть в глаза другим людям, с этим надо работать, это можно развить как любое другое умение.

Для этого каждый день старайтесь хотя бы несколько раз добиться контакта глаз продолжительностью секунд 15-20. Запоминайте каждый такой контакт, при каких обстоятельствах он произошёл, какие чувства в вас вызвал. Обязательно ведите учет в своей записной книжке и каждому своему контакту поставьте оценку по пятибалльной шкале. Оценивайте свои ощущения:

1 — это было ужасно,

2 — было неприятно,

3 — нормально,

4 — было приятно,

5 — это было прекрасно.

Попробуйте поразмышлять, почему вам приятны контакты или неприятны. Ни в коем случае не забрасывайте тренировку. Будьте последовательны.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех


    Яркое и живое
    упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе .

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов . Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме .

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"


    Отличная возможность!
    Вы оплачиваете всего 990 руб . и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус" .
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Активное слушание»

Цель : выработать собственную технику активного слушания.

Время : 60 мин.

Участники сидят по кругу.

Инструкция:

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)».

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.

Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

«Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?»

«О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?»

«Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?» и т.д.

Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Упражнение прислала Юлия


23.05.2009
Ивейн
Спасибо Юлия!
23.09.2012
legofox
Жаль нет правил активного слушания, которые раздаются участникам
25.09.2012
Мара
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.
Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
Не давай советов.
Не давай оценок.
Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)
Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза).
Кивки.
Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

Вот и правила) пользуйтесь))

Активное слушание - это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.

Ведущий раздает участникам памятки «Приемы активного слушания»

Упражнение «Слухачи»

Цель упражнения: Научиться эффективному слушанию.

Члены группы делятся на пары. Один человек должен что-то в течение трех минут рассказывать какую-либо интересную историю из своей жизни, а второй должен мимикой, жестами, выражением лица и другими невербальными и вербальными способами продемонстрировать свое внимание и интерес к информации.

Все остальные члены группы оценивают по десяти бальной системе эффективность слушания и определяют его уровень. Процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы примут участие в игре.

Рефлексия.

Упражнение: «Дублирование»

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?

Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?

Что было самым сложным?

Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?

Как это упражнение помогло мне узнать человека?

Упражнение«Принятие решений»

Этот шаг включает рациональное ранжирование поставленных задач. Собственно сама стратегия принятия решений представляет собой распределение задач по значимости. Необходимо определить приоритетность каждой задачи, т. е. установить степень ее важности (значимости) и срочности выполнения. Для этого существует соответствующая схема:

По приоритетности задачи могут быть:

1 – срочные и важные. Их необходимо выполнять без промедления. «Их делаю сам в первую очередь».

2 – важные, но несрочные. «Их делаю сам, но позднее». Необходимо установить сроки выполнения этого типа задач.

3 – срочные, но менее важные. Сюда входят задачи, подлежащие делегированию. «Их перепоручаю».

4 – задачи, которые отправляются в «корзину». Не срочные и не важные. Для задач этого типа составляется отдельный список и решается необходимость их выполнения вообще. Если ответ утвердительный, то определяются сроки либо решается вопрос об их перепоручении.

Упражнение: Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

Инструкция. Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: «Как вы боретесь с негативными эмоциями?». В процессе обсуждения составить список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный перечень корректируется и дополняется психологом.

I. КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ

Шаг первый. Проведите аутогенную тренировку

«Я совершенно спокоен»

Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».

Шаг второй. После общего расслабления выполните упражнения

«Дыхание»

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком «а-а-а».

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком «о-о-о» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).

5. Медленный глубокий вдох.

6. Медленный глубокий выдох со звуком «у-у-у» (руки опустить вниз).

«Пальцы в кулак»

Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).

«Аромат роз»

Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом.

«Солнечный луч»

Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.

Шаг третий. Снимите головную боль, если она есть

«Дождик»

Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи - то замедляя, то ускоряя темп.

Шаг четвертый. Прогоните неприятные мысли

«Рисование»

Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.

Шаг пятый. Активизируйте резервы организма

«Ушки на макушке!»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

Выполните действия:

· указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;

· помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.

II. ЗАРЯДКА ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.

Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным (-ой) и нужным (-ой) своему ребенку, семье, себе самому (-ой).

6. Именно сегодня я буду доброжелателен (-льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным (-ой) и щедрым (-ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любит и верят мне.

Упражнения на релаксацию используются в работе с детьми:

· гиперактивными, т. к. такие дети с трудом управляют своим поведением, плохо владеют собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация развивает направленное внимание, дифференцированные двигательные и психические реакции, совершенствует психомоторное состояние ребенка. Расслабление нормализует гипертонус и гипотонус мышц, позволяет чувствовать свое тело;

· склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

· застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить внешне. Поэтому дети «кипят» внутри и часто обращают негативную энергию на самих себя, что стимулирует аутоагрессивные и невротические проявления (тики, пощипывания и т. п.).

Упражнения на релаксацию необходимы с первоклассникам для восстановления работоспособности. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают возбуждение в нервной системе, которое ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Диалог”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен демонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут (варианты тем: 1. Интересное событие этой недели; 2. Где бы я хотел отдохнуть; 3. Мой любимый фильм; 4. Моя любимая телевизионная передача). Инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:
- не смотреть на собеседника;
- начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало;
- постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказывать об аналогичном событии в своей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;
- устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.

После истечения указанного времени психолог обращается к тем, кто говорил, с вопросом: что мешало им и насколько комфортно они чувствовали себя в этом диалоге. В процессе группового обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы школьники хотели видеть своего слушателя. Высказывания фиксируются на доске.

Теоретическая вставка (материалы для информирования)
Слушать – значит понимать чувства и состояния собеседника. Когда к нам обращаются за помощью, важно проявить расположенность и симпатию, чтобы другой увидел и почувствовал, что мы испытываем в отношении его.

Правила слушания:
- поза, мимика, жесты должны говорить о том, что ты заинтересованный слушатель, или наоборот;
- покажи говорящему, что ты его понимаешь (кивок, уточняющие вопросы, парафраз позволяют это сделать);
- не давай оценок;
- не давай советов.

Выражение дружеских чувств происходит в общении прежде всего с помощью невербальных сигналов, выполняющих роль способов поддержки. Ими являются улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами, кивок, позиция “на равных”.

Улыбка
Это наиболее простое средство, чтобы показать человеку, что ты его уважаешь и желаешь поддерживать с ним контакт. Улыбка говорит “Ты мне приятен”, “Мне хорошо”, “Ты можешь мне доверять”. Так как другие не знают, о чем ты думаешь, у них – если ты не улыбаешься – может сложиться впечатление, что они тебя не интересуют или что ты настроен недружелюбно.

Открытая поза
Чтобы установить с другими хороший контакт, важно выражать свое дружелюбие, которое проявляется с помощью раскованного, расслабленного положения туловища. Открытая поза – это не сложенные крест-накрест руки и ноги, близкое нахождение друг к другу, обращение к другому.

Наклон вперед
Сидеть или стоять прямо напротив кого-либо и чуть наклоняться в его сторону – важный знак для твоего собеседника: он понимает, что ты относишься к нему с интересом и вниманием.

Касание
Наиболее интенсивная форма коммуникации – касание (прикосновение). Потребность в нем является очень глубокой. Для маленьких детей ласка служит залогом их хорошего состояния и самочувствия. И если прикосновения имеют такое большое значение в начале жизни, то очевидно, что это будет важным и в дальнейшем. При этом большое значение имеет степень близости с собеседником. В зависимости от отношений, которые мы имеем или хотим иметь, мы создаем пространство вокруг своего тела.

Контакт глазами
Смотреть друг на друга – это условие любых контактов. Контакт глаз – сильный сигнал внимания и уважения, он помогает нам узнать другого. Более длительное рассматривание собеседника может служить приглашением к углублению отношений. И наоборот, если не смотреть на собеседника – значит, не хотеть с ним иметь никаких дел.

Кивок
Мало людей понимают в полной степени, насколько важно кивание. Если ты совершенно не киваешь, когда с тобой разговаривают, то другой предполагает, что ты или больше не слушаешь его, или тебе неинтересно. Кивание побуждает к продолжению сообщения или рассказа, оно также воспринимается как понимание.

Упражнение II. “Выработка навыков невербальной коммуникации”
Участники тренинга разбиваются на тройки. В малых группах каждый имеет возможность в течение пяти-восьми минут побывать в трех ролях:
- говорящим;
- слушателем своего собеседника (одноклассника);
- наблюдателем, который объективно следит за происходящим процессом и позже дает оценку состоявшемуся разговору.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Что мешало говорить, что помогало? (для тех, кто был в роли говорящего);
- Какой способ поддержки было легче всего использовать, какой труднее? (для тех, кто был в роли слушателя);
- Какая позиция была проще (слушателя или говорящего)? Почему?

Упражнение III. “Парафраз”
Участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров – слушатель, другой – говорит о своих проблемах. Темы бесед могут быть следующими:
- Мои трудности в общении с учителями;
- Мои трудности в общении с одноклассниками;
- Мои трудности в общении со старшими;
- Мне трудно познакомиться с новым человеком.
Задача слушателя – использовать парафраз. Через пять-шесть минут партнеры меняются ролями. Можно выполнить это упражнение еще раз с новыми парами. Затем участники тренинга делятся впечатлениями об этом упражнении. Вопросы для обсуждения:
- Когда слушали, трудно ли было использовать парафраз и другие способы поддержки? Что получилось и что нет?
- Когда говорили, насколько комфортно чувствовали себя в этом контакте, что в слушателе помогало говорить, располагало к доверию, а что мешало?