Почерк взрослой дочери стал очень мелким. Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни

Как расшифровать детский почерк

Если взять стопку ученических тетрадей, то очень хорошо видно, как сильно отличается почерк даже тех детей, которые учатся в одном классе и примерно одного возраста. Есть немало трудов психологов, в которых описаны особенности почерка взрослых людей, а также исследования связи почерка с характером. Но совсем мало подобной информации существует о детском почерке. Сегодня мы попробуем проанализировать особенности почерка детей, учитывая размер букв, угол их наклона, плавность или прерывистость почерка, характер нажима на ручку или карандаш, а также некоторые другие характеристики.

Несомненно, оценивать детское поведение лишь по почерку будет неверно. Всё же такая работа будет полезной для учителя с точки зрения его желания лучше понять, а значит, и научить ребёнка.

С какого возраста можно начинать анализировать детский почерк? Учителя замечают, что уже в четвёртом-пятом классах многие учащиеся стараются вырабатывать индивидуальный почерк. Это происходит потому, что рука уже набралась опыта и есть возможность проводить эксперименты с буквами. Некоторые параметры почерка, такие как его наклон и размер, видны уже во втором и третьем классе.

Очень маленькие буквы - повышенная тревожность, низкая самооценка

Вы открываете детскую тетрадь и видите там буквы, но не простые, а очень-очень маленькие, с булавочную головку. «Бисерный» почерк, как говорили раньше. Здесь будет уместно рассказать вот такую историю. Одна девочка имела вполне нормальный почерк (речь идёт о размерах букв), и учителя не видели ничего тревожного в её поведении. Так было до четвёртого класса. И вот как раз в четвёртом классе её почерк стал очень мелким. Учителя не могли проверять её работы и посоветовали классному руководителю обратиться к психологу.

Что показали тесты? Повышенную тревожность и заниженную самооценку. Причём самооценка была занижена лишь в «школьной» части. И когда психолог стала выяснять, в каких предметах девочка считает себя неуспешной, то оказалось, что это был русский язык. Причина таких ощущений крылась в страхе девочки перед педагогом. Учительница была высокого роста, говорила очень громко, иногда повышала голос на учащихся и очень любила стоять именно возле той парты, за которой сидела девочка.

После того как ученицу пересадили подальше, поговорили с учительницей и провели с девочкой несколько занятий по снятию тревожности, её почерк снова стал нормального, среднего размера.

Очень большие буквы - общительность, открытость или слабость мелкой моторики

Нередко детский почерк отличается большими, прямо таки огромными буквами. Иногда такие буквы даже не помещаются в строке или клеточке. Почерк выглядит размашистым, неаккуратным. Старые специалисты по графологии отмечали, что таким обычно бывает почерк людей с широкой натурой, которые привыкли жить открыто и беззаботно. Если примерить такую оценку к детскому почерку, то мы увидим, что за крупным почерком обычно стоит ребёнок довольно общительный, открытый, шумный и подвижный. Но у ребёнка большие буквы могут быть связаны не только с широтой натуры, но и со слабо развитой моторикой. Понаблюдайте за тем, как такой ребёнок завязывает шнурки или застёгивает мелкие пуговицы. Есть проблемы? Значит, дело не только в общительности. Таким детям рекомендуется лепить, конструировать, вышивать, одним словом, развивать мелкую моторику пальцев, благодаря чему почерк станет мельче.

Наклон букв вправо - неумение сдерживать эмоции

Здесь речь идёт о сильном наклоне вправо, когда буквы практически лежат на строке. Психологи интерпретируют такую особенность почерка, как неумение сдерживать свои эмоциональные проявления. Часто такой признак может сочетаться с так называемыми «рваными» буквами, то есть написанными прерывисто, неаккуратно.

Наклон букв влево - защитная позиция

Левосторонний почерк говорит о защитной, оборонительной позиции ребёнка. Наверняка он чувствует себя уязвимо и дискомфортно и таким способом пытается выстроить защиту от окружающего мира. Часто родители и учителя задают вопрос о том, как анализировать почерк леворуких детей. Как раз эта характеристика не подходит тем, кто пишет левой рукой. Для них наклон букв влево не является признаком защитной позиции.

Периодически изменяющийся угол наклона букв - неустойчивость характера

Изменение угла наклона букв от слишком правого до слишком левого и наоборот говорит о том, что ребёнок подвержен частым сменам эмоционального состояния, когда активность меняется пассивностью, внимание часто переключается с одного объекта на другой. Такие эмоционально нестабильные дети всегда видны в классе, и почерк только лишний раз подтверждает учительские наблюдения.

Строка постепенно уходит вверх - жизненный оптимизм

Ровная строка букв постепенно уходит вверх - этот признак позитивного характера ребёнка. У него преобладает хорошее настроение и оптимистичный настрой. Он, не слишком обидчив и лёгок на подъём. У него высокая работоспособность и низкая истощаемость нервной системы.

Строка постепенно уходит вниз - жизненный пессимизм

А тут дела обстоят как раз наоборот. Ребёнок быстро утомляется, не доводит начатое до конца. Строка кажется «грустной», «вялой». Таков и характер писавшего: обидчивый, чаще печальный.

Буквы разного размера даже в одном слове - импульсивность

Импульсивные дети не могут контролировать размер букв. Такая же картина может сохраняться и в старшем возрасте. Причём размер букв может сильно колебаться от очень маленького до гигантского. Дети с таким почерком подвержены истерикам, могут быть плаксивы или проявлять агрессию.

Сильный нажим на ручку - уверенность в себе или гиперактивность

Если ребёнок изо всех сил давит на стержень, то, скорее всего, он пока не умеет соразмерять свои усилия. Или это тот самый ребёнок, у которого вы наблюдаете синдром гиперактивности (и в тетрадях таких детей вы можете заметить даже сильно измятые листы, много стираний ластиком, дыры и множество зачёркиваний).

Слабый нажим на ручку - неуверенность в себе

Такой показатель говорит о тревожности и застенчивости ребёнка, а также о неуверенности в своих силах, то есть знаниях. Заметьте: решение задачи, в котором ребёнок уверен, всегда написано с большим нажимом. И наоборот, если ребёнок считает, что он неверно решил задачу, её решение будет записано очень тонкими,

не уверенными линиями.

Незаконченные буквы - повышенная уязвимость, обидчивость

Буквы, в которых есть незаконченные элементы, если они встречаются довольно часто на листе, говорят о повышенной уязвимости и ранимости писавшего. Такие дети нуждаются в эмоциональной поддержке, они часто болеют и выглядят слабыми. То же можно сказать и об их эмоциональном состоянии.

«Склеенные» буквы - застенчивость

Буквы, стоящие слишком близко друг к другу, расскажут нам о стеснительном, зажатом ребёнке. Буквы как бы говорят о том, что ребёнок старается занимать меньше места, стать незаметным.

«Отдельные» буквы - невнимательность, творческое мышление

Буквы, которые отстоят друг от друга, не соединены связками, говорят о ребёнке, который может быть невнимательным, но при этом обладает творческим мышлением, а также артистическими способностями.

«Круглый» почерк - отличное общение

«Круглые» буквы говорят о том, что человек обладает гладким, покладистым характером. За таким почерком скрывается ребёнок-экстраверт и отличный коммуникатор.

«Острый» почерк - капризность

«Острые», даже немного колючие буквы характеризуют писавшего как человека довольно резкого, быстрого, активного. Это, как правило, ребёнок с непростым для

родителей характером, склонный к капризам. Он конфликтует с детьми и взрослыми, но имеет отлично развитое мышление.

Проанализировав детский почерк, мы нередко задаёмся вопросом: «А что же делать с этой информацией?». Для учителя таких вопросов не возникает. Ведь если мы понимаем, что ребёнок тревожен, у него есть страхи, значит, ободряющее слово поможет ему, а ситуация успеха, созданная на уроке, надолго придаст уверенности в своих силах. Учителю не составит труда найти подход к импульсивному ребёнку, а того, кто страдает от недостатка самоконтроля, научить контролировать свои

импульсы и движения.



О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких .

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.

Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.

К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.

Ошибки обучения

Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило - чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны - созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше - они начинали учиться в семь-восемь лет.

Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6-10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.

Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда - и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Ручка или компьютер?

Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.

Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание - немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму - внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы - будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…

Письмо - очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма.

Примеры почерка и комментарии к ним

Катя, 11 лет

Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям - скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает - возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

Алеша, 10 лет

Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки - «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

Миша, 10 лет

Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

Никита, 11 лет

По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

Дима, 12 лет

Здесь есть почти все нарушения: и несформированность почерка, и резкое снижение работоспособности. Первая строчка написана еще более-менее понятно, а с каждой следующей понимать становится все труднее. Много поправок, и они говорят, скорее всего, и о гиперактивности ребенка и о нарушении внимания и сниженной работоспособности.
Обратите внимание: каждое слово он начинает со сложных закорючек - в этот момент он еще думает, потому что пока не понимает, что он пишет.

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание :

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 - 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики .

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф» . Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище» . Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Запишитесь на тренинг по спортивному запоминанию

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Хочу на трениниг!

Фотобанк Лори

Считается, что наука о почерке появилась одновременно с письменностью – нельзя было не обратить внимания на то, что буквы одинаковые, а все пишут их по-разному. Этим интересовался знаменитый древнегреческий философ Платон, а его ученик Теофраст настолько был очарован почерковедением, что смог облечь его в научные формы. С тех пор графология, наука о почерке, обросла многочисленными исследованиями и наблюдениями. Мы попросили эксперта-графолога Светлану Сибирскую помочь нам приоткрыть тайны почерка.

– Светлана, расскажите, как и когда у ребенка формируется навык письма?

– Письмо – это комплексное умение, состоящее с одной стороны из графического навыка, а с другой – из личностных особенностей. Графический навык формируется постепенно и зависит от физиологии ребенка и степени сформированности личности. Начальный этап обучения письму для 5-7-летних идет параллельно с формированием костной системы. Никакое форсирование письменных навыков недопустимо. Ребенка нельзя торопить и требовать от него писать быстрее. Нервозность во время этого периода может отразиться на и его развитии.

К 10-11 годам навык письма сформирован, и почерк становится более-менее стабильным. Однако и этот период еще не повод для полноценного анализа почерка, поскольку личность еще не сформирована. В почерке будет отражена именно эта несформированность. И только когда процесс письма достаточно беглый и неосознаваемый, становится возможным анализировать его. Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Одни в 17 лет уже готовы к взрослой жизни, а другие в 20 лет еще дети.

Почерк Мурата (11 лет)

Образец почерка №1. Мурат, 11 лет

В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Подробные буквы, практически без упрощений, указывают нам на то, что мышление ребенка конкретное, приземленное. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями. Поэтому новый материал ему надо подавать с примерами из реальной жизни. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть. Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить. Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. В целом ребенок эмоционально открытый и мягкий. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. С дисциплиной его все в порядке. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом. Можно предположить, что воспитывают его в строгости.

– Кто-то пишет размашистыми буквами, а кто-то угловатыми и колючими. От чего это зависит?

– Вид почерка зависит как от механических навыков руки, так и от личностных особенностей человека. Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные – почерки, соответственно, тоже.

– А можно ли по почерку что-то сказать о характере человека?

– Да, но с большей достоверностью начиная с 18-20 лет, когда личность более-менее сформирована. Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку. Легче рассказать, что по почерку не определяется. В почерке не выявляются национальность, вероисповедание, пол и биологический возраст. Все остальное в почерке зашифровано.

– Беспокоиться ли маме, если у ребенка плохой почерк? Не говорит ли это о каком-то психическом нарушении?

– Нет, не стоит, конечно. Понятие « плохой почерк» в бытовом и графологическом смысле не одинаков. Не красивый, но разборчивый почерк может говорить о творческом потенциале ребенка. А каллиграфически красивый почерк может свидетельствовать о посредственной, скучной и неинтересной личности. Поэтому красота почерка относительна. И только специалист способен определить, существуют ли вообще проблемы. В графологии все так же, как в обычных науках.

Почерк Ксении (16 лет)

Образец почерка №2. Ксения, 16 лет

В этом почерке сразу виден динамизм, легкость. Буквы более простые, многие лишние элементы убраны, есть беглость. Основные параметры почерка устойчивые и стабильные. Например, ход строки, наклон, высота букв. Наблюдается динамизм письма, хотя и не сильно. Личность, соответственно, достаточно раскрепощенная, открытая, знающая себе цену. Дисциплинированная и самокритичная. Мышление этой девушки также конкретное, приземленное, логичное и узкоспециализированное. Однако эта конкретность отличается от конкретности предыдущего (детского) почерка – она связана с установкой личности на задачу, на поставленную цель. Этот человек, не желая распыляться, сужает свои задачи. Конкретность же почерка Марата связана с личностной несфомированностью, с отсутствием личного опыта. Девушка по поведению целеустремленная, настойчивая и умеющая отстаивать свои интересы. Умеет сказать «нет». Есть карьерные запросы. Желание преуспеть, показать себя, выделиться из толпы.

– В начальной школе действительно стоит обучить ребенка алгоритму написания букв. К тому же такие занятия обучают не столько письму, сколько дисциплине. Умение управлять собой – важный фактор личности. В XX веке многие первоклашки приходили в школу, совсем не умея писать, и их учили по единому стандарту, причем, замечу, достаточно хорошему.

Современная школа в погоне за западными веяниями сломала хорошо налаженную систему. К тому же многие родители считают своим долгом научить ребенка читать и писать еще до школы. Как они это делают – неизвестно. Поэтому дети учатся писать не по стандартной методике, а кому как придется. Современная школа по-своему приспособилась к такому положению вещей и уже не считает себя обязанной обучать ребенка правильному письму, тем более что половину детей надо не учить, а переучивать.

Почерк Ольги (30 лет)

Образец почерка №3. Ольга, 30 лет

Почерк обладает внутренним динамизмом, абстрактностью форм и изменчивостью некоторых факторов – наклон, размер и форма строк меняются. Эта личность по складу характера очень динамичная, сообразительная и гибкая в поведении. Мыслительные процессы протекают быстро. Мыслит последовательно, но не догматично. Видение мира многооконное, многостороннее, что позволяет ей находить оригинальные решения жизненных задач. Такое мышление обладает определенным запасом прочности в трудных ситуациях. В крайних проявлениях такой человек может увлекаться и перескакивать с интереса на интерес, надолго не задерживаясь на одном и том же. Умеет планировать и действовать последовательно. В то же время свои планы он способен гибко менять под ситуацию. То есть глобальное планирование устойчивое, а тактическое – гибкое. В результате в личности гармонично сочетаются устойчивость и динамичность. Это человек умеет постоять за себя, отстаивать свои интересы без ущерба для интересов окружающих.

– И как же поступать мамам?

– На мой взгляд, лучше вернуться к советским методам обучения письму – они были самые лучшие. Теперь про прописи: они хороши только в самом начале обучения и только на короткий период. Остальное время обучения ребенок должен писать самостоятельно, не опираясь на «костыли-прописи». И если почерк действительно слишком беспорядочный, то имеет смысл немного его подкорректировать. Когда из беспорядочного почерка вы делаете более упорядоченный, тем самым вы учите ребенка самодисциплине, что является положительным моментом. В любом случае целенаправленная коррекция почерка является коррекцией всей личности. И надо смотреть, какую черту характера вы пытаетесь усилить у ребенка, изменяя элемент письма.

– Действительно ли так вредно переучивать левшей, как говорят?

– Да, вредно. Переучивание – это большой стресс для ребенка как будущей личности. И этот стресс навсегда изменит характер ребенка. У такого человека навсегда останется психологический надлом.

– Что вы можете в целом сказать о трех образцах почерка, представленных выше?

Эти три почерка условно можно считать иллюстрацией развития личности. Однако это три разных человека. И у 30-летней Ольги в ее 16 лет вряд ли был почерк, похожий на почерк Ксении. Мышление Ксении более одностороннее, что сказывается на ее способности решать поставленные задачи. Она эффективна в ситуациях привычных и подобных. И ее решения продиктованы наработанным опытом.

У Ольги же иная ситуация. Она способна быть эффективной не только в устойчивой среде, но и в переменчивой, новой. Ее решения продиктованы интуитивным озарением. В стабильных условиях она может уступать таким людям как Ксения, но во времена перемен, когда меняются правила игры, способности Ольги более ярки.

Можно предположить, что почерк Ксении еще изменится, не глобально, конечно, а локально. Что-то уменьшится, что-то увеличится. То, чего нет сейчас, конечно, не появится. Она будет таким же однонаправленным и целеустремленным человеком. У нее может сгладиться угловатость, колючесть, юношеская критичность. Она может стать мягче и податливее, но останется желание быть особенной и заметной. Интенсивность этих качеств в течение жизни меняется, но не исчезает навсегда.

Если родители желают подробно проанализировать почерк ребенка, то имеет смысл делать это начиная с 16 лет. Лучше обратиться к опытному специалисту.

"Пишет как курица лапой" - говорят про тех, кто не отличается каллиграфическим почерком. Но так ли это важно уметь писать красиво? Чем чреваты выходящие из-под пера кривые и неаккуратные буквы?


Многие полагают, что почерк не имеет ничего общего с успеваемостью, ведь за него не снижают оценки. Однако как в младших, так и в старших классах дети сталкиваются с тем, что не успевают записывать за учителем и потом не могут сами разобрать слова в своей тетради.


Больше всего страдают ученики, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, ведь неверная интерпретация буквы может стоить нескольких баллов. Кроме того, преподаватели охотнее ставят "отлично" тем, чья тетрадь выглядит чисто и опрятно, а не тем, чьи закорючки им приходится рассматривать под лупой.


Как и все базовые навыки, почерк формируется в детстве, а точнее в начальной школе. Но не стоит переживать, если ваш ребенок давно миновал этот период - никогда не поздно исправить или как минимум улучшить почерк.

В чем проблема?

Первым делом определите, действительно ли проблема в привычке неаккуратно писать, или какие-то посторонние факторы влияют на почерк вашего ребенка? Обратите внимание на следующие вещи:


1. Рабочее место


В первую очередь, на рабочем месте нужно обеспечить достаточно свободного пространства. Ничто не должно препятствовать движению руки и мешать выполнять упражнения. Стул выбирайте обязательно со спинкой, устойчивый и со слегка жестким сидением. Плечи и руки ребенка должны быть расслаблены, спина ровной, стопы параллельно полу. Только при такой посадке будет обеспечен максимальный комфорт.


2. Письменные принадлежности


От ручки, которой пишет ребенок, тоже зависит очень многое. Важно, чтобы она легко скользила по листку; предпочтение лучше отдавать масляным чернилам. Обратите внимание и на габариты ручки: она должна быть не толще пальца ребенка и не слишком длинной. Хорошо, если модель прорезинена: пластик не натирает, и рука меньше устает во время письма.


3. Способ держать ручку


Если взять ручку ближе к верхней части, то вы не сможете красиво написать ни единого символа. Правильный захват – это три пальца у основания: указательный, средний и большой. Для облегчения задачи и введения новой привычки можно приобрести специальную резиновую насадку, в которой уже созданы выемки для подушечек пальцев в нужных местах.


4. Скорость письма


Бывает так, что ребенок никуда не спешит, а все равно строчит, пишет букву на букве. Потренируйтесь с ним выводить строчку за строчкой спокойно, медленно, будто растягиваете удовольствие и рисуете слова, а не просто пишете. Чем меньше будет скорость письма, тем выше будет качество почерка.


5. Положение бумаги


Не секрет, что для правильного наклона букв следует расположить тетрадь/листок под углом, но мало кто знает, что при помощи того же угла можно скорректировать почерк. Просто повертите тетрадь, попробуйте написать пару слов и вы почувствуете, в каком положении вам комфортнее всего.


Если вы учли все эти нюансы, а почерк все равно не изменился к лучшему – пора прибегнуть к более серьезным методам.

Исправляем самостоятельно

Для того чтобы в домашних условиях исправить почерк, вам потребуется немало терпения и еще больше похвальных речей в адрес ребенка. Поддержите его словом! В среднем результат становится виден уже через пару месяцев регулярных занятий.


1. Копирование


Вне зависимости от возраста ребенка самым действенным способом является копирование. Помните, как в детстве заполняли прописи? Повторяя начертание букв мы неосознанно запоминаем их и зрительно, и на уровне мышечной памяти.


Поэтому, когда в следующий раз вам попадется "И", вы уже не напишите ее коряво, а завиток за завитком повторите пример из прописей. Начинайте с простых символов (линий, кружков, петелек), а уже затем переходите к целым буквам.


Регулируйте время занятий: в день достаточно 20-30 мин. При большей нагрузке рука быстро устает, а процесс наскучивает.


2. Тренировка мышц


Как для хорошего прыжка нам требуется тренировать мышцы ног, так и для письма необходимо постоянно держать пальцы в тонусе.

  • Например, используйте пластилин в качестве «спортивного снаряда»: тремя пальцами скатайте сначала шар, затем «колбаску», соедините её в кольцо и снова скатайте шарик.
  • Поупражняйтесь в хватании разных мелких предметов: заколок, пуговиц, ключей. Сгодится всё, что у вас под рукой. Скомкайте листок бумаги, сильно сожмите его, а затем ослабьте хватку. Повторите раз 10. Для тех, у кого сильные руки, подойдет также кистевой эспандер.
  • Разомните руки перед тем, как начать писать: станцуйте при помощи пальцев. Вообразите, что они – танцоры диско, а может страстные поклонники танго. Позвольте им пуститься в пляс и разогреться.

3. Упражнения

  • «Волна». Заполните целую страницу волнистыми линиями разной высоты и частоты. Используйте то ручку, то карандаш.
  • Выберете с каллиграфического сайта любой стиль письма, который вам понравится, и постарайтесь повторить его как можно ближе к оригиналу. Затем выберете другой и напишите ту же строчку в новом стиле.
  • Используйте панграммы – короткие фразы, где присутствуют все буквы алфавита, чтобы не упустить ни одну из виду.
  • Приобретите перьевую ручку, вообразите себя великим поэтом или писателем, обмакните перо в чернила и начните работу над собственным шедевром. Если вдохновение вас покинуло – обратитесь к сборникам стихотворений.
  • Снова пишите другу электронное сообщение? Отложите девайс в сторону и приготовьтесь к погружению в прошлое: пора написать письмо от руки. Наберитесь терпения, сосредоточьтесь на символах и не забудьте красиво подписать конверт!

Исправляем со специалистом

Случается так, что вы не справляетесь или просто не можете помочь ребенку, так как сами давно уже не писали от руки. В этом случае вам в помощь профессиональные педагоги.


1. Курсы каллиграфии


Существует огромное количество каллиграфических школ, занимающихся как исправлением, так и постановкой красивого, разборчивого почерка. На занятиях дети и взрослые изучают историю письма, тонкости изображения символов на бумаге, корректируют собственную манеру написания, например, при помощи методики «матричного письма». Часто уроки проводятся в игровой форме, что очень нравится детям.


2. Репетитор


В качестве частных преподавателей обычно выступают профессиональные каллиграфы, по совместительству владеющие также навыками иллюстратора или художника-стилиста. Нередко встречаются среди репетиторов и графологи – специалисты, которые по почерку могут составить психологический портрет личности. Кого выбирать – это уже вопрос личных предпочтений, но всегда обращайте внимание на стаж преподавателя и наличие у него педагогического образования.


И напоследок, несколько советов по профилактике проблем с почерком:

  • Развивайте мелкую моторику ребенка: играйте в конструкторы, лепите, собирайте пазлы, рисуйте, раскрашивайте, складывайте оригами, вышивайте, мастерите, играйте в театр теней.
  • Не заставляйте писать сразу много!
  • Начинайте с печатных букв.
  • Давайте ребенку отдых, делайте массаж рук, разминайте пальцы.
  • Следите за соблюдением строк, интервалов и размером букв.
  • Усложняйте постепенно! Сначала используйте прописи, затем подкладывайте лист с линиями под чистый листок, а только потом переходите на нелинованную тетрадь.
  • Начните вести с ребенком дневник или альбом, чтобы у него появилась дополнительная мотивация к чистописанию и лишний повод попрактиковаться.