Как вырастить гения и не погубить детство. Умный ребенок или как вырастить гения

Даже простой уход за малышом способен стимулировать его интеллектуальное развитие

Если в советские времена основной задачей педиатра было здоровье малыша и нормальная прибавка в весе, теперь врачи все чаще говорят о раннем развитии ребенка, то есть о раскрытии потенциала личности и проявлении талантов буквально с грудного возраста. «Если раньше многие богатые люди передавали своих чад нянькам, то теперь уделяют им куда больше внимания — все стали озабочены ранним развитием детей», — признается профессор, педиатр, неонатолог Елена Кешишян.

Какие методики и инструменты раннего развития есть сегодня, когда нужно начинать и каких результатов ждать от малыша — в материале «МК».

— Сегодня педиатров действительно интересует не только физическое здоровье детей, но и их развитие — чтобы дети усваивали информацию, впоследствии хорошо учились, — говорит Елена Соломоновна.

Говоря о раннем развитии, подразумевают первые три года жизни ребенка — это период максимальной пластичности нервной системы, когда формируются основные навыки и умения. Правильность созревания и формирования нервной системы, конечно, способны оценить только специалисты — педиатры и детские неврологи.

Сегодня существует огромное количество разных методик развития детей (М.Монтессори, С.Лупан, М.Ибука, Ш.А.Амонашвилии и множество других). Все они хороши, но ту, которая подойдет конкретно вашему ребенку, специалисты смогут определить при тестировании. Как рассказывает доктор Кешишян, сейчас в мировой педиатрии появился новый термин — «уход в целях развития». Появляются новые методики, рассказывающие, как ухаживать за младенцами, чтобы их потенциал раскрывался максимально. Начинать развивать ребенка целенаправленно врачи советуют буквально с первых дней его жизни — через прикосновения, активацию слуховых и зрительных образов. А готовить к этому восприятию можно еще во время беременности. «Чем раньше вы начнете заниматься ранним развитием своего ребенка, тем больше у него будет возможностей для раскрытия его личностных качеств», — говорит Елена Соломоновна.

Наиболее эффективные инструменты раннего развития — игрушки. Основное правило очень простое — эти игрушки должны нравиться не родителям, а подходить для детей, отвечать требованиям возраста и умениям. При этом какие-то сверхигрушки, которые стоят целое состояние, детям совершенно не нужны. Они с удовольствием играют даже прищепками для белья. Если ребенок видел какой-то предмет обихода в руках у мамы, а потом он достается ему, это важный посыл заинтересоваться им и выполнить то, во что предлагают ему играть. Например, вынуть из ведерка, сложить в ведерко, переложить из одного в другое… Процесс игры с такими простыми вещами может быть долгим и постоянно усложняющимся.

В игру можно превратить даже процесс еды. «Сегодня многие производители детского питания уделяют внимание упаковке, стараясь привлечь детей яркими картинками. Некоторые снабжают баночки с творожками пазлами, другие придумали мягкие упаковки с пюре, снабженные «интеллектуальными» разноцветными крышками, которые соединяются между собой и образуют фигурки от простой ромашки до замков, башен и зверей. Можно собирать интересные игрушки, попутно развивая моторику пальцев. Элементы игры очень важны для раннего развития», — продолжает доктор Кешишян.

К раннему развитию относится и приобщение ребенка к коллективу — иными словами, поход в ясли или детский сад. Однако многие дети тяжело переживают такие перемены в своей жизни — некоторые кричат, устраивают истерики. «И родители говорят: мой ребенок так меня любит, что не может оторваться. На самом же деле у таких детей не развиты навыки коммуникации. Известно также, что многие дети в детском саду часто болеют. Уверяю вас — большинство таких болезней идет от головы. Примерно три четверти болезней детей в детском саду — чистая психосоматика. Дети подсознательно не хотят идти в детский сад и охотнее хватают вирусы. И не всегда такие болезни нужно лечить — задача педиатра тут не назначать лекарство, а разобраться в проблеме. Чем раньше дети будут приучаться к обществу, тем лучше социализируются в будущем, тем успешнее будут в жизни. Гиперопека же для ребенка плоха с любой точки зрения. Ну а если ребенок совсем не будет ходить в сад, у него появятся проблемы с общением в школе», — продолжает наш эксперт.

Педиатры советуют развивать коммуникативные навыки ребенка с того момента, как он начнет ощущать себя частью социума. Ребенок должен понимать, что он растет в семье, и родители не должны прерывать свои дела или свой разговор, как только малыш начнет требовать внимания. «В 3-4 года переучивать ребенка будет уже поздно», — предупреждает Елена Соломоновна.

Сегодня многие психологи говорят о новом поколении взрослых, которые выросли по методике доктора Спока, — как правило, это бездушные, недолюбленные люди. Доктор Кешишян называет своего коллегу Спока «продуктом советской идеологии»: «Он стал популярен в Америке в период депрессии, поскольку учил не обращать внимания на детскую боль, кормить малышей строго по часам. Эти дети росли с уверенностью: плачь не плачь — никто не подойдет, мама поцелует 2 раза в день, а папа — раз в неделю. В итоге из таких людей можно делать гвозди».

Каким вырастут новые поколения детей? Это во многом зависит от родителей.

Какая мама не желает, чтобы ее малыш был смышленым, умным, талантливым. Так вот, именно родители должны помочь своему ребенку обнаружить и развить скрытые таланты, а они есть практически у каждого малыша. Важно позволить ребенку свободно развиваться, проявлять любознательность, не ограничивать возможности для любого творчества. Почему надо растить вундеркинда с пеленок? Да потому, что именно период младенчества, первый год жизни особенно важен для развития врожденных способностей.

Три «секретных компонента»

Три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.
А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков.
Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

Ловкие пальчики – сообразительные дети

А вы знаете, что есть способ определить уровень развития речи вашего чада, даже не разговаривая с ним! Надо попросить малыша показать сначала один, потом два и наконец, три пальчика по очереди. Если пальчики двигаются вместе, слишком напряжены или наоборот двигаются слабо и вяло, то малыш еще толком не заговорил. А ребенок легко совершает отдельные движения каждым из пальцев, то ребенок этот явно разговаривающий.

Развивающие занятия и игрушки для вундеркиндов с пеленок

В чем же секрет, где связь мелкой моторики и малышовой речи? А дело в том давлении, которое оказывается на кончики пальцев во время выполнения тонких движений. Нервные окончания отправляют импульсы, которые «будят» еще спящие клетки коры головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Детки с развитой моторикой более сообразительные, внимательные, наблюдательные, у них нет проблем с памятью и координацией.

Большинство действительно эффективных методик раннего развития включают упражнения и игры для улучшения мелкой моторики. Именно так и можно вырастить с пеленок вундеркинда – играя, читая, регулярно занимаясь по выбранной системе.

Начинать заниматься с ребенком можно хоть с самого рождения: когда мама гладит крошечные ладошки, перебирает малюсенькие пальчики, происходит первое воздействие на мозговые центры. Позже малыш все хватает, в ладошки хлопает, разжимает и сжимает кулачки.
Тренировать ручку ребенка можно играя с кубиками и пирамидками, рисуя пальчиковыми красками, используя разные развивающие коврики, браслеты-погремушки.

Позднее можно заинтересовать малыша шнуровками, сортерами, обучающими столиками и другими развивающими игрушками.

Заниматься нужно регулярно, осваивая одни игры, и предлагая ребенку что-то новенькое, чтобы у него не пропадал интерес к таким играм-урокам. Как и в любом деле, только систематические упражнения дают заметный эффект.

Сегодня ассортимент развивающих игрушек огромный, но не стоит забывать и о лепке из различных материалов (теста, глины, пластилина), нанизывании колец и бусин. Можно плести косички, расстегивать-застегивать пуговицы.

Что читают маленьким гениям

Важно много читать ребенку, даже если нет цели — вырастить вундеркинда. Начать можно прямо с рождения, а можно и даже во время беременности. Многие продвинутые мамочки говорят, что не только читали, рассказывали сказки, но и пели своим малышам еще до рождения, слушали красивую музыку, и принесло это только пользу. Книжки надо выбирать исходя из возраста – сначала ребенок будет просто слушать, потом заинтересуется яркой обложкой, шуршанием страниц, картинками. Потом начнет различать, кто нарисован, захочет потрогать, полистать сам.
Постепенно малыш научится не только вслушиваться в мелодику маминого голоса, но и различать знакомые слова.

Самое время закреплять связи слово-образ, называя слова и показывая картинки, предметы, выражая мимикой эмоции. Создайте свою подборку детских книжек, читайте разноплановые вещи, подмечайте, что больше всего заинтересует ребенка. Поощряйте любую реакцию маленького на чтение, общайтесь, спрашивайте, подсказывайте. Например, вот такую книжку-развивалку можно заказать в магазине mytoys.

Некоторые развивающие книжные наборы выглядят как новогодняя коробка конфет, а играть с книгой-погремушкой не только весело, но еще полезно и интересно. Маленькие гении даже купаться могут со специальными книжками для ванной!

В заключение, хочется сказать, что методик раннего развития существует довольно много, и нужно только выбрать подходящую именно вашему малышу. Но если все так просто, возникает вопрос — почему же не из всех детишек вырастают гении? Ответ прост – большинству родителей не хватает терпения и последовательности, чтобы заниматься регулярно и постоянно.

Достигая определенных успехов, большинство пускает занятия на самотек, а потом и совсем бросает это дело. Например, научился малыш говорить, или читать-писать раньше положенного, и все, мама уже может с гордостью демонстрировать успехи крохи. И со временем весь тот задел, все то опережение, ранее развитие, к которому так стремились родители постепенно сходит на нет. И к школе это уже совершенно обычный ребенок с тем же уровнем что и у всех.

Но ведь можно продолжать занятия, не лениться и не останавливаться на достигнутом, не утомляя ребенка, но и помогая ему не потерять, а наоборот совершенствовать полученные навыки. Только тогда результат будет постоянно прогрессировать, а маме и малышу определенно будет, чем гордиться!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает , какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими - если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.


3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм - вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других - это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы - игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения - золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение - ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве , точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)

О методиках раннего развития читали и слышали все родители, но не все применяли их на практике. Кому-то элементарно не хватало времени, у кого-то не было особого желания. Популярностью пользуются методики Монтессори и Никитина, кубики Зайцева, методика Домана . О последней мы сегодня расскажем более подробно: в чем ее достоинства и недостатки.

История возникновения методики

Методика Домана , созданная американским нейрохирургом Гленом Доманом еще в прошлом веке, до сих пор пользуется огромной популярностью, вызывая интерес как у родителей, так и у педагогов. Все начиналось с лечения малышей с травмами мозга.

Нейрохирург Глен Доман поставил перед своей командой задачу не только лечить таких детей, но и развивать их. Он разработал свою методику, направленную на усиление активности мозга, в результате чего при восстановлении какой-то одной функции автоматически начинала «работать» и другая функция.

Воздействуя на мозг малыша, врач заставлял работать вначале «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью. Происходило это довольно оригинально на тот момент. На карточках большого размера писались слова красными буквами.

Детям показывали их одну за другой, произнося слова вслух. Каждый «сеанс» урока длился не более 10 секунд, но повторялся ежедневно до 15-20 раз. Таким образом, дети учились читать. После освоения навыков чтения на карточки стали добавляться точки, чтобы обучить счету, а затем и изображения простых предметов.

Что происходило по мере того, как мозг ребенка работал в активном режиме? Осваивая чтение и счет, малыши начинали понемногу двигаться, что уже говорило о большом прогрессе.

Сложнее всего было работать со слепыми детьми, но работая по методике, сотрудники клиники научили их видеть хотя бы очертания предмета. Дальнейшие занятия заставили детей понемногу двигаться.

Затем с ними занимались иностранными языками, обучали энциклопедическим знаниям, творческим навыкам.

Результатом таких занятий стало то, что больные дети не только догнали, но во многих областях и перегнали по развитию своих сверстников. Как же методика Домана должна действовать на здоровых детей?

На основе разработок с больными детьми Глен Доман создал простую методику по раннему развитию детей. Сейчас по ней может заниматься любой родитель, и любой ребенок может стать гением.

Методика Домана: когда начинать

Ответ доктора однозначный: начинать обучать ребенка по методике Домана надо с самого рождения, даже если вам кажется, что ребенок вообще ни на что не реагирует. Но вы ведь с ним разговариваете? И он отзывается на ваш голос? Что мешает добавить показ ярких карточек, сопровождая их озвучиванием?

Работая с детьми, педагоги отмечают, что они с интересом рассматривают яркие картинки, где изображены фрукты и овощи, картинки с природой, игрушки и окружающие предметы. Если хотя бы по пять минут в день заниматься с малышом, используя карточки, его мозг начнет активно работать, причем стимулируются различные отделы головного мозга.

В результате таких занятий у ребенка тренируется фотографическая память, он получает энциклопедические знания и развивается гораздо быстрее своих сверстников.

Как заниматься по этой методике

Разобраться, как заниматься по методике Домана , несложно. Не пытайтесь начать занятие, если ребенок плохо себя чувствует, капризничает или голоден. Выберите момент, когда он бодр, весел и сыт. В таком состоянии он с радостью поиграет с мамой в новую игру.

Сообщите ему: «Я покажу тебе красивые цветы!» и показывайте карточки одну за другой, говоря, что на ней изображено. Самим в карточки заглядывать не надо - это будет отвлекать ребенка.

Не задерживайтесь отдельно на карточке, показывайте их достаточно быстро, весело сообщая слово, написанное на обороте. В идеале достаточно одной секунды на одну карточку.

После первого показа перемешайте карточки - ребенок должен запоминать не последовательность, а сами изображения. Через некоторое время снова повторите игру.

Первые несколько дней, показывая карточки, можно проговаривать: «Этот цветок называется тюльпан». Затем малышу достаточно будет сказать «тюльпан». Самое главное - закончите занятие до того, как малыш начнет отвлекаться, оно не должно ему надоесть.

Каждую неделю используйте новые наборы, как только малыш четко усвоит все слова из предыдущего.

Используйте различные языки. Чем раньше вы начнете вводить новый язык, тем больше слов усвоит малыш, а затем сможет смотреть и мультфильмы.

Сейчас можно приобрести множество наборов карточек для обучения по методике Домана. Вы и сами можете их создать, найдя интересные картинки и сделав к ним подписи.

Недостатки методики Домана

Да, при всех прелестях и неоспоримых преимуществах, у методики Домана есть и свои недостатки. А именно:

  • Ребёнок пассивен в процессе обучения: его функция - просто смотреть.
  • Ребенок не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
  • Не проявляется творчество в процессе обучения.
  • Нельзя пропускать занятия, причем заниматься надо ежедневно по несколько раз в день.
  • Если ребенок старше трех лет и до этого с ним по этой методике не занимались, то он неохотно начинает.

Вообще, любая из методик раннего развития имеет свои достоинства и недостатки. Возможно, стоит взять лучшее из каждой из них и заниматься комплексно. Пусть малыш играет, а вы по ходу игр вводите элементы той или иной методики, так он будет всесторонне развиваться.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы ребенок чувствовал себя в детском садике как дома и посещал его с радостью, надо отнестись к выбору дошкольного учреждения более чем серьезно. Поэтому в нашей статье мы подготовили для читателей несколько самых основных критериев того, как выбрать детский сад для ребенка и впоследствии не пожалеть об этом.

Как вырастить гения? - на этот вопрос Google выдает 330 тысяч ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям: методик, обещающих превратить вашего ребенка в вундеркинда, - видимо-невидимо. Еще можно отдать малыша в какой-нибудь детский центр: сейчас такой «развивающий» очаг культуры есть чуть ли не в каждом дворе, и он готов в любом грудничке обнаружить скрытые таланты. Раннее развитие – это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения?

Надо торопиться?

Что и говорить, современные родители буквально свихнулись на раннем развитии детей. Но это не их вина: просто они не устояли перед шквалом воспитательных систем, обрушившихся на них со всех сторон света. Из Америки до нас дошла система Глена Домана, итальянцы произвели бомбардировку программой Марии Монтессори, японцы поделились откровениями Масару Ибуки. Эти программы – абсолютно разные, но все без исключения базируются на одном единственном факте – правда, научно обоснованном. Ученые выяснили, что мозг человека растет и развивается только в раннем детстве. Причем особенно активно – до трех лет. Именно в эту пору в мозгу формируется 70--80% связей-«мостиков» между клетками, которые в будущем и обеспечивают развитие человека. Проще говоря, закладывается своеобразный фундамент будущего дома: и чем основательнее он будет, тем прочнее и крепче окажется сам дом. И потому наиболее активное строительство надо вести до пяти – максимум до шести лет: потом мозговая активность идет на спад, ослабевают связи между нейронами и восприимчивость катастрофически падает. Так что надо торопиться. К сожалению, именно это «надо торопиться» и слышат большинство родителей! И вот уже под бдительным оком своих пап и мам малыши начинают беспрерывно развиваться: читают в два года, в три играют в шахматы, в четыре начинают говорить по-английски, в пять вычисляют дроби… Но все ли в результате становятся гениями? Отнюдь. А почему? Практика показывает: чтобы вырастить гения, этому нужно посвятить всю жизнь, как это сделал Ласло Полгар.

Шахматные королевы

Сестры Полгар – Жужа, София и Юдит – стали настоящей сенсацией в шахматном мире. Но их достижения – это, прежде всего, достижения их родителей, и в первую очередь отца - Ласло Полгара.

В середине 1960-х гг. венгерский педагог и психолог задумался над тем же вопросом, над которым и сегодня раздумывают родители. Но поскольку был ученым, начал с того, что изучил биографии великих людей. И пришел к очень простому выводу: секрет успеха – труд, труд и еще раз труд. И коль скоро так, то гением может стать каждый. Однако 100%-й результат можно получить только под руководством опытного педагога. Чтобы проверить свою теорию, Ласло пошел на беспрецедентные меры. Он дал объявление в газету, в котором прямо заявил: ищу жену, которая бы родила детей для участия в эксперименте. И такая женщина нашлась!

В 1969 году в семье появился первый ребенок – Жужа. Ласло был полон решимости вырастить из девочки математика, но трехлетнему ребенку на глаза случайно попали отцовские шахматы. Игра очень ее заинтересовала. Этот интерес, подогреваемый родителями, решил судьбу Жужи, а потом и ее сестер. Шахматы оказались идеальным полигоном для проверки отцовской теории. Но они потребовали колоссальной отдачи. День сестер Полгар строился так. Подъем – в шесть утра, пробежка – в любое время года. А потом – учеба, учеба, и еще раз учеба. Как минимум четыре часа были отданы шахматам: ведь именно они были выбраны как «специальность». Еще три часа – иностранным языкам. Сначала девочки учили эсперанто, на который потом «ложились» английский, русский, немецкий, французский и т. д. В итоге на изучение языков уходило еще три часа. Час был отведен под родной – венгерский язык и естествознание, еще один – под психологию и педагогику, и, наконец, еще час – под физкультуру. Итого – 10 часов занятий ежедневно! Правда, каждые двадцать минут девочки прерывались, чтобы послушать анекдот: смех также в обязательном порядке входил в программу «взращивания» гениев.

Разумеется, совмещать такой график с учебой в обычной школе оказалось невозможно: и родители, угробив несколько лет на бодания со всевозможными образовательными департаментами и инстанциями, добились права обучать дочерей на дому. Это – отдельный подвиг Ласло Полгара, которому пришлось даже сопротивляться полиции, явившейся как-то в его дом, чтобы спасти детей от сумасшедшего отца. Ему и его жене много чего довелось услышать в свой адрес: и что он держит дочерей в заточении, будто в тюрьме, что он превратил их жизнь в ад, и что он наживается на собственных детях… Доля правды в этих словах есть: Жужа начала зарабатывать деньги в 10 лет, когда впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Гонорары юной шахматистки росли год от года, и это позволило обоим родителям уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя воспитанию дочерей. Все они добились исключительных успехов – стали настоящими шахматными королевами, обыграв признанных шахматных королей-мужчин. Они брали одну высоту за другой, не переставая восхвалять своего отца. Но – вот парадокс: все сестры, едва им исполнилось по 20 лет, вышли замуж и предпочли дальнейшему развитию и самосовершенствованию материнство! Причем своих детей они не стали воспитывать по системе Ласло Полгара, ставшей знаменитой во всем мире. А сам дед не сильно рвался пестовать внуков. В интервью газете «Огонек» Жужа так и сказала: «Отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим все возможное, но вырастут ли из них чемпионы – не берусь сказать».

Как видите, секрет успеха известен. И он сродни подвигу. Вы готовы? – Это хорошо. Однако имейте в виду: даже подвиг не гарантирует результата.

Детки в клетке

В нашей стране пионером раннего развития стала семья Никитиных. К учителю труда Борису Павловичу, библиотекарю Елене Николаевне и их семерым детям ехали со всего Советского Союза – журналисты – за репортажем, обыкновенные родители – за передовым опытом. И те, и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных самозабвенно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Это ли не чудо? – Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу! Один из детей – Антон – из второго класса перешел сразу в восьмой. А семилетняя Аня поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.

Главным для Бориса Павловича, изъездившего с педагогическими лекциями весь Союз, было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. Плюс закаливание, плюс физкультура, плюс железная дисциплина. Школу же Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями… Школа превратилась в каторгу, а блестящие «первоклассники» -- в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал ни медалистом, ни выдающимся спортсменом. С пеленок будучи в центре внимания, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой. По воспоминаниям Никитиных-детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня все они давно взрослые люди, сами отцы и матери. И все, как один, не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное – их собственные сыновья и дочери отправляются в школу в первый класс, как и все обычные дети – в семь лет, и никто из них не скачет из класса в класс. У Никитиных-детей другие приоритеты: «Полноценное общение со сверстниками, пусть даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно», - убеждена Анна Никитина.

Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг – и детский, и родительский - тоже имел место быть.

40+27=гений в пеленках

Из чего складывается гениальность? Ученые по сей день не знают ответа на этот вопрос. Одни исследователи убеждены, что на 70-80% этот вопросе решает наследственность, другие – такие как американский психолог Э. Эриксон, утверждают, что вундеркинды – это миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. В конце концов, лишь 10% мозга отвечает за умственную деятельность, а остальные 90% - за двигательные функции.

В последние годы к поискам гениальности подключились и генетики. Но обнаружить ген гениальности пока не удалось. Более того: сегодня ученые склоняются к тому, что какого-то одного-единственного гена таланта не существует, но есть некая комбинация генов, в результате которой на свет появляются Моцарты и Биллы Гейтсы. Но наука не сдается. Биологи из Принстонского университета обнаружили: чтобы облегчить процессы запоминания и обучения, достаточно увеличить в организме выработку белка NR2B.

Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка.

А немцы рекомендуют основательно поупражняться в вычислениях, прежде чем вступить в брак: по их мнению, возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. То есть если вам 27, то вашему избраннику должно быть 40 – не больше и не меньше.

Снизить планку

Выходит, прощай мечта? И да, и нет. Если опустить планку, не замахиваться на «вечность» и «память в веках», то можно попытаться вырастить просто умного ребенка, который с легкостью найдет свое место в жизни и реализует возможности по максимуму. Ведь, по большому счету, именно это подразумевают родители под «гениальностью». И, если ваша цель такова, то задуматься о воспитании наследника надо еще до рождения малыша. С точки зрения эзотерики, формирование личности начинается с мыслей о ней. Так что еще перед зачатием как можно чаще представляйте своего будущего отпрыска умным, сильным, здоровым и счастливым. Гоните прочь страхи и тревоги: вы должны быть уверены в успехе. Кроме того, потрудитесь рассчитать время зачатия: статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август. Еще один факт, который стоит взять на заметку: чем старше родители, тем выше интеллект у их детей. С этой точки зрения идеальный женский возраст для деторождения - 29 лет, мужской - 36. Вообще отцов-производителей стоит искать среди сильного пола в самом расцвете сил - в возрасте от 30 до 42 лет: активность сперматозоидов об эту пору снижается по сравнению с молодыми годами, и потому «в яблочко» попадают только «проверенные бойцы», оставляя за бортом слабых и дефективных товарищей.

Хотите - верьте, хотите - нет, но чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. Срабатывает механизм усреднения: ведь известно, что в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По-настоящему умные дети, как правило, появляются в семьях, где не больше трех отпрысков, причем старшие обычно умнее младших. Согласно теории «усталости матки» разница в возрасте между малышами должна быть не меньше 5-6 лет: женский организм должен как следует отдохнуть и восстановиться, иначе ему просто нечего будет дать ребенку.

А вот такой член семьи как бабушка в воспитании одаренного ребенка просто необходим! Те несчастные, у которых нет бабушек, показывают худшие результаты, нежели обласканные внуки и внучки. И дело тут вовсе не в житейской мудрости, которой бабуля с удовольствием делится с подрастающим поколением, а в эмоциональной отдаче. Бабушки обычно балуют своих внуков и тем самым дают им возможность самовыражаться, что повышает у детей самооценку. И в конечном итоге у детей растет мотивация для того, чтобы заниматься рисованием, пением, играть в шахматы, решать геометрические задачи, одним словом -- добиваться успеха. А ведь именно мотивация является ключом к достижению поставленной цели. Талантливый ребенок – это в первую очередь заинтересованный ребенок. И это основное правило воспитания умников и умниц. Второе правило гласит: чтобы добиться успеха, ребенок должен уметь ставить перед собой цели и достигать их. И вы, как родитель, должны быть готовы пройти с ним этот путь до конца. Дорисовать, долепить, дорешать, доучиться и т. д. и т. п. То есть мало запихать отпрыска в «драмкружок, кружок по фото»: готовьтесь вместе с ним разучивать пьесы и учиться выставлять объектив, а иначе - никак. Только под руку с опытным наставником ребенок сможет пройти путь от подающего надежды малыша до одаренного взрослого человека. Одним словом, хотите умного ребенка - готовьтесь проявлять чудеса терпения, будьте последовательны и никуда не торопитесь: согласно последним исследованиям, мозг человека может расти и развиваться всю жизнь. Как говорится, талант как насморк - когда-нибудь, да чихнет!

Антон ДУБИНИН

  • В результате своих исследований Ласло Полгар пришел к выводу: в цивилизованных странах около 80% всех детей до года – потенциальные гении. К трем годам количество гениев снижается до 60%, к 5 – до 50%. В 12 только 20% детей могут похвастаться выдающимися способностями, а в 20 - лишь 5%.
  • Билл Гейтс в школе слыл самым посредственным учеником, а из Гарварда был вынужден уйти с четвертого курса.
  • Статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август.