Анализ показателей здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пропедевтическая педиатрия Анатомо физиологические особенности различных систем детского организма

Цель:

Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста

План изложения материала:

АФО кожи и слизистых оболочек ребенка

АФО костно-мышечной системы

АФО ЖКТ и мочевыделительной систем

АФО органов кроветворения и эндокринной системы у детей

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

Взаимосвязь между некоторыми АФО детей и особенностями течения патологических процессов у ребенка

Роль медсестры в стимуляции физического и нервно-психического развития детей грудного возраста

Знать:

Особенности ухода за кожей и слизистыми оболочками ребенка грудного возраста

Сроки прорезывания молочных зубов, особенности роста костей

Сроки исчезновения физиологического гипертонуса мышц-сгибателей

АФО дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Причину частых диспептических расстройств у детей грудного возраста

Частоту мочеиспусканий и дефекаций на первом году жизни

Особенности гемограммы ребенка первого года жизни

АФО эндокринной системы у детей

АФО нервной системы и органов чувств

Основные показатели физического и нервно-психического развития детей первого года жизни

Кожа и слизистые оболочки.

Кожа ребенка раннего возраста хорошо кровоснабжается. Очень высока способность кожи ребенка к регенерации. Роговой слой тонкий и состоит из 2-3 слоев слабо связанных между собой клеток. Базальная мембрана (между эпидермисом и дермой) не обеспечивает прочную связь основных слоев кожи, что может привести (при заболевании, травматизации) к легкому отделению эпидермиса. Ввиду морфологической незрелости кожи плохо развита защитная ее функция. Кожа чрезвычайно ранима и склонна к мацерации, легко инфицируется, доступна вредному воздействию химических раздражителей. Именно поэтому при уходе за ребенком необходимо строго соблюдать чистоту и асептику. Несовершенна терморегуляторная функция кожи, это связано как с недостаточно развитой функцией терморегуляции ЦНС, так и с недоразвитием протоков потовых желез (потоотделение начинается с 3-4 месяцев жизни). Ребенок раннего возраста легко перегревается или переохлаждается. Достаточно хорошо развиты и выделительная функция и функция всасывания. А дыхательная функция кожи ребенка развита даже лучше, чем у взрослого. Кожа – вторые легкие ребенка, поэтому так важно поддерживать ее в чистоте. Необходимо помнить, что кожа играет и витаминообразующую роль. Витамин Д незаменим в фосфорно-кальциевом обмене и крайне важен для растущего организма ребенка.

Кожа новорожденного покрыта первородной смазкой, которая защищает ее от вредных воздействий окружающей среды. Значительная секреция сальных желез может привести к образованию на коже (чаще носа) беловато-желтых точек (милиа).

Длинных волосы новорожденного не имеют сердцевины и через 6-8 недель выпадают и заменяются новыми.

Слизистые оболочки ребенка богаты кровеносными сосудами, хорошо регенерируют. Но при развитии воспалительных процессов у детей значительноболее выражен отечный компонент воспаления.

Костно-мышечная система.

Основу скелета новорожденного составляет хрящевая ткань, которая по мере роста ребенка заменяется костной. По точкам окостенения можно наиболее точно определить возраст ребенка (костный возраст ближе всего соотносится с биологическим возрастом). Ростковой зоной кости является метаэпифизарная. Костная ткань ребенка содержит много воды, хорошо кровоснабжается (выше чем у взрослых риск инфекционных заболеваний костей – остеомиелита и пр.) и бедна минеральными солями. Кости содержат много эластических волокон, надкостница толстая, хорошо развита. Из-за этой особенности у детей раннего возраста распространены поднадкостничные переломы (по типу «ивовой ветки»).

Череп новорожденного относительно больших размеров, мозговой отдел преобладает над лицевым. Швы черепа закрываются к 2-3 месяцам, полное сращение происходит к 3-4 годам. У доношенного новорожденного открыт большой родничок (между теменными и лобной костями), он закрывается к 12-15 месяцам.

Молочные зубы прорезываются у здоровых детей, начиная с 6-7 месяцев. Сначала медиальные нижние резцы, потом верхние, боковые. К году у ребенка обычно 8 зубов. К 2 годам 20 (по формуле N – 4, где N – число месяцев). Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5-6 лет. Сначала появляются большие коренные зубы, и только затем идет смена молочных на постоянные в той же последовательности, в какой они прорезывались. В 11-12 лет появляются вторые большие коренные зубы. 17-25 лет – третьи (зубы мудрости).

Грудная клетка детей 1-го года жизни имеет форму цилиндра, ребра расположены горизонтально, под прямым углом к позвоночнику, что ограничивает ее подвижность и затрудняет расправление легких. Глубина вдоха обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы (нет резерва для дыхания).

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов. Они формируются в связи с возникновением статических функций: шейный лордоз появляется с 2 месяцев, когда ребенок начинает держать головку; грудной кифоз – с 6 месяцев, когда ребенок сидит; и поясничный лордоз – с 10-12 месяцев, когда ребенок подолгу стоит.

У новорожденного отмечается гипертонус мышц-сгибателей, что обеспечивает флексорную позу. Он сохраняется до 3-4 месяцев (до 4 месяцев наблюдается ограничение подвижности суставов). Мускулатура ребенка развивается с возрастом. Сначала идет рост крупных мышц, обеспечивающий приобретение моторных умений. Мелкие мышцы до 4-5 лет остаются плохо развитыми (мелкая моторика). Отмечается низкая сократительная способность мышц ребенка по сравнению с взрослым (3-4 сокращения в минуту против 60-80 у взрослого). Что повышает риск травматизации ребенка при неожиданных событиях (ожог утюгом). Максимальная скорость восстановления мышц после нагрузки отмечается в возрасте 7-9 лет, а выносливость достигается к 17 годам. Наибольший прирост мышечной массы отмечается в период полового развития. Для развития ребенка и его мышечной системы очень важно регулярная двигательная активность (дошкольник должен не менее 4-6 часов в день быть в движении, чтобы развиваться гармонично). Необходимо помнить об особенностях строения и функционирования скелетных мышц при проведении массажа, гимнастики, выборе вида спорта для занятий физкультурой ребенка.

Отмечается гипотония гладкой мускулатуры ребенка (зияние сфинктеров), что является одной из причин развития срыгиваний (недостаточность кардии), других функциональных расстройств со стороны внутренних органов.

Дыхательная система .

Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам их формирование заканчивается.

Слизистая оболочка дыхательных путей (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) тонкая и легко ранимая, богата капиллярами, рыхлой клетчаткой. Все эти особенности способствуют развитию выраженного отечно-воспалительного процесса при заболевании дыхательных путей. Риск инфекционных процессов органов дыхания у детей выше не только благодаря хорошо развитому кровоснабжению, но и сниженной продукции иммуноглобулина А. В дыхательных путях и легких детей недостаточное количество эластической ткани, мало вырабатывается сурфактанта (вещество, препятствующее спадению альвеол на выдохе), что увеличивает вероятность спадения легкого и нарушения проходимости дыхательных путей при их заболевании. Одно из распространенных осложнений пневмонии у детей раннего возраста – ателектаз. Хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей мягкий и податливый, что тоже может способствовать нарушению их проходимости.

Носовые ходы ребенка узкие и при отеке слизистой вследствие воспаления (насморк) носовое дыхание становится невозможным. Для ребенка раннего возраста эта проблема не только засыпания (сна), но и кормления, т.к. сосание в этом случае вызывает значительные затруднения. Дети до года не умеют дышать ртом, и при заложенности носа может развиться одышка. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы и синуиты редко встречаются у детей до 2-3 лет. Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа так же развита недостаточно, чем и объясняются редкие носовые кровотечения у детей до 7 лет. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в коньюктивальный мешок.

К моменту рождения небные миндалины у детей недостаточно развиты и до 1 года исключительно редко развиваются ангины. Зато в возрасте 3-4 лет у детей наблюдается физиологическая гипертрофия носоглоточных миндалин, что при развитии воспалительных процессов носоглотки всегда приводит к стойкому нарушению носового дыхания.

Евстахиева труба у детей раннего возраста короткая, широкая и расположена более горизонтально, что объясняет частое развитие отитов, как осложнений ринофарингитов. Надгортанник у новорожденного мягкий, легко сгибается, что может быть причиной появления шумного (стридорозного) дыхания.

Гортань у детей дошкольного возраста имеет воронкообразную форму и значительно уже по диаметру, чем у взрослого. Узость просвета гортани, легко возникающий и ярко выраженный отек подслизистого пространства при воспалительных процессах гортани, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных окончаний могут привести к осложнению ларингита, встречающемуся только у дошкольников – стенозу гортани (острый стенозирующий ларинготрахеит).

Трахея очень подвижна, хрящи мягкие, что очень затрудняет ее интубацию.

Бронхи узкие, их хрящи так же мягкие и податливые. У новорожденного угол отхождения бронхов одинаков, но с возрастом правый угол становится больше и инородные тела дыхательных путей чаще попадают в правый бронх. У новорожденного и детей раннего возраста плохо развит кашлевой рефлекс, механизмы самоочищения бронхов (движения мерцательного эпителия), что способствует развитию воспалительных процессов. В мелких бронхах легко развивается спазм в ответ на различного рода раздражения, что увеличивает риск развития обструкции бронхов и бронхиальной астмы, как осложнения бронхита и пневмонии.

Ткань легкого полнокровна (богата сосудами и водой), содержит мало эластических волокон (маловоздушна). Эта особенность способствует возникновению эмфиземы, отека легкого, ателектаза. Ателектазы чаще возникают в задненижних отделах легких из-за их слабой вентиляции.

Диафрагма расположена высоко, что при развитии условий, затрудняющих ее движение (метеоризм) приводит к ухудшению вентиляции легких.

Потребность растущего организма ребенка в кислороде огромна, а легочный объем очень мал (у новорожденного объем легких составляет всего 0,5 л). Приходиться компенсировать учащением дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений составляет 40-60 в минуту, в 1 год – 35, в 4 лет – около 25, в 8 лет 20. а после 10 лет – как у взрослого – 16-18. Дыхание новорожденного имеет поверхностный характер, продолжительность вдоха почти равна выдоху (пуэрильное дыхание), часто встречается дыхательная аритмия (неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом), иногда развивается дыхательное апноэ. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра продолговатого мозга. Новорожденный дышит животом, в раннем возрасте преобладает смешанный тип дыхания (грудо-брюшной), в периоде полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, а у девочек грудной тип дыхания.

Сердечно-сосудистая система.

Cердце новорожденного относительно велико и располагается горизонтально. Границы сердца у детей раннего возраста шире, чем у взрослого. Только к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок левого и правого желудочка одинакова, поэтому электрическая ось сердца на ЭКГ не имеет отклонения. Стенки желудочков сердца тонкие, легко растяжимые. У детей первых месяцев жизни сохраняются сообщения между правыми и левыми отделами сердца: овальное отверстие, артериальный проток, что приводит к смешиванию артериальной крови с венозной и проявляет себя в частом развитии дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, наличии сердечных шумов.

Повышенные потребности тканей ребенка в кислороде и питательных веществах удовлетворяются не за счет большего систолического объема, а за счет увеличения числа сердечных сокращений. Частота сердечных сокращений новорожденного составляет 140-160 ударов в минуту, к 1 году – 120, к 3 годам – 110, к 5 годам – 100, к 10 годам – 90, а затем как у взрослого – 60-80.Пульс у детей отличается большой лабильностью: плач, физическое напряжение вызывают тахикардию. Для него так же характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, а на выдохе урежается. Работоспособность детского сердца более высокая, чем у взрослого.

Сосуды у детей раннего возраста относительно широкие, диаметр вен приблизительно равен просвету артерий. Стенки сосудов мягкие, их проницаемость выше, чем у взрослых. Эта особенность наряду с обилием капилляров предрасполагают к застою крови, что может приводить к развитию заболеваний (пневмония, остеомиелит). У детей большая скорость кровотока (12 секунд против 22 у взрослых), что связано как с высокой частотой сердечных сокращений, так и небольшой длиной сосудистого русла.

Артериальное давление у детей более низкое, чем у взрослых. Примерный уровень максимального (систолического) давления у детей до 1 года можно рассчитать по формуле 70+n, где n – число месяцев, у детей старше года по формуле: 80+2n, где n – число лет. Диастолическое (нижнее) давление обычно составляет 2/3 – 1/2 от систолического.

Пищеварительная система.

Органы пищеварения новорожденного недостаточно развиты и приспособлены переваривать только материнское молоко.

Слизистая оболочка полости рта нежная, богата кровеносными сосудами. В первые месяцы жизни ребенка слюнные железы продуцируют мало слюны, что приводит к сухости слизистой полости рта и легкой ее ранимости. Усиление саливации наступает к 4-5 месяцам, что связано с прорезыванием зубов. Акту сосания ребенка содействуют жировые комочки Биша, расположенные в толще щек, широкий язык, хорошо развитые мышцы губ, языка. В полости рта у детей первых месяцев жизни практически не происходит расщепление питательных веществ, поэтому выделяется очень мало ферментов (вместо амилазы продуцируется птиалин).

Пищевод у детей относительно длиннее и уже (специальные зонды), плохо развит кардиальный сфинктер.

Объем желудка относительно мал: у новорожденного составляет 30-35 мл, в 3 месяца – 100 мл, к году 200-250 мл. В горизонтальном положении ребенка пилорический отдел желудка располагается выше дна. Мускулатура развита плохо. До 3 месяцев срыгивания являются физиологичными из-за анатомической и функциональной недостаточности кардиального сфинктера. Кислотность желудочного сока и активность его ферментов у детей раннего возраста низкая, что часто приводит к развитию нарушений переваривания пищи при малейших погрешностях в питании и даже спонтанно (функциональные диспептические расстройства).

Печень новорожденного относительно больших размеров, но функционально незрелая. Особенно плохо развиты антитоксическая и внешнесекреторная функции, что может приводить к частому развитию токсикозу при различных заболеваниях. А малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира.

Внешнесекреторная функция поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых только к 5 годам.

Кишечник ребенка относительно более длинный, плохо прикреплен к брыжейке, что приводит к частому развитию заворотов и инвагинаций у детей до 2 лет. Слизистая оболочка кишечника более тонкая, проницаемая, хорошо кровоснабжается (быстро всасываются токсины). Ферментативная активность кишечника низкая. Полостное пищеварение развито хуже, чем пристеночное. Поэтому любые заболевания кишечника ребенка значимо отражаются на процессе переваривания пищи. Кишечника новорожденного стерилен, заселяется микрофлорой в первые часы жизни. Характер флоры во многом зависит от вида вскармливания: при грудном преобладает бифидумфлора, при искусственном – ацидофильные палочки и энтерококки.

Характер стула ребенка так же зависит от вида питания и микрофлоры, заселяющий кишечник. У детей, находящихся на естественном вскармливании стул 3-4 раза в стуки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом; на искусственном – 2-3 раза в сутки пастообразный желто-оранжево-зеленоватой окраски (цвет зависит от вида молочной смеси) с неприятным гнилостным запахом.

Мочевыделительная система.

Почки новорожденного относительно крупные, расположены немного ниже, чем у взрослого, что дает возможность пальпировать здоровые почки у детей раннего возраста. Почечные лоханки и мочеточники относительно широкие, гипотоничные, что облегчает заброс инфекции восходящим путем.

Мочевой пузырь расположен выше, чем у взрослых. Его слизистая оболочка тонкая и нежная, эластические волокна развиты слабо. Вместимость мочевого пузыря составляет у новорожденного около 50 мл, в 1 год – до 200 мл, в 8-9 лет – 800-900 мл. У детей раннего возраста процессы реабсорбции и секреции и диффузии несовершенны, поэтому возможность почек концентрировать мочу, и выводить токсины ограничена. Число мочеиспусканий у новорожденных 20-25, у грудных детей не менее 15 раз в сутки. Суточный диурез составляет 60-65% от выпитой жидкости. Мочеиспускание является у новорожденного безусловным рефлексом. Условный рефлекс начинает вырабатываться с 5-6 месяцев, но диагноз «энурез» правомочен только после 3 лет.

Органы кроветворения.

В эмбриональный период жизни кроветворными органами являются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань. После рождения ребенка кроветворение сосредоточивается главным образом в костном мозге и происходит у детей раннего возраста во всех костях. Надо отметить, что у детей до 5 лет селезенка продолжает выполнять кроветворную функцию. К периоду полового созревания кроветворение происходит в плоских костях, эпифизах трубчатых костей и в лимфатических узлах.

У новорожденных отмечается большое количество лимфатических сосудов и лимфоидных элементов, но их барьерная функция недостаточно развита, в связи с чем, инфекция легко проникает в кровяное русло. У детей раннего возраста вилочковая железа является центральным органом иммунитета. Ее инволюция наблюдается после 3 лет. Небные миндалины у детей до 1 года структурно и функционально незрелы. Зато в раннем возраста (у детей 3-4 лет) отмечается физиологическая гипертрофия носоглоточных миндалин.

Для кроветворной системы ребенка характерна выраженная функциональная неустойчивость, ранимость, но и склонность к процессам регенерации.

Главными показателями способностей ребенка являются его рост и развитие. Эти два общих процесса имеют некоторые отличия. Под таким понятием, как рост, мы понимаем увеличение роста, массы тела и другие физические показатели, в то время как развитие - это «рост» интеллектуальных, поведенческих, социальных структур мозга.

Все это контролируется множеством факторов как внутри ребенка, так и вокруг него, и важно вовремя заметить возможные нарушения и принять какие-либо меры. Ведь это одно из главных условий обеспечения здоровья ребенка. Как известно, проще предупредить заболевание, чем лечить его.

Квалифицированно определить степень нарушения может врач-педиатр, но, владея некоторыми знаниями детской анатомо-физиологии, можно провести оценку развития своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Или в некоторых случаях самим устранить факторы, влияющие на неправильный рост и развитие ребенка. Но не всегда выявленные вами отклонения означают нарушение здоровья, так как в развитии ребенка есть много индивидуального. Поэтому при обнаружении отклонений во всех случаях обратитесь к врачу. Раннее детство включает в себя 3 возрастных периода"

1) новорожденность (от рождения до конца 1-го месяца жизни);

2) грудной возраст (от 1 до 12 месяцев);

3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Раннее детство отличает от других периодов детства ряд факторов:

1) быстрый темп роста и развития;

2) взаимосвязь физического состояния здоровья и нервно-психического развития;

3) высокая ориентировочная реакция на окружающий мир;

4) огромное значение положительных эмоций;

5) особая роль взрослого.

В период раннего детства ребенка происходит очень быстрое увеличение массы тела и роста. В среднем до 1-го года вес увеличивается в 3, а длина в 1,5 раза. Таким же быстрым является и темп развития: из неуклюжего, беспомощного существа к концу 1-го года жизни ребенок превращается в разумного человека, нарабатываются и развиваются многие врожденные и приобретенные рефлексы, в том числе «речь» и прямохождение. Но подобные быстрые темпы развития отличаются скачкообразностью, одному скачку предшествует период медленного накопления информации. Это нормально, и не следует переживать из-за временного торможения в развитии, ребенок просто усваивает, впитывает новую порцию информации и выдает ее очередным скачком нового качества. Так, например, от 1 до 1,3 года отмечено медленное накопление запаса понимаемых слов, зато в этот период он овладевает ходьбой. Это расширяет его возможности ознакомления с окружающим миром. С одной стороны, это овладение ходьбой как бы замедляет понимание речи, с другой - ходьба помогает общению с окружающими предметами, так как родители словом обозначают предмет, чем помогают ребенку установить связь слова и предмета. Отсюда следует скачок в развитии понимаемой речи.

Скачок: 7-8 месяцев совершается переход в вертикальное положение.

1 год - овладение ходьбой.

2 года - переломный период в развитии речи. Формирование наглядно-действительного мышления.

3 года - осознает себя как личность.

Эти периоды трудны для ребенка, они могут сопровождаться снижением его активности, ему особенно нужны хороший уход и внимание.

В периоде раннего детства ребенок развивается при постоянном повторении. В основу обучения ребенка этого периода положено развитие определенных способностей:

Подражание, воспроизведение;

Навык смотреть, слушать, сравнивать, обобщать.

Движение - это нормальное состояние ребенка

Раннего возраста, улучшается его умственное развитие, одним из тяжелых условий для ребенка является отсутствие возможности двигаться.

Длина тела у нормального здорового ребенка приблизительно равна 50-52 см. Темпы роста зависят от факторов при рождении: чем длина при рождении меньше, тем рост больше, и наоборот. Длина тела девочек немного меньше длины тела мальчиков.

Анатомно.фшиологические-особенности... Ежемесячно прибавка тела выглядит примерно так:

Возраст Прибавка, см
0 - 3 мес. 3,0
4 - 6 мес. 2.5
7 - 9 мес. 1.5-2.0
10-12 мес. 1,0
На втором году жизни ребенок вырастает на 2-13 см, на третьем году на 1-8 см.

Масса новорожденных детей колеблется от 2500 до 4000 г. Средняя масса мальчиков 3500 г, девочек 3350 г. После рождения через несколько дней масса ребенка может уменьшиться на 150-200 г. Это нормальная физиологическая реакция. Такая потеря массы получается в результате повышения выделения воды через кожу, легкие, отхождения во внутриутробном периоде кала и мочи.

Обычно к 7-12-му дню жизни масса тела нормализуется, а затем резко набирается. Ежедневная прибавка составляет в среднем в 1-й четверти года 25-30 г, во 2-й - 20-25 г, 3-й - 15-20 г, в 4-й - 10-15 г. К первому году вес мальчиков составляет приблизительно 10-11 кг, девочек 9-10 кг, на 2-3-м году ребенок прибавляет в весе приблизительно на 2 кг.

Теперь можно измерить окружность головы и грудной клетки малыша. Для измерения окружности головы можно взять сантиметровую ленту, которая накладывается на голову по наиболее выступающей части затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Обычно при рождении здорового ребенка окружность головы равна 34-36 см. В первые месяцы жизни окружность головы увеличивается быстрее, до месяцев примерный рост составляет 1,5 см, после полугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность головы увеличивается на 1,5-2 см. Чтобы определить нормальный объем головы, можно провести нехитрый расчет: суммировать величину окружности головы при рождении с ежемесячной прибавкой.

Рассматривая окружность грудной клетки малыша, надо отметить, что ее у ребенка до 3 лет измеряют при спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, затем переводят ее вперед и накладывают на уровне сосков.

По окружности груди можно судить об изменении поперечных размеров тела. При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и составляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особенно в первом полугодии, ежемесячная прибавка составляет 2 см, после 6 месяцев окружность груди увеличивается медленнее, в среднем на 0,5 см в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клетки ежегодно увеличивается на 1,5 см. Определить соответствие грудной клетки можно по той же схеме, по которой определяли окружность головы.

Для оценки общего пропорционального сложения ребенка можно пользоваться наиболее простыми и распространенными формулами Чулицкой или Эрисмана.

Индекс Чулицкой выглядит так.

X = (ЗОП + ОБ + ОГ) - Р, где х = значению индекса, ОП - окружность плеча, ОБ - окружность бедра, ОГ - окружность голени, Р - рост. Окружность плеча и бедра измеряются сантиметровой лентой в местах максимального объема, ОБ - под ягодичной складкой.

У хорошо упитанных детей до 3 лет х-индекс приблизительно равен 20-25.

Индекс Эрисмана определить еще проще: х = ОГ - 0,5Р, где ОГ - окружность груди в см, Р - рост.

По Эрисману у детей до 1 года в норме х = +10 - 13,5, 2-3 лет х = +6 - 9.

Всем известен такой тяжелый период для ребенка, как прорезывание зубов. Эта процедура доставляет малышу определенное беспокойство, а иногда протекает с повышением температуры и другими расстройствами. Здесь родителям надо набраться терпения и проявить максимум любви и выдержки при уходе за ребенком. Первые зубы появляются обычно в 6-8 месяцев, а к 1 году ребенок имеет примерно 8 зубов.

Зубы, как правило, прорезываются в определенном порядке:

6-8 мес. 2 нижних резца

8-10 мес. + 2 верхних резца

10- 11 мес. + еще 2 верхних резца

11- 12 мес. + еще 2 нижних резца

Но тем не менее процесс прорезывания зубов индивидуален и не надо расстраиваться, если зубки прорезываются не строго по времени.

Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора - это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы думаете, что ребенок начинает двигаться после рождения, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различные движения на своем уровне. Когда ребенок появился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается координация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он следит за движущимися предметами, поворачивает голову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен держать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.

С 4-5 месяцев в работу включается спинка, малыш обычно начинает переворачиваться со спины на живот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечностей. 7-8-месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.

В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой стоять, ас 10-12 месяцев делает первые шаги.

Опять же - это приблизительные, средние сроки, но ведь каждый человек, даже такой маленький, - это уже индивидуум, поэтому проявление этих функций может немного опережать или запаздывать, это не страшно. В общем, существует еще много особенностей, и ребенок может улыбаться - 3-8 недель держать голову - 1,5-Змес. тянуться к игрушке - 2,5-3 мес. переворачиваться - 3,5-6 мес. сидеть - 5-8 мес. ползать - 5-9 мес. вставать - 6-11 мес. ходить с помощью - 6-12 мес. стоять самостоятельно - 8-1 Змее, ходить сам - 9-14 мес.

Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.

Рассмотрим теперь чувства ребенка. Глаза новорожденного относительно большие. К сведению пап, практически всегда голубого цвета, так что если цвет глаз вашего чада не совпадает с родительским, не смотрите искоса на свою супругу. В следующие несколько месяцев цвет глаз ребенка будет метаться, но иногда так и остается голубым, считается, что цвет глаз зависит от цвета радужной оболочки. Зрение новорожденного отличается светобоязнью, поэтому в первое время его глаза почти всегда закрыты, а зрачки сужены, слезные железы тоже не функционируют, поэтому до 2 недель он плачет без слез. С 1,5 - 2 лет у ребенка развивается цветовое зрение и только к 4 годам появляется максимальная острота зрения Табл. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни(составле- но Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, СМ. Кривиной, Э.Л. Фрухт, 1986)

Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметом Движения общие Подготовительные этапы развития понимаемой речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет Вздрагивает и мигает при резком звуке
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке
1 месяц Плавное прослеживание движущегося предмета Двигатель-но- слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
Продолжение табл. 1
2 месяца Длительное Ищущие Быстро Лежа на Повторно
зрительное повороты отвечает животе, произносит
сосредото головы при улыбкой на поднимает и отдельные
чение- смотрит длительном разговор с некоторое звуки
на привлекший звуке. Пово ним. Дли время удер
внимание рачивает тельное живает голову
предмет голову в сосредото
(неподвижный) сторону чение на
или лицо голоса другом
взрослого. взрослого ребенке
Длительно
следит за
движущейся
игрушкой
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко
говорящего с общение с грудью ПОДНЯВ
ним взрослого, ним (разго голову. При
игрушке) вор). Ищет глазами ребенка, издающего звук поддержке под мышками крепко упирается втвердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе Удерживаетголову в вертикальном положении на руках у взрослого)
4 месяца Узнает мать (радуется) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним ищет взглядом другого ребенка рассматривает, радуется, тянется к нему
5 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки Подолгу певуче гулит Ест с ложки полу густую и густую пищу
Продолжение табл. 1
6 месяцев По-разному реагирует на свое и чужое имя Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на спину Передвигается переставляя руки ил и немного подползая Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки
7 месяцев Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и ЯР Хврошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый, постоянно находящийся в определенном месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги Пьет из чашки
8 месяцев Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «Дай ручку» На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах Громко и четко повторно произносит различные слоги Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев плясовые движения под плясовую мелодию Догоняет ребенка, ползет к нему. Подражает действиям и движениям другого С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает) переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
10 месяцев Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает изакрывает вынимает и т д.) Действия с предметами принимают устойчивый характер Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки») выполняет разученные действия и движения подражая взрослому, повторяет за ним новью слоги, которых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
Продолжение табл. 1
11 месяцев Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям Овладевает новыми разученными действия м и (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает на стержень кольца с широким отверстием) Стоит самостоятельно делает первые самостоятельные шаги по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др). Появляются первые обобщения в понимаемой речи. По просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и тд произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляются
Окончание табл. 1
12 месяцев Различает Протягивает Самостоя Ходит само Понимает (без Легко под Самостоя -
предметы по другому тельно стоя тел ьн о показа) ражает новым тел ьно п ьет
форме ребенку и выполняет (без опоры) названия слогам из чашки
(отл ичает отдает разученные нескольких П роизносит (берет руками,
кирпичик от игрушку, действия с п редметов, 6 10 облег ставит)
кубика по сопровождая игрушками действий, ченных слов
слову) смехом и (катает, водит, имена («баба», «ав-
лепетом Ищет кормит и т д) взрослых и ав» итд)
игруш ку, Переносит детей, вы
сп рятан ную действие, полняет
другим разученное с отдел ьные
ребенком одним поручения
предметом, на найди, при
другой (водит, неси, положи
кормит, на место и др
баюкает куклу Понимает
и т д.) слово
«нел ьзя »
(прекращает
действие) По
слову
вз росл о го
выполняет
разученные
ранее дей
ствия с
игрушками
Таблица Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (разработано Н.М. Аксариной и К.Л. Печорой, 1986)
Возраст, мес Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действие с предметами Движения Навыки
1 3 Запас понимаемых слов быстро расширяется П ол ьзуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигател ьной а ктивности, удивления, радости Ориентируется в двух контрастных вел ичинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень Ходит дл ител ьно, не присаживаясь, меняет положение (п риседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятел ьно ест густую пищу ложкой
16 18 Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой устной речиконфликтной ситуации) Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называетпредметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные, часто набл юдаемые действия Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
19 21 Понимает не - сложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными п редл ожен ия м и Ориентируется в 3 контрастн ых величинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа « во рот», «скамейки», «дома» Ходит по ограниченной поверхности (шириной 1520 см), приподнятой над полом на 1 5 20 см Частично раздевается при небольшой помощи взрослого
Окончаеие табл.2
1 6 1 8 Обобщает пред Словами, облег Ориентируется в 4 Отображает в игре Перешаги вает Самостоятел ьно
меты по сущест ченными («би-би») контрастных отдельные, часто через препятст ест жидкую пищу
венным признакам и произне формах предметов набл юдаемые вия (брусочки) ложкой
в понимаемой сенными пра (шар, куб, действия приставн ым
устной речи (в вильно («маши кирпичик, призма) шагом
конфликтной на»), называет
ситуации) предметы и
действия в мо
мент сильной
заинтересован
ности
Таблица Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 24-30 месяцев (по Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, 1986)
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструктивная деятел ьность Навыки Движения
Грамматика Вопросы Вое п роиз- ведение формы Вос- произведение цвета Одевания Еды
Окончание табл.3
Говорит многословными предложениями (более З слов) Появляются вопросы: где? куда? Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки Ест аккуратно Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20см
Таблица Нервно-психическое развитие детей в возрасте 31-36 месяцев (по Н.М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, 1986)

Окончание табл. 4

Начинает Появ- В своей Назы Появляются Появляются С помощью Самостоятельно Перешагивает
употре6лять ляются дея вает 4 моменты роле сложные сю пластилина, одевается, может через палку или
придаточные вопросы тел ь- основ вой игры жетные по карандаша застегивать веревку, гори-
предложения когда? ности ных стройки изоб ражает пуговицы, зонтально
Почему? пра цвета простые пред завязывать приподнятую над
вил ьно, меты и называет шнурки при полом на 30-35
по их небольшой см
назна помощи взрос
чению лого Приеде
исполь пользуется
зует салфеткой
геомет
риче
ские
ф игуры

В последние годы благодаря трудам П. К. Анохина (1968) сложился опре деленный подход к изучению целостного организма. Функциональная система по Анохину это сотрудничество различных процессов для образования ко нечного приспособительного эффекта. На каждом этапе развития формируется своя функциональная система, обеспечивающая полное взаимодействие с внешней средой. В организме одновременно протекает множество процессов, возникает ряд приспособительных реакций. Важно изучить не все связи (это сделать практически невозможно), а основные, которые позволяют понять функцио нальную систему в целом.

Преддошкольный возраст (до 3 лет) характеризуется бурно протекаю щимипроцессами роста и развития ребенка. Интенсивно увеличиваются мор фологические показатели: длина и масса тела, объем грудной клетки. Изменя ются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы. Физическое развитие. В этом возрасте происходит интенсивный рост и формирование ОДА. Известно, что позвоночный столб новорожденного почти не имеет изгибов. Они образуются в связи с развитием двигательных функций. К 3 4 годам уже появляются выраженные изгибы, однако они еще недостаточно фиксированы. Особенности строения и химического состава костной ткани у детей обу славливают ее большую мягкость и эластичность и меньшую ломкость, чем у взрослых. В то же время из за большой податливости костной ткани такие не благоприятные условия, как длительное неправильное положение в кровати, ношение ребенка на одной руке, вождение за одну и ту же руку, неправильная поза во время сидения могут вызвать искривление позвоночника и деформацию грудной клетки. Развитие мышечной ткани и ее функциональных свойств у детей преддошкольного возраста еще не завершено. Мышцы развиваются неравномерно. В грудном возрасте развиваются главным образом, мышцы туловища и нижних конечностей, «работающие» при сидении, прямостоянии и ходьбе. В дальней шемв связи с расширением двигательных функций развиваются мышцы ниж них конечностей и т. д. К 3 годам происходит отчетливое нарастание мышечной массы. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей этого возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. С другой стороны к концу первого года жизни формируются клетки, от ветственные за накопление жира, рост которых стимулирует недостаточно ак тивная двигательная деятельность. Ребенок этого возраста подвижен, любознателен, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой его развития является игра. Нервная система. В этом возрасте первые процессы недостаточно силь ныи подвижны, однако условно рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физиче скоговоспитания необходимо учить детей правильному выполнению того ли иного упражнения. Нередко неправильное выполнение упражнений может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки и затруднить развитие внутренних органов. Кроме того, закрепленные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков. В коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отлича ютсянеточностью, некоординированностью. Внимание еще не устойчиво, дети не могут долго сосредотачиваться на чем то одном и быстро утомляются. Эндокринная система. Большое место в приспособительных реакциях ор ганизмапринадлежит эндокринным железам, которые наряду с ЦНС обеспечива ютадаптацию организма к мышечной работе. Многочисленные биологические эффекты, вызываемые продуктами жизнедеятельности этих желез гормонами, позволяют эндокринной системе управлять обменов веществ в клетках организма. В первые месяцы жизни, когда имеет место функциональная неполноцен ностьряда органов и систем, в том числе и эндокринных желез, многие гормо ны ребенка поступают в организм лишь с молоком матери. К 5 му месяцу жиз ни начинают функционировать железы внутренней секреции.

В этом возрасте роль эндокринной системы как и у взрослого довольно разнообразна. Она имеет отношение и к иммунитету, и к реактивности цен тральной и периферической нервной системы, однако особую роль она играет как регулятор обмена, роста и развития. При нарушении гормонального равно весияизвращается все физическое и психомоторное развитие ребенка. Для преддошкольного периода характерно заметное усиление активности щитовидой железы, которая регулирует основной обмен, стимулирует рост (особенно длинных костей) оказывает большое влияние на дифференцировку органов и тканей, способствует усилению двигательной активности. Сердечно-сосудистая система. В преддошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности ССС. Изменяются размеры и гистоло гическоестроение сердца. К 2 м годам первоначальный вес его удваивается, однако гистологическая дифференцировка его тканей протекает еще медленно. IДля сердечной мышцы характерны большая сеть мелких артерий и обилие мел ких стволов. Уже к 2, 5 3 годам соотношение между влиянием парасимпатиче ской и симпатической иннервации заметно сдвинуто в сторону усиления пер вой. Артерии у детей этого возраста относительно широки, с возрастом просвет их увеличивается меньше, чем объем сердца: до наступления половой зрелости объем сердца увеличивается почти в 12 раз, окружность же аорты только в 3 раза. Капилляры имеют также широкий просвет, а вены, наоборот, сравни тельно узкий. Относительно большая масса сердца, обилие нервной ткани, большая ширина просвета сосудов обуславливает более благоприятные условия для кровообращения у детей, чем у взрослых, и относительно более высокую работоспособность (особенно при отсутствии вредных привычек). В первые дни жизни ЧСС 120 140 уд/мин. , с возрастом уменьшается.

Дыхательная система. К особенностям дыхательной системы детей пер выхлет жизни относится, прежде всего, узость носовых ходов, гортани, трахеи и бронхов. Слизистая оболочка их нежна и богата кровеносными сосудами. Этими особенностями, а так же обильным развитием лимфоидной ткани объяс няются легко наступающие у детей болезненные явления, даже при сравни тельно умеренных воспалительных процессах. Объем легких к 1, 5 годам увеличивается в 4, 5 раза. Общий рост происхо дитглавным образом за счет увеличения объема альвеол, тогда как число их остается более или менее постоянным. Дышащая поверхность легких и количество крови, протекающей через них в единицу времени, у детей больше, чем у взрослых, что создает благопри ятные условия для газообмена. Однако некоторые особенности строения груд ной клетки (узкая в верхней части, ребра располагаются почти перпендикуляр нопозвоночному столбу и поэтому увеличение емкости грудной клетки за счет поднятия ребер почти невозможно, диафрагма расположена высоко) ограничи ваютразмах дыхательных движений и обусловливают поверхностное дыхание. Поскольку относительная потребность в кислороде этом возрасте выше, чем в любом другом, необходимая легочная вентиляция обеспечивается большой ча стьюдыхания, достигающей у 2 3 летних детей 25 30 в мин. Отсюда относи тельный. МОД (на 1 кг массы тела) у детей до 3 лет в 2 раза больше, чем у взрослых. Кроме того, для детей этого возраста характерны легкая возбуди мость дыхательного центра и частое нарушение дыхательного ритма. Кровь. У детей преддошкольного возраста отчетливо нарастает количе ство Нв. С возрастом уменьшается, относительное количество крови, причем у мальчиков на 1 кг веса крови несколько больше, чем у девочек. У новорожден ныхдетей кровь составляет 5% массы тела, у годовалого 10%, у взрослых 7 8%. Химический же состав крови отмечается значительным постоянством и с возрастом меняется сравнительно мало. Одной из особенностей данного возраста является чрезвычайная пластич ность организма: на нем легко отражаются как положительные, так и отрица тельные влияния. Кроме того, в этот период жизни дети отличаются повышен нойчувствительностью к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому очень важно создать ребенку оптимальные гигиенические условия и правильно его воспитывать. Именно в этом возрасте легче всего закладывать фундамент крепкого здоровья и характера.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(4 -7 лет). Физическое развитие. У детей этого возраста все размеры тела увеличи ваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5 6 см, массы около 2 кг. Отчетливо меняется длина тела. К концу этого перио даначинается ускорение роста прирост составляет 7 8 и даже 10 см ежегодно происходит так называемое первое вытягивание. В связи с развитием и совершенствованием двигательной функции интен сивно формируется ОДА. Происходит дальнейшая дифференцировка мышеч ной ткани. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямохождение и ходьбу. Диаметр мышечных волокон увеличивается у дошкольников по сравне ниюс новорожденными почти в 3 раза. Значительного (но не окончательного) развития достигают мышцы кисти. Уже к 5 годам становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыками рисования, лепки, однако, более интенсивно развиваются крупные мышцы, что затрудняет выполнение мелких, точных движений. Нервная система. Продолжается дальнейшее морфологическое и функ циональное развитие нервной системы. К концу этого периода в основном за канчивается морфологическое развитие и коры головного мозга, однако для ВНД еще характерна неустойчивость нервных процессов. Несмотря на небольшую роль тормозных процессов, процессы возбуждения продолжают преобладать. Дети уже могут сосредотачивать некоторое внимание на предмете. В их поведе нии еще большое значение имеет подражание, но уже проявляются и творчество, инициатива. Начинают проявляться типологические особенности ВНД. В этом возрасте дети очень склонны к положительным эмоциям, поощрениям. Для развития детей этого возраста большое значение имеют игры. Кол лективные игры со сложными элементами стимулируют общее развитие детей. Не зря этот период называют периодом первичного становления двигательной функции. В этом возрасте продолжается совершенствование координационных механизмов ЦНС. Дети становятся более подвижными.

Эндокринная система. В дошкольный период наблюдаются изменения в соотношении активности желез внутренней секреции. Постепенно уменьшается активность зобной железы, коры надпочечников, но увеличивается активность щитовидной, передней доли гипофиза, регулирующей вместе с щитовидной железой процессы роста и развития организма. В этом периоде детства могут появляться различные формы эндокринных расстройств. Особенности «гормонального ансамбля» этого возрастного периода выражаются в высокой пластичности организма, преобладанием процессов воз буждения над торможением, несовершенстве механизмов мышечной регуляции. Сердечно-сосудистая система. Процессы роста и дифференцировки рос тапротекают медленно. Волокна сердечной мышцы несколько увеличиваются, но мышца все еще многоядерна. Отмечается относительное уменьшение числа кровеносных сосудов сердца. Просвет их при этом становится шире, появляют ся крупные сосудистые ветви. Развивается соединительная ткань, увеличивает ся толщина левого желудочка. Заканчивается развитие иннервационного аппа рата сердца. Однако сердце в этом возрасте отличается недостаточностью и рыхлостью мышечной и соединительной ткани, обилием лимфатических и кро веносныхсосудов. Все это представляет благоприятную почву для развития различных инфекционных заболеваний, в первую очередь ревматизма. До 5 летнего возраста происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей. В связи с продолжаю щимсяусилением влияния блуждающего нерва и уменьшением интенсивности обмена веществ отмечается дальнейшее замедление ЧСС. В конце этого возрас тного периода она понижается до 85 75 уд/мин. , МОК достигает почти 2 л. Продолжается рост сосудов, но процесс этот отстает от роста сердца, что приводит к относительной узости сосудов и вызывает некоторое повышение АД. У 6 ти летних детей оно достигает 90 мм рт. ст. , причем у мальчиков не сколько выше.

Дыхательная система. К концу дошкольного возраста в основном закан чивается формирование мышечной, ткани, продолжает увеличиваться количест во эластических элементов и совершенствоваться регуляция дыхания. Возрас тает глубина дыхания до 140 150 мл и снижается его частота до 23 24 в мин. МОД достигает 3200 мл и более, ЖЕЛ около 1200 мл. Постепенно возникают различные типы дыхания в зависимости от пола: у мальчиков начинает преоб ладатьбрюшной тип, у девочек грудной. Несмотря на совершенствование ре гуляции дыхания и снижением возбудимости дыхательного центра, у детей это го возраста еще часто возникают нарушения ритма и частоты дыхательных движений во время физических нагрузок. Кровь. В этом возрасте продолжается постепенное увеличение в крови числа эритроцитов и, наоборот, уменьшение числа лимфоцитов. Относительное количество крови продолжает уменьшаться. Таким образом, дошкольный, возраст является очень важным периодом в становлении произвольной регуляции дыхательной функции и в развитии в. н. д. , что позволяет приступать к систематическому обучению.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 -10 лет) Физическое развитие. Второе детство является наиболее спокойным пе риодом в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса. ОДА. В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т. е. замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета происходит неравномерно и в разные сроки. Сроки формирования костной тка ни тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и являются своеобразным его барометром. Поэтому определение ко стного возраста широко используют для оценки истинного возраста. К 9 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук. Кости таза интенсивно развиваются с 8 до 10 лет, особенно у девочек и вновь темпы раз вития увеличиваются в период полового созревания. Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрез мерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и кост ных элементов позвоночника постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 годам поясничная, позвоночник более подвижен до 8 9 летнего возраста. У младших школьников не редки случаи нарушения осанки и деформации позвоночника.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны бел ком и жирами, содержат много воды, поэтому следует развивать их постепенно и разносторонне. С возрастом в них уменьшается количество воды, увеличивается содержание миозина, растворимых белков, количество митохондрий и ядер. Ме няется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество крас ных и промежуточных волокон по сравнению с белыми волокнами, увеличива ется и относительная площадь красных мышечных волокон. Правда, в целом со отношениемежду красными и белыми волокнами у людей индивидуально, т. к. наследственно обусловлены. Это важно помнить при отборе и спортивной ори ентации, поскольку человек с большим числом красных мышечных волокон мо жетдобиться успеха прежде всего в виде спорта «на выносливость» , а с большим числом белых волокон в скоростно силовых видах спорта. В процессе занятий спортом необходимо учитывать особенности форми рования скелета. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Следует избегать больших по объему и интенсивно стинагрузок, т. к. они приводят к значительным энергозатратам, что может по влечьза собой общую задержку роста. У младших школьников мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Более интенсивно развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при вы полнении мелких, точных движений. По прежнему одной из важных задач физического воспитания должно быть правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и пре дупреждение нарушений осанки.

Нервная система. Морфологическое развитие нервной системы почти полностью завершается, заканчиваются рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. По прежнему все еще преобладают процессы возбуждения, что может привести к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пла стичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. В этом возрасте дети могут легко овладеть технически сложными формами движений. В то же время у них резко выражено запредель ное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражите лей. Активно совершенствуется двигательная функция, происходит становление координационных механизмов. Интенсивно развивается функция равновесия. Эндокринная система. В период второго детства отчетливо усиливаются функции гипофиза и надпочечников, а роль зобной (вилочковой) железы замет но ослабевает.

Сердечно-сосудистая система. Возрастные изменения в этом периоде характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Ар терии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых и просвет прекапиллярной и ка пиллярной сетей. Это является одной из причин сравнительно высокого артери альногодавления: в 7 10 летнем возрасте систолическое давление составляет 100 105 мм. рт. ст. С возрастом постепенно замедляется ЧСС: в 7 8 лет она равна 80 92, в 9 10 лет 76 86. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО= 23 мл, к 10 годам 37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. С возникновением иннервации и дальнейшим увеличением степени ее выраженности в процессе онтогенетического развития деятельность сердца становится более экономной, повышается резерв его рабо тоспособностии устойчивости. Усиление парасимпатических влияний на серд це тесно связано с развитием сильной мускулатуры. Среди 7 8 летних школь ников дети с физиологической брадикардией обладают большой физической работоспособностью, чем их сверстники с более частым ритмом сердечной дея тельности в покое. В целом в младшем возрасте (школьном) симпатические влияния на серд це выражены еще больше, чем парасимпатические. Анализ фазовой структуры сердечного сокращения свидетельствует, что у детей этого возраста сократи тельнаяспособность Миокарда еще не достаточна и невелик его функциональ ныйрезерв, что связано, прежде всего, с преобладанием симпатических влия ний на сердце и с возрастными особенностями гемодинамики. Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характе ризующие функциональное состояние сердца, являются МОК и СО. У детей 7 лет МОК 120 мл, СО 23 мл, 8 лет 2240 и 25 мл, 9 лет 2370 и 27 мл, 10 лет 2500 и 35 мл. Относительная же величина МОК у младших школьников больше, чем у школьников других возрастных групп. Но высокие показатели относительной величины МОК связаны не с увеличением относительной вели чины СО, которая с возрастом у детей изменяется незначительно, а с ЧСС. Это обстоятельство, а так же низкое АД обусловливают значительную напряжен ность в деятельности аппарата кровообращения у младших школьников при мышечной работе. Кроме того, хотя сердце младших школьников и может до вольнолегко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавли ватьсяпри отдыхе до исходного уровня, деятельность его нередко неустойчива. Поэтому могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие из менения АД.

Дыхание. Показатели дыхательной системы продолжают увеличиваться от рождения до 7 лет. Объем легких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства в 10 раз и составляет половину объема легких взрослого. При чемэто происходит не за счет количества альвеол, а за счет их объема. Частота дыхания продолжает замедляться: в 7 летнем возрасте она равна в среднем 23, в 8 летнем 2, 2, в 9 летнем 21, в 10 11 летнем 18 20. А глу бинадыхания, наоборот, увеличивается: в 7 лет 165 мл, в 8 лет 170 мл, в 9 лет 230 мл и в 10 11 лет 255 мл. МОД в состоянии покоя увеличивается от 3500 мл у 7 летних до 4400 мл, у 11 летних. До 8 лет у мальчиков и у девочек абсо лютные величины его равны, а в дальнейшем у мальчиков становится выше. Это объясняется наступающей препубертатной дифферентацией типов дыхания преимущественно брюшной у мальчиков и грудной у девочек. Относительная величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей. Возрастает ЖЕЛ: так у детей 8 лет она находится в пределах 1100 1700 мл, 9 лет 1130 2200 мл, 10 лет 1360 2300 мл, 11 лет 1500 2700 мл, причем у де вочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков. МВЛ и резерв ды хания (МВЛ МОД), в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте заметно повышаются. Так, у 7 летних они составляют соответственно 40 и 36 л, а у 11 летних 55 и 51 л. У детей 7 11 лет альвеолярная поверхность и общий объем капилляров меньше, чем у более взрослых, что обуславливает меньшую диффузионную спо собностьлегких, являющуюся одним из важнейших компонентов газообмена. При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей данного воз раста оказывается значительно более частым, чем у взрослых, гораздо менее максимальные величины легочной вентиляции: у 8 летних МОД составляет лишь 30 40 л/мин. , у 10 11 летних 40 50 л/мин.

Кровь. В этом возрасте повышается дыхательная способность крови. Ко личество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах: от 4, 8 до 5, 5 млн. , а содержание Нв повышается от 128 до 136 г/л. Меньшее содержание Нв чем у взрослых обуславливает меньшую кислородную емкость крови, хотя она увеличивается с 0, 17 л/л в 7 летнем возрасте до 0, 18 л/л в 11 летнем. Следова тельно, дыхательные способности крови в этом возрасте еще снижены по срав нению со старшим. Характерно также более широкое содержание глюкозы в крови: в 7 летнем 70 80 мг. Обмен энергии. У детей относительные энергозатраты выше, чем у взрослых. Это в основном результат большей интенсивности окислительных процессов. Поэтому значительным своеобразием отличается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку. Это особенно заметно по пока зателям функций дыхания и кровообращения. У них отмечаются более широ кие величины МПК при продолжительной нагрузке. Так, у мальчиков 8 9 лет МПК достигает лишь 1, 5 л/мин, а у девочек 1 л/мин. При небольшой же на грузкепотребление о 2 у них выше, чем у подростков и юношей, а процент ис пользования о 2 (утилизация его) ниже. Следовательно у них больше суммарные энергетические траты (выше кислородная стоимость) на выполнение равной по объему работы и меньше кислородный пульс (количество о 2 в мл на одно со кращение сердца): у 8 9 летних мальчиков лишь 8 мл/уд, а у девочек и того меньше 5, 4 мл/уд. У детей этого возраста отмечается ограниченная способность работать в долг, т. е. снижена анаэробная производительность. Они прекращают интенсив ную работу, когда КД составляет лишь 800 1200 мл. Максимальная удельная мощность работы (на 1 кг веса) у детей 8 9 лет в 2 раза меньше, чем у взрослых.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему: «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков»

По дисциплине: «Гигиена»

Керчь, 2010


ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека - 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка особенно активно увеличиваются на первом году жизни, затем интенсивность этого процесса уменьшается и отмечаются период ускоренного роста - вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда интенсивнее нарастает масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период полового созревания опять идёт более активное увеличение и длины, и массы тела.

С количественными тесно связаны и качественные изменения в организме ребёнка, которые важно учитывать в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и увеличением массы тела связано развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и других функций организма. Для каждого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, качественного созревания его структуры и совершенствования функций.


РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

анатомический физиологический ребенок

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца.

У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет - желудочки. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол. Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Наибольшая частота сердечных сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120-140 в 1 мин). С возрастом она постепенно уменьшается; к году ЧСС составляет 110-120 в 1 мин, к 5 годам - 100, к 10 годам - 90, к 12-13 годам - 80-70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе - урежается.

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо - легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

  • Обмен веществ

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

  • Нервная система

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

  • Дыхательная система

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

  • Физическое развитие

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!