Масленица в начальной школе методическая разработка (2 класс) на тему. Сценарий праздника масленицы в школе Сценарий масленица в начальной школе с конкурсами

Когда зима уступает свои владения, приходит веселый праздник — Масленица. Он предлагает с хороводами и песнями провести время, поесть вкусных блинов и даже сжечь чучело. Такие празднества активно проходят не только на городских площадях, но и в рамках школы. Ученики вместе с учителями продумывают сценарий, распределяют роли и устраивают веселое торжество для всех желающих его посмотреть.

Любой праздник должен начинаться с разработки плана. Сценарий масленицы в школе разрабатывается учителями совместно с учениками. Обычно эта миссия ложится на плечи старшеклассников.

Сценарий должен основываться на традициях, быть веселым и познавательным. Удобнее всего мероприятие проводить на школьном дворе. Так будет больше свободного места для того, чтобы водить хоровод возле большого чучела. А вот сжигать его не стоит. Это небезопасно, если рядом будет большое количество детей.

Начинаться мероприятие должно со слов директора школы:

«Зима выдалась суровой, но даже ей не под силу существовать вечно. Уже слышны первые легкие шаги девицы — весны. Давайте встретим ее песнями, танцами и хорошим настроение».

Играет веселая народная музыка и слово берет ведущий:

«Наша школа не осталась в стороне и готова показать, как весело мы может встретить весну. Все наши ученики собрались на проводах зимы, а это значит, что ей — плутовке не уйти от озорного смеха, улыбок и шуток ребят».

Ученик № 1 в роли скомороха:

«Всех на праздник наш морозный

Приглашаем от души

Предлагаем Вам серьезно:

Смейся, радуйся, пляши!»

Ученик № 2:

«Внимание! Внимание! Начинается веселье, Вы на месте не стойте, всех нас праздник веселый ждет. Кто не знает — мы подскажем. Масленицу мы встречаем, зиму лютую провожаем. Все мы познакомимся, встанем в круг и в веселом хороводе зазовем весну».

Все становятся в круг и водят хоровод под веселую мелодию.

Появляется новый персонаж — «Весна». Она обращается к присутствующем:

«Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо водили хоровод, что я не смогла сдержаться и пришла на ваш зов. Но зима не хочет отдавать мне свои владения, потому я хочу попросить у вас помощи. Я предлагаю поиграть в игру. Но нужно быть очень внимательным. Я буду говорить какую — то новость. Если она хорошая, то вы должны хлопать в ладоши, как можно громче. Если новость Вам не понравится, то вы будете топать ногам, что есть мочи. Ну начнем».

Все ребята высказывают желание поиграть в игру. Весна продолжает:

«У Весны сегодня день рождения (все хлопают)

Угощаемся блинами и печением (все хлопают)

Зиму мы отправим на покой (хлопают)

Вьюги и морозы оставит нам с тобой (громко топают)

За игру даю коробку я конфет (хлопают)

Вы откроете, а там ничего нет (топают)

Отмечаем Весны мы день рождение (хлопки)

А потом пойдем все на учения (топают)

С Масленицей всех мы поздравляем (хлопают)

И улыбаться почаще пожелаем (хлопают)».

Тут слышится громкий плач и на сцену выходит девушка — Несмеяна. Она говорит:

«Что же мне красной девице делать? Пропал у меня Интернет и планшет поломался. Как же я теперь фотографии Елены — прекрасной посмотрю? Сидела я в своей горнице и так хорошо играла в компьютер, а он сломался. Как мне теперь быть?»

«Несмеяна, почему ты так сильно плачешь? Мы предполагаем тебе остаться с нами и провести веселый праздник Масленицы в нашей компании. Будет весело, а еще очень вкусно, потому что скоро мы будем пробовать вкусные блины».

Несмеяна:

«Блины, угощения, веселье? Это намного интереснее Интернета. Я с удовольствием проведу праздник с вами».

«Чтобы ты, Несмеяна, и наши ребята не заскучали, послушаем песни в исполнении наших учеников».

На сцене выступают ученики школы.

Несмеяна:

«Как весело с вами, ребята. И угощения очень вкусные. Подходите все к столу и отведайте вкусных блинов, запейте теплым чаем из самовара».

Все подходят к столу, где можно взять угощение. После этого праздник заканчивается. Некоторые варианты предусматривают в конце сжигание чучела. Если дирекция школы не против, то под пристальным присмотром учителей можно провести эту процедуру. В этом случае следует придерживаться правил безопасности:

  1. Место сжигания чучела должно быть удалено на 50 метров от зданий и людей.
  2. Под рукой должен быть действующий огнетушитель, а все пути к месту должны быть доступны к проезду пожарных.
  3. При сильном ветре сжигать чучело категорически запрещено, иначе огонь может перекинуться на здание.
  4. После окончания мероприятия, следует убедиться, что нет тлеющих участков.

Рисунки о Масленице в школе

В преддверии праздника можно устроить в рамках школы конкурс «Рисунки о Масленице в школе». Учащиеся должны нарисовать тематический рисунок. Жюри конкурса выбирают лучше из них и выставляют их на всеобщее обозрение. Лучше всего использовать для этого стенды.

Затем для честного отбора можно предложить ученикам проголосовать за понравившийся рисунок, указав на листе свою фамилию и номер рисунка.

Что же изобразить на рисунке? Должна быть обязательно выбрана тематика Масленицы и смежные темы. Например, можно изобразить массовые гулянья, чучело, тарелку с блинами или хоровод.

Вот некоторые интересные рисунки для вдохновения:

Рисунок включил в себя несколько символов Масленицы одновременно

Чучело в огне

Хозяйка и угощения

Массовые гулянья

Как оформить стенгазету на Масленицу в школе?

Школьные традиции подразумевают освещение какого — либо события. Именно поэтому важно знать, как оформить стенгазету на Масленицу в школе.

В ней обязательно должно быть освещено:

  • история возникновения праздника;
  • основные традиции;
  • правила проведения мероприятия.

Также в стенгазете может быть описан прошлый опыт проведения такого праздника. Материал для наглядности может быть подкреплен фото из архива школы.

Нелишним будет указать план мероприятия, указав время его проведения, место и основные этапы. Все это должно сопровождаться яркими рисунками, частушками, «масленичными» стихами, открытками.

Не все знают традиции, которые соблюдаются на этом празднике. Особенно интересно их будет узнать ученикам начальных классов. Поэтому в стенгазете можно уделить внимание основным традициям Масленицы.

При создании стенгазеты важно делать все аккуратно, без ошибок. Часто ученики делают несколько разных экземпляров, потому что невозможно вместить всю информацию на один плакат.

Поделки и сувениры на Масленицу своими руками

Аналогично изобразительному конкурсу можно запустить и конкурс «Поделки и сувениры на Масленицу своими руками». Ученики могут дать волю фантазии и сотворить любой символ этого праздника.

Более простой поделкой станет солнце. Оно — символ властвования Весны, а также хорошей погоды и настроения. Сделать его можно, воспользовавшись нескольким практиками.

Первая — аппликация. Для этого понадобится:

  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • ножницы;
  • клей.

Сперва из цветной бумаги нужно вырезать элементы солнца. В данном случае они вырезаются небольшими полосками и скручиваются. Также нужно вырезать и мелкие детали: глазки, челку и т.д.

На листе картона расположить все элементы в правильном порядке и приклеить их, используя небольшое количество клея.

Также можно сделать солнышко из ушных палочек. Для этого нужно каждую ушную палочку обернуть и обклеить цветной бумагой. Затем нужно вырезать элементы декора: глазки, ротик, бабочки, цветочки.

Вырезать круг из желтого картона. Расположить на нем элементы поделки и лучики. Все скрепить клеем.

Следующая поделка более сложная в исполнении, но зато точно привлечет восторженные взгляды. Можно сшить тряпичную куклу. Выглядеть она должна соответствующие: в платке с румяными щеками, в этнической одежде.

Материалов при этом понадобится немного: ткань разных видов, нитки в тон, ножницы, декор и набивка для куклы. А вот сшить ее будет намного сложнее. Чтобы быстрее справится с задачей, можно посмотреть следующее видео:

Такая кукла считается оберегом, потому ее можно подарить родным людям и близким друзьям.

Аналогичным способом можно сделать и другие сувениры: разных животных из ткани, обереги из соломы. Если есть навык, можно даже сплести корзинку из прутьев.

Конкурсы на Масленицу в школе

Для проведения веселого праздника нужны такие же веселые конкурсы на Масленицу в школе. Они могут быть разнообразны. Топ наиболее популярных конкурсов, которые не требуют особой подготовки:

Что одеть на Масленицу в школе?

Что одеть на Масленицу в школе зависит от того, будет ли ученик — актером или простым зрителем.

Если учащийся будет просто смотреть представление, то можно надеть удобную одежду, чтобы принимать участие в конкурсах. Также можно одеть на голову платок в этическом стиле, повесить на шею связку с бубликами.

Если же активный ученик — участник мероприятия, то нужно обязательно иметь соответствующий вид. Следует подобрать костюм (сарафан или кофту с брюками), на головку одеть расписную шапку или платок, на ноги — красные сапоги, на талию — пояс.

Если ученику досталась одна из ролей, то в наряд нужно включить и соответствующий декор.

Как оформить стол на Масленицу в школе?

Оформить стол на Масленицу в школе нужно также в едином стиле. Следует покрыть стол белой скатертью, если на ней будет вышивка, это только придаст колорита.

В центре стола должен стоят самовар. Рядом с ним — тарелка с блинами и другими угощениями. Следует не забыть о «компаньонах» для блинов — меде и варенье.

Также можно украсить стол букетом из колосьев, куклой — берегиней, а на самовар повесит связку бубликов.

Для хранения блинов и пирожков можно использовать плетенные корзинки. Они придадут домашней атмосферы, уюта мероприятию.

Когда речь идет о школьной Масленице то праздничный стол можно украсить и символикой школы (флажками значками и т.д.).

Что испечь на Масленицу в школе?

Санитарно — гигиенические нормы в образовательных учреждениях никто не отменял, поэтому к вопросу, что испечь на Масленицу в школе, нужно относиться серьезно.

Все продукты должны быть свежими. Кроме вкусных блинов на столе может быть такая выпечка:

  • пирожки с фруктовой или овощной начинкой;
  • булочки с начинкой или без;
  • блинный торт;
  • вафельные трубочки.

Также можно поразмышлять на тему блинов, но в другой интерпретации. Например, в блинный мешочек (связать концы блина) творожную начинку. К творогу можно добавить свежие фрукты и сахар или, наоборот, сделать их солеными, добавив соль и зелень с помидором.

Еще можно испечь блины необычной формы или разноцветные варианты.

Загадки, пословицы и поговорки о Масленице

Загадки, пословицы и поговорки о Масленице обязательны, если организаторы мероприятия хотят развеселить публику и придать особого настроения. Выбирать следует оригинальные варианты, которые не приелись со временем.

Например, можно использовать такие материалы:

«Без него не обойтись

Если с тестом завелись

Без него и блин, не блин

Сей продукт необходим» (Масло)

«К теще зять пришел в обед

Ссор у них сегодня нет,

Потому что есть должны

Нынче …» (тещины блины).

Тематические пословицы и поговорки:

«Блин не клин — брюхо не расколет»

«Блины и поцелуи счета не любят»

«Масленица без блинов, как и именин без пирогов, не бывает»

«Не все коту Масленица, будет и Великий Пост».

Масленица — время веселья и хорошего настроения. Школьные времена обязательно запомнятся с положительной стороны, если будут проводиться такие мероприятия. Знакомство с новыми традициями, конкурсы и костюмированные представления также важны для детей, как и прилежная учеба.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)


Праздник "Масленица"
Звучит веселая музыка выбегают скоморохи.
4-й скоморох:
- Все! Все! Все! На праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!
1-й скоморох:
- Спешите! Спешите! Торопитесь лучшие места занять!
2-й скоморох:
- Сам не займешь - соседу достанется!
3-й скоморох:
- Проходите без стеснения! Билета не надо - предъявите хорошее настроение!
4-й скоморох:
- Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!
1-й скоморох:
- Спешите скорей! Спешите скорей! Нет праздника нашего веселей.
Ведущий:
- Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!

Масленица! Масленица! Широкая масленица!
Гостья нагостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают!
Кончилось весельице - беритесь за дельце!

Ведущий:
- Дорогая наша Масленица Авдотьюшка Изотовна! Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, триаршинная! Брови черные, наведенные!

Устанавливают чучело «Масленницы»
2-й скоморох:
- Эх, я блинка бы съел с вершок!

3-й скоморох:
- Глянь, в углу стоит мешок!
4-й скоморох:
- А скажи-ка скоморох, что в мешке - бобы, горох?
1-й скоморох:
- Я принес в честь праздника
Угощенье разное:
Прянички, конфеты, бублики
Для пригожей нашей публики.
2-й скоморох:
- Лучше нету радости для меня, чем сладости.
(мешок движется вперевалочку)
3-й скоморох:
- Что за чудо-скок да скок!
Глянь-ка, тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови,
Поскорей мешок держи!
(Скоморохи ловят мешок)
4-й скоморох:
- Давай-ка, разрежем мешок и угостим весь честной народ, гладишь, и нам по крендельку достанется.
1-й скоморох:
- А может и по блинку достанется.
(развязывают мешок, а там переодетая в Масленицу Баба-Яга
доедает последний пряник)

Баба- Яга:
- Здорово, мужики! И дети тоже, здравствуйте! Поклон вам, люди добрые! Привет вам от Лешего! Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда, стало быть, к вам спешила! Пора мне пришла обязанности справлять!
Скоморохи:
- Постой, тут что-то не так! Гей, Масленница! А есть у тебя паспорт?
Баба-Яга:
- Это у меня-то? Есть у меня паспорт, есть. Во,глядите!
(Скоморохи читают)
2-й скоморох:
- «Назначается долгожданной Масленицей на 2011 год»
и печать есть, гляди!
3-й скоморох:
- И подпись заковыристая внизу!
4-й скоморох:
- Ну-ка, ну-ка, что там за подпись?

Скоморохи (вместе) :
- «Кошей бессмертный! (разочарованно) А-а-а.
Мы тебя Масленицей принять не можем!
Баба-Яга:
- Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала... Такое меню вам приготовила - пальчики оближешь!
На первое - сап-санте на холодной воде. На второе - пирог из лягушечьих ног. На третье, значит, сладкое, Да сказать по правде, такое гадкое: Не то желе, не то вроде торту, Только меня за него послали к черту!
Скоморохи:
- Мы тебя Масленицей принять не можем. А на празднике нашем остаться ты можешь.
1-йскоморох.
А среди вас есть мастерицы, которые умеют печь блины?
2-йскоморох.
Мастерицы - хоть куда!
Вот вам печь и сковорода!
Принимайтесь-ка за дело,
Всех блинами угощайте смело.

Игра «Испеки блины». В игре участвуют 2 человека или 2 команды по 4 человека.
Для игры приготовьте 2 печки, изготовленные из фанеры, 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, «блины» из бумаги, блины настоящие, 2 кастрюли или миски и 2 тарелки.
Задача участников - быстро «испечь» блины. Для этого им нужно поставить «сковородку» с бумажным «блином» в «печь», затем перевернуть его и положить на тарелку, которая стоит на стуле, расстояние до которого 4-5 метров.

3-й скоморох.
Ну, а какой же праздник без русской ярмарки.
4-й скоморох.
Повсюду ярмарка-распродажа!
Здесь все, что нужно, - и лишнее даже.
Звучит народная музыка. Выходят коробейники с лотками.
1-й коробейник.
Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
За улыбку и за шутку,
За любую прибаутку.
Подходи и налетай -
Все, что хочешь, выбирай!
2-й коробейник.
Кто задачку отгадает -
Весь товар мой забирает.
Проводится конкурс загадок . За правильный ответ коробейники выдают приз.
Загадки.
Всех оденет,
А себя никогда. (Иголка с ниткой).
В одном месте метров двести. (Клубок).
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два - как яхонты. (Кошка).
На весь мир хватает
И во все щели пролезает. (Свет).
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).

Никто его не видит, а всякий его слышит,
Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).

Годовой кусточек каждый день роняет листочек.
Год пройдет - весь лист отпадет. (Календарь).

Дождь идет, я тут как тут,
Многие меня здесь ждут:
Лягушата и ребята,
Голуби и поросята.
Я на зеркало похожа
И на озеро - чуть-чуть.
Ну а вам не захотелось
Ко мне в гости заглянуть? (Лужа).

Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна).
Коробейники.
Торговали, торговали, даже устали.
Под музыку коробейники уходят.

3-й скоморох.
А теперь, друзья, начнем
Состязанье - бег вдвоем.
Парам свяжем ловко ноги
Да и пустим по дороге!
Первым кто к черте придет,
Тот подарок и возьмет.

Проводится конкурс «Бег в парах»
4-й скоморох .
Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.
1-й скоморох.
Приглашаем самых сильных посостязаться.

Игра «Петушиный бой ». На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
2-й Скоморох.
Это старая забава -
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.
Начинается игра «Бег в мешках».
1-й Скоморох.
Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!
2-й Скоморох.
Еще один подарок ждет тех, кто с нами поиграет.
3-й Скоморох.
Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.
4-й Скоморох.
10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

1-йскоморох.
Ай да Масленица-веселуха! Всех рассмешила да позабавила!
2-йскоморох.
В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался доверху, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось - видимо-невидимо!
3-йскоморох.
Кто из вас самый смелый и ловкий? Выходи - прояви сноровку!
Игра «Канат»
В игре у частвует один человек. На площадке лежит длинный канат, на конце каната - приз. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдет до конца, тот и получает приз.

4-йскоморох.
Маслена неделя
В Новосибирск прилетела.
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила -
Домой потрусила.
1-йскоморох.
А на Масленой неделе
В гости друг друга приглашают,
Всех потчуют, угощают.
2-йскоморох.
Вот задача: есть еда,
И без особого труда
Нужно только понемножку
Накормить свою матрешку.
Конкурс «Накорми матрешку» .

В конкурсе участвуют 2 человека или 2 команды по 4 человека. Для конкурса необходимо изготовить из твердого картона или фанеры 2 матрешки, высотой около 1 метра, у которых в отверстие «рта» приклеен мешочек. На стульях, которые стоят от матрешек на расстоянии около 4-5 метров, лежат мешочки с горохом и деревянные ложки.
Участникам необходимо зачерпнуть ложкой горох и накормить матрешку. Кто быстрее с этим заданием справится, при этом не рассыпав горох, тот и получает приз.
3-й скоморох.
В старину говаривали: «Масленица -
объедуха, деньгам приберуха».
4-й скоморох.
Попробуйте вы продолжить поговорки.

Звучат поговорки и пословицы о Масленице

1-й скоморох.
Праздник наш гуляет вольно
Каждый Масленице рад.
2-й скоморох.
Пусть задорно и раздольно
Песни русские звучат.
3-й скоморох.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
4-й скоморох.
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить она!
Поют русские народные песни 1-йскоморох .
Вы на ярмарке бывали?
А частушки там слыхали? Не слыхали?
Что за беда… Ребята, выходи сюда.
Проводится конкурс частушек.

Дети (поют).

Вот и Масленка идет,
Весела гуляночка.
Скоро, скоро заиграет
Веселая тальяночка.

Девки, Масленка идет.
Кто нас покатает?
У Алешки за двором
Сивка пропадает.

Я на Масленку катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня измучил,
Но девчонок покатал.

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась - платье съела!
Что же я наделала?

Ты, Алеша, ты, Алеша,
У тебя гармонь хороша!
Надевай-ка сапоги,
Приходи на пироги!

Запрягу я вороного
В расписные сани,
Кому хочется плясать,
Выходите сами.

Ставь, маманя, самовар,
Ко мне едет сыровар,
Сыровар молоденький,
Зовут его Володенькой.

У меня четыре шали,
Пятая - пуховая.
Не одна я боевая,
Все мы здесь бедовые.

Ходи, хата, ходи, печь,
Негде барышне прилечь,
Буду «Барыню» плясать,
Буду дроби отбивать.

Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.

2-йскоморох .
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или плясать?

3-й Скоморох.
А сейчас конкурс танцевальный.
4-й Скоморох.
Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.
1-й Скоморох.
Согревал нас много раз развеселый перепляс.
Звучат танцевальные мелодии «Барыня», «Лезгинка», «Яблочко». Желающие танцуют, лучшие - получают призы.

2-й скоморох.
По старинному русскому обычаю зиму провожали - Зиму-Масленицу сжигали. Давайте встанем в дружный хоровод и с почетом простимся с зимой.
Все встают в хоровод вокруг чучела Масленицы и поют.

3-й скоморох

Масленица, прощай!
На тот год опять приезжай
4-й скоморох.
С горки кататься,
Блинами объедаться.
1-й скоморох.
Мы тебя будем ждать,
Во дворе встречать.
2-й скоморох
Славить будем песнями,
Стихами интересными.
Все вместе.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все метели
Разом улетели.
Чтобы птички пели,
Небеса синели.
Ну, а все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы -
Пусть они сгорают.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

Сжигают чучело Масленицы.

Сценарий мероприятия в начальной школе Масленица

(Звучит веселая русская народная мелодия.)

Ведущий: Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!


Под ногами лежат расстояньица,
Неоглядны российские стороны,
Ох, и буйны русские головы!
А земля-то духом объятая,
А Россия - людьми то богатая!
Что ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!

Скоморох 1.

Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!

Все скоморохи: Здравствуйте, гости, милости просим. Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Скоморох 2.

Едет масленица – дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет масленица семь деньков!

Скоморох 1.

Что же это за красотка? -

Из соломы грудь, бока,

Ни старуха, ни молодка,

Парни носят на руках.

Скоморох 2.

Что за куколка такая?-

Каждый рад ей, каждый ждет,

Удалая, озорная,

Вкусные блины печет.

Все:

Что же это за девица? -

С ней мы будем день за днем

Всю неделю веселиться,

А потом ее сожжем.

Выходит Масленица.

Скоморохи: Здравствуй, Масленица! Будь нашей гостьей на празднике!

Масленица: Здравствуйте, ребята и гости!

Ведущий: Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. И сейчас мы о них немного узнаем.

Понедельник: Понедельник называется ВСТРЕЧА. В этот делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

· Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)

· Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

· Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

· Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)

· Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)

· Доброе, хорошее на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Вторник: Вторник – ЗАИГРЫШ! С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.

Ведущий: Ребята, а у вас не возникает вопрос: почему блин является символом Масленицы? С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения и до последних дней.

Вторник: Образное описание блина как символического кушанья дал А.И. Куприн: "... Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей!"

Назовите начинки для блинов.

Среда: А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Масленица: А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы - конец.

Ученье - свет… (а неученье - тьма).
Готовь сани летом… (а телегу - зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит… (а лень портит).

Четверг: Четвертый день масленицы Широкий четверг – «РАЗГУЛЯЙ»! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Скоморох 1:

Масленица расстелись!

Молодцы – поборись!

Подходи стар и млад,

Перетягивать канат!

Организовывается «Перетягивание каната».

Потешились силушкой богатырскою!

Пятница: Пятница – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ». Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому – нибудь старинному секретному рецепту.

Игра «Мотальщики».

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

Суббота: Суббота – “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”. Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,
содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Конкурс «Краса – девичья краса!»

Воскресенье: Воскресенье – “ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Масленица: Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.


Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось веселице - беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Блины печь - дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным - полна,
Полным – полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да приговаривать.


Месяц ты, месяц,
Золотые рожки,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.

Все:

Прощай, Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго,

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

Прощай, Масленица, прощай, Широкая!

Ведущий.

ДА! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать!

Песня “Блины”

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели.

Припев: Ой блины, блины, блины,

Вы, блиночки, мои.


Моя старшая сестрица

Печь блины – то мастерица.

Припев:

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Припев:

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Припев:

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Припев:

Гости будьте же здоровы!

Вот блины мои готовы!

Ведущий: Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. А теперь давайте немного поиграем.

Игра «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Ведущий: Что ж, друзья! Пора Масленице в лес! Порядок после Зимушки навести да разбудить лесных жителей, деревья, кусты! До свидания, Масленица, с весною мы к тебе в гости придём!

Скоморох 1 – Абдукадыров Руслан.

Скоморох 2 – Темнов Даниил

Масленица – Гусева Света

Понедельник – Мишина Яна

Вторник – Клюев Евгений

Среда – Груздева Татьяна

Четверг – Кочаян Эрик

Пятница – Данилова Ирина

Суббота – Котельникова Катя

Воскресенье – Карбовничий Миша

Все дети, независимо от их возраста любят отмечать праздник прощания с зимой, масленицу.

Праздничное настроение детвора ощущается в течение недели повсюду.

Дома родители пекут главный символ солнца – блины.

На улице проводят народные гуляния, поют песни и сжигают соломенное чучело, продают сладости. Дети катаются с гор на санках и строят снежные замки.

Масленицу также традиционно отмечают в стенах школ, где опытные преподаватели знакомят младших и старших школьников с истоками славянского праздника.

Многие ученики не обладают достаточными знаниями о масленичных традициях и обрядах. Чтобы погрузиться в атмосферу праздника, учителя и дети украшают школьные кабинеты плакатами и рисунками на праздничную тему.

Центральное место занимает плакат с изображением солнца. В игровой форме дети получают ответ на вопросы, почему пекутся блины, сжигают чучело, водят хороводы.

Рассказ о том, что чучело, как символ масленицы нужно сжигать для возрождения плодородия земли, воодушевляет детей. Они с восторгом наблюдают за пылающей соломенной куклой и верят, что на земле восторжествует добро и радость.

Ребята активно принимают участие в праздновании, наряжаются в костюмы скоморох и языческих богинь.

Те ученики, которые обладают музыкальными навыками, играют народные песни на музыкальных инструментах. Остальные дети водят хороводы и поют песни.

Преподаватели составляют сценарий праздника и готовят выступления. Старшеклассникам дается задание подготовить материал самостоятельно и раскрыть свои творческие способности.

Как отмечают день масленицы в школьных заведениях

На праздник часто приглашаются родители учеников, их бабушки и дедушки. Дети заранее готовят для них пригласительные, где изображают символы масленицы, пишут название праздника и дату, когда он будет отмечаться.

Ребята стараются показать себя только с лучшей стороны. Родители вовлекаются в мероприятие, участвуют в конкурсах и приглашаются за масленичный стол.

Школьникам также предлагается соревноваться в силе и ловкости. Команды выполняют упражнения с перетягиванием каната, бег в мешках или с обручем на скорость, бег с препятствием. Такие соревнования воспитывают в детях командный дух.

Учителя и ученики организуют масленичный стол. Украсить стол можно рушниками и вышитыми, красочными салфетками. Заранее обговариваются те продукты, которые разрешается употреблять в период масленицы перед постом.

Дети приносят из дома молочные продукты, сыр, яйца, рыбу, блины. В школьной столовой также пекутся блины и подаются с маслом, медом и сметаной.

Девочки делятся секретами приготовления блинов. В процессе выступления ребята едят вкусные угощения и пьют чай и одновременно знакомятся с обрядами масленицы.

В конце занятия подводятся итоги. Учителя задают вопросы о том, сколько дней празднуется масленица, что символизирует каждый день, какое традиционное блюдо готовят и что нельзя есть в масленичную неделю. В завершении празднования дети фотографируются в костюмах.

Из фотографий составляется стенгазета, где ребята пишут, как они провели этот веселый праздник и что они о нем узнали. Все благодарят друг друга за чудесный праздник.

Проведение мероприятий в школьных стенах на тему масленица носит только положительный характер. В игровой форме происходит ознакомление учеников с истоками возникновения славянского праздника. Школьники приобщаются к культуре русского народа. Дети вовлечены в творческую деятельность и проявляют свои способности и таланты.