Как живется женщинам в индии. «Страна контрастов»: почему индийские женщины не страдают феминизмом


3. Обычаи и традиции Индии

. Обуздание чувств — вот главная нить воспитания, главная линия личного поведения, главная тема многих проповедей. И основное, чему учат детей, — это доброта. Учат всем своим отношением к детям и друг к другу, учат личным примером, учат словами и делами. Одним из самых больших пороков считается неумение сдерживать свое раздражение, свой гнев, неумение проявлять мягкость в манерах, приветливость в обращении и приятность в речи. «Речь жены, обращенная к мужу, должна быть сладостна и благоприятна», — сказано в древних книгах. Дети растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат в семье, призывают их к доброму отношению ко всему живому. «Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» — эти запреты, расширяясь со временем, принимают новую форму: «Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям». Так замыкается круг. И все это сводится к одному — не делай зла, будь добрым и сдержанным в чувствах. Сдержанность в чувствах, манерах, разговоре очень характерна для индийцев. Так же, как характерна их удивительная естественность. Это страна, где женщины естественны, как цветы. Никаких кривляний, аффектации, вызывающих движений и взглядов, никакого кокетства. Кокетничать позволяют себе только девушки в колледжах, да и то так сдержанно, что это и кокетством не назовешь.

В Индии запрещены любые проявления нежности и симпатии. Здесь не принято обниматься и целоваться публично. Так, даже прохожие и сторонние наблюдатели довольно резко могут отреагировать, если девушка и юноша будут идти держась за руки, сидеть довольно близко друг к другу на скамейке, будут сидеть в обнимку или начнут целоваться не стесняясь прохожих. За это могут даже арестовать на срок до трех месяцев - такое публичное проявление чувств в Индии карается законом, и лишь изредка оправданием может служить свидетельство о браке - часто и оно не принимается в расчет судами Индии.

А вот в индийских фильмах с 2007 года поцелуи больше не под запретом - болливудские фильмы в основной массе призваны отвлекать публику от будней, а не поднимать насущные проблемы, поэтому составлять мнение об Индии по известным фильмам - не очень хорошее решение.

Довольно часто встречается, что мужчина идет впереди жены, которая отстает от него на несколько шагов, как и подобает приличной даме. В более продвинутых семьях муж и жена могут идти рядом, но никогда - держась за руки.

Также замужней женщине традиционно нельзя выходить из дома одной без особой необходимости, но в больших городах эта традиция уже не столь критична.

Индуизм запрещает употреблять спиртные напитки, поэтому в ресторане их не подают, но в некоторых заведениях разрешают приносить с собой. По пятницам в Индии соблюдают сухой закон, и алкоголь нельзя достать ни за какие деньги.

В Индии не приняты рукопожатия . Вместо этого индусы используют традиционный жест: поднимают соединенные ладони к подбородку, чтобы кончики пальцев касались бровей, и покачивают головой со словами: "Намаете". Таким образом местные жители приветствуют не только друг друга, но и своих гостей.

В Индии обходят все постройки, особенно религиозные сооружения, с левой стороны.

При входе в храм, офис, поликлинику необходимо снимать обувь.

. Правая рука у индусов считается чистой. Ей благословляют, берут и отдают деньги и даже едят. Если вы не хотите оскорбить индуса, то не стоит касаться его левой рукой. Левая рука у индусов считается нечистой, ей они подмываются после туалета (туалетная бумага в Индии не принята). Максимум, что можно делать левой рукой - это придерживать правую в момент, когда вы несете что-то тяжелое.

Ноги. Ноги у индусов также считаются нечистыми. Сидя, нельзя направлять ноги в сторону другого человека или религиозных заведений. Лучше сидеть на скрещенных ногах, либо поджимать их под себя.

Только сыновья приносят в дом приданное невесток, дочери же уносят из дома довольно много, и именно сыновьям индийцы обычно рады намного больше, чем дочерям. Поэтому в Индии официально запрещено определение пола ребенка во время беременности при помощи ультразвука (закон о запрете использования УЗИ с целью определения пола плода введен из-за статистики, показывающей, что официальная рождаемость мальчиков превышает рождаемость девочек и что смертность среди младенцев женского пола и женщин, вынашивающих девочек, в несколько раз выше, чем в случаях с мальчиками).

Рождение девочки в не самой богатой семье, которые составляют большинство населения Индии - это трагедия. Необходимо набрать приличное приданное, иначе ее никто не возьмет замуж, а значит, придется кормить ее всю жизнь и быть опозоренными. Но несмотря на это, после рождения одной дочери редко кто из бедных слоев населения останавливается, надеясь, что следующий ребенок уж точно будет сыном. Ходят к астрологам, чтобы узнать "правильную" дату зачатия сына, совершают особые пуджи (молитвы) и приносят жертвы богам - кому-то помогает, кому-то нет.

Если семья не очень зажиточная, то девочкам дается только начальное образование (если вообще дается), тогда как мальчиков стараются обучать как можно дольше. Если семья принадлежит к классу повыше, то образование на уровне школы (10 классов) обычно дается всем детям, колледж (еще 2 класса) - в основном, только мальчикам, чтобы они имели возможность получить высшее образование. Бывают и обеспеченные семьи, в которых образование дается всем детям и их обучают в зависимости от личного желания, по возможности за пределами Индии либо в лучших университетах Индии - за образованную невесту приданное можно давать чуть меньше, чем за необразованную, а за образованного жениха можно потребовать большее приданное.

. Большинство браков в Индии до сих пор - организованные , т.е. родители сами выбирают женихов/невест для своих детей, договариваются с родителями претендентов и, снова, в зависимости от положения семьи в обществе, будущим мужу и жене предоставляют несколько встреч в людных местах под присмотром родственников с целью познакомиться поближе, либо просто уговариваются о сверке гороскопов (важная часть индуистских свадеб) и дате брачной церемонии, где молодые и встречаются. В больших городах встречаются и "браки по любви", но это все же редкость и даже в этих случаях не обходится без долгих переговоров о том, что и в каком количестве должно быть передано с невестой, чтобы родители жениха согласились именно на эту невесту, а не на какую-либо другую. Женщина же должна во всем слушаться и подчиняться мужчине, выполнять все его желания и быть верной. В Индии не принято жениться по любви, принято считать, что любовь придёт во время совместной жизни. «Вы, европейцы, любите и женитесь, а мы, индийцы, женимся и любим».

Сексуальные отношения в этой стране считается, чуть ли не ритуальным действием, потому что они угодны Богу и со времён античности входят в число священных ритуалов. В Индии очень почтительно относятся к религиозным обрядам и ритуалам.

До брака женщине запрещено иметь сексуальные контакты, не зависимо от того, кем она является по происхождению, иначе она понесёт наказание. Но в отношении мужчин этот закон не соблюдается. Такая знаменитая книга, как Камасутра и та утверждает, что только в браке, возможно достичь совершенства.

Мужчины в Индии строго придерживаются традиций и воспитания. Мужчина просто обязан относиться к женщине, как к матери или сестре и при любых обстоятельствах он будет держать дистанцию в отношениях.

В силу воспитания и уклада жизни индийские девочки воспитываются в строгости, обидеть женщину считается преступлением, и мужская часть семьи всегда отомстит за поруганную честь сестры или матери. Здесь так принято.

Если у женщины началась менструация, то ей нельзя заниматься домашними делами, всё её обязанности перекладываются на слуг, так как в такие дни женщина считается осквернённой.

Индия имеет самое многочисленное в мире поголовье скота (буйволы, коровы, козы, овцы, верблюды), но пастбища составляют менее 4% ее площади. Скот нередко бродит по городским улицам. Коровы почитаются священными , убой их запрещен. Корова олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как саттвическое (благостное) животное. Также как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Так как корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ дхармы. Очень много священных коров можно увидеть на улицах Индии, они то стоят в тени домов, то подбирают фруктовую кожуру, то лежат поперек улицы, то едят что-то у лотков торговцев зеленью.

Предприимчивые люди, увидев, что бездомная корова ожидает теленка, берут ее к себе и посылают пастись по улицам и базарам в сопровождении своего сына или дочери. А после отела продают рупий за сто какой-нибудь семье, где нуждаются в молоке. В этой семье корову доят месяцев шесть, а когда она перестает давать молоко, отпускают ее. Сейчас специальные рабочие молочных ферм отбирают лучших коров из числа бездомных и свозят их на фермы, где проводится специальная работа по улучшению их породности и повышению удоя. В дни весеннего праздника Холи, когда люди на улицах раскрашивают друг друга во все цвета, уличные коровы тоже превращаются в живые палитры, придавая, как принято писать, «неповторимое своеобразие» городскому пейзажу. В Индии вообше есть обычай окрашивать скот и наряжать его в дни праздников, да и в обычные дни, просто так, в знак любви. Постоянно можно видеть волов с золочеными рогами, в вышитых шапочках, с яркими бусами на шее и с красними пятнышками на лбу. А извозчики — хозяева тонг — любят наносить на тела своих лошадей орнамент, обычно в виде оранжевых кружков, и в тот же цвет красить им ноги до колен.

А еще на улицах городов и деревень можно видеть быков . Настоящих быков. Но они в Индии не бодаются. Они очень мирные и спокойно стоят, и никто их не боится и не обходит стороной. Они не превращены в волов только потому, что отданы богу. В любой семье человек может дать обет богу Шиве, что пожертвует ему бычка за рождение сына или какое-нибудь другое радостное событие. Некогда, в глубокой арийской древности, быков забивали во время жертвоприношения, но постепенно в Индии убийство любого представителя «коровьего царства» стало считаться грехом более тяжелым, чем убийство человека. Этому жертвенному бычку ставят на ляжку клеймо в форме трезубца — знака бога Шивы — и отпускают его на все четыре стороны. Никто, боясь смертного греха, не осмелится превратить его в вола и использовать на работе. Всю свою жизнь этот бык бродит где хочет. Крестьяне, охраняя свои посевы, прогоняют с полей бродячий скот, и он почти весь сконцентрирован в городах. Поэтому и быки бродят по городскому асфальту, лежат на базарных улицах, дарят потомство своим бродячим подругам-коровам и, состарившись, умирают тут же, у стен какого-нибудь дома.

. Культ Змей . Наг-панчами — праздник змей. В этот день и заклинатели змей, и просто жители некоторых деревень, где сильно развит культ змей, идут в леса и приносят оттуда корзины, полные змей, выпускают их на улицах и во дворах, осыпают цветами, поят молоком, набрасывают их на шеи, обертывают вокруг рук. И змеи при этом почему-то не кусаются. Особо священной в Индии считается кобра. Она присутствует все время и в жизни индийцев, особенно индийских крестьян. Нигде они не застрахованы от встречи с коброй, не только в поле и в лесу, но и дома. Если кобра заползет в дом человека, воспитанного в национальных традициях, ее не убьют, ее сочтут воплощением души какого-нибудь предка и будут умолять ее не приносить вреда живым и уйти из дома добровольно. В газетах часто пишут, что наводнения или сильные муссонные дожди выгоняют кобр из нор и заставляют их искать убежища в деревенских домах. Тогда крестьяне покидают деревни, оккупированные кобрами, и в складчину приглашают заклинателя змей, чтобы он вывел своих подопечных обратно в поле.

. Йога входит в число шести традиционных школ древнеиндийской философии. Йог (то есть человек, овладевший йогой) называется в Индии «йогин» или «йоги». Йогинам приписывают — особенно тем, кто овладел раджа-йогой, — великую силу духа, мистическое проникновение в суть вещей, умение влиять на те или иные состояния материи, умение предсказывать будущее, передавать свои мысли на любые расстояния и равным образом воспринимать чужие мысли. Санскритский глагольный корень «юдж», от которого происходит слово «йога», имеет много значений и в том числе такие: «уметь сосредоточивать свое внимание», «заставлять (впрягать) себя», «использовать, приманять», «сливаться, воссоединяться». В последнем случае добавляются иногда слова «с божеством или с волей божества». Хотя и тут известны варианты — «сливаться с изначальной энергией Вселенной», с «сутью материи», с «первичным разумом» и т.п. Так что говорить о йоге в основном как о религии нельзя — можно говорить о том, что неоднократно в истории Индии появлялись проповедники той или иной религии, которые включали ряд философских положений йоги в свои вероучения. Существовало и в самой философии йоги, как уже упоминалось, понятие о слиянии с Абсолютом, потому ряд проповедников этой системы отводили ему заметное место.

Медицина йогов вплотную граничит с Аюрведой , древнеиндийской системой народной медицины, занимавшей уже в I тысячелетии до н.э. почетное место в кругу таких наук, как математика, астрономия, поэтика, философия и т.п. Наука жизни, что содержит знание указаний, следование которым ведет к здоровью, называется АЮРВЕДА. Слово «аюрведа» образовано от санскритских слов, означающих «жизнь» и «мудрость, наука», и дословно переводится как «знание о жизни». Аюрведа, - это цельная и полная система медицинских знаний (профилактика и излечение болезней, учение о темпераментах и физиологии, а также о здоровом образе жизни), которая существует и развивается в Индии уже несколько тысяч лет. Аюрведа оказала влияние на развитие многих других традиционных медицин (в частности, тибетской и древнегреческой), кроме того, она является источником многих современных видов натуротерапии и оздоровления. Особенность аюрведы состоит в том, что в отличие от западной медицины она трактует человека как единое целое, единство тела, разума и духа, а здоровье мыслит как гармонические отношения между компонентами личности и их собственными составными частями. Дисбаланс этих составных частей приводит к болезни, а цель лечения заключается в том, чтобы вернуть их в равновесие и дать человеку возможность вести счастливую и здоровую, а также социально и духовно успешную жизнь. В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика - весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет. Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально.


4.Индийские женщины

Список используемой литературы:
1. Гусева Н.Р. - Индия в зеркале веков. Москва, ВЕЧЕ, 2002
2. Снесарев А.Е. - Этнографическая Индия. Москва, Наука, 1981
3. Материал из Википедии - Индия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B

D%D0%B4%D0%B8%D1%8F
4. Онлайн Энциклопедия Кругосвет - Индия:
http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/I NDIYA.html
5. Замуж за индийца: быт, традиции, особенности:
http://tomarryindian.blogspot.com/
6. Интересные статьи о туризме. Индия. Женщины Индии.
http://turistua.com/article/258.htm
7. Материал из Википедии - Индуизм:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B D%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC
8. Бхаратия.ру - паломничество и путешествие по Индии, Пакистану, Непалу и Тибету.
http://www.bharatiya.ru/index.html

Индия - это страна с невероятной историей и уникальной самобытной культурой. Особый колорит этой нации давно очаровал и пленил умы европейцев. Отдельное место в списке богатств Индии занимают представительницы прекрасного пола, урожденные в данном государстве. выглядят таинственно и мистически. От жительниц любых других стран их отличает особая стать, какая-то внутренняя сила и определенно яркие и богатые наряды. Попробуем разобраться, чему нам всем стоит у них поучиться и из каких секретов состоит «красота по-индийски».

Традиции в одежде

Своему внешнему облику индийские женщины уделяют особое внимание. Знающий человек может определить статус, социальное положение и религиозную принадлежность представительницы прекрасного пола в национальном наряде стоящей перед ним только по ее виду. Основу гардероба любой женщины, уважающей традиции, составляет сари - это уникальная одежда, сшитая из большого полотна ткани, которая фиксируется по фигуре. Для индианок такой наряд имеет глубокий смысл. Сари обычно изготавливается для конкретной дамы, узоры на нем рассказывают о ее жизни и мировоззрении. Такая одежда сама по себе достаточно практична - за ней не трудно ухаживать, ее просто хранить. Обычно мастерству ношения и наматывания сари девочек учат уже с 12 лет.

Яркие детали образа

Женщины Индии носят большое количество украшений. В особом почете золото и драгоценные камни. Браслеты надевают на обе руки, их должно быть много, а при движении они должны звенеть и переливаться на солнце. Популярное украшение - пирсинг носа. В проколе носят кольцо, при этом по его расположению можно понять, из какого региона женщина. Если пирсинг в левой ноздре, перед нами уроженка севера, а если в правой - южанка. Еще одним национальным украшением-оберегом считаются кольца для пальцев ног. Однако их сегодня носят преимущественно в деревнях. А вот браслеты для щиколоток и ожерелья на шею выбирают многие дамы.

Внешность индийской женщины и брак

Достаточно одного взгляда на женщину из Индии, чтобы понять, состоит ли она в браке или нет. Традиционный делают и гордо носят обычно после свадьбы. Все мы знаем, что точка у индийских женщин на лбу должна быть. Но у молодых девушек она располагается между бровями, а у замужних дам - выше. Еще один важный признак замужества - кольцо на среднем пальце ноги. Однако данная традиция постепенно уходит в прошлое.

Помимо этого, замужние женщины красят пробор на голове. Существует еще одна интересная традиция: во время свадьбы жених завязывает на шее своей избранницы особое ожерелье - тали. Оно символизирует единство супругов и магическую защиту, которую женщина дает мужчине. Однако тали не принято носить напоказ, напротив, ради благополучия своего мужа дама должна его скрывать от чужих глаз.

Идеалы красоты для индианок

Это звучит парадоксально, но не все жительницы Индии довольны своей внешностью. В то время, пока мы думаем, что красавицы в сари - самые красивые женщины мира, индианки имеют собственные идеалы и стремятся всячески им соответствовать. Итак, на первом месте в списке признаков «настоящей» красоты для этих дам стоит белая кожа. Действительно, не все индусы смуглые, жители северных районов могут похвастаться вполне «славянской» внешностью. У них светлые глаза, белая кожа,

И именно такие внешние данные считаются признаками высших каст. И поэтому многие уроженки южных провинций, имеющие смуглую кожу, всячески ее выбеливают при помощи современных косметических средств. Современная Индия во многом остается верна своим традициям. К примеру, несмотря на модные веяния из Европейских стран, здесь в почете женственная фигура с округлыми формами. Несколько складочек на талии для индианки - предмет гордости, а не лишние сантиметры. При условии, что они не мешают грациозно двигаться и ходить с идеально прямой спиной.

Как живут индийские женщины?

В Индии все еще сохраняется жесткое социальное расслоение, подкрепленное различием соблюдаемых традиций в разных семьях и многообразием религиозных убеждений в обществе. И все-таки в большей степени здесь процветает патриархат. Браки все еще заключают по договоренности родственников молодоженов. Нередко жених и невеста едва знакомы до свадьбы. К женщинам же отношение двойственное, с одной стороны, их почитают и окружают заботой с детства, с другой, считается, что основная задача прекрасного пола - стать хорошей женой и матерью. В состоятельных семьях женщинам не положено работать, а все их увлечения сводятся к воспитанию детей и общению с родственниками. Но при этом работа по дому и помощь мужу в его профессиональной деятельности серьезным трудом не считается.

Индия в наши дни

Красивые индийские женщины достаточно давно заявили о себе миру. Жительницы этой страны завоевывают громкие титулы во всемирных конкурсах красоты, снимаются в кино и выступают на сцене. До европейских феминисток им еще далеко, но уже сегодня есть немало индианок, стремящихся построить карьеру или занимающихся творчеством. Современная Индия предоставляет своим женщинам достаточно возможностей для самореализации. Нередко представительницы прекрасного пола даже получают одобрение и помощь своей семьи при желании заняться бизнесом или политикой. Что касается внешности - в крупных городах все чаще можно увидеть девушек в джинсах и футболках или дам в самом расцвете сил в деловой одежде. Однако традиционные сари и украшения обязательно имеются в гардеробе этих «новых» индианок и достаются из шкафа по особо торжественным случаям.

Самые красивые женщины мира раскрывают свои секреты

В каждой стране имеются свои народные рецепты для здоровья и красоты, есть они и в Индии. А благодаря запоздалому развитию местной косметической промышленности многие из них проверены поколениями и активно используются в наши дни. Начнем с питания. Особенность индийской кухни - обилие пряностей и острой пищи. По словам многих местных актрис и танцовщиц, именно перец позволяет сохранять им стройность и красоту. И этот интересный факт подтвержден учеными. Действительно, данная пряность стимулирует обменные процессы и предотвращает накопление излишних жировых отложений. Но будьте осторожны - злоупотребление острыми блюдами может привести к серьезным проблемам с пищеварительной системой.

Простой и дешевый секрет для красоты лица: приучите себя к умываниям холодной водой. Это отличная зарядка для сосудов и естественный способ сузить В уходе за собой многие индийские женщины используют продукты питания. Свежие фрукты и овощи, пряности и травы, а также натуральные масла - вот компоненты масок, домашних кремов и скрабов для кожи, пользующихся популярностью в данной стране. Это одно из правил Аюрведы - эффективная косметика получается только из того, что можно употребить в пищу.

Зависть у многих вызывают шикарные локоны индийских красавиц. Главный секрет - ежедневный массаж головы и отказ от использования химических окрашивающих средств. И действительно, даже декоративную косметику многие индианки до сих пор предпочитают готовить самостоятельно из натуральных продуктов. Если же волосы плохо растут, а кожа начала шелушиться, следует воспользоваться кокосовым маслом. Его просто наносят массажными движениями на участки тела, нуждающиеся в дополнительном питании, или на всю длину локонов.

Народные рецепты красоты из Индии

Не только делает ее такой красивой и обворожительной. Все представительницы прекрасного пола ухаживают за собой так же, как и их ровесницы по всему миру. Приготовить скраб для лица и всего тела можно из сухого зеленого гороха. Зерна следует размолоть при помощи кофемолки, а затем развести водой до сметанообразной консистенции. Массажными движениями этот состав наносится на кожу, а затем смывается водой.

Во многих косметических рецептах встречается пряность куркума. Однако использовать ее нужно с осторожностью. Все дело в том, что куркума является стойким природным красителем и по этой причине подходит только для смуглой кожи. Рассмотрим одно смягчающее средство для кожи: на стакан молока берется отрубей. В смесь добавляется щепотка куркумы. Готовый состав наносится на все тело перед ванной.

Чему нам стоит поучиться у индианок?

Культура Индии сегодня невероятно популярна. Часто на мировых модных подиумах появляются наряды, напоминающие сари и национальные мотивы этой страны, которые угадываются в украшениях и макияже моделей. Индийская замужняя женщина имеет право рисовать или приклеивать на лоб особую точку - бинди. Сегодня такое украшение носят и многие россиянки на тематических вечеринках или просто ради создания интересного образа.

Особую популярность в нашей стране не так давно обрели и мехенди - рисунки хной на теле, которые держатся от нескольких дней до 2 недель. Ювелирные изделия и бижутерия, созданные в Индии, также нравятся дамам по всему миру, и нередко их носят с самой обычной одеждой. Женщины Индии за весь период развития цивилизации придумали немало интересных и красивых предметов одежды и аксессуаров. Так давайте скажем им за это «Спасибо!» и будем надеяться, что влияние европейской культуры не убьет национальный колорит и а только усовершенствует и дополнит их.


Положение женщин в Индии

Статус и положение женщин Индии зависят от того, к какому слою общества они принадлежат. Например, в сельской местности женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина, находящаяся на обеспечении мужа. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им отстаивать свои права. В основном контингент работниц пополняется из представителей низких каст, в которых разрешаются разводы и повторные браки.

В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. Согласно представлениям брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Женщина, происходящая из высокой касты, не имеет права требовать развода, а овдовев, вступать в повторный брак.

Женщины в Южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, как и во всей Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане скорее с Западной Азией. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге такого обычая придерживаются только в мусульманских общинах.

С принятием в 1956 закона о наследовании индийским женщинам предоставлено право наследовать недвижимость, которым в равной степени обладают вдова, дочь и мать покойного. Моногамия стала обязательной для всех индусов с 1955, когда был принят соответствующий законодательный акт о браке.

Согласно мусульманским канонам, дочери и вдовы тоже располагают правом наследования собственности покойного отца и мужа, которого не утрачивают даже в случае развода, повторного брака и бесплодия. Для дочери, однако, при этом выделяется вдвое меньшая доля, чем для сына. Мужчина, следуя правилам ислама, может иметь четыре жены при условии равного попечения о них. Обращаясь за разводом, супруг не обязан выдвигать причин, тогда как жена может его добиться только при согласии мужа.

Браки по традиции устраивает старшее поколение. В высоких кастах родителям дочерей на выданье приходится заботиться о подыскании женихов в своей среде. Предпочтение оказывают тем, кто хорошо образован и получает твердый оклад. Поскольку часто таких молодых людей в данной касте бывает немного, им подносят подарки в денежной и натуральной форме. Существуют даже таксы, соответствующие деловой квалификации жениха. Так, в некоторых кастах молодой человек с дипломом врача или на должности в Индийской административной службе вправе рассчитывать на приданое в несколько тысяч долларов, легковой автомобиль и т.п.

После свадьбы молодая жена оставляет родительский кров и переселяется в дом мужа. Здесь ей предстоит выполнять разнообразную домашнюю работу под критическим надзором свекрови. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.

Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам - отошлют.

К счастью, тяжелые отношения в индийской семье - скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто “сумел” родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место. Когда женщина станет матерью, ее статус повысится. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама становится свекровью и главой домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Если ей повезет умереть раньше мужа, то она так и доживет свой век в почете и уважении.

Если же женщина останется вдовой, то вместе с мужем уйдет и уважение и благополучие: она станет изгоем в собственной семье настолько, что по обычаю ей даже нельзя есть за столом с домочадцами, да и еда ее превратится в объедки. Многие семьи в глухой провинции (а таких мест в Индии немало) вообще изгоняют вдов из дома, полностью лишая их имущества.

Индийские женщины рано выходят замуж. Для них это повышение по рангу, ведь истинная сила индианки раскрывается только после замужества, все, что происходит в жизни женщины до того, лишь прелюдия. Основные приметы замужней женщины — кольцо на среднем пальце ноги, серьга в носу и расположение точки посередине лба, а не между бровей, как до брака.

В глухих деревнях девочек тайно выдают замуж в 10-11 лет. Т.к. такой брак считается незаконным, но жители придерживаются традиций, то свадьбы происходят или поздно ночью, или ранним утром и сохраняются в тайне всеми жителями деревни. После свадьбы девочки остаются жить дома со своей семьей до наступления половой зрелости и лишь только после этого отдаются в собственность мужа.

Индийцы считают, что женщина дает мужчине магическую охрану: удачу в делах, благополучие и процветание. Она обладает энергией, без которой не может действовать мужчина. Сакральную женскую силу символизирует ожерелье «мангалсутра», которое жених завязывает невесте во время брачной церемонии. Это означает, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщины. Если нить ожерелья порвалась, жди плохих перемен в судьбе мужа. Другими словами, здоровье и благополучие супруга полностью зависит от жены.

Браки в Индии издревле заключаются по договоренности между семьями. Самые респектабельные газеты печатают брачные объявления, которые подают не юноши и девушки, а их родители. «Хорошо обеспеченная семья ищет невесту старшему сыну», — самое типичное объявление на полосе «знакомства», разбитой на касты и религиозные группы. Правда в последнее время появилась и новая рубрика — «каста не имеет значения», но пока она не слишком популярна.

Семьи, ищущие половину своим чадам, первым делом указывают размер зарплаты жениха и сферу деятельности. Затем поминаются родственники: папа-юрист и брат-врач добавляют шансов на внимание родовитых невест. Внешность — то есть цвет глаз или вес, не детализируется. А рост жениха в 162 см отнюдь не мешает любящим родителям охарактеризовать его наружность как «прекрасную».

Родителям девочки, чтобы выдать ее замуж, приходится собирать приданое – даури. Это и дань традиции, и самая настоящая сделка между двумя семьями: размер приданного зачастую равен пятикратному годовому доходу семьи. Причем заключаться брачная сделка может, когда невеста еще совсем ребенок. Хотя законы Индии запрещают детские браки, и официальный возраст регистрации новой семьи — 19 лет для девушки и 21 год для юноши, «продажа девочки», предназначенной в жены, остается довольно распространенным явлением.

Поэтому желание жениться вторично и получить приданное приводит к тому, что порой с молодыми женщинами происходят «несчастные случаи». По данным ООН, в Индии каждый год таким образом гибнут около 5 тысяч женщин, по сведениям других организаций – до 15 тысяч. В большинстве случаев привлечь виновных к ответственности не удается. Хотя выплата приданого в Индии еще с 1961 года запрещена законом, в повседневной практике его значение только растет.

По данным исследований за 2001 год, на каждую 1000 мальчиков в Индии рождается 927 девочек. С тех пор точные подсчеты не проводились, но есть данные, что разрыв продолжает увеличиваться.

Женское население Индии стало стремительно уменьшаться не так давно. Это произошло, когда на родине Камасутры, йоги и аюрведы появились компактные аппараты ультразвуковой диагностики, и врачи крупных больниц стали время от времени «гастролировать» по селам. Заплатив за процедуру примерно за 11 долларов и узнав пол будущего ребенка, беременные женщины ведут себя по-разному. Если должен родиться мальчик, вся семья радуется и ждет его появления на свет. Если девочка — советуются с родственниками и чаще всего решаются на аборт. По сообщению газеты «Эйшн эйдж», в штате Уттар-Прадеш на каждую родившуюся девочку приходится две умерщвленных в результате аборта.

Аборт — процедура дорогая, поэтому убийство только рожденной девочки в семье бедняков — не редкость.

Практика убийств новорожденных девочек зародилась в далеком прошлом среди раджпутов, древней касты, причислявшей себя к потомкам воинского сословия, однако со временем прижилась и в других кастах. Определенную роль играла не только боязнь жизни впроголодь и нежелание выплачивать даури, но и стремление обеспечить будущее семьи.

Одна из неправительственных организаций Индии выяснила, например, что убийства младенцев – частое явление в штате Бихар. Добровольцам удалось узнать, что только в захолустном городке Катихаре и его окрестностях повивальные бабки с согласия родителей ежемесячно лишают жизни около 560 новорожденных, главным образом девочек, которые в неимущих индийских семьях традиционно считаются лишними ртами. За каждое преступление берут от 100 до 200 рупий – это 3-6 американских долларов.

Убийство новорожденных часто практикуется также в штатах Раджастхан и Тамилнаду. Привлечь кого-то к судебной ответственности практически невозможно, ведь убийства одобрены родителями, а исполнители никогда ни в чем не признаются, опасаясь наказания и перспективы лишиться «легкого» заработка. Подавляющее большинство случаев физического уничтожения младенцев приходится на экономически отсталые районы, население которых живет в крайней нищете.

Нельзя сказать, чтобы правительство Индии не пыталось исправить ситуацию. Специальный закон, запрещающий дородовое определение пола ребенка при отсутствии медицинской необходимости приняли еще в 1996 году. Но это не слишком помогло решению проблемы. В стране работают десятки тысяч частных клиник, которые даже под страхом разного рода наказаний не откажутся за вознаграждение провести обследование плода. Там же часто делаются и аборты.

Государство и сегодня старается разрешить эту проблему. Принят ряд законов в поддержку семей, имеющих только дочерей – им гарантированы бесплатное образование и стипендия. А феминистки, борющиеся за права индийских женщин, все чаще требуют партийных квот в парламенте и местных органах самоуправления.

Вот так сегодня выглядит положение женщин в Индии.

Все мужчины, рождённые в Индии, одновременно являются преданными сыновьями, обожествляющими своих матерей, и женоненавистниками. (Индийская народная мудрость).

Индия во все времена была мечтой и миражом, притягивающим путешественников и исследователей всего мира. Мистицизм Индии, ее загадочность привлекали внимание таких выдающихся личностей, как Александр Великий, Марко Поло, Васко да Гама...

Но ничто и никто не может более точно поведать о стране, чем сами люди, ее населяющие, с их традициями, правилами морали, религиозными нормами, особенностями, устоями, сложившимися в веках. Вы ступаете на трап самолета, приземлившегося в индийском аэропорту, и они - перед вами. Мужчины и женщины, дети, которые как нельзя лучше представляют мир, в котором живут.Какая же роль отведена женщине в этом обществе? Чем обусловлено отношение к ней как к матери, спутнице жизни, дочери? Мы можем до бесконечности искать ответы на эти вопросы. Истоки, пожалуй, всё-таки находятся в религии, истории и традициях, возникших под влиянием разных культур.

Индия. Женщины Индии . Какие они, почему индийская женщина всегда ассоциируется с красотой, нежностью, покорностью, изысканными нарядами и обычаями, которым она никогда не изменяет? Что обусловливает появление таких женщин, как Индира Ганди, уважение и преклонение перед ними нации, которая вовсе не отличается особой учтивостью по отношению к женскому полу.

Интересно будет узнать, что та героиня индийских фильмов, глядя на которую, мы рисуем портрет всех индийских женщин, имеет мало общего с настоящей индианкой. На улице индийского города вы скорее встретите сильную, стройную женскую фигуру под тяжестью корзины, которую индианка несет на голове.

Бедные женщины, принадлежащие к низшим кастам, вынуждены работать наравне с мужчинами. Именно в Индии, согласно статистике, по сравнению с другими странами Востока, наибольшее количество работающих женщин. Причём практически нет такой работы, которая не выполняется женщинами. Они дробят камни, опускаются в шахты, прядут шерсть, занимаются гончарными работами, вспахивают землю -- и всё это в дополнение к домашним обязанностям: принести воду, покормить домашних животных, убрать в доме и присмотреть за детьми. Женщины делают всё то же, что и мужчины, но с одной лишь существенной разницей: работа их оценивается намного дешевле, чем если бы она выполнялась мужчинами. Беременность или плачущий в кроватке ребёнок не могут послужить достойной причиной для прерывания работы.

Однако женщины, жизнь которых описана выше, -- представительницы лишь одного из слоёв общества. Индийским женщинам довольно трудно приписать какие-то общие черты, отличающие их от женщин других стран. Индианки настолько различны, насколько различны исторические традиции, религиозные убеждения, кастовые предписания, сложившиеся в этой стране. Каждая индийская женщина несёт на себе отпечаток среды и моральных устоев, которые были заложены в ней с самого рождения. Здесь можно найти всю гамму противоречий в отношении к женщинам, в самих женщинах, в семейных традициях и обычаях, которые обязана поддерживать женщина.

Северная Индия долгое время находилась под влиянием мусульманской религии, и, как результат, здесь преобладают патриархальные взгляды в отношении к женщине. В племенных обществах мужчины и женщины практически равны, и отношения между ними значительно отличаются от отношений в Восточной Индии. Женщины из бедных семей, а также принадлежащие к низшим кастам, несмотря на все трудности своего существования, имеют больше власти над мужчинами и большие возможности самовыражения по сравнению с женщинами высших каст. Социальный статус зачастую предполагает, что женщине нет необходимости делать что-либо по дому или на кухне: вся эта работа выполняется огромным количеством слуг. Потеря свободы -- это цена, которую платят женщины за беззаботную и состоятельную жизнь за спиной у мужа. Женщины из высших каст также больше, чем все остальные, страдают от устоявшихся традиций и правил, переходящих из поколения в поколение: замужество в подростковом возрасте, паранджа, сжигание вдовы после смерти супруга, как это было до 1859 года, невозможность повторного брака. Женщины из высших каст выходят замуж в раннем детстве по договорённости между родителями и в случае преждевременной смерти мужа уже никогда не могут снова обзавестись семьёй.
Убийство нерождённого ребёнка, если в результате всевозможных тестов подтвердится, что это девочка, свидетельствует о важности рождения первым мальчика. В Индии считается, что только сын может продолжить род, совершить похоронные ритуалы в память об ушедших родителях, принести в дом приданое в день своей свадьбы. Дочь же надо обеспечить приданым в таком объёме, что это может навсегда посадить всю семью в долговую яму.

На юге Индии, где бытует культ матери-богини, женщины и мужчины практически равны в своих правах и некоторые женщины даже имеют право голоса в семье и на работе. В больших городах, таких как Дели, Бомбей, Калькутта, Мадрас, очень часто можно встретить образованных и независимых женщин, которые никогда не знали тяжёлой работы. С помощью огромного количества слуг и помощников они довольно успешно сочетают семью и карьеру.

Нам известны примеры судеб индийских женщин, которые добились успехов в политике и общественной работе. Истории этих женщин наталкивают нас на мысль о невозможности подобных явлений в патриархальном обществе. Индира Ганди стала премьер-министром Индии, но она была дочерью Джавахарлала Неру. Манека Ганди стала министром по вопросам экологии, но она была вдовой Санджая Ганди, сына Индиры Ганди. И таких примеров в истории Индии немало. До сих пор власть женщины без соответствующего прошлого или родственных связей была и остаётся лишь иллюзией.

В семье женщина играет отведённую ей религией роль. Будучи женой, она обязана следить за соблюдением традиций и чистотой касты; будучи матерью, она обретает силу и влияние через своих сыновей; будучи свекровью, она обладает неоспоримой властью над своими невестками и может подвергать их любым унижениям и испытаниям до тех пор, пока невестка не родит сына.

Рождение ребёнка.

Первая церемония чествования женщины имеет место на седьмом месяце ее беременности. Женщина приравнивается к Матери-Земле. Каждый член семьи приближается к ней и украшает её волосы цветами, руки виновницы торжества украшены огромным количеством браслетов, и она придерживает край сари, которое наполнено рисом, что символизирует изобилие и плодородие. До того как ребёнок появится на свет, родители и родственники ничего не планируют и ничего не покупают будущему члену семьи. Одежда, которую первый раз надевают на новорожденного, не должна быть новой, обычно она взята у родственников или старших детей. После того как ребёнок появился на свет, его забирают у матери и не показывают ей 6--10 дней. Зачастую даже самым близким друзьям не сообщают о рождении ребёнка. Причина такой традиции, возможно, кроется в высоком уровне детской смертности. Когда ребёнку исполняется шесть месяцев, происходит религиозная церемония, в процессе которой он получает впервые твёрдую пищу. Первая стрижка малыша должна производиться отцом в присутствии гостей и также считается важным событием.
Дочь или сын?
Мужчина неполноценен без жены и детей. Согласно индуистской религии существует особый ад, который называется на хинди "пут", от которого спасти родителей может только рождение сына ("путра"). Рождение дочери зачастую либо не празднуют вообще, либо отмечают намного скромнее, чем рождение сына. Однако это скорее характерно для бедных семей, которые должны всю жизнь работать для того, чтобы обеспечить достойное приданое своей дочери. После свадьбы дочь навсегда покидает родительский дом и уходит в семью мужа. Замужество дочери настолько отдаляет её от родителей, что если отец придёт навестить дочь, он должен будет заплатить ей даже за выпитый стакан воды.

Воспитание

Мать и сын

Самые прочные отношения, независимо от касты и социального статуса семьи, складываются между матерью и сыном. Самая важная миссия в жизни каждой женщины -- это рождение сына. Если первый ребёнок -- дочь, то близкими и родственниками ее появление на свет воспринимается, как поражение молодой жены. Для любой индианки сын -- ключ к власти и уважению со стороны окружающих её людей. В дальнейшем даже самые современные и образованные из сыновей всегда и во всем советуются со своими матерями. И слово матери в отношении их будущего является неписаным законом.

Отношение к девушке в семье

Даже в самых образованных семьях менструация воспринимается как период ритуального осквернения. Женщины в такие дни оставляют все домашние хлопоты на слуг или дочерей. Некоторые девушки из довольно религиозных семей принимают специальные таблетки с целью регулирования своего цикла, что даёт им возможность участвовать в некоторых особо важных религиозных церемониях.

Жизнь после жизни

Смерть в Индии рассматривается, как освобождение -- душа сбрасывает с себя маску и костюм тела и освобождается на какое-то время, до наступления следующего перевоплощения. Подготовка к смерти ведется на протяжении всей жизни. Ритуалы, совершаемые после смерти, отражают весь путь, который должна пройти душа перед последующим перевоплощением. Кремация должна быть совершена как можно скорее, но в специально отведённое время. Последующие церемонии проводятся на четвертый, десятый и четырнадцатый дни. После траура наступает период, на протяжении которого должно произойти примирение с фактом смерти и возвращение к проблемам жизни; старший сын становится главой семьи, а жена -- вдовой. С 1859 года женщинам было официально разрешено повторно выходить замуж. Сати --обряд, по которому жена сжигалась заживо на похоронах мужа, -- был отменен. Однако закон не смог нарушить традиции, запрещающие женщинам после смерти мужа надевать одежды ярких цветов, рисовать точку на лбу, украшать волосы цветами или носить браслеты. В некоторых кастах женщина после смерти мужа обязана побрить волосы или изменить причёску. В то же время на мужчину, у которого умерла жена, не накладываются никакие ограничения.

Арти бережно прижимает к себе дочь в своем доме в городе Карнал, Харьяна. Ей нравится и она гордится тем, что в свои 25 лет является матерью и женой. Но два года назад все было по-другому, она почти все потеряла. Когда она впервые поняла, что беременна, ее муж сразу же заставил ее сделать ультразвук. В результате оказалось, что у них будет девочка. Когда Арти отказалась делать аборт, муж выгнал ее из дома. Он позволил ей вернуться только при условии, что следующий их ребенок будет мальчик. И к счастью для нее родился сын.

История Арти не единична. В этом сельскохозяйственном районе на севере Индии привилегии отдаются мужской части населения, что заставляет женщин становиться «рабынями» своих мужей и сыновей. С другой стороны, став матерью мальчика, женщина получает почет со стороны всех родственников.

Такое отношение к полам традиционно для индуистов: только мальчики могут совершать религиозные обряды, жить в родовом имении, носить имя отца и заботиться о престарелых родителях. «Желаем быть матерью сотни сыновей» - традиционное пожелание невестам на свадьбах. Девочки не ценятся, считается, что они разоряют семейный бюджет: приданое и сама свадьба может стоить всех сбережений. «Если у вас родилась девочка - значит, вы потеряете свои деньги. Рождение мальчика означает прибыль в будущем», рассказывает Донна Фернандес, основательница организации «NGO Vimochana (освобождение)».

Именно поэтому в Индии распространяется практика избирательных абортов. За последнее время как грибы по всей стране выросли частные медицинские клиники, которые предлагают услуги по проведению ультразвука и абортов от 5000 до 10000 рупий (112$-224$). Кроме того, в дальних деревнях функционируют сотни нелегальных ультразвуковых установок.

Из-за постоянного давления на женщин, почти каждая из них проходит через 3-4 аборта, прежде чем не будет на сто процентов уверена в рождении сына.

Но у многих женщин просто не бывает выбора. Если у них рождается дочь «муж может избить или даже выгнать женщину из дома», рассказывает гинеколог Соубхагья Бхат, координатор Ассоциации Индии по планированию семьи.

В штате, в котором живет Арти (Харьяна) в октябре 2009 года на 852 девочки родились 1000 мальчиков. Но в некоторых штатах пытаются улучшить эти показатели, но в более богатых районах люди по-прежнему стремятся к рождению сыновей и даже ухудшают показатели. Так, например, в Панипате, который славится производством ковров и текстильной промышленностью, за год показатели снизились с 857 девочек на 1000 мальчиков в 2008 году до 830 девочек в 2009 году.

В наши изменилось и само приданое, теперь помимо традиционных подарков в идее ювелирных украшений и скота, семья жениха получает значительную сумму денег, бытовую технику, машины. «Выдавать замуж невесту с приданым больше не является добровольным порывом; сейчас это можно назвать вымогательством. Родители жениха говорят: если вы дадите недостаточно, наш сын женится на ком-нибудь другом», Донна Фернандес очень давно борется со сложившейся тенденцией.

Предродовой отбор является не единственным способом избавиться от нежелательного рождения девочки. В Пенджабе смертность новорожденных девочек в 4 раза выше смертности мальчиков. Среди детей, оставленных в детских домах, большинство девочки.

Повышение объема приданого влечет за собой другую проблему - насилие в семье с целью получить еще больше денег с семьи невесты. Молодые жены терпят жестокость и насилие до тех пор, пока не убедят своих родителей дать еще больше денег. Если же они не заплатят ожидать можно чего угодно, даже убийства. Например, сари девушки обливается керосином и поджигается.

Именно после такого случая 18-летняя Утма попала в больницу с ожогами 100% тела. Родственники мужа вылили на нее керосин, когда узнали, что ее отец не в состоянии выплатить те деньги, которые они просили.

Полиция Индии каждый год регистрирует до 7000 преступлений, связанных с приданым. Но истинное количество таких преступлений неизвестно никому.

Спустя 30 лет избирательных абортов, в Индии стало заметно преобладание мужчин над женщинами, по некоторым подсчетам численность женского населения сократилось на 42 миллиона человек.

В некоторых штатах сложилась такая ситуация, что из-за нехватки женского пола многие молодые люди не могут найти себе подходящую жену. Если беднякам так и приходится оставаться неженатыми, то обеспеченным молодым людям только и остается что прибегать к законам и рынка и платить посреднику, который ездит по всей стране с целью отыскать невесту. В результате за последние несколько лет бизнес продажи невест расширился. «Недостаток женщин изменил традиции: теперь некоторым молодым людям приходится платить, чтобы жениться».

В Пенджаб многие невесты привозятся из других регионов, таких как Западный Бенгал или Бихар, или даже из соседних стран, таких как Бангладеш или Непал. Этих девушек выкупают у бедных семей и продают холостякам, цена варьируется в зависимости от красоты девушки и происхождения - девушки с белой кожей ценятся выше.

Уроженка Бангладеш, 30-летняя Киранпал Каур, приехала в Индию 8 лет назад. Ее родители согласились отпустить дочь, так как ей пообещали работу. Когда она попала в деревню Манн Аспал (Пенджаб), она узнала, что на самом деле была продана холостяку за 12000 рупий (269$). Денег на обратный путь у нее не было, поэтому ей пришлось смириться. Сейчас у нее 3-ое детей.

В некоторых семьях, где 2-ое или 3-ое сыновей возникают проблемы, так как не могут обеспечить каждому невесту. Поэтому они покупают только 1 невесту и затем братья уже «делят» ее между собой. Такое многобрачие в некоторых деревнях является нормой.

У большинства женщин, которых увезли из родного дома и насильно выдали замуж на всю жизнь остается психологическая травма. Но самое ужасное это, если девушку продали для работы проститутками в большие города, такие как Нью-Дели.

Чтобы поддержать родителей девочек, власти решили выплачивать пособие (200000 рупий - 4500$) семьям, которые выполнят следующие требования: после рождения дочери обеспечат ее всеми прививками, обучат в школе и не выдадут ее замуж до 18 лет.

С другой стороны, увеличивающееся количество холостяков, может дать положительный эффект: возможно, мужчины поменяют свое отношение к браку и приданому, и начнут ценить женщин не за деньги, которые они получат после женитьбы, а просто за то, что они есть.

В ближайшие несколько лет, благодаря процветающей индийской экономике, доступное обучение и увеличение рабочих мест помогут женщинам исправить свое положение в обществе. Между тем, миллионы девочек пока обречены на приданое, оставляя для мужского населения нерадостные перспективы: по статистике еще в течение 10 лет примерно 30 миллионов молодых мужчин не смогут жениться.

фотографии были сделаны в конце 2009 - начале 2010 гг.

1. Пенджаб, Индия: мальчик спит прямо на полу в храме, в то время как женщины молятся.

2. Харьяна, Индия: беременные женщины ожидают своей очереди на ультразвук в одной из клиник Харьяны; эта процедура позволяет узнать пол будущего ребенка. Постер на стене предупреждает, что избирательные аборта незаконны и могу повлечь за собой 5 лет тюремного заключения. По закону, который приняли в 1994 году, медицинские работники, помогающие избавляться от плода женского рода, наказываются штрафами.

3. Морена, Индия: Доктор проводит процедуру ультразвукового обследования в одной из клиник Морены. Эта процедура позволяет узнать пол будущего ребенка.

4. Бхутта, Индия: Женщина подметает улицу, в то время как ее муж и сыновья спокойно наблюдают за ней. В этом районе Индии наблюдается наиболее неравноценное соотношение мальчиков и девочек - 750 девочек на 1000 мальчиков.

5. Джаграон, Индия: Женщина улыбается, глядя на своего первого сына, в одной из частных клиник Джаграона. В отличие от девочек, мальчики в Индии рождаются «в богатстве», в прямом и переносном смысле. Они являются продолжателями рода и наследником традиций, люди буквально сыплют деньги на новорожденных мальчиков.

6. Харьяна, Индия: Лаксми Деви, 42 года, вместе со своим мужем Сухпалом, который держит на руках их внука, ждет подругу. В первые годы после свадьбы у пары родились 3 дочери. После этого, Сухпал заставлял жену 7 раз делать аборты, когда узнавал, что у них снова будет девочка. 10 лет назад она наконец-то родила ему сына на фотографии он за матерью.

7. Варанаси, Индия: Мужчина совершает обряд кремации на берегу реки Ганг в священном городе Варанаси. По традиции только мужчины могут проводить этот ритуал.

8. Джаграон, Индия: Новорожденная девочка. Сейчас ее понесут показывать семье. У ее матери уже есть две дочери, поэтому все надеялись, что эта беременность принесет долгожданного сына.

9. Джаграон, Индия: Семья новорожденной не скрывает разочарования. После того, как им объявили пол ребенка.

10. Салем, Индия: Нянечка ухаживает за девочками, от которых отказались родители. По решению местных властей был организован специальный приют, в котором будут воспитываться девочки-отказники.

11. Джаландхар, Индия: Девочки в одном из приютов Джаландхара.

12. Салем, Индия: 4-ех летняя Прийя живет в приюте. Полиция забрала ее из родного дома после того, как соседи сообщили о том, что родители избивают девочку и прижигают ей лицо.

13. Салем, Индия: Нянечка держит на руках одну из девочек, в то время как остальные играют.

14. Джаландхар, Индия: Воспитанница одного из приютов Джаландхара.

15. Салем, Индия: Группа девочек спит вместе в одном и приютов.

16. Салем, Индия: Девочки играют во дворе приюта.

17. Тхатта, Индия: Мальчик продает картины с изображением новорожденного мальчика и Баба Будхи у ворот Бир Сахиба, расположенного в 20-ти км. от Амритсара в деревне Тхатта. Баба Будха Джи - один из почитаемых святых, который большую часть жизни прожил именно здесь (1506-1631). Кроме того, в этом месте гуру Арджан Дэв Джи и его жена Мата Ганга получили благословение на сына. Теперь миллионы людей едут сюда, чтобы тоже получить благословение.

18. Тхатта, Индия: Женщина пьет святую воду из водоема в Бир Сахибе.

19. Дели, Индия: Индийские верующие сбрасывают статую богини Дурги в реку Ямуна во время завершения фестиваля «Дурга Пуджа».

20. Нью-Дели, Индия: Некоторые мужчины просят благословения на женитьбу, другие просят о рождении сына, при этом им необходимо ползти до самого храма. Храм в Нью-Дели считается местом обитания богини Дурги - символа женской силы, единства, любви, братства и богатства.

21. Карнал, Индия: доктор осматривает одного из мальчиков, в то время как другой ждет своей очереди. По статистике на севере Индии мальчики болеют чаще, но это лишь потому, что их чаще водят к доктору, чем девочек.

22. Асоути, Индия: В школьных классах мальчиков на порядок больше, чем девочек. Эта тенденция прослеживается на всей территории страны.

23. Пенджаб, Индия: Мальчик вместе со всеми мужчинами ожидает приезд жениха во время свадебной церемонии в семье сикхов.

24. Пенджаб, Индия: Люди танцуют на свадьбе.

25. Пенджаб, Индия: Родственница жениха ожидает его приезда во время свадебной церемонии.

26. Пенджаб, Индия: Молодожены садятся в их новую машину после свадебной церемонии. С тех пор как правительство страны запретило приданое, семьи невест снабжают дочерей богатыми подарками еще до свадьбы.

27. Мадина, Харьяна, Индия: 19-летняя Суман готовит еду, а ее муж стоит в то время у дверей их дома. Суман родилась и выросла в Ассаме, но в 17 лет была насильно вывезена из родного дома и продана мужу за 40 000 рупий (842$). Из-за распространенных двадцать лет назад избирательных абортов в стране образовался дефицит женского пола. Поэтому девушек стали привозить из других районов Индии, а также из Бангладеш и Непала.

28. Джайпур, Индия: 13-летняя Шахин очищает полудрагоценные камни. Каждый день она зарабатывает по 50 рупий (1$). Большая часть из этих денег она отдаст своей семье, которые будут отложены для ее будущей свадьбы и приданого. Свадебные расходы в среднем составляют 200 000 рупий (850$).

29. Варанаси, Индия: 18-летняя Утма в ожоговом отделении индийской клиники. Она поступила с ожогами 100% тела. Как оказалось, это стало последствием того, что ее родители не смогли заплатить достаточную сумму денег родственникам ее мужа.

30. Варанаси, Индия: Обожженные ноги Утмы.

31. Пенджаб, Индия: Сумитра, 35 лет, показывает ожоги, оставшиеся после того, как муж облил ее керосином и поджог.

32. Ротхак, Индия: Женщина держится за голову, находясь в одном из реабилитационных центров. Здесь живут женщины, которые были спасены после попытки продать их мужьям или заставить работать проститутками в Харьене или Дели. Здесь женщинам предоставляется вся необходимая помощь.

35. Вриндаван, Индия: Истощенная женщина отдыхает после обеда в доме для вдов. Многие вдовы покидают свои семьи и живут в одиночестве и бедности. Некоторые из них находят свое пристанище в храмах.38. Дели, Индия: Женщина моет свою дочь на берегу реки Ямуна в Дели.