Воспитание ребенка от 2.5 до 3 лет. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Прекрасно понимаю волнение папочек и мамочек, поэтому эту статью хочу посвятить нюансам воспитания двухлетнего карапуза, дать, проверенные практикой, рекомендации, а так же так же «разложить по полочкам» психологию ребенка.

Особенности развития ребенка 2 лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить , необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него . Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.
— учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.

Воспитываете девочку?


Тогда примите к сведению мои рекомендации:

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.

И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

  • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
  • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!

Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

В этой статье:

Говоря о том, как протекает развитие ребенка в 2,5 года, можно отметить одно существенное изменение по сравнению с полуторогодовалым малышом: действия крохи начинают носить осознанный характер. Ребенок многое понимает, с удовольствием идет на контакт, готов к компромиссам со взрослыми. Если родители придерживаются вопитания, основанного на доверии, то 2 года и 6 месяцев - это как раз тот период, когда можно начинать договариваться с крохой по-хорошему.

Физическое развитие малыша

В 2 года и 6 месяцев малыш достаточно физически развит и визуально уже во многом схож со взрослым человеком. Ребенок уверенно ходит, причем как вперед, так и назад и вбок, бегает, прыгает, сохраняя равновесие.

Родители, которые планируют приобщить малышей к спорту, могут уже с этого возраста начинать делать это целенаправленно, не ограничиваясь исключительно утренней гимнастикой. В комнате ребенка можно установить соответствующий его возрасту мини-спорткомплекс с разными снарядами. Кроха в этом возрасте без проблем найдет им применение, расходуя энергию с пользой для себя.

В 2,5 года также можно практиковать закаливание. Малышу время от времени можно разрешать ходить босиком, как дома, так и на улице, постепенно снижать температуру воды, в которой он будет купаться, чаще проветривать комнату.

Первые шаги к самостоятельности

В 2,5 года ребенок становится заметно более самостоятельным. Он уже не просто умеет сам ходить, спускаться по лестнице и пользоваться туалетом. Кроха самостоятельно ест, моет руки, чистит зубы, одевается и раздевается, вешает одежду на вешалку и ставит обувь на полку.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к развитию навыков самообслуживания, родителям необходимо его постоянно хвалить, мотивируя совершенствоваться. Например, если малыш не проявляет желания чистить зубы, можно предложить ему это сделать вместе, наблюдая за отражениями в зеркале. Таким же образом можно помочь малышу и со сбором игрушек, одеванием и раздеванием, ни в коем случае не заставляя, а лишь увлекая личным примером.

Будет здорово, если в 2 года и 6 месяцев у ребенка уже будут свои маленькие, но приятные обязанности по дому. Например, малышу можно поручить кормить домашних питомцев либо поливать цветы, прививая ему таким образом чувство ответственности. Такие простые занятия будут приносить удовольствие детям, а искренняя похвала взрослых воспитает в них чувство уверенности в собственных силах.

В 2 года и 6 месяцев малыш уже достаточно самостоятельный для того, чтобы играть без родителей на протяжении получаса. Кроха с удовольствием занимается пазлами, конструктором, прикладным творчеством.

Как малыш развивается умственно?

В 2,5 года малыш различает более пяти цветов, знает их названия, группирует предметы по определенному признаку. Также в этом возрасте малыши уже знакомы с основными геометрическими формами и фигурами.

На третьем году жизни у детей начинает активно работать фантазия, поэтому родителям стоит найти время для совместных занятий творчеством с крохой. Ребенка можно увлечь лепкой, рисованием, аппликацией или конструированием. Все эти занятия способствуют не только развитию мышления, но и развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь будет стимулировать речь малыша.

В 2 года и 6 месяцев с ребенком можно и даже нужно заниматься чтением. В этом возрасте кроха уже сможет узнавать буквы, составлять слоги. Занимаясь с малышом таким образом, нужно будет стараться сохранять его интерес, увлекая играми и не перенапрягая требованиями.

В жизни малыша уже могут появляться книги с картинками и стихами. На третьем году жизни ребенок способен слушать чтение взрослого в течение получаса. В качестве эксперимента можно попробовать время от времени развлекать кроху аудиосказками.

Развитие речи малыша

Специалисты уверены, что тренировать речь малышей в возрасте двух лет и шести месяцев можно, не только развивая мелкую моторику рук, но и с помощью пения. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают пение и поют сами, если
родители поощряют это занятие. Можно включать крохе детские мелодии и вместе с ним разучивать простые песенки.

Словарный запас детей после двух лет заметно пополняется. Каждый день в нем появляются новые слова, а некоторые из них родителям даже незнакомы, так как они являются порождением фантазии ребенка.

Развивать речь также поможет совместное чтение стихов и сказок, во время которого родители могут мотивировать малыша к общению, предлагая заканчивать знакомые ему строчки.

О навыках сотрудничества

В два года и шесть месяцев малышей отличает чуткость и отзывчивость. Кроха с удовольствием выполняет требования и просьбы взрослых, рад оказать посильную помощь в нужный момент. Кроха наблюдает за поведением родителей, искренне расстраивается, если взрослые обижаются, пытается им поднять настроение. Такое поведение - серьезный скачок в развитии малыша.

Если в семье появляется второй малыш, то двухлетний кроха может стать настоящим помощником родителям. Он будет чувствовать себя старшим: с удовольствием покачает коляску
крохи, выбросит подгузник, найдет соску. Родителям важно поощрять инициативу малыша, не ограничивая его общение с младшим ребенком.

В два года и шесть месяцев кроха способен убрать за собой со стола тарелку, чашку. Заметные изменения происходят и в общении ребенка с ровесниками. Кроха пытается наладить контакт с детками, согласен делиться или меняться игрушками.

В этом возрасте малыши много спорят. Посредством спора они пытаются освоить навыки общения. Общаться с крохой на третьем году жизни как взрослым, так и детям становится особенно интересно. Малыш способен поддержать беседу, он понимает юмор, фантазирует, смеется, готов удивлять не только новыми словечками из словарного запаса, но и поступками.

Подходящие игрушки для ребенка

В 2 года и 6 месяцев для ребенка нужно подбирать игрушки, которые будут способствовать его развитию. Это могут быть игрушки, развивающие мышление, моторику, глазомер, фантазию и терпение. Самые подходящие варианты перечислены ниже:

Также для малышей этого возраста можно придумывать самодельные игрушки. Это могут быть разные коробки и шкатулки, которые малыш сможет закрывать и открывать, шнурки, а также емкости с сыпучими крупами, в которых кроха сможет искать предметы, пересыпая, сортируя крупы и т.д.

Эмоциональный фон малыша

В 2 года и 6 месяцев ребенок становится особо эмоциональным. Он гордится собой, если справляется с заданиями, проявляет нежность и любовь по отношению к дорогим людям,
испытывает чувства радости, зависти, злости, умеет тосковать, проявлять сострадание, бояться.

В этом возрасте малыши не умеют давать оценку поступкам окружающих. Они часто не понимают, почему их наказывают, неспособны оценить хороший поступок. Кроха в два года и шесть месяцев уже интересуется природой, восхищается пейзажами, с интересом наблюдает за поведением животных и насекомых. Он умеет проводить ассоциации между предметами, явлениями или событиями, с которыми сталкивался.

Привязанность к родным

Малыши в возрасте двух с половиной лет испытывают сильную привязанность к родным, особенно к родителям. При этом детям свойственно относится к близким по-разному. Так, маму дети любят трепетно и нежно, тогда как с папой или дедушкой больше всего на свете любят играть.

Даже непродолжительная разлука с близкими для малышей может стать серьезным стрессом. Кроха испытывает острую потребность чувствовать постоянную близость мамы и не готов оставаться без нее надолго.

Доброжелательность по отношению к ребенку со стороны незнакомых или малознакомых людей будит в нем ответную реакцию. Кроха готов пойти на контакт с людьми, к которым чувствует симпатию. Именно в этом возрасте можно пробовать посещать с малышом школы раннего развития, постепенно присматриваться к детскому саду, знакомиться с воспитателями, переходить на «садовский» график дня для упрощения адаптации крохи в будущем.

Кризис 2,5-3 лет

Как уже было отмечено выше, дети в возрасте двух лет и шести месяцев стараются быть особенно самостоятельными. Они намеренно отказываются от помощи, пытаются везде и все делать самостоятельно. Любимая фраза крохи этого возраста –«Я сам!». Из-за развития эмоциональной сферы малыши не всегда адекватно воспринимают обращение взрослых, намеренно упрямятся только для того, чтобы отстоять свое мнение.

При первых признаках такого поведения родители должны понять, что у ребенка начался кризис 2,5- 3 лет, а его упрямство - это попытка стать самостоятельным. В такие моменты важно проявить терпение и постараться поддержать ребенка, наладить с ним контакт.

Недостаток внимания, излишняя грубость и тем более несправедливое отношение вызовут у малыша только негативную реакцию. Кроха может утратить доверие к родителям и начать вести себя еще хуже. Очень важно понять, что кризис этого возраста - это очередной этап, который нужно пережить самим и помочь пережить ребенку, окружив его любовью, лаской, теплом.

Нервно-психическое развитие малыша

Главный навык малыша в возрасте 2 лет и 6 месяцев - способность использовать слова для выражения мыслей, желаний и эмоций. Большинство деток в этом возрасте уже обладают отличным словарным запасом, который ежедневно пополняется новыми словами. Если в два с половиной года кроха не пробует произносить отдельные слова, не проявляет желания повторять за взрослыми, имитируя звуки, его нужно показать педиатру.

В 2 года и 6 месяцев характер
малыша заметно изменяется. Он капризничает, упрямится, старается устроить провокации. Главная причина - это упомянутый выше кризис третьего года жизни. Лучший способ образумить не контролирующего себя ребенка - на время лишить его своего внимания.

В 2 года и 6 месяцев малыши с большим удовольствием играют в ролевые игры, в рамках которых примеряют на себя роли доктора, воспитателя, водителя автобуса и так далее. В ходе таких игр дети придумывают интересные диалоги, разыгрывают ситуации, подсмотренные ими в жизни взрослых.

Что касается социального развития, то в этом возрасте оно во многом связано с особенностями воспитания и характера малыша. Важно, чтобы родители своим примером показывали, как правильно себя вести, как контролировать эмоции, поведение, поступки. Видя сдержанность взрослых, дети также будут учиться вести себя подобающим образом, не допуская срывов.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.

Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях

4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми

5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»

6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

* Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

Нарушения режима дня.

Обилие новых впечатлений.

Плохое самочувствие во время болезни.

Переутомление (физическое и психическое).

* Преодолеть капризы можно, если:

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.

По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.

Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.

* Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности

* Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

* Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.


Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него - эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности - исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания - что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать , и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные - плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Новорожденные детки до определенного возраста очень радуют родителей. “Лапулечка”, “масик”, “кнопа” – эти и другие слова сами просятся на язык, когда маленькое чудо лопочет, улыбается или делает что-то новое. Многие родители первенцев мечтают, чтобы их ребенок поскорее подрастал. Но мамы и папы, у кого уже не первый малыш, прекрасно осознают, что торопить время не стоит, ведь младенческий возраст – это просто всего ничего по сравнению с более старшим периодом.

Разница в том, что психология ребенка в 2-3 года кардинально отличается, вернее, наступает тот возраст, когда вообще становится возможным говорить об этом понятии. Из просто пупсика, радующего окружающих одним своим существованием, ребенок превращается в личность с собственным пониманием мира. Этот процесс обычно сопровождается множеством непонятных и подчас пугающих особенностей в поведении и общении детей. Нельзя сказать, каким вырастет малыш по его поведению в 2-3 года. Его предпочтения и мировоззрение очень неустойчивы, они меняются по нескольку раз день. Даже если ребенок ведет себя крайне плохо, не спешите думать, что у вас растет монстр.

Психологи полагают, что до 3 лет дети демонстрируют свой темперамент. Речь идет вовсе не о том, что будто бы бесполезно воспитывать ребенка в эти годы. Но вы должны осознать, что малыш может иногда разочаровывать вас.

У некоторых родителей странное и неуправляемое поведение чада вызывает беспомощность и чувство несостоятельности. Поэтому стоит изучить особенности психологии детей 2-3 лет. Это поможет узнать, чего ожидать, что является нормальным, а что нет, с какими изменениями стоит бороться, а что нужно просто пережить. Рассмотрим несколько областей в жизни ребенка 2-3 лет, в которых многое становится не так, как это, возможно, происходило раньше.

Умственное развитие

В промежуток с двух до трех лет скачок в преобразовании мозга детей просто огромен. Ребенок делает успехи в познании ежедневно. Обычно в это время малыша окружает множество развивающих занятий. Он уже способен лепить, вырезать, нанизывать, шнуровать, приклеивать. Все это задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом. Малышу интересно открывать новые виды упражнений для своих пальчиков и задача родителей в том, чтобы предоставить ему такую возможность. Будущие таланты и способности вашего малыша проявятся через года на том основании, которое вы положите сейчас.


Воображение

Весьма заметным становится развитие воображения у ребёнка. Он уже не так сильно нуждается во взрослом, который придумает интересную игру. Карапуз способен занять себя и самостоятельно. Можно наблюдать, как он сам играет с игрушками, например, строит домик из кубиков или конструктора.

Иногда может даже показаться, что он разговаривает сам с собой. Это не должно пугать. Просто кроха что-то придумал и озвучивает вслух.

Предоставьте малышу свободу в играх, теперь необязательно регулярно ломать голову, чем бы с ним заняться. Вы дали ребенку правильный толчок до 2 лет, теперь нужно, чтобы он сам учился развлекаться, ведь это полезно для его фантазии.

Память

В 3 года ребёнок уже должен знать животных и их голоса, названия предметов, которые его окружают, свой возраст, ФИО, имена членов семьи. Продолжайте открывать ему новые горизонты, читайте сказки и стихи, необязательно очень детские, можно и посерьезнее. Пытайтесь запомнить вместе с ним какую-то новую информацию. Примерный набор познаний ребёнка 3 лет можно разыскать в интернете.

Речь

С двух до трех лет кроха начинает употреблять в общении все больше сложных предложений.

Не все знают, что у детей 2-3 лет есть замечательные способности к освоению нескольких языков одновременно.

Даже если ваша семья не билингвальна, подумайте, может и вам полезно будет освоить новый язык, заодно и кроху поучите. По мере подрастания способность к такому обучению несколько снижается, поэтому важно не упустить подходящий шанс.

Эмоции

Самые заметные преобразования происходят в эмоциональном состоянии ребенка. Его настроение часто меняется, и вы можете столкнуться и со слезами, и с безудержным весельем. Довольно частым явлением становятся истерики. Нормально, если они случаются 2-3 раза в неделю. Эти проявления чувств – важная часть взросления. Однако пускать регулярные истерики на самотек не следует. С помощью них ребенок проверяет границы своего влияния – ваше задание как раз в том, чтоб показать ему его пределы, объяснить, что можно, а что нельзя.

Научить малыша общаться спокойно, без сцен возможно только с помощью терпеливых и последовательных действий. Если позволить себе поддаться эмоциям, накричать или отлупить, есть риск получить обратный эффект – неправильное поведение закрепится, либо ребенок замкнется в себе.

Самостоятельность

Раньше, в возрасте 1-2 года, ребенок больше наблюдал за жизнью, бурлящей вокруг него. Теперь же малыш изо всех сил стремится сам во всем поучаствовать: помочь маме налепить вареников, а папе завести машину или забить гвоздь. Понятное дело, что родителям от такой помощи только больше хлопот, но не нужно слишком ограничивать кроху в его попытках, иначе он перестанет проявлять инициативу и позднее его станет трудно задействовать. Просто будьте рядом, контролируйте, чтоб не приключилось беды. Конечно, в три года о личной самостоятельности говорить рано, но основание для нее нужно закладывать.

Коммуникабельность

Кое-что из изменений в этой области может огорчать родителей. Например, достигнув возраста 2-3 лет ребенок уже перестает так же сильно нуждаться в маме, как раньше. Если он был на грудном вскармливании, то возраст 2-3 года как раз становится периодом его завершения, вместе с которым рвется нить теснейшей связи между мамой и малышом. Лишний раз детеныш уже не попросится к мамочке на ручки, а предпочтет побегать или поиграть. Все это – часть естественного процесса взросления детей. Малыш начинает понимать, что он индивидуальная личность и неосознанно пытается показать это вам.

В то же время пределы его общения расширяются, он теперь намного больше контактирует с окружающими – в садике среди других детей, также на улице или в семье. Кроха учится заводить знакомство, строить отношения, у него появляются друзья.

Родителям важно помочь своему ребенку понять, как следует вести себя в обществе.

Например, освоить простые правила этикета – благодарить, просить, здороваться, прощаться, знать время, когда можно говорить громко или только шепотом, интересоваться другими, делиться, извиняться и т. п.

Период 2-3 года – сложное время, так как взрослеет не только ребенок, растете вы, как родители. Зная об особенностях психологии детей данного промежутка жизни, можно избежать излишней нервозности и помочь малютке повзрослеть достойно!