Выделяют две стадии социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция Что является главной причиной социальной дезадаптации подростков

Социальная дезадаптация – современный недуг отдельных людей. Несмотря на то, что всевозможные компьютеры, телефоны, возможности работать и платить дистанционно способствуют отчуждению от общества, полезного в этом мало. Человеку необходимо общение, а также соблюдение некоторых норм поведения. Так он может расти и развиваться.

Социальная дезадаптация что такое

Понятие социальной дезадаптации принадлежит трем сферам: это психология, социология и педагогика. Отвечая на вопрос, что такое дезадаптация личности в психологии, во внимание берется умение человека приспосабливаться к условиям, продиктованным неким обществом. Говоря точнее, индивид имеет проблемы с адаптацией, либо он не может правильно соблюдать правила и нормы поведения в социальной сфере.

Определение в психологии

Дезадаптация – это в психологии не просто неумение соблюдать общественные нормы и правила поведения, но и опасность пережить деградацию. Суть в том, что индивид испытывает трудности при контакте с окружающими его людьми.

Обратите внимание! Множество факторов способствует развитию данного недуга. Нет необходимости выходить из дома – работать можно через интернет, оплачивать счета дистанционно с помощью карточки, даже покупки заказываются по телефону.

Виды социальной дезадаптации

Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.

Медицинская

Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития.

Психологическая

Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии.

Причины социальной дезадаптации

Дезадаптация личности – современный недуг, которому подвержены люди любого возраста, в частности, школьники младшего возраста, подростки, взрослые люди. Во многом причины данного отклонения закладываются с детства, когда ребенок не был обучен правильным социальным контактам, общению. Также отношение родителей к растущему ребенку имеет большое значение на разных этапах взросления. Все же существуют прочие причины развития дезадаптации.

У детей

Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от семейной атмосферы: в каких условиях он воспитывался, каково поведение родителей и прочих родственников по отношению к малышу. Ребенок испытывает неспособность дать себе адекватную оценку в процессе общения, эмоциональную неуравновешенность, в целом низкие навыки общения.

У подростков

Признаки подростковой дезадаптации выражаются в высоких требованиях к окружающим, неадекватности восприятия критики, готовности унизить собеседника. Наряду с гормональной перестройкой, подросток испытывает эмоциональную неуравновешенность. Все это может усугубляться так называемой травлей в школьные годы.

Обратите внимание! В процессе общения со сверстниками подросток ведет себя пассивно или, напротив, агрессивно, в силу чего группа «выталкивает» его за границы данного общества, либо ребенок покидает его самостоятельно, испытывая негативные чувства от полученного опыта.

У взрослых

У взрослого человека данный недуг развивается в силу заболеваний нервной системы, а также травм головного мозга и прочих физических нарушений. Также возникновение дезадаптации наблюдается по причине отклонений психического характера, например, при повышенной возбудимости или, наоборот, слабости. Имеет значение и воспитание, а также временное или постоянное нахождение во враждебной обстановке, что само по себе отвращает индивида от дальнейших контактов с людьми, проявляющими даже незначительную агрессию.

Признаки, симптомы и диагностика дезадаптации

Неспособность знакомиться, поддерживать общение, дискомфорт из-за вынужденного нахождения в обществе – все это социально психологическая дезадаптация. Основные признаки человека, испытывающего данное социальное отклонение:

  • В состоянии дезадаптации индивид испытывает затруднения в учебе или работе, если ему приходится подчиняться жестким правилам, а также постоянно контактировать с потоком людей.
  • Он не испытывает нужды в удовлетворении социальных потребностей.
  • Наблюдается отсутствие навыков общения.
  • Дискомфорт в процессе общения или нахождения среди группы людей, независимо от уровня знакомства с окружающими.

В целом, индивид осознанно отстраняется от контактов, общения. Примечательно, что современные технологии вполне способствуют такому образу жизни, поскольку работать, общаться, платить за товары и услуги можно, не выходя из дома.

Уровни социально-психологической дезадаптации

Выделяют 4 уровня дезадаптации:

  1. Начальный этап можно интерпретировать как нижний уровень, латентные проявления признаков недуга;
  2. «Половинный» уровень – т.е. некоторые отклонения социального поведения то проявляются, то исчезают;
  3. Устойчиво входящий – очевидные социальные нарушения;
  4. Закрепившаяся дезадаптация – набор признаков, осложняющих повседневную жизнь индивида.

Как лечить, методы коррекции

В зависимости от формы и характера болезни можно вызвать смягчение признаков, затем их устранение. Следует как можно раньше обратиться к психологу. Он обязательно посоветует наладить социальные контакты и поможет пациенту со временем делать это без страха.

Обратите внимание! Будут полезны тренинги по развитию хобби, т. е. нахождение среди людей со схожими интересами.

Важен оптимистический настрой, что будет вырабатываться постепенно. В конце концов, человек будет жить полной жизнью.

Профилактика социальной дезадаптации

Закрываясь от мира, человек неосознанно усложняет себе жизнь. Общение, учеба, работа требуют придерживаться социальных правил, чтобы добиться успеха. Даже есть понятие «полезных знакомств», подразумевающее, что каждый человек приносит пользу.

Общение – это труд, бывает и горький опыт. Он необходим, чтобы сделать свое социальное поведение максимально эффективным, заодно научиться разбираться в людях.

Дезадаптации подвергаются как дети, так и взрослые. Причины кроются в воспитании, гормональных изменениях, физических и психических отклонениях, а также получении негативного опыта общения. Однако дезадаптацию можно корректировать, купировать, необходима профессиональная помощь.

Видео

Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального - девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.


Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности - это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.

Поскольку социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу, необходимо в первую очередь уяснить сущность именно этого важнейшего социального явления.

Эстафету изучения адаптации социальные науки принимают из рук биологии , и практически во всех современных исследованиях присутствует представление о том, что в социальной адаптации участвуют индивиды, наделенные как социальной, так и биологической сущностью. Такой подход берет начало еще от Г. Спенсера, который рассматривал общество как социальный организм и соответственно адаптацию индивидов как постоянное достижение равновесия организма (индивида) со средой (обществом) . В результате такого непрерывного приспособления происходит усложнение общественного устройства.

Значительным стимулом исследования социальной адаптации в западной социологической науке послужил иммигрантский характер американского общества, в результате чего каждый индивид и каждая национальная группа должны были приспосабливаться к новым для них условиям. В трудах Ф. Знанец- кого изучалась адаптация в Америке выходцев из Польши, причем автор исследует этот процесс через усвоение индивидами социального опыта в процессе социального действия . Его исследования и теоретические положения со всей определенностью показывают, что процесс адаптации человека к новым условиям имеет прежде всего социальную природу.

Хотя Э. Дюркгейм не использовал термина “адаптация”, он изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидном уровне это выражается в принятии господствующей общественной морали, усвоении представления о своем долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях . На уровне общества основным инструментом такого приспособления является само наличие этих норм, их общезначимый характер. Отклонение индивида от усвоения этих норм представляло собой индивидную патологию. Отсутствие норм или их слабость, “аномия” (без- нормативность) - патология всего общества, которая должна быть преодолена.

Такое понимание было шагом вперед для своего времени, однако пассивный характер подчинения индивида нормам, игнорирование активности личности и роли социокультурных факторов потребовало дальнейшего рассмотрения сущности взаимоотношений индивида и общества. М. Вебер, признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека . Основанием для следования нормам является рациональность, способность добиться в этом процессе эффективных результатов. Индивид ищет наиболее подходящие для него нормы в мозаике социальных ценностей и также самостоятельно видоизменяет или творит их. Вебер рассматривает как целерациональное, так и ценностнорациональное поведение, причем в таком варианте приспособление человека к обществу также является источником социального прогресса.

Однако описанная М. Вебером деятельность, построенная на достижении индивидуального блага и применяемая без учета интересов других индивидов, могла нарушить равновесие общества. Т. Парсонс рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды . Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация - это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества. Как и в других своих исследованиях, Парсонс исходит из аналогии применения к социальной действительности биологического механизма гомеостазиса, то есть равновесия социального организма или системы, восстанавливающих свое стабильное состояние невзирая на внешние воздействия.

Однако общество представляет собой только относительно стабильную систему, внутренняя структура которой динамична. В силу этого адаптация индивида осуществляется также противоречиво и конфликтно. Р. Мертон рассмотрел индивидуальные пути адаптации индивида к обществу, исходя из фактора принятия или непринятия им ценностей данного общества и путей их достижения . Автор рассматривает адаптацию индивидов и как приспособление к нормам общества, и как бунт против них. Его типология, в рамках которой только конформизм не является девиантным, а все остальные варианты демонстрируют формы отклоняющегося поведения, очень наглядно, хотя и несколько упрощенно, показывает механизмы девиации.

Итоговое обозрение многообразных подходов к адаптации, которые рассматривают те или иные стороны, грани этого явления, приведено в работе отечественного автора Л. В. Корель , которая выделяет такие аспекты адаптации, по-разному анализируемые у различных авторов:

  • - адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; адаптация как результат приспособительного процесса; адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида;
  • - адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой; адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида.

Это подробное рассмотрение, достаточно полно освещающее состояние научного исследования социальной адаптации, не является в то же время исчерпывающим, поскольку ряд ученых выделяет также неадаптивную активность общественного человека . Более того, в гуманистической психологии оспаривается сама идея гомеостазиса. Основатель логотерапии В. Франкл писал: “На самом деле человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель, достойную его... Человеку требуется не равновесие, а...духовная динамика, в границах полярного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая должна быть реализована, а второй полюс - человека, который должен осуществить эту цель” .

Кроме того, в большинстве случаев исследователи ведут речь об индивидуальной адаптации, однако следует иметь в виду, что в этом процессе могут участвовать также и группы, начиная от семьи, вплоть до целого социального слоя. В этом случае индивидные изменения происходят как участие одновременно в двух процессах: адаптация к новым требованиям социума и адаптация к изменившимся условиям своей группы.

Проанализировав содержание процесса адаптации, можно сделать вывод, что, во-первых, в ней всегда имеет место субъект адаптации, индивид, семья или группа, которым необходимо приспособиться к окружающей социальной среде для того, чтобы иметь возможность наилучшим образом функционировать в ней, достигнуть желанного результата в этом функционировании. Цель этой адаптации может быть разнообразна - возможно, достижение наибольшего успеха, возможно, только минимального соответствия требованиям среды (ритуализм - в трактовке Мертона).

Во-вторых, среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Для самого процесса адаптации и достижения ее адекватного результата имеют значение также характеристики этого общества, его соответствия или несоответствия внутренним ожиданиям и установкам индивида: “Адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды” . Нормы и представления этого общества могут быть не вполне приемлемы для субъекта адаптации; возможно также, что эти нормы являются объективно антисоциальными.

Например, нормы тоталитарного, фашистского режима, принудительные для желающих выжить индивидов и групп, предусматривали отказ от гуманистических представлений, демократических ценностей. Их принятие, как показывает опыт ряда обществ XX века, приводило многих индивидов к серьезному внутреннему конфликту, ценностному и поведенческому. В то же время практика идеологического и социального реформирования конца века в нашей стране показывает, что объективно прогрессивные ценности индивидуальной социальной свободы и ответственности могут противоречить внутренним экс- пектациям достаточно больших групп индивидов, целых социальных слоев, которые предпочтут несвободу и в силу этого - безответственность .

В-третьих, элементом адаптационного процесса является само взаимодействие субъекта и среды. Учитывая постоянную изменчивость двух первых элементов, можно считать, что адаптация имеет начало, но не имеет конца. Действительно, первоначально в этот процесс вступает индивид с определенными свойствами, которые изменяются под влиянием возраста, социальных трансформаций, самовоспитания, результатов адаптации. Как указывал С. Д. Артемов, под адаптацией мы понимаем “не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности социумом, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль” . Однако и среда, к которой необходимо приспособиться, также постоянно изменяется, причем иногда в очень значительных масштабах. Поэтому, даже если речь идет об относительно стабильной среде, процесс приспособления индивида к ней можно описать словами знаменитого парадокса Л. Кэррола из его философской сказки: для того чтобы стоять на месте, нужно все быстрее двигаться вперед. Эффективная адаптация к динамической среде должна включать в себя способность к дальнейшему личностному и социальному развитию .

Более того, социальная деятельность индивидов и групп ведет не только к адаптации их к социуму, но также и к преобразованию конкретной социальной среды в соответствии с потребностями взаимодействующих сторон: под влиянием адаптации изменяется не только индивид, но также и социум . Наконец, в каждом моменте социального изменения можно видеть взаимодействие двух масштабных социальных процессов - адаптации и трансформации социальных организмов различного ранга. Эти метатехнологии проходят сквозь все социальные процессы.

Во взаимодействии двух или более социальных субъектов можно видеть либо деятельность по адаптации одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде можно рассматривать как частный случай такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает его к адаптации), либо индивид сам осознает необходимость приспособления и побуждает себя к нему. Для этого необходимо изменение - сознательное или бессознательное - адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или на свое окружение. Разумеется, это предъявляет высокие требования к субъектному потенциалу данного человека. Во многих случаях слабость личности, которая может быть связана с возрастом, ослаблением физического и психического здоровья и т. д., блокирует возможности самопроизвольного внутреннего изменения, и человеку для трансформации необходим внешний стимул, постоянное стороннее воздействие.

Понимание адаптации как включения индивида в социальную общность лежит в основе того процесса и одновременно периода жизни каждого индивида, который носит название социализации. Более того, она рассматривается как один из механизмов социализации, позволяющих личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды “путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения” .

Социализация - важнейший процесс, который формирует не просто личность, но и создает человека в целом. Социализация рассматривается в двух аспектах - во-первых, как вхождение индивида в общество, приобщение к социальной жизни . Важность этого процесса обусловлена тем, что человек рождается только с предпосылками социального существа. А во-вторых, для того чтобы он развился в полноценную человеческую личность, необходима его социализация, которая включает воспитание как целенаправленную передачу социальных норм и социальных ценностей, неосознанное восприятие (“впитывание”) социальной информации, складывание характера, эмоционального строя и других черт личности под влиянием сформулированных и несформулированных требований общества.

Врожденные предпосылки - психофизиологическая конституция, задатки интеллекта - получают в этом процессе более или менее полное развитие, причем объем и содержание такого развития в первую очередь определяются возможностями семьи данного ребенка и потребностями общества. Данные элементы следует рассматривать именно в таком порядке. Но в тех случаях, когда семья данного ребенка не может создать ему должных условий для социализации, обусловленных уровнем требований общества, когда она не может обеспечить факторы воспитания, адекватные природным задаткам именно этого ребенка, со всеми его сильными и слабыми сторонами, когда, наконец, у ребенка нет семьи и он воспитывается в стационарном учреждении, мы говорим о неадекватной социализации.

Такая деятельность, специально именуемая иногда первичной социализацией, является основной функцией семьи как социального института , независимо от ее типа и уровня развития общества. В семье ребенок усваивает язык, эмоциональный строй, основные ценностные нормы и содержательные представления данного общества. Впоследствии значительная часть его семейных взаимоотношений будет строиться на основе того фундамента, который сформировался в результате его семейного опыта или опыта квази-семьи в виде детского дома, интернатного учреждения и т. д.

Однако социализирующая роль семьи ограничена в первую очередь тем, что функцию социализации с семьей разделяют другие институты, в особенности институты образования. Поскольку среднее образование в большинстве обществ является обязательным, школа этого уровня представляет собой непременную ступень и элемент социализирующего процесса, которая не только доставляет детям определенный набор знаний, но также прививает соответствующие возрасту социальные навыки и поведенческие нормы.

Семья, кроме того, ограничена в своих социализирующих воздействиях также и во времени. В одной из своих центральных работ Т. Парсонс (в соавторстве с Р. Бейлсом) показал, что взрослеющий подросток нуждается в специальном институте, опосредствующем его отрыв от теплого семейного мира и приспособление к жесткому миру взрослых. В качестве такого института они рассматривали подростковые группировки, членство в которых позволяет вытеснить авторитет родителей и заменить его авторитетом сверстников, непосредственного социального окружения. На основе усвоения этих групповых социальных ролей происходит, согласно представлениям американских авторов, переход к статусу самостоятельного взрослого человека.

Современная наука, прежде всего отрасли социального знания, накопила достаточный объем знаний о проблемах адекватной и неадекватной социализации детей, о специфике личности детей, воспитывающихся в интернатных детских учреждениях, о воздействии феминизированной воспитательно-образовательной среды на формирование подрастающего поколения . Так, Л. П. Буева формирование человека раскрывает через соотнесение понятий “развитие личности”, “развитие организма”, “развитие психики” .

Однако кроме усвоения социальных знаний индивид приобретает в обществе определенное место, то есть известный статус и социальную роль. Второе значение социализации предусматривает именно это целенаправленное и сознательное действие, которое индивид производит на протяжении всей своей жизни, а не только в детстве. Адаптационные механизмы социализации позволяют индивидам вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом, реализовывать свои способности в достижении индивидуальных целей и в конечном счете - целей всего общества. В этом контексте процессы социализации учитывались и изучались преимущественно на материале школьных и трудовых коллективов, на материале профессионального становления . Это рассмотрение включает в себя процессы познания окружающей действительности и самопознания, принятие новых ролей и статусов, вступление индивида в новые для него группы, овладение новыми навыками и формирование новых ценностных ориентации и установок .

Помимо этого социализация обеспечивает усвоение культуры и преемственность развития общества. В соответствии с таким подходом, социализация происходит на протяжении всей жизни человека, включая в себя усвоение, воспроизводство и развитие социальных норм и культурных ценностей .

Социокультурный смысл этого явления предусматривает понимание не только того, что усваивают индивиды, но также и того, как это усваивается. Виды социализации и ее институты культурно и социально специфичны. Поэтому Н. Смелзер рассматривает социализацию как “способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям” , подчеркивая субъектную роль индивида в этом процессе.

Процесс социализации включает адаптацию как свой первоначальный элемент, однако помимо приспособления, заключающегося в принятии норм внешней среды, в него входит еще такой элемент, как интернализация или интериоризации усвоенных понятий, норм и ценностей, то есть включение их во внутренний мир личности, их присвоение. Это механизм социальнопсихологический, основанный на непосредственной привлекательности для личности каких-то внешних условий, духовных ценностей, конкретных людей, на личной заинтересованности в приобретении знаний, ценностей, общения с людьми .

Отталкиваясь от такой трактовки, можно сделать вывод, что для минимально приемлемого функционирования в определенной социальной среде индивиду нужна адаптация к ней. Но, совершая адаптацию, индивид не всегда осуществляет социализацию по отношению к этой среде, довольствуясь иногда только внешним приспособлением к обстоятельствам. Таким образом, социализированный человек - это всегда целостная личность с достаточной степенью субъектности. Целостность обозначает:

  • - наличие потенциала социализации;
  • - способность к формированию социальных качеств;
  • - способность к осуществлению социальной деятельности.

Вместе с тем этой целостностью может не обладать адаптированный индивид, который лишь частично реализует свой потенциал социализации. Иначе говоря, адаптация является необходимым, но не достаточным условием социализации.

Наиболее интенсивным процесс социализации является в раннем детстве, подростковом возрасте и юности. В этот период для социализирующейся личности обязательно нужны взрослые люди, “значимые другие”, которые бы содействовали их включению в общество. Поскольку на стадии детства механизм социализации состоит из неосознанного восприятия, имитации и идентификации , именно на этих значимых взрослых направлено внимание формирующейся личности. Неосознанное восприятие обусловливает такие важные для ребенка процессы, как усвоение языка и эмоционально-психического склада своей семьи или своего этноса. Имитация -- это более или менее осознанная попытка ребенка подражать определенной модели поведения родителей, родственников, и т. д. Идентификация означает внутреннее отождествление себя с определенным индивидом, социальной ролью, ценностной нормой. Характерно, что эти механизмы будут действовать также на этапах социализации взрослого и даже стареющего человека.

Высокий уровень напряженности и динамичности имеет подростковый или юношеский этап социализации. Иногда в него помещают даже два различных по содержанию этапа. Так, Г. Е. Зборовский считает, что различаются такие периоды, как возраст 13-14 лет, а также следующий за ним отрезок, верхней границей которого представляется возраст от 18 до 23-25 лет . Е. М. Черняк выделяет юношеский этап социализации, относя к нему тех, кого в англоязычных странах принято называть тинэйджерами, - от 13 до 19 лет.

Существует также в первую очередь психологическая классификация развития человека с точки зрения его личностных возрастных кризисов, скачкообразно меняющих самооценку индивида и иногда его поведение. Как раз на подростковый возраст приходится так называемый пубертатный криз, который биологически заключается в половом созревании юноши или девушки, резких перепадах настроения, сопровождающих этот процесс, а в социальном смысле заключается в переосмыслении прежних систем ценностей, гиперкритицизме, возникновении ориентации на внесемейные и внешкольные авторитеты.

Весь этот болезненный комплекс симптомов проявляется на фоне социального взросления личности и приобретения подростком новых статусов. В некоторой мере подростковая преступность вызвана бунтарскими настроениями этого возраста и той враждебностью, которую, по мнению подростка, проявляет к нему мир взрослых. Американские социологи считают, что подростковая делинквентность - возрастное отклонение, которое пройдет вместе с взрослением индивида. Однако надежды на самопроизвольное разрешение данного конфликта не всегда оправдываются, во-первых, потому, что обретение устойчивого места в социальной структуре требует иногда таких усилий, которые не под силу юношам и девушкам, и они выбирают более легкие (или более доступные) пути к социальному успеху. Кроме того, опыт соприкосновения с миром правонарушений и правонарушителей может закончиться для подростка трагически.

Подростковая преступность - проблема всего мира, изучаемая целым комплексом социальных наук и служащая объектом дискуссий. Правонарушения несовершеннолетних - один из вариантов выбора в период пубертатного криза. Не всегда это свободный выбор - взрослые могут принуждать подростка, ребенка более юного возраста к незаконным занятиям. Существует целая “индустрия”, использующая детей в процессе попрошайничества. Эксплуатация несовершеннолетних -- это вообще отдельная тема, требующая рассмотрения с различных, в том числе социологических, позиций. В то же время чаще способствует соскальзыванию подростков в криминальную деятельность отсутствие попечения со стороны взрослых или их прямое попустительство.

Неправильная (неадекватная) социализация или расстройство социализации - это явление, которое ведет к кризису личности, но также создает кризисное напряжение в обществе. Устранение или минимизация этого явления будет способствовать как сохранению множества индивидуальных судеб, так и улучшению состояния общества, снижению конфликтности, повышению эффективности общественного развития.

Дети и подростки, ставшие жертвой такого личностно-социального явления, имеют право на помощь общества в реабилитации их способности полноценно функционировать в обществе.

Если кратко сформулировать итог социальной адаптации детей и подростков, можно определить его как овладение присущими возрасту знаниями, умениями и навыками, включая социальные знания и умения.

Поскольку социальная адаптация является двусторонним процессом, причиной дезадаптации, выражающейся в асоциальных формах поведения, в рассогласовании индивида с окружающей средой, в деформации системы ценностных ориентаций, внутренней регуляции, социальных установок , может служить то рассогласование, причиной которого является деформация либо одной из сторон этого взаимодействия, либо их обеих.

Дезадаптация несовершеннолетних имеет объективные и субъективные проявления. Объективно она проявляется в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно - в искажении системы внутренних норм, ценностных установок, в поведении, не соответствующем должному. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательными для детей и молодежи . Социальная дезадаптация детей и подростков выражается также в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо в их разложении под действием ряда факторов. Таким образом, мы может говорить, что социальная дезадаптация несовершеннолетних может перевести их в категорию непродуктивных иждивенцев.

Возможность дезадаптации объективно присутствует в детском образе жизни. Это определяется применением типизированных инструментов социализации, в первую очередь такого единообразного и стандартизированного института, как школа, к индивидуальным и неповторимым личностям детей и подростков. Дети с значительными объективными или субъективными отклонениями испытывают потенциальную угрозу дезадаптации.

Если объективные социальные качества и умения не сложились к определенному возрасту, зафиксированному школьным или социальным стандартом, возможно, ребенок является ретардантом, который развивается по нормальному жизненному сценарию данного общества, но более медленными темпами, отставая от той условной схемы, которая задается социальными, в основном школьными, требованиями. Все необходимые интеллектуальные и морально-психологические конструкции могут формироваться у него также с запозданием. Социальное окружение часто формирует у такого ребенка негативные стереотипы и комплексы, хотя именно такой темп развития был присущ многим личностям, впоследствии квалифицированным как гении.

Поэтому представление о множественности вариантов нормы не только станет широко распространенным, но также интернализируется агентами социализации, когда тоталитарное представление о едином образце нормы отойдет в прошлое, тогда можно будет говорить о ликвидации достаточно существенной предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Разумеется, если внутренняя структура личности ребенка деформирована неправильными ожиданиями и действиями взрослых, если ребенка вынудили стать дезадаптантом, тогда для нормализации его структурных и поведенческих элементов необходимы специальные профессиональные усилия.

Это вариант, который можно назвать индуктированной дезадаптацией. Она связана с волюнтаристичностью представлений об объеме и содержании образования, о типе личностного развития, которого обязан достигать каждый индивид к определенному возрасту, с стремлением втиснуть в объем школьного времени и память учащегося огромное количество несистематизированного узкоспециального материала, большая часть которого не пригодится не только человеку, который выберет профессию, связанную с низкоквалифицированным трудом, но также и будущему специалисту самой интеллектуальной сферы, которому понадобятся углубленные знания, но только в одной своей области.

Разумеется, никто не будет отрицать желательности формирования многосторонне или даже всесторонне развитой личности. Однако современная система образования и воспитания обеспечивает не многосторонность, а фрагментарность картины мира, которая складывается у школьников. Кроме того, она навязывает детям необходимость быть равно успешными во всех отраслях знания, что в силу специфики врожденных способностей доступно только малой части детей, а не всем им. Оценка по нелюбимому предмету, не столь благоприятная как по любимому или не столь престижная, к которой привык ученик в ранних классах, может вызвать снижение самооценки, конфликт с учителями и внутренний конфликт, который, не исключено, скажется также на тех предметах, к которым ребенок испытывает склонность. В течение достаточно краткого срока (обычно при переходе из младших классов в средние) нормальный ребенок превращается в неудачника, которого едва терпит школа, который не чувствует себя уверенно в среде одноклассников. Это тоже навязанная дезадаптация.

Еще одной из причин дезадаптации детей и подростков может служить объективно ограниченный объем умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребенка. В достаточно жестком российском социуме, где даже обладающие полноценным интеллектом и сильными волевыми качествами индивиды с трудом завоевывают себе место в жизни, современный гуманистический подход к личности, уважение к ней независимо от уровня интеллекта или особенностей характера пока не нашли себе применения.

Зрелое демократическое общество вырабатывает механизмы для предотвращения и преодоления утраты адаптационных свойств такими детьми и подростками - превентивные меры, коррекционные: классы выравнивания, индивидуальный подход и т. д. Общество с неизжитыми традициями тоталитаризма прибегает к стигматизации, вытеснению таких детей из нормальной социальной сети, превращению их в изгоев.

Данные примеры указывают на существование различных типов социальной дезадаптации детей, которые, в частности, получили определение как патологическая и непатологическая ее формы . Непатологическая дезадаптация протекает в социально нормальных условиях, не является глубокой и длительной и поддается коррекции. Патологическая - является реакцией на серьезное расстройство условий жизнедеятельности и корректируется значительно хуже.

С. А. Беличева также выделяет дезадаптации, носящие устойчивый, хронический характер, и дезадаптации, имеющие временный характер. Временную дезадаптацию могут вызвать психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами, астенизацией и т. д. Можно даже сделать вывод, что каждый взрослеющий ребенок переживает последовательное чередование периодов адаптации и дезадаптации.

Как показывают исследования, социологи и психологи достаточно активно обсуждают и изучают социально-психологическое содержание дезадаптации. В настоящее время все более активно разворачивается исследование причин социологического смысла социальной дезадаптации детей и подростков. Источник ее видится в социальной депривации, переживаемой детьми и подростками. Депривация - объективная характеристика и субъективное переживание обделенности, лишения чего-либо, причем переживаться она может не на основе действительного недостатка, а на основе относительной ущемлен- ности, сравнения с другими .

Если же рассматривать обобщенные причины, которые лежат в основе социальной дезадаптации как массового явления современности, то они имеют преимущественно социальный характер. В этом аспекте можно говорить о дисфункциональ- ности важнейших социальных институтов, определяющих социализацию детей, - семьи и институтов общественного воспитания (главным образом школы). Неудовлетворительное выполнение ими своих обязанностей ведет к масштабной социальной дезадаптации детей и подростков, патологической по своему содержанию, достаточно длительной и устойчивой.

Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения этого элемента системы, то есть самих детей, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным формам поведения. Таких детей официально, в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.

С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков детей в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, приобретение навыков асоциального и антисоциального поведения - бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. - необходимы им для выживания. Таким образом, мы можем говорить, что для многих дезадаптированных детей и подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально-экономическими и моральнопсихологическими основами.

Социальное развитие человека -- это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Оно представляет собою естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде 1 .

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится - будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, существуют так называемые «социальные нормы»- официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения, требования и ожидания, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Социальные нормы, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия, закрепляют исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций 2 .

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.

В целом поведение личности отражает процесс её социализации - «процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей….посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты». Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

Социальная адаптация рассматривается как двуединый процесс, в котором человек подвергается влиянию социальной среды и одновременно её изменяет, являясь объектом воздействия социальных условий и субъектом, изменяющим их. При этом, нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Особенностью социальных норм для детей и подростков является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта 2 . .

Социальное отклонение - это такое социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности) 3 .

Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация».

Нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью или нежеланием осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям, называют социальной дезадаптацией .

Сюда входят разнообразные виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, самоубийство, аморальное поведение, детская беспризорность и безнадзорность, педагогическая запущенность, нарушение любых социальных норм.

В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушений взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. К наиболее распространенным поведенческим отклонениям, сочетающимся со школьной дезадаптацией, относятся: дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной - социальной - дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается новых форм дезадаптации - зависимость от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект 2 .

Дезадаптированных детей следует отнести к категории детей «группы риска».

Согласно определению, содержащемуся в федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст.1) 1 .

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии и склонных к дезадаптации, следует особо выделить такую категорию, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует несколько понятий детей-сирот.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. (прямые сироты).

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлениями их умершими и т.д.

Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения или другого рода причин лишены родительских прав - «социальные сироты».

Е.И. Холостова выделяет следующие категории детей и подростков, имеющие общие истоки отклонений в поведении и развитии 2:

  • 1) трудновоспитуемые дети , имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития;
  • 2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;
  • 3) «трудные» подростки , не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
  • 4) фрустрированные подростки , которым свойственны устойчивые формы саморазрушающегося поведения, опасного для их здоровья или жизни (употребление наркотиков, алкоголя, склонность к суициду), духовного и нравственного развития (сексуальное отклонение, домашнее воровство);
  • 5) подростки-делинквенты , постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с представлениями о добре и зле.

Говоря о социальной дезадаптации детей и подростков, необходимо учитывать, что детство - это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей. Другой способ ухода - эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, как следствие - правонарушения.

Социальная дезадаптация порождается нарушением взаимодействия двух сторон - несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптированному. Работа с социально дезадаптированным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и т.д. Все они выполняют свои профессиональные функции. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ними обществом задач. Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко они делают это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, перегрузкам, нервным срывам, ухудшению их здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом это влияет на развитие детей, а в последующем и на состояние всего общества 1 .

Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них: здоровье, образование, отношение к ребенку в семье, материальное благосостояние и нравственность.

Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения и СПР с дезадаптированными подростками.

Дезадаптация – относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непревычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Выделяют следующие типы дезадаптации:

1. В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемойшкольной дезадаптациеей , которая как правило предшествует социальной.

Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.

2. Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется:

в нарушении норм морали и права,

в асоциальном поведении,

в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;

отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);

резком ухудшении нервно- психического здоровья;

Увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду.

Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит:

к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности,

трудностям в профессиональном определении;

снижению уровня нравственных и ценностных представлений;

снижению способности адекватной самооценки.

В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации :

1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися

2 стадия представлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно..

В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

психолого- педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания)

социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества);

деформация самого общества

социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию;

социальная депривация, переживаемая детьми и подростками;

личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Кроме социальной дезадаптации выделяют также:

2.. Патогенную дезадаптацию – вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (олигофрения, умственная отсталость и т.д.).

3. Психосоциальную дезадаптацию вызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.