Мягкая книжка для развития мелкой моторики своими руками. Как делается мягкая развивающая книжка? Как сшить развивающую книжку из фетра своими руками

С рождением ребенка перед заботливыми мамами встает вопрос: когда ребенку становятся нужны игрушки? Мое личное мнение на этот счет: с первых дней. Но не всякие игрушки будут интересны, необходимы и полезны для малыша. А, учитывая широкий выбор, который предоставляют нам производители развивающих игрушек, есть вероятность, что нам захочется покупать и покупать, так как разобраться и выбрать не так-то просто. Благо, все это, как правило, не дешево.))

Первое требование к игрушкам для детей раннего возраста - безопасность. Это условие более чем выполняется при игре с так называемыми "мякишами". Их в магазинах также большое разнообразие. Примерно с 3-4-х месяцев, когда малыш уже умеет брать предметы, эта игрушка может стать ходовой. Но есть альтернатива мякишам - мягкий развивающий кубик , который можно также купить или же сшить своими руками . Такой кубик будет гораздо дольше интересовать ребенка, ведь сделать его можно с разным наполнением: простым, тактильно-сенсорным (для совсем маленьких) или же более сложным, с возможностью сюжетно-ролевых игр.

Сегодня мы предлагаем вам небольшой мастер-класс по шитью такого развивающего кубика своими руками . Автор - Шмелева Светлана.

Для работы приготовьте:

Разноцветные квадратные кусочки ткани нужного вам размера (6 штук, на ваш выбор);

Флизелин;

Наполнитель;

Материалы для желаемых развивающих элементов (пуговки, бусинки, ленточки, фетр и пр.);

Нитки, иголка, швейная машинка (можно шить в ручную, но на машинке, конечно, качественнее);

Развивающий кубик своими руками описание процесса:

1. Вырезаем квадраты из ткани (если вы еще этого не сделали на этапе подготовки).

2. Вырезаем квадратики из флизелина со стороной, на 1,5 смменьше, чем те, что из ткани.

3. Накладываем флизелин на ткань и проводим утюгом, чтобы он приклеился.

4.

Теперь необходимо оформить каждый квадрат - сделать аппликацию, вышить декоративные элементы, пришить пуговицы, бусинки и пр. Тут, как фантазия разыграется.

В моем случае будет такое оформление:

а) Первый элемент - спираль с двигающимися бусинами. На квадрате рисуем спираль исчезающим маркером. Берем прочную сетчатую ткань (фатин не подойдет, он непрочный), вырезаем квадрат и кладем на нарисованную спираль. Прострачиваем, а внутрь кладем бусинки.
б) Следующий квадрат будет с бабочкой, у которой шуршат крылышки.

Сложите вдвое ткань и нарисуйте бабочку. Вниз под ткань положите шуршащий целофан и прострочите по контуру.

Вырежьте, на сгибах надрежьте по 1-2 мм, на одном слое сделайте продольный разрез.

Теперь выверните.

В качестве усиков берем шнурок, складываем вдвое и пришиваем зигзагом в нужном месте.

Теперь пришиваем бабочку все тем же зигзагом.

Репсовой лентой закрываем разрез, подгибая края.

Остальные квадраты подробно не расписываю, так как они простые в шитье.

в) Пир у мишек: пришиваем пуговки:

г) Трасса: настрачиваем зигзагом шнурок.

Для прочности под каждой пуговицей с обратной стороны пришит кусочек фетра и нитка крепко накрепко завязана (безопасность прежде всего!).

д) Зайка - аппликация из ворсистой ткани.

е) Птичка с подвижными ножками из фетра. Ножки пришиты также, как усики у бабочки

ж)
з) Передвигающиеся сердечки:

5. Можно дополнить на свой вкус ленты разной фактуры (зигзаг, узкие, широкие, шнуры, а также бусинами или пуговицами на шнурах (их края мы вошьем в швы).

6. Осталось сшить и наполнить кубик. Сшиваем сначала 4 квадрата в одну полоску.

Теперь остальные грани:

7. Швы все обязательно закрепляем, шьем по контуру флизелина.

8. Шьем развертку, чтобы получился кубик. Стыкуем две грани, а припуск третей заворачиваем внутрь.

9. Уголок, который мы завернули внутрь, закрепляем булавкой, чтобы не прошить по нему нечаянно. Шьем по гконтуру флизелина.

10. При сшивании последней грани, в уголке оставляем незашитое отверстие. Осталось вывернуть, наполнить синтепоном или другим наполнителем, зашить отверстие потайным швом, и готово!!! Лучше не набивать слишком туго, а внутрь можно вложить бубенцы.

Развивающая книжка для ребёнка – чудесный проект, который принесёт радость и пользу любому малышу! Порадуйте этой книжкой своих детей или сшейте замечательный подарок для будущей или молодой мамы. Мы подробно расскажем, как сшить развивающую книжку своими руками и предоставим Вам выкройку основных деталей.

Развивающая книжка: выбор материалов и варианты исполнения

Как сшить развивающую книжку для ребенка своими руками? С точки зрения техники шитья, этот проект под силу даже начинающим. Однако будьте готовы потратить много времени, а также запаситесь терпением и аккуратностью!

Проще всего сшить развивающую книжку из фетра и материалов, край которых не осыпается (флис, некоторые мебельные ткани, замша, кожа и т.д.). Это избавит Вас от необходимости обметывать край деталей, чем существенно сэкономит время. Однако большинство этих материалов однотонные, поэтому мы рекомендуем добавить хотя бы несколько фонов и деталей из ткани с рисунком, чтобы оживить книжку.


Если Вы будете использовать тонкую ткань, укрепите её дополнительно флизелином. Странички книги должны быть достаточно плотными, поэтому для каждой из них потребуется слой укрепляющего материала. Это может быть бортовка или брезент, и даже тонкий пластик, если Ваша машинка справится с его шитьём.

Для крепления съемных элементов мы использовали липучки. Также это могут быть пришивные или пробивные кнопки и магниты. Застёжку книжки можно выполнить на пряжке, магните или карабине.


Существует несколько способов переплёта развивающей книжки. Мы расскажем, как сшить книжный переплёт из ткани – это наиболее простой, хотя и не самый быстрый способ. Вы можете, например, установить на каждую страницу люверсы и соединить их между собой специальными кольцами, которые продаются в отделах для скрапбукинга. Такой переплёт позволит впоследствии добавить в книжку новые страницы.

Заранее нарисуйте эскиз Вашей книжки и продумайте, какую фурнитуру будете использовать. Если Вы шьёте книжку для совсем маленького ребенка (до 3х лет), избегайте мелких деталей. Например, в нашей книжке, на странице с временами года, вместо того чтобы сделать несколько небольших кругов с листьями или снегом, можно сделать крону дерева одной большой деталью.


Странички с часами и игрой в крестики-нолики также рассчитаны на ребенка старше 3х лет. Для того, чтобы спланировать собственные странички, мы рекомендуем воспользоваться помощью интернета, где Вы найдете множество вариантов оформления книжки по таким словам как «Развивающая книжка» или «quite book».

Итак, давайте шить развивающую книжку для ребёнка своими руками!

Выкройка и раскрой

Распечатайте выкройку на листе А4. Вырежьте детали.

Наша книжка имеет размер 15х20 см, для того чтобы использовать половину фетрового листа формата А4 как фон для 1 страницы. Выкроите 6 деталей фона и 2 детали обложки без припусков. Выкроите укрепляющие детали: по 1й на каждый лист, если используете пластик или другой плотный материал или по 1й на каждую страницу, если используете более тонкий уплотнитель.

Обратите внимание, что все элементы должны располагаться с отступом от края 1см, для последующей окантовки!

Страничка "Времена года"

Вырежьте контур дерева из коричневого фетра произвольной формы, вписав его в контур страницы. Ширина ствола дерева 2 см. Для этого же рисунка вырежьте два прямоугольника 6х20 см для кармашков. Вырежьте три круга А, один круг B и одну деталь С из четырёх разных материалов: светло-зелёного, тёмно-зелёного, белого и оранжевого (весна, лето, зима и осень).

Для весенней листвы вырежьте несколько белых кружочков разного размера, максимум 1 см диаметра. Для летней листвы – несколько красных яблок или других фруктов, по желанию. Для солнышка вырежьте один круг А и один круг D из ярко-желтого материала. Также можно вырезать луну или тучу из соответствующих материалов.

Для каждой детали (кроме дерева и карманов) выкроите по его точной копии из дополнительного материала, к которому будут пришиваться липучки. Эти нижние детали могут быть разного цвета, для экономии материала и утилизации обрезков.

Страничка "Шнуровка"

Выкроите подошвы туфелек, используя вырезанную выкройку. Для второй подошвы выкройку переверните зеркально. Затем отрежьте носок и вырежьте внутренний овал, разрежьте получившуюся деталь по прямой линии на выкройке. Выкроите два зеркальных «носа» туфель, добавив по нижнему краю 0,5 см припуска.

Вырезанную деталь верха туфелек выкроите 4 раза, отразив их попарно зеркально, так чтобы получилась двусторонняя деталь для правой и левой туфельки.

Страничка "Сортер"

Выкроите 4 геометрические фигуры из материала разного цвета (квадрат, крест, треугольник и круг D). В фоновой детали прорежьте соответствующие выкройке формы, вырезанные детали станут основой для съемных элементов. Вверху прорежьте контур кармана на молнии шириной 1 см. Вырежьте прямоугольник шириной 15 см и длиной 30 см из ткани, которая будет фоном для деталей и подкладкой кармана, лучше всего контрастной по отношению к основному фону страницы.

Страничка "Паззл"

Нарисуйте квадрат со стороной 12 см и нарисуйте в нём сетку с ячейками 2х2 см. Произвольно расположите по этой сетке геометрические фигуры (квадраты, полосы и многоугольники), заполнив всю плоскость. Вырежьте фигуры и с помощью этой выкройки нарежьте разноцветные детали, а также нижнюю часть этих деталей из любого материала. Выкроите карман- прямоугольник 6х15 см.

Страничка "Крестики-нолики"

Для фишек выкроите 10 кругов А из белого материала и 10 кругов для нижней части фишек любого цвета. Также Вам понадобится 4 полоски из замши длиной 13 см, или Вы можете просто проложить строчку, чтобы очертить поле игры. Из красного и черного материала вырежьте 5 крестиков и 5 ноликов. Можно также вышить эти символы толстой нитью.

Страничка "Часы"

Выкроите 2 стрелки из белого материала и 2 стрелки из черного. Черные стрелки немного обрежьте по контуру, чтобы при наложении выглядывала белая кромка.

Для циферблата выкроите 12 кругов А из белого материала и 12 кругов из тёмного (например серого) материала. Нижние детали желательно сделать одного цвета, так как они станут цветом цифр. Выкроите деталь для кармана 5х15 см.

ОБЛОЖКИ И ПЕРЕПЛЁТ

Для лицевой обложки выкроите 5 кругов D из материалов разных цветов и фактур. По желанию отрежьте три кусочка разноцветной ленты по 7 см.

Для верхней детали переплёта выкроите прямоугольник 10х6-7 см. Для внутренней части переплёта выкроите прямоугольник 9х20 см (для такого же числа страниц как в примере). Если Вы используете осыпающийся материал, добавьте припуск на подгибку.

Для завязки отрежьте две ленты по 30 см. Для окантовки Вам понадобится прямая или косая бейка. Вы можете использовать готовую бейку шириной 2 см или выкроить ленты шириной 3,5-4 см и длиной, равной периметру страницы.

Также подготовьте:

  • Липучки шириной 1 см (примерно по 30 см белой и черной, можно одного цвета)
  • Молния длиной 15 см
  • Флизелин
  • Пуговицы, бусинки
  • Нитки, шнуры, ленты
  • Люверсы

Страничка "Времена года"

Пристрочите красные «яблочки» на тёмно-зелёные детали. Настрочите квадраты липучек (мягкую часть) на нижние круги. Соедините нижнюю и верхнюю деталь строчкой по контуру.

На светло-зелёные детали вручную белой ниткой пришейте белые «цветочки». Желтой нитью на больших «Цветках» вышейте серединки. Настрочите квадраты липучек (мягкую часть) на нижние круги. Соедините нижнюю и верхнюю деталь строчкой по контуру.

Сострочите «зимние» белые круги с их нижними деталями на липучке. По такому же принципу выполните детали в осенней гамме.

Для солнышка вырежьте на большем круге лучики, как показано на фото. Пришейте липучку на нижний круг. Положите деталь с лучиками между нижней и верхней деталью и прострочите по контуру верхнего круга.

Настрочите деталь дерева по центру странички. Примерьте листву и пришейте вторые половинки липучек (более жесткие, с крючками) на нужные места. Также пришейте липучку для солнышка в правом верхнем углу.

Выполните петлю под пуговицы на деталях карманов. Сложите детали, так чтобы получился кармашек с клапаном, и пристрочите по боковым сторонам к странице, расположив карманы по бокам от ствола. Нижний край карманов должен располагаться с отступом в 1 см от края! Пришейте пуговицы.

Страничка "Шнуровка"

Стачайте попарно верхнюю и нижнюю часть для правой и левой туфельки по внутреннему контуру, как показано на фото. Пробейте отверстия и установите люверсы для шнуровки.

Расположите подошвы туфелек на страничке с учетом фонового рисунка, если он есть и приколите. Разместите сверху «носы» туфель и также приколите. Самым верхним слоем приколите детали с люверсами и пристрочите по контуру прямой строчкой или зигзагом (в зависимости от типа используемого материала).

Страничка "Сортер"

Стачайте геометрические фигуры из двух частей, к нижней части заранее пришейте липучки.

Приколите подкладку к страничке и прострочите по контуру вырезанных фигур и нижнему краю молнии. Пришейте по центру контуров липучки.

На уровне 5-6 см заверните ткань снова наверх и приколите к верхнему краю страницы.

Прострочите по боковым и верхнему краю молнии, а также по боковым сторонам самого кармана, закрывая боковые стороны подкладки кармана.

Страничка "Паззл"

Выполните геометрические фигуры – детали паззла. На нижние части пришейте липучки. На длинные детали пришивайте несколько липучек или одну большую.

Пристрочите карман по нижнему краю. По желанию декорируйте карман люверсами и шнурком с пуговицами и бусинками.

Страничка "Крестики-нолики"

Настрочите линии игрового поля из замшевого шнурка или выполните строчку черными нитками. На верхней части пришейте две полосы липучки.

Пришейте липучки на нижнюю часть, и стачайте верхнюю и нижнюю часть по краю.

Страничка "Часы"

Стачайте детали стрелок. Вырежьте на двенадцати белых кругах контуры чисел от 1 до 12. Пришейте липучки к нижним частях, а сверху настрочите вырезанные круги с числами.

Отступите от верхнего края 7,5 см и по центру страницы пришейте стрелки, расположив сверху меньшую стрелку. На лицевой стороне проденьте нитку через бусинку или пуговицу, а затем снова введите иглу в то же отверстие. На изнаночной стороне пропустите нитку через маленькую плоскую пуговицу. Такое крепление позволит стрелкам вращаться.

Внизу пришейте карман.

Обложки

На задней обложке нарисуйте мелом или мылом алфавит и прострочите буквы по контуру цветными нитками.

На лицевой обложке нашейте цветные круги, а по центру пуговицу с бусинками.

Внизу приколите сложенные петельками разноцветные ленты, а сверху настрочите кусочек фетра.

Переплёт

Сложите попарно странички и сколите. Прострочите по краю.

Подготовьте обтачки. Вырезанные полосы сложите пополам и приутюжьте. Затем разверните и заложите края к проглаженной линии середины и тоже заутюжьте.

Разверните обтачки и сколите лицевыми сторонами внутрь с краем страниц. Начинайте прикалывать обтачку с середины длинной стороны страницы, с той стороны, где потом будет переплёт – тогда стык обтачек закроется.

Прикалывайте, совместив края обтачки и страницы до самого угла, затем загните обтачку под прямым углом и продолжайте на другой стороне.

Прострочите по всему краю на ширину сгиба обтачки (примерно 7 мм). Доведите строчку до угла и, развернув под 45 градусов, выведите к краю. Обрежьте и начните строчку снова возле угла.

Выверните обтачку на другую сторону страницы и, подвернув, приколите к основе. Пришейте обтачку вручную потайным швом, загибая углы в одну сторону.

В страницы обложек вставьте под обтачку ленты для завязывания. На свободных концах ленты завяжите узлы. По желанию можно выполнить отстрочку.

Возьмите прямоугольную деталь внутреннего переплёта (больший прямоугольник). При необходимости выполните подгибку по длинным сторонам. Отступите 6см и сколите со вторым листом книги, расположив переплёт по центру страницы, закрыв края обтачек. Обогните переплётом край страницы, сколите.

Прострочите близко к краю страницы. Используйте лапку для вшивания молнии.

Отступите от этой страницы минимум 3 см (если страница очень толстая с выступающими деталями – отступите больше) и так же прикрепите следующую страницу.

Теперь прикрепите к переплёту обложки, не загибая ткань. Пристрочите и обрежьте лишнее.

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик - сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Уже давно в моду вошли развивающие игрушки для детей. Некоторые из них вполне по силам маме сделать самостоятельно. Предлагаем вашему вниманию развивающий кубик, который наверняка заинтересует ребенка в возрасте от 1 до 3 лет. Да, с шитьем придется повозиться, но результат того стоит!
Грань этого кубика – размером 15 см.
Вначале нужно сделать плотную основу: в идеале это куб из поролона. Если вы не найдете больших кусков поролона, можно склеить кубик и из небольших кусочков. Также в качестве наполнителя подойдет холлофайбер, синтетическая вата и т. п. Но в этом случае кубик будет мягче и хуже держать форму.

Основу можно дополнительно для прочности обтянуть чехлом из ткани.
Теперь нужно нарезать 6 квадратов размером 17×17 см (включая припуски по 1 см) из плотной ткани – в данном случае это габардин.


Проклейте ткань флизелином для большей плотности.
Все, можно приступить к созданию каждой стороны кубика.

Сторона «Божья коровка»

Такой сюжет наверняка заинтересует малыша: божью коровку можно расстегнуть – внутри прячется пуговица-медведь, а также подергать за лапки и посчитать пятнышки на спинке.
Вырежьте 4 детали из красного флиса (или другой подходящей ткани), по 6 лапок и пятнышек из черного фетра, голову и глаза – тоже из фетра. Пришейте глаза к голове, пятнышки к 2 красным деталям. Аккуратно пришейте (или прострочите на машинке) молнию, вложив каждый край между двух красных деталей. Лишнюю часть молнии отрежьте и пришейте голову к спинке.
Приметайте лапки, вкладывая их концы между деталей тельца, и пришейте божью коровку к ткани-основе. Внутрь крепко пришейте пуговицу.



Сторона «Облака»

Ребенку понравится гладить эти пушистые облачка, а также в этом сюжете присутствует шнуровка с пуговицей-птичкой.
Вырежьте облака из белого синтетического меха и пришейте к ткани-основе. Приметайте небольшие отрезки золотистого шнура по бокам к каждому облаку (потом при сшивании сторон кубика они будут надежно закреплены). Внизу несколькими стежками закрепите шнур с привязанной пуговицей на конце.



Сторона «Бусинки»

Яркие бусинки, нанизанные на резинку-шнур, ребенок будет с увлечение двигать и дергать. Всего рядов 5, с количеством бусин от 1 до 5. Бусины лучше взять разных цветов и из различных материалов.
Нарежьте резинку на отрезки длиной 17 см, приметайте поочередно каждый отрезок к основе, нанижите бусины, затем приметайте к противоположной стороне.

Сторона «Геометрические фигуры»

Благодаря этой стороне кубика малыш познакомится с простыми геометрическими фигурами. Они разноцветные, и крепятся с помощью липучек. У каждой фигуры на ткани-основе свое «место», вышитое нитками того же цвета.
Вначале крест-накрест пришейте к ткани-основе тесьму-зигзаг.
Вырежьте из плотного материала (войлока, фетра) квадрат, круг (диаметром 4,5 см), треугольник и прямоугольник.
Затем из фетра вырежьте «чехлы» для них – по 2 детали с припусками на швы (по 0,5 см). На одну из двух сторон пришейте липучку (мягкую сторону).
Сшейте попарно вручную «чехлы» из фетра, вкладывая внутрь плотную заготовку.
На ткани-основе прострочите узким зигзагом (или вышейте вручную) контуры каждой фигуры нитками того же цвета. В центры пришейте жесткие стороны липучек.







Сторона «Цветик-семицветик»

Лепестки этого яркого цветочка из тканей с разной фактурой, каждый лепесток со своим наполнителем, что несомненно заинтересует ребенка.
Вырежьте из тканей отличающихся расцветок лепестки длиной примерно 6 см, добавив припуски на швы по 0,5 см, по 2 детали. Сшейте их с изнаночной стороны, оставив отверстие в основании лепестка, выверните на лицевую сторону и набейте. Наполнители могут быть такие: бусины и бисер разных размеров, шуршащий целлофан, маленькие звенящие бубенчики, синтепон и т. д.
Зашейте оставленное отверстие в каждом лепестке и пришейте на ткань-основу. Сверху пришейте серединку цветка из блестящего или просто яркого материала.


Сторона «Бабочка»

Ребенку наверняка понравится играть с гусеницей на шнурке: она кушает траву и потом превращается в бабочку. В травке также прячутся яркие пуговицы-цветочки.
Для этого сюжета понадобится фетр, плотная резинка и отрезок прочного тонкого шнура.
Вырежьте детали из фетра – гусеницу (2 детали), крылья бабочки и траву. На одной детали гусеницы вышейте глазки и рот. На ткань-основу приколите снизу траву, пристрочите ее. В большой детали-крыльях сделайте 2 отверстия для продевания резинки. Пришейте на основу конец резинки, второй проденьте через отверстия в крыльях и закрепите на ткани. Крылья можно украсить контрастными кусочками фетра.
Сшейте гусеницу, набив ее синтетической ватой и закрепив внутри шнур. Второй конец шнура пришейте к ткани-основе. Крепко пришейте пуговицы-цветочки в «траве».

Многие педагоги и воспитатели упорно твердят о пользе развивающих игрушек. По сути, такие развлечения направлены на развитие у ребенка какого-то умения или навыка: мелкой моторики, знаний о цветах, размерах, числах и так далее. Для каждого возраста игрушки подбираются индивидуально, ведь то, что интересно годовалому ребенку, вряд ли привлечет внимание пятилетки.

0-12 месяцев

В этом возрасте малыш только осознает свои способности, поэтому важно развивать координацию, умение сосредотачиваться, хватательный рефлекс. Игрушки должны быть яркими, фактурными и легкими: бусы, погремушки, мобили, кольца, тряпичные мячики, развивающие коврики – то, что нужно для ребенка, возрастом до 6 месяцев. Для детей постарше можно подыскать музыкальные игрушки, сортеры, матрешки и так далее. С 9 месяцев можно предлагать перчаточных и пальчиковых кукол, коляски, мягкие книжки, игрушки-вкладыши, кубики и так далее – они направлены на развитие двигательной, речевой активности, а также мелкой моторики.

1-2 года

Сейчас можно давать ребенку игрушки, которые можно разбирать и собирать, к полутора годам предложите чаду предметы, которые можно обобщить по одному признаку: цвету, величине и так далее. К двум годам можно играть в предметные игры – строительные, сюжетные, использовать различные карточки, пирамидки, сортеры, книжки и так далее.

2-3 года

Настало время развивать не только мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. К развивающим игрушкам для этого возраста относятся поделки из бумаги, природных материалов, пластилина, сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации.

3-5 лет

Все возможные игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, паззлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее.

Какие подручные материалы можно использовать?

Уважаемые рукодельницы, игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов: лоскутков ткани, пряжи, старой одежды.

С использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего.

Развивающий кубик своими руками: мастер-класс

Для изготовления такого кубика понадобится: 6 равных квадратов ткани разных цветов, синтепон или поролон для наполнения, флизелин, различная фурнитура – пуговицы, ленты, обрывки ткани, брошки и так далее, нитки, швейная машинка.

Из ткани нужно вырезать 6 равных квадратов.

Из флизелина необходимо вырезать квадратики на 1,5 см меньше, чем тканевые. Их прикладываем на ткань и нагреваем утюгом, чтобы флизелин приклеился к основе.

Каждую сторону будущего кубика нужно оформить: сделать из лоскутков аппликацию, пришить бусины, змейки, пуговицы и так далее. Проще всего нарисовать рисунок исчезающим маркером, а потом выложить его на ткани. К примеру, вот так.

Когда с декоративной частью покончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Потом пришиваем еще два квадрата.

Все простроченные швы нужно обязательно закрепить, сшивать нужно по контуру флизелиновых граней. Шьем развертку: две грани нужно состыковать, а припуск третьей завернуть внутрь.

В уголке последней грани нужно оставить отверстие: готовое изделие выворачиваем, набиваем синтепоном и зашиваем потайным швом. Также внутрь квадрата можно вложить колокольчик или шуршащую бумагу. Изделие готово!

Шьем развивающую подушку: мастер-класс

Развивающие игрушки – понятие довольно-таки объемное, к ним можно отнести также и подушку, но не обычную для сна, а украшенную объемными аппликациями и деталями – отличное средство для развития мелкой моторики. Подушка «Скворечник» будет интересна детям разного возраста.

Для ее создания нужны разноцветные лоскутки ткани, флизелин или мягкий материал вроде тика, синтепон, тесьма, узкая лента, нитка, иголка. По желанию можно нашить бусины и пуговицы.

Из тика выкраиваем саму подушку в виде домика (2 детали), по краю ее сшиваем, оставляя небольшое отверстие для набивки.

Из яркой ткани шьем наволочку той же формы.

Из двух прямоугольных лоскутов, сложенных вдвое, делаем крышу для скворечника, декорируем ее тесьмой.

В самом каркасе домика вырезаем круглое отверстие, края подшиваем и украшаем тесьмой.

Теперь можно сшить птичку (2 детальки для тельца, 4 детали для крылышек), а также можно сделать яйца (по две овальных детали, сшитых между собой).

В качестве наполнителя используем синтепон, после чего отверстие в тельце зашивается. Прикрепляем к ним ленточку, второй конец ленточки прикрепляем внутри скворечника.

С наружной стороны нашиваем карман, в который и помещаются «обитатели» гнезда.

Наволочку можно сшить вместе или скрепить при помощи молнии – тогда чехол можно будет стирать. В наволочку вкладываем набитую подушку, можно декорировать ее аппликациями и бусинами и начинать игру!

Еще несколько вариантов развивающих подушек:

Игрушки-шнуровки своими руками

У малышей пальчики еще очень неумелые, поэтому выполнять точные движения и координировать свои действия им очень нелегко. Мелкая моторика – это не только развитие определенных участков мозга, но и подготовка руки к рисованию и написанию. Игры-шнуровки – прекрасный тренажер, который можно изготовить самостоятельно безо всяких материальных затрат.

Самый простой способ – вырезать из плотного картона фигурку в виде башмачка, при помощи дырокола сделать отверстия, вооружиться подходящими шнурками и предложить ребенку новую забаву.

Более сложный вариант – игрушки-шнуровки в виде животных или так называемые «пришивайки» с заготовленными деталями и отверстиями: к примеру, дерево с листочками или ежик с яблоками, или веселое солнышко с лучиками.

Развивающие коврики для детей разного возраста

Выбирайте для коврика плотную основу: это может быть ткань с подложкой из синтепона или старое детское одеяло – тогда чаду не будет холодно ползать на полу. Фон можно сделать как однотонным, так и из крупных кусочков, легче всего посадить ткань на клеевую основу – прослужит дольше. Каждый элемент – от пуговицы до обрезка ткани прикрепляем тщательно, чтобы ребенок не смог их оторвать. Лучше всего дублировать пуговицы с изнаночной стороны. Липучки, погремушки, колечки, кулечки с шуршащей бумагой внутри, пуговицы и аппликации – все это подойдет для декора. Кстати, при желании коврик можно и связать – кто на что горазд, как говорится.

Кстати, для детей постарше коврики могут быть тематическими: их можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части а-ля 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.

По аналогии можно изготовить и развивающие книжки с мягкими аппликациями, главное – чтобы они были яркими и интересными.

Для самых маленьких можно сшить или связать рельефный браслет-погремушку: в виде цветка или забавного животного. Внутрь можно положить шуршащие пакеты или колокольчики.

А вот такой браслет способствует развитию зрения и слуха ребенка, а также координации движений.

Можно сделать и так называемые слингобусы – они также способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. Можно также прикрепить к ним забавные вязанные брелочки. Самый простой способ сделать бусы – обвязать их крючком или спицами, а затем собрать на плотную нитку.

Из подручных материалов можно сделать и развивающий стенд, на нем столько интересного, что можно повернуть, расстегнуть, нажать – масса удовольствия для настоящих исследователей! А заодно можно выучить цвета, цифры, буквы и так далее.

Можно сделать тряпичные подушечки или фигурки и набить их различными крупами – гречкой, риса, фасолью и так далее. Отдайте малышу – пусть перебирает пальчиками: и ему работа, и маме небольшой отдых.

Для детей от 3 лет можно сделать раскраску или аппликацию с листочками дерева, из картона или ткани можно вырезать фигурки, буквы, цифры и так далее и предложить ребенку на ощупь узнать фигурку. Сделайте карточки, конструируйте поделки из спичек, проволоки, полимерной глины, пластилина, из старых киндеров можно сделать лото, из бутылок – кегли, сшейте тряпичные пальчиковые куклы и устройте представление – это нехитрое действо сблизит вас с ребенком и при этом очень полезно для развития крохи!