Развивающие игры для годовалых детей! Развивающие игры для малышей от рождения до года: подробное описание для каждого месяца Развивающие задания для детей 1 года.

Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы" знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте - и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.

От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, - и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить , чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?

Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.

А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?

После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.

Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в "Ку-ку!" очень даже развивающая. Мама говорит "ку-ку", а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).

Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.

Игра "Где же ручки?". Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: "Где же ручки? Нет ручек!". В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: "Вот они!". Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.

Игра "Угадай, в какой руке" . Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.

Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?

Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. "Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет... А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто... Где же Дима?" Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.

Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.

Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.

Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Хоровод с платочками . Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность - не выпустить из руки уголок платка.

Передаем платочек по кругу . Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.

Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим "спасибо", поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим "пожалуйста".

Другой уровень сложности . Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.

Возьми платочек . Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.

Достань платочек . Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.

Другой вариант . Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.

Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.

Игры на сворачивание платочков по образцу . Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.

Прятки с платочком . Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.

Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.

Другой вариант . Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.

Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.

"Угадай, что я в платочек завернула". Задача ребенка - определить знакомый ему предмет на ощупь.

Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. "Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет".

Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.

"Ветерок" . Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.

Узелки . Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)

Стирка . Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)

Куколка . Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.

Другой вариант . Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.

Птичка . Сверните платочек по диагонали - получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок - получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!

Бабочка . Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?

Человечек . Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.

Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно - мы развлекались, играя с носовым платком.

Игра – часть развития детей. Играя, они узнают больше, чем во время непосредственной учебы, готовятся к выполнению новых действий, приобретают новые знания. Чтобы игры с детьми 1 года дома приносили пользу, разберемся с основными принципами организации времяпровождения. Также рассмотрим особенности игрового процесса с детьми до 3 лет.

Роль игр в развитии

Любой игровой процесс – моделирование заданной ситуации, развитие навыков. В отличие от обучения, это деятельность, смысл которой заключается не в результате, а в процессе.

Для детей 1-3 лет используются развивающие игры, реже – терапевтические. Смысл развивающих занятий в развитии моторики, сенсорного восприятия, памяти, мышления. Занимательная форма ускоряет усвоение изучаемого предмета, не дает скучать или воспринимать занятия как принуждение.

В какие игры с детьми 1-2 лет играть дома?

Игры с детьми 1-2 лет дома условно делятся на:

  • настольные (лото, рисование, упрощенные варианты домино);
  • с игрушками – мягкими или жесткими (кубики, сортеры, пирамидки, лабиринты, шнуровки);
  • подвижные (догонялки, прятки, жмурки, салки);
  • в воде – с игрушками и без, это может быть времяпровождение в домашней ванне или бассейне, использование игрового инструмента (тазика с водой);
  • с книгами (малыш еще не умеет читать, поэтому книги воспринимает как разновидность игрушек).

Если чадо здорово и активно (не ограничено в движениях в силу болезни или травмы), необходимо использовать разные (подвижные и «тихие») типы развлечений. Чередование зависит от распорядка дня и особенностей малыша.

В игровой форме проводится обучение правильным навыкам еды, питья, кормления других людей. Как интересную игру дети воспринимают и уход за собой (расчесывание, чистку зубов, мытье), застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков, надевание одежды и обуви.

Популярные развивающие игры для ребенка с 1 года дома

Ниже в виде таблицы представлены наиболее удачные для развития мелкой моторики варианты игровых занятий для деток в возрасте с 8 месяцев до 2…3 лет (в зависимости от развития и возможностей).

Важно! Любые упражнения должны проходить, хотя бы поначалу, под контролем взрослых! При использовании мелких предметов контроль обязателен и после того, как малыш освоит игру.

Название Используемые предметы Особенности Возраст (в месяцах)
Сложить в емкость Любые мелкие вещи примерно одинаковых размеров, подходящая емкость (коробка, стакан, чашка, блюдце – обязательно небьющееся и без острых краев) Поначалу лучше направлять движения младенца. Можно брать его ручку своей, перенося предмет из кучки в емкость. С 8…10
Сортировка Мелкие предметы разной формы (шарики, пуговицы, карандаши, кубики) или цвета, несколько емкостей (по числу форм или цветов) Требуется объяснить, что круглое кладется с круглым, а красное – с красным. Желательно, чтобы младенец уже имел представление о разнице цвета и формы С 12…15
Сортировка в отверстия Сортеры (коробки с фигурными отверстиями), соответствующие форме отверстий предметы. Показывают, как совпадает круглое отверстие с шаром или квадратное – с кубиком. Процесс можно усложнить, учитывая кроме формы цвет деталей С 15…18
Пары Набор из 10 и более пар предметов (одинаковых), две емкости Предметы раскладываются в две емкости так, чтобы каждого предмета было по одному. Малыш берет предмет из одной чаши и найти парный в другой С 12
Пазлы, плоские или трехмерные Набор разделенных на отдельные карточки изображений или кубики с нанесенными на разные стороны фрагментами одного сюжета Детка складывает «картинку» из плоских или объемных (более сложный уровень) элементов. Желательно иметь отдельно для сравнения конечный вариант изображения С 12…15 простейшие рисунки (2…4 части)
Рисунки из деталей Большое количество любых одинаковых предметов (кубиков, крышек от бутылок, карточек лото и прочее) Из одинаковых деталей выкладываются геометрические контуры и произвольные рисунки С 15…18
Шнуровки Плоская деталь с отверстиями, шнурок с наконечником или «иглой» Детка учится продевать наконечник в отверстия, обматывать шнур вокруг детали С 10…12
Манипуляции с игрушками (произвольные) Любые тематические игрушки (детская посуда, «инструменты врача», игрушечные молоток или отвертка, прочее)

НЕ ОРУЖИЕ!

Для малыша важно понимание – как используется предмет С 9
Пальчиковые куклы Надеваемые на руку или отдельные пальцы куклы Понимание «персонажа», его движений, издаваемых звуков С 18…24

Кроме перечисленных игровых процессов, важно приучать дочку или сына рисовать – сначала пальчиками, потом карандашами, фломастерами, кисточками, мелом. Необходимы навыки лепки, наклеивания, вырезания. Выбор инструментов осуществляется с позиций безопасности подопечного!

Подвижные

Среди подвижных занятий лидеры – танцы, простейшая гимнастика. Полезны упражнения с мячом, скакалкой, езда на самокате или велосипеде, коньках. Выбор игровых приспособлений и сложность занятий зависят от возраста малыша и уровня его развития. Легкие и подвижные дети раньше осваивают базовые танцевальные движения, активные (но тяжелые, крупные) скорее учатся обращаться с мячом. Удобны для игр палатки и туннели (промышленного производства или созданные самостоятельно).

Заинтересовать малыша упражнениями проще, если приспособления или игрушки (мяч, теннисная ракетка, велосипед) привлекают его внимание, яркие и красочные. Разнообразить занятия помогут изображения героев мультфильмов и сказок, животных, игрушек. Для танцев подходят помпоны и цветные ленты, для гимнастики – игрушечные «гири» и «гантели».

Упражнения выполняются вместе со взрослыми, причем игры с детьми 1-3 лет дома проводятся при невозможности занятий на свежем воздухе. Опасность заболеть в холодную погоду детям не грозит, если физическая активность умеренна и они одеты по сезону. Занятия проводятся в оборудованных помещениях или площадках, с подстраховкой на случай падения или ушиба.

Развивающие занятия с разговорным (вербальным) фактором

Пояснения (в доступной дочке или сыну форме) должны сопровождать все занятия и игры, особенно если деткам предлагается что-то новое. Но есть и варианты развивающих развлечений, где вербальный компонент – главный:

  • детские стихи, «потешки», скороговорки, сказки;
  • песни;
  • «назови предмет» (часть тела, цвет, форму, звук);
  • имитация звуков животных;
  • счет на пальцах;
  • вставка слов в текст, читаемый (произносимый по памяти) взрослыми.

Такие занятия, проводимые в игровой форме, улучшают разговорные навыки детей, помогают формулировать мысли и правильно строить предложения, развивают логику.

Проговаривая за родителями названия, буквы, цифры, ребенок быстрее осваивает окружающий мир. Стихотворные и не рифмованные тексты, счет на пальцах упрощают дальнейшую учебу.

Играем самостоятельно

Игры с детьми 1 года дома, интересные и не очень, могут увлечь малыша в присутствии взрослых. То же касается и детей двух лет и старше. Новое занятие требует начальных навыков, нельзя сразу оставлять детей одних с непривычной игрушкой – вначале показывают, как с ней обращаться.

Для активных и беспокойных малышей желательно также скрытое (или периодическое) наблюдение в процессе игры и после освоения нового занятия. Помогает в этом деле радио-няня – настроить ее можно на плач дочки или сына, другие «подозрительные» звуки.

Заключение

Для органичного, всестороннего развития малышу нужны забота и самостоятельность. Помогая и давая возможность справиться с делом самому, родители обеспечивают выработку новых навыков без чувства беспомощности и обиды на взрослых.

Родителям важно помнить: игры с детьми – не потеря ценного времени на бессмысленное с точки зрения взрослого человека занятие, а вклад в будущее развитие малыша.

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.


Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.


Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Малыш в один год чаще всего уже умеет ходить, взбираться на стулья и диван. Ему интересно содержание шкафов, кастрюль, коробок. У ребенка много энергии и ее можно направлять в нужное русло при помощи игры. В какие игры можно играть с годовалым ребенком?

Примеры игр:

Игры, развивающие представление о теле

«Человечек»

Читайте стишок и показывайте вместе с малышом определенные действия:

Бежал человечек, на горку спешил,
(Пройдитесь пальцами по головке ребенка.)
Кусок пирога на ходу проглотил.
(Дотроньтесь до его ротика.)
Толстый живот ему сильно мешал,
(Постучите малышу по животику.)
Шляпу большую рукой он держал.
(Поднимите его ручку над головой.)
А сзади к нему — ну что за беда!
Блинчик прилип неизвестно когда.
(Легонько похлопайте малыша по попке.)

Игры, которые учат малыша общаться, и развивают эмоции

«Плывет, плывет кораблик…»

Сядьте на пол лицом к ребенку. Слегка отведите его ноги в стороны и положите на них свои. Возьмите его за руки и начинайте раскачиваться вперед и назад. Наклоняйтесь вперед до тех пор, пока спина ребенка не коснется пола, затем возвращайте его в исходное положение. Пойте песенку, сопровождая ею эту игру:

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.

Игра в «каракули»

Малышу в год уже пора давать краски и цветные мелки. Так он будет учиться координировать свои движения. При этом, лучше использовать старые обои, или ватманские листы. Также можно рисовать специальными мелками прямо на кафельной плитке в ванной. Сперва покажите, что можно делать с мелком или кисточкой, как их держать.

«Довольные ножки»

Прогулки босиком по разным поверхностям помогают ребенку развивать координацию глаз и ног.
Прогуливайтесь босиком по гладкой гальке. Поговорите с малышом о том, что ощущают ваши ступни. Прогуливайтесь босиком по песку. Отметьте, что вы испытываете разные ощущения, ступая по гальке и по песку.
Постарайтесь прогуливаться босиком по подушкам, бревнам, траве, цементированным, кирпичным и другим поверхностям. Каждый раз, переходя на новую поверхность, вы заставляете свое тело приспосабливаться к ней, что, в свою очередь, развивает согласованность движений глаз и ног.

Подвижные игры

Полоса препятствий

Постройте полосу препятствий (дорожкой на этот раз может служить поверхность, ограниченная поясными ремнями, мостиком будет бельевой тазик, воротцами –ножки стула). взрослых читает стихи:

Чтобы к мамочке прийти,
долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем,
через мостик перейдем.
Проползем мы под забором и
зайдем в широкий двор…
Там и мамочку найдем.

В первый раз лучше провести малыша за руку.

Подтягивание на палочке

Нам понадобится палка длиной около 50-ти сантиметров. Когда ребенок лежит, то даем ему ручками зацепится за палочку. Затем поднимаем палочку вверх вместе с ребенком так, чтобы он встал на ножки.

Можно делать вид, что вы тянете палочку и тогда, малыш будет изо всех сил подтягиваться на палочке. Играть можно только на диване!

Игры Монтессори

«Уборка»
Нам понадобятся крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Попробуем пересыпать крупы из одной банки в другую ложкой, перебрать гречку или пшено и убрать рассыпанное при помощи губки и совочка.