Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Грудной ребенок Грудной младенец.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Грудной возраст считается с момента рождения и до исполнения 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний (рахит, анемия, инфекции).

Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения.

Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:

  • в возрасте 3-4 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;
  • в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;
  • в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;
  • в возрасте 4-5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
  • в возрасте 5-6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;
  • в возрасте 6-7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
  • в возрасте 7-8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;
  • в возрасте 8-10 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;
  • в возрасте 10-12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;
  • в возрасте И-15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.

Восприятие

В первые недели жизни поведение грудного ребенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости.

Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему холодно или он голоден, или когда его покой нарушается чрезмерно интенсивными слуховыми или зрительными возбудителями.

Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференцирует их от других окружающих предметов.

Важным органом познания (ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы); при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира.

Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, координированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким образом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды.

Помимо основных нужд возникает все увеличивающаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечивается постоянное общение с окружающими взрослыми.

Речь

Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцированные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности.

В 8-9 месяцах ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так, например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову когда ему показывают какой - нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повторяет, когда ему говорят «па-па».

Социальный контакт

Первая положительная реакция по отношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт со взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает).

Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования.

Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени - днем и ночью - на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня.

В этой, стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм».

По истечении первого года жизни достигнута важная степень развития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок, нуждающийся полностью или частично в грудном молоке; длительность грудного возраста приблизительно до 1-1,5 лет. Наиболее характерным для грудного ребенка является его быстрый рост и прибавление в весе.

Рост доношенного новорожденного ребенка 48-52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1-3 см, а за первый год на 20-25 см.

Вес ребенка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребенок здоров и имеет правильный уход и питание. Новорожденный весит в среднем 3100-3400 г; мальчик обычно весит больше, чем девочка.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10-12-му дню уже имеет свой первоначальный вес.

В первые 3 месяца жизни ребенок обычно прибавляет в весе еженедельно 150-200 г, во вторые 3 месяца - 130-150 г.

К 6 месяцам вес ребенка по сравнению с весом при рождении удваивается, к 1 году утраивается, к 2 годам учетверяется. С этой особенностью связана интенсивность обмена веществ у грудного ребенка и большая потребность в пище.

Вес и рост ребенка до 2 лет (по Орлову)

Рост в см

Рост в см

При
рождении

К концу
9-го мес.

К концу
1-го мес.

» » 10-го »

» » 11-го »

» » 12-го »

» 1 г. 3 мес.


Многие органы у грудного ребенка не достигают еще достаточного развития, и поэтому приспособляемость его к условиям внешней среды находится на относительно низкой ступени. Этим объясняется большая заболеваемость и смертность среди детей раннего возраста сравнению с детьми более старшего возраста и рослыми.

В быстро растущем организме грудного ребенка не только увеличивается объем органов, но и изменяется их структура, параллельно развиваются и совершенствуются функции органов.

Кости ребенка первых месяцев жизни состоят частично из хрящевой ткани, которая постепенно превращается в костную. Голова грудного ребенка по сравнению с туловищем велика; длина ее составляет 1/4 длины всего тела (у взрослого она равна 1/8 роста). Между костями черепа можно нащупать места, где нет совсем кости, так называемые роднички, которые окостеневают только после года.

Позвоночник грудного ребенка очень неустойчив и легко подвергается искривлениям (напр., при ношении ребенка постоянно на одной руке).

До 6 месяцев у ребенка нет зубов; к 2 годам он имеет уже 20 молочных зубов. Иногда при прорезывании зубов ребенок капризничает, усиленно сосет пальцы, теряет аппетит. Но при этом не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, следует немедленно обратиться к врачу.

Органы пищеварения грудного ребенка. приспособлены лишь к перевариванию грудного женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу - молочные смеси, каши и т. п.

Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму грудного ребенка требуется значительное количество пищевых веществ (в 2-2,5 раза больше на 1 кг веса, чем взрослому). Таким образом, в связи с незрелостью пищеварительного тракта грудного ребенка, нагрузка на его органы пищеварения чрезвычайно повышена, в особенности это имеет значение при неправильном вскармливании.

При перегрузке пищеварительной системы у грудного ребенка легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ.

В связи с большой потребностью грудного ребенка в кислороде (у грудного ребенка повышен обмен веществ) его органы дыхания несут большую работу - частота дыхания и количество воздуха, пропускаемого через легкие, у грудного ребенка относительно больше, чем у взрослого.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов у грудного ребенка.

Развитие нервной системы, совершенствование ее идет быстро на 1-м году и продолжается всю жизнь.

Органы чувств у грудного ребенка развиты в достаточной мере: с первых часов жизни он различает сладкое и горькое; на громкие звуки грудной ребенок с первых дней отвечает вздрагиванием всего тела; с первого дня жизни реагирует на яркий свет.

В возрасте 1 месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы. К этому времени следует прямо против него (чтобы грудной ребенок не скашивал глаза) повесить яркие игрушки.

Осязание и чувствительность кожи развиты уже к рождению, но на боль грудной ребенок реагирует слабее взрослого.

Обонянием грудной ребенок обладает, по-видимому, с рождения: сильно пахучие вещества вызывают у него беспокойство.

Одной из первых функций мозга являются произвольные (волевые) движения, которых нет у новорожденного ребенка.

На 2-м месяце грудной ребенок начинает поднимать и держать головку. В это же время появляется улыбка; грудной ребенок узнает мать и отличает ее от окружающих.

Самостоятельно сидеть дети начинают с 7-8 месяцев, ползать с 8 месяцев, почти в это же время, держась за кроватку, они поднимаются на ножки.

Около года дети начинают ходить, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

С 8-9 месяцев грудной ребенок произносит отдельные слоги, при повторении которых складываются простейшие слова.

Вскармливание грудного ребенка материнским молоком является обязательным. Материнское молоко - наиболее подходящая пища, содержащая все необходимые для жизни, роста и правильного развития грудного ребенка вещества (жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду), оно содержит витамины, необходимые для развития ребенка.

Кроме того, через грудное молоко ребенку передаются от матери защитные вещества (антитела) против разных болезней.

При вскармливании грудью (т. е. при так называемом естественном вскармливании) ребенок лучше развивается: меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается грудным ребенком. Молоко, которое ребенок получает непосредственно из груди матери, имеет и соответствующую температуру; в нем нет бактерий.

Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжелая работа - все это способствует увеличению у нее количества молока.

Увеличению количества молока способствует также наиболее полное опорожнение груди: чем сильнее сосет ребенок, тем больше у матери прибывает молока. Если у матери мало молока, ребенка все же нельзя отлучать от груди; даже самое незначительное количество грудного молока делает ребенка крепче, жизнеспособнее. Если молока настолько мало, что ребенок голодает и теряет в весе, то врачом на некоторое время назначается прикорм или грудное молоко, получаемое в консультации.

Первый раз прикладывают ребенка к груди матери через 6-12 часов после рождения.

С первых же дней жизни надо приучить ребенка к кормлению по часам, через определенные промежутки времени. Это необходимо и для здоровья ребенка и для здоровья матери. Между кормлениями можно давать ребенку только кипяченую воду без сахара - всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребенку, она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.

Первые 3 месяца ребенка обычно кормят 7 раз в сутки - через 3 часа днем, с ночным промежутком в 6 часов; этот ночной отдых необходим и ребенку и матери.

С 3 до 6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки - через 3-3½ часа днем; с 6-7 месяцев 5 раз в сутки - через З½ часа днем; с 7 месяцев надо кормить ребенка 4 раза в сутки - через 4 часа днем, с полным ночным отдыхом в 11 -12 часов.

Прежде чем приложить ребенка к груди, необходимо тщательно вымыть руки, обмыть сосок и околососковую область свежей кипяченой водой. Когда мать начнет вставать с постели, кормить рекомендуется сидя на стуле со спинкой, причем под ногу подставляется небольшая скамейка (см. рис.).

Кормить ребенка нужно досыта, на что требуется от 10 до 20 мин. Больше всего молока ребенок высасывает в первые 10 мин. Кормление дольше 15-20 мин. мало дает ребенку, но отнимает у него много сил при сосании.

Во время кормления ребенок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребенку нос и не мешала ему дышать. Если у ребенка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином (см. рис.).

При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое - левую. Обе груди в одно кормление можно давать только после 6-7 месяцев, когда молока становится меньше, или по совету врача, когда у матери мало молока. Если мать не может сама провести какое-то кормление, она должна сцедить молоко в чистую прокипяченную посуду и оставить его в холодном месте. Перед кормлением молоко подогревают температуры парного молока, опуская бутылочку в горячую воду.

С 2 месяцев Г. р. назначают витамин D, с 3 месяцев - рыбий жир, сначала 1/4 ч. л. 1 раз в день постепенно увеличивая дозу до 1 ч. л. 2 раза в день. С 3-4 месяцев рекомендуют давать 1-5 ч. л. сырого сока ягод, фруктов и овощей (начинать с скольких капель).

Прикармливать ребенка надо с 5-6 месяцев, даже если грудного молока достаточно. Время начала прикорма должен указать врач.

С 6 месяцев грудной ребенок уже нуждается в питательных веществах, которых нет в грудном молоке.

Обычно с 5-го месяца дают к манную, рисовую, сухарную, сначала 5%-ную (2 ч. л. на стакан жидкости) на половинном коровьем молоке затем 10%-ную (4 ч. л. на стакан жидкости) и с 7 месяцев - на цельном молоке (150-200 г). В эти же месяцы следует давать кисель (ягодный или фруктовый), сухари, печенье; в 7 месяцев - пюре из овощей (картофель, морковь, цветная капуста), творог, желток яйца; в 10 месяцев рекомендуется бульон с протертыми овощами и с протертым мясом и сухарь.

В это время грудь ребенку можно давать 2-3 раза: одно из кормлений грудью заменяется кофе из злаков на молоке с сухарем или с печеньем или цельным молоком.

Общее количество пищи 500-700 г на 1-м месяце, 800 г на 2-м, 900 г на 3-м, 1 000 г - до конца года.

Отлучать ребенка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки.

Обычно перед отлучением ребенка кормят грудью 2 раза в сутки, после первого и после последнего дневного прикорма.

Отлучая ребенка от груди, грудное кормление заменяют коровьим молоком с добавлением 5% сахара (2 ч. л. на стакан молока) или кефиром.

Летом нельзя отлучать ребенка от груди, даже если ему исполнился год, т.к. летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко - лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.

В том случае, когда у матери молока мало и нет возможности получить его от другой женщины приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание раньше указанного срока. Такой ранний прикорм или, точнее, докорм до 4-х месячного возраста состоит из коровьего или козьего молока, разведенного наполовину отваром крупы (рисовой, овсяной) с добавкой 5% сахара.

Если по тем или иным причинам мать не может кормить ребенка грудью и нельзя достать хотя бы небольшое количество женского молока, ребенка целиком вскармливают коровьим молоком (козьим, кобыльим, ослиным). Такое вскармливание называется, искусственным вскармливанием. Совсем без молока вскормить ребенка невозможно.

В уходе за грудным ребенком основное - абсолютная чистота во всем, что так или иначе касается грудного ребенка.

Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребенка является чистота пищи и посуды ребенка. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду отдельное полотенце для нее. Посуду ребенка нужно тщательно мыть горячей водой, а перед употреблением чистую посуду еще раз ополоснуть кипятком. Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребенка его ложечкой. Пища ребенка должна быть защищена пыли и особенно от мух.

Не следует применять соски-пустышки, которые быстро грязнятся и ими легко внести инфекцию. Кроме того, сосание для ребенка - работа, отнимающая много сил. В тех же случаях, когда соски все-таки применяют, их нужно тщательно мыть, кипятить и держать в закрытой посуде.

Слизистая оболочка полости рта ребенка очень нежна и ранима, поэтому ни в коем случае ничем нельзя протирать ее, во избежание внесения инфекции.

В комнате, где живет грудной ребенок, не должно быть лишних вещей. Чистота и свежий воздух - основные условия для развития здорового ребенка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребенку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребенка гулять. Пока ребенок гуляет, надо хорошо проветрить комнату.

Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром и вечером. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребенок должен и спать при открытых окнах. Наилучшая для грудного ребенка температура в комнате от 18° до 20°. Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легко простужаются, скорее зябнут на воздухе. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить.

Ребенок должен иметь отдельную кровать; в отдельной кровати сон ребенка спокойнее, здоровее. Постель ребенка надо держать в чистоте, ежедневно проветривать на воздухе (на балконе) или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке. Кровать ребенка должна быть с сеткой. Можно устроить ребенку постель и в чистой плетеной корзине или в детской коляске. Надо только, чтобы она не качалась.

Матрац для маленького ребенка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов; их нельзя набивать пухом и пером.

Подушка грудного ребенка не нужна, а большая подушка даже вредна ему. Надо помнить, что грудной ребенок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна.

Нельзя ставить кровать в каком-нибудь углу, где мало воздуха, за занавеской или ширмами; нельзя ставить кровать у печки, ребенок привыкает к чрезмерному теплу и быстро простуживается. Нельзя ставить кровать ребенка и у выходной двери.

Нельзя укачивать ребенка ни на руках, ни в кровати, ни в коляске, укачивание одурманивает грудного ребенка, и сон его становится тяжелым. Здоровый ребенок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если грудной ребенок уже привык к укачиванию, его можно в течение 5-6 дней приучить спать без укачивания.

Не следует свивать ребенка. Свивальник сдавливает грудь ребенка, что препятствует ее правильному развитию, мешает ребенку свободно двигать ручками и ножками.

У каждого новорожденного ребенка замечается некоторая естественная кривизна ножек, при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.

Кожа ребенка от свивания легко подвергается опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребенка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище. Если ребенок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пеленки к его коже.

Грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от инфекции. Необходимо обращать внимание на чистоту одежды не только ребенка, но и тех, кто за ним ухаживает. Подходить к ребенку следует всегда с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щеткой).

Кожа грудного ребенка ввиду ее нежности и легкой повреждаемости требует очень тщательного ухода.

Утром и вечером производится обязательный туалет, состоящий в умывании лица и шеи кипяченой водой. Необходимо следить за чистотой ручек грудного ребенка. Ребенок сует ручки в рот, сосет их; грязными ногтями ребенок царапает свое тело, вносит заразу в кожу. Ручки ребенка моются отдельно с мылом.

Ногти обрезаются ножницами по мере отрастания.

Ушные раковины протираются ватой или марлей, смоченными водой; слуховой проход - ватным фитильком с вазелиновым или растительным прокипяченным маслом. Для очистки ушей ни в коем случае нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и т. п.

При малейшей течи из уха надо обратиться к врачу.

Ежедневно грудного ребенка купают в ванне или корыте, специально для этого предназначенном. Купание прекращают, только если ребенок болен.

В первые 5-7 дней жизни ребенка (до отпадения пуповины) общей ванны ребенку не делают, а только обмывают его ежедневно теплой кипяченой водой с мылом. До заживления пупочной ранки грудного ребенка надо купать в кипяченой воде.

Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щеткой с мылом и сполоснуть горячей водой.

В ванночке нельзя стирать белье, даже пеленки ребенка.

В чисто вымытую кипятком ванну наливают воду 36-37°C (измерять температуру воды надо градусником, а не на ощупь). На дно ванны кладется сложенная в несколько раз пеленка.

Мыло, которым моют ребенка, должно быть мягким, жирным, не раздражающим его кожу (лучше всего «Детское»).

Для купания и обмывания ребенка следует пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой, а не губкой, которая легко грязнится и плохо очищается. Мыть с мылом достаточно 1 раз в 2-3 дня.

Личико грудного ребенка моют из отдельной чашки кипяченой водой.

Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются теплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.

При купании надо следить, чтобы вода не попала в уши ребенка.

Ванна не должна утомлять ребенка: ребенка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 мин., детей постарше - не более 10 мин.

Вынув грудного ребенка из ванны и повернув лицом вниз, обливают его из кувшина чистой водой (температура на 1°С ниже, чем температура воды в ванне), накидывают пеленку и, положив грудного ребенка на стол или кровать, осторожно обсушивают его кожу, растирая рукой по пеленке.

После этого складки в пахах, подмышками, за ушками смазывают маслом вазелиновым или прокипяченным подсолнечным или припудривают тальком или другой детской присыпкой (см. рис.).

Зимой лучше всего купать ребенка вечером перед сном; летом можно купать в любое время дня. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или не раньше, чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребенка не рекомендуется.

Подмывать ребенка надо теплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком.

Глаза грудного ребенка нужно ежедневно промывать отдельной для каждого глаза ваткой, смоченной чистой кипяченой водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. от виска к носу.

Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям.

Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос.

Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру.

Измерение температуры грудного ребенка лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход.

Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.

Если у ребенка нет жара, при насморке не следует прекращать купания и прогулки.

Стирать белье грудного ребенка нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки.

Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.

Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи.

Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди.

Завертывать в клеенку ребенка не следует.

Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую пеленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика.

Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом.

Руки ребенка остаются свободными (см. рис.).

С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на грудного ребенка надевают штанишки (ползунки),которые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения.

Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при этом он легко простужается и часто страдает поносами.

Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом грудного ребенка одевают в легкую распашонку и пеленочку.

Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой.

С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний.

Приступать к закаливанию грудного ребенка надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло.

Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне.

Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, - это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе.

Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое - на дворе, в саду, поле, лесу по 2-3 раза в день. Начиная с 1-2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.

Гулять грудного ребенка нужно выносить ежедневно по 2-3 раза в день по 1½ часа, а летом - по возможности на целый день.

Без прогулок грудной ребенок бледнеет, становится капризным, плохо ест.

Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10°С мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.

Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2-3 м нуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35-40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5-10 мин. и гулять с ребенком 2-3 раза в день.

После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Грудной ребенок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя.

Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для грудного ребенка спальный мешок.

Воспитание грудного ребенка должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то время они воспитывают в ребенке определенны навыки, приучают его к правильному режиму; определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования.

Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножками, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками.

Ночной перерыв в еде приучает грудного ребенка спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть.

Грудной ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку.

Мать и близкие должны разговаривать с грудным ребенком, приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около 1½ месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.

Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке.

Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум.

Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с грудным ребенком, не дела ему неприятное.

Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить.

Часто ребенок не понимает, что от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие грудного ребенка во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.

С 4-5 месяцев надо приучать ребенка просится «на горшок». Постараться вовремя - обычно до и после кормления, перед сном и после сна - подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.

Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдя некоторую осторожность.

Если посадить ребенка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись - в результате может искривиться позвоночник.

Если преждевременно начать учить ребенка ходить, то это может повлечь искривление ножек.

С 2½ - 3 месяцев надо класть ребенка на живот. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки. Класть ребенка на живот надо на чем-либо жестком и нельзя оставлять его в это время без присмотра.

Когда грудной ребенок начинает ползать, надо поощрять ползание ребенка, разложив игрушки и предоставив возможность ребенку дотянуться до них, поползать (см. рис.).

Игрушки ребенку нужны: правильно подобранная игрушка способствует правильному развитию ребенка. У ребенка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточься на одной игрушке, разглядеть ее, изучить. Большое количество игрушек утомляет ребенка.

Игрушка не должна быть очень тяжелой, чтобы ребенок мог легко и свободно играть ею; не следует давать ему очень мелких вещей, которые он мог бы проглотить и подавиться.

Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребенок не порезался.

Большое удовольствие доставляют ребенку цветные яркие игрушки, они должны быть покрыты прочной несмывающейся краской, т.к. игрушку ребенок берет в рот.

Лучше всего для ребенка игрушки из резины целлулоида, дерева и кости, которые можно мыть теплой водой с мылом.

Не следует давать ребенку игрушку, упавшую на пол, не вымыв ее.

Игрушки из папье-маше, а также игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.) грудному ребенку давать запрещается.

Охрана здоровья грудного ребенка и его воспитание обеспечиваются в широчайшей сетью различных лечебных и профилактических учреждений, помогающих матерям выращивать и воспитывать здоровое молодое поколение.

Весь детский возраст разделён на периоды:

  1. Период от рождения до 28 дня называют периодом новорожденности
  2. Период от 28 дня до 1 года называют грудным периодом
  3. от 1 года до 3 лет – преддошкольный или ясельный период
  4. от 3 лет до 7 лет – дошкольный или садиковый период
  5. от 7 лет до 11 лет – младший школьный или препубертатный период
  6. от 11 лет до 15 лет старший школьный или пубертатный период

Грудной ребёнок развивается и растёт очень интенсивно, этот период очень важен т. к. именно это время во многом определяет дальнейшее умственное и физическое развитие малыша.

Косто-мышечная система

Организм грудного ребёнка совсем не похож на организм более старших детей. Костная ткань у ребёнка очень эластичная, кости более гибкие т. к. костная ткань в этом возрасте содержит больше воды, органических веществ и меньше минеральных веществ. Переломы у грудных малышей бывают редко, а если и случаются, то быстро и легко срастаются. С возрастом у ребёнка появляются точки окостенения, по этим точкам врач может определить возраст ребёнка. Позвоночник у грудного ребёнка почти прямой, физиологические изгибы появляются постепенно, когда ребёнок научится держать головку, сидеть и ходить. В этом возрасте возможны искривления позвоночника при неправильном уходе. Рёбра у малыша расположены почти горизонтально и не участвуют в акте дыхания, это можно заметить, внимательно понаблюдав за ребёнком, в этом случае говорят о брюшном виде дыхания. На костях черепа имеется небольшой родничок, который имеет размеры 1,5см – 1,5 см (иногда 2 см. – 2 см.). В норме он зарастает к возрасту 1-1,5 лет. Раннее или более позднее закрытие родничка может свидетельствовать о нарушении минерального обмена.

Желудочно-кишечный тракт

Слизистая рта грудного ребёнка очень нежная. Пищевод имеет воронкообразную форму, сфинктеры развиты слабо, именно поэтому детские врачи советуют после кормления некоторое время осторожно держать ребёнка на руках головкой вверх. Так ребёнок может срыгнуть воздух и некоторое количество пищи. Объём желудка новорожденного около 30 мл, в 3 месяца около 100 мл., в 1 год около 250 мл. Ребёнка нужно кормить часто, но небольшими порциями. При грудном вскармливании пища находится в желудке 2-3 часа.

У грудных детей слабо развита фиксация слизистой прямой кишки, поэтому нельзя ребёнка очень долго держать на горше, это может привести к выпадению прямой кишки. У детей такого возраста часто бывают грыжи, завороты кишок и другие подобные заболевания, поэтому нужно всегда очень внимательно относиться к состоянию ребёнка. Кишечная стенка обладает повышенной всасываемостью, грудное молоко всасывается почти не перевариваясь, поэтому грудные дети подвержены аллергиям на различные продукты питания.

Вес грудного ребёнка

В первые дни жизни вес ребёнка немного падает, но затем восстанавливается. В грудном возрасте ребёнок набирает вес очень интенсивно, к 6 месяцам он удваивается, а к году он утраивается. В возрасте от рождения до 6 месяцев прибавка в весе каждый месяц составляет по 700 гр. В возрасте от 6 месяцев до 1 года ежемесячная прибавка равняется 600 гр.

Если ребёнок родился с весом 3 кг, то в норме к 3 месяцам он должен весить около 5,1 кг., а к году около 10,8 кг.

Рост грудного ребёнка

Ежемесячная прибавка в росте ребёнка, в возрасте от рождения до 3 месяцев, составляет 3 см. В возрасте от 3 месяцев до 6 месяцев ребёнок прибавляет каждый месяц по 2,5 см. В возрасте от 6 месяцев до 9 месяцев прибавка каждый месяц составляет 1,5 см. В возрасте от 9 месяцев до года ребёнок прибавляет по 1 см. ежемесячно.

Большой родничок

У ребёнка на головке существует два родничка: большой и малый. Родничок представляет собой открытый участок между костями черепа. Размеры родничков и их закрытие имеет большое значение. Малый родничок обычно закрывается вскоре после рождения малыша, обычно в первые пол года жизни, но чаще дети рождаются с практически закрытым малым родничком. Большой родничок в норме должен быть открыт у каждого новорожденного ребёнка. Этот родничок закрывается постепенно, его полное закрытие наблюдается в возрасте года до полутора лет. Слишком раннее или слишком позднее закрытие этого родничка может указывать на какую-то патологию. Особенно такие отклонения связаны с нарушением фосфорно-кальциевого обмена.

Ориентировочные предельные нормы размера большого родничка

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Анжела 20.03.2015 01:03
Очень советую

Владимир 26.03.2012 14:57
Например кости у детей в раннем возрасте очень гибкие поэтому очень важно в период детства обращать внимание на то, как ребенок держит спину, когда жалуется на боли в ногах (может быть плоскостопие).

лейла 17.11.2011 19:36
моему ребёнку 11 мес, а родничок 4*4, это плохо? что мне делать?

радима 17.11.2011 14:24

радима 17.11.2011 14:22
моему малышу 3 месяца и у него уже закрывается радничок это плохо.

Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.

По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.

Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Физическое развитие детей грудного возраста

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

Нервно-психическое развитие грудного ребенка

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.

В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.

В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.

В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.

К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.

В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».

К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.

Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста

Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.

В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.

Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.