Призрение сирот в христианской общине презентация. Призрение сирот на руси - реферат

Призрение детей-сирот: исторический обзор

Подготовила А. Белокрыльцева по материалам А. Рудова, А. Цымбала,
А.М. Нечаевой "Россия и ее дети"; О. Парфеновой "История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII - начала XX в. (на примере Чувашии); Волкова И.М. "Законы Вавилонского царя Хаммурапи".
(Опубликовано в книге: Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту.
АНО "Студио-Диалог", 2006
)

Если говорить об истории человечества, то семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, появилось намного раньше, чем институциональные. Одним из первых источников о семейном устройстве являются законы вавилонского царя Хаммурапи (XX в. до нашей эры). В этих законах регулировалась ответственность и права сторон (в том числе имущественные) при принятии ребенка в семью: "Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску".

Древнеиудейские законы устанавливали, что дети-сироты должны проживать в семьях своих родственников, долг которых заботиться о них до совершеннолетия. Сходная практика существовала и в античном мире. В общинах первых христиан сирот и нуждающихся детей помещали в семьи состоятельных вдов.

В средневековой Европе заботой о бедных и бездомных занималась церковь. Многие монашеские ордена создавали приюты для детей, родители которых умерли, а также для брошенных и незаконнорожденных детей. У монахов дети получали кров, уход, питание и обязательное религиозное воспитание. Можно сказать, что такие приюты стали прообразом современных интернатных учреждений. Дети-сироты старшего возраста и подростки также могли передаваться в семьи ремесленников, где в качестве платы за свой труд они получали кров, еду, одежду, а также овладевали профессией. Для брошенных младенцев и детей раннего возраста учреждений практически не существовало, и их отдавали в семьи на условиях выплаты определенного вознаграждения.

На территории России - в те времена, когда еще не существовало единого государства Российского - призрение детей-сирот было делом князей, либо возлагалось на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, и рассматривалось как богоугодная акция: "Не постись, не молись, а призри сироту". Усыновление как искусственное "сыновство" совершалось в России издревле, то есть и в пору язычества.

Существовало в то время и такое понятие как "монастырские детеныши", в число которых попадали и осиротевшие бедные дети боярские, у "которых отцы и матери "посечены". А в некоторых монастырях, например, в Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты "под именем голышни". Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал "на корм", одевал, затем "приспосабливал" к различным работам: "Малые робята, которые работают в поварне, рыбу чистят". Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и "на пашне". Осиротевших детей могли взять и в зажиточный дом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали "благословлять в мир". Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям. По свидетельству Н. Костомарова, в XVII в. служилые люди "насильно брали беспомощных сирот-девиц и продавали их".

Крестьянские дети, "оставшись от родителей своих", поступали на воспитание либо родственников, либо посторонних людей вместе со своим имуществом, которое "небыв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу". Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно подаянием.

Попытку создания системы призрения осиротевших детей предпринял Иоанн Грозный - его намерения отражены в Стоглавом Соборе. Стрельцы отлавливавшими и распределявшими по приходам и хозяйствам приходящих в Москву "ничейных" детей. Впоследствии была создана система "разбора" нищих и бродяг по домам, в том числе детей.

Первый "эксперимент" по воспитанию детей в специальных учреждениях принадлежит Новгородскому митрополиту Иову. В 1707 г. в десяти сиропитальнях под Новгородом воспитывалось более 3 тыс. сирот и подкидышей (это больше, чем сейчас в этой области). Смертность в сиропитальнях была очень высока, что никак не соответствовало идее милосердия, и учреждения после смерти митрополита были закрыты. Та же участь постигла и петровские гошпиталии для сирот.

Что касается устройства осиротевших детей в семью, то в России долгое время существовали две его основные формы - усыновление и опека. Причем опека начинает подвергаться правовому регулированию. Появляется опека по назначению органами, обладающими властными полномочиями, прежде всего церкви, поскольку в те времена духовенство распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Постепенно нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую норму. Так из безотчетного и полновластного распорядителя опекун превращается в представителя интересов опекаемого.
В 1802 г. было организовано Императорское человеколюбивое общество, ведающее делом призрения детей малоимущих слоев населения. В 1803 г. вышел Указ, дозволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества.

В 1829 г. был принят "Проект положения о нищих" по Министерству внутренних дел, согласно которому учреждались губернские попечительские комитеты, обязанностью которых было размещение сирот мужского пола до 8 лет и женского до 14 лет в семьях и воспитательных домах. Это дало импульс распространению воспитательных домов и детских приютов не только в столицах, но и в провинции.

Большая роль в создании детских приютов принадлежала В.Ф. Одоевскому. В 1837 г. он возглавил Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал "Положение о детских приютах". Но, как свидетельствуют архивные документы, там была очень высокая смертность. Так, в детском приюте, подведомственном Симбирскому общественному приказу, из поступающих ежегодно 80-90 детей "умирает на том же году почти то же количество, так что детей этих то принимают в приют, то хоронят". Выявленные недостатки в работе детских приютов и воспитательных домов губернских попечительств вынудили правительство приостановить их деятельность, поэтому эти учреждения вновь были сконцентрированы в Москве и Петербурге. Общественные приказы принимали меры по организации призрения малолетних детей, особенно грудного возраста, через их патронаж в семьи за определенное ежемесячное материальное вознаграждение (патронаж - "помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи"). По достижении воспитанниками восьмилетнего возраста воспитатели должны были представить их в Приказ для обучения грамоте и ремеслам.

Передача ребенка на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Эти условия отличались разнообразием не только по своему существу, но и по продолжительности своего действия. Но какими бы они не были, если наступит момент, когда они оказываются неудобными для воспитателя, не взирая ни на что, он "приводит или приносит питомца обратно в приют". Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. Во второй половине XIX в. этим занимались врачи или иной персонал с начальным медицинским образованием. В некоторых округах вместо постоянно живущего в округе "заведующего" устанавливалась объездная система, при которой командированное лицо, обычно врач, делал периодические объезды своих питомцев.
При Екатерине II возникло еще одно нововведение, имеющее прямое отношение к положению детей. Если раньше все незаконнорожденные подкидыши становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в Ведомство Приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

При каждом городском магистрате существовал городовой сиротский суд. На "всякого города главу" возлагалась обязанность уведомлять городовой сиротский суд о вдовах и осиротевших малолетних детях "всякого звания городовых жителей".

Продолжала развиваться опека, причем сословность накладывала свой отпечаток на требования, касающиеся воспитания детей. Так, малолетнего дворянина надлежало воспитывать так, чтобы он мог "вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, безхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды". В деятельности Екатерины II особое место занимает забота об устройстве осиротевших детей - она предписывала устраивать сироту в семьи, "дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и добрым гражданином быть".

Система Императорских воспитательных домов, созданная Екатерининой Великой под влиянием идеи И.И. Бецкого - воспитать из них свободное сословие ремесленников и ученых, существовала в России длительное время. Хотя Императрица довольно быстро разочаровалась в идее, но процесс расформирования этих учреждений начался только в 1888 г., когда Император Александр III поручил Объединенному Опекунскому Совету императорских Воспитательных домов разобраться с причиной массовой гибели в них детей. В 1901 г. комиссия, изучавшая этот вопрос более 12 лет, сделала совершенно недвусмысленный вывод: "Горький опыт всех воспитательных домов заставил их отказаться от воспитания своих питомцев в стенах своих заведений. … Такую форму призрения брошенному родителями сироте, "казенному ребенку", дает семья; случайно делаясь членом ее, он сливается с ней, делит ее радости и горе и может забыть в конце концов свое одиночество. Дать этого никакая другая форма призрения не может".

Вообще к концу XIX в. в России существовало множество форм и видов призрения осиротевших детей и много организаций, ее осуществлявших. Так, в 1872 г. в Москве организуется общество охраны детей, просящих милостыню, в 1889 г. - общество защиты детей, объектом внимания которого становятся и дети-сироты. Возникают "Общество защиты детей от жестокого обращения", "Детские ясли", "Общество спасения падших девушек", "Капля молока" и др.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства детей стали государственные детские дома. Все дети признавались детьми государства и находились под его защитой. В те годы шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. Однако к середине 1930 гг. все формы устройства детей-сирот были сведены к одной - детским домам.

В 1945 г. было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах СССР находилось более 600 тыс. детей (на территории России - 400 тыс. детей). В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки, отмененный в первые годы советской власти. Только в России за годы воины принято в семьи 278 тысяч детей-сирот.

Надежды на то, что после того, как дети, осиротевшие в годы войны, вырастут, детские дома в нашей стране будут не нужны - по крайней мере, в таком количестве, - не оправдались. В целом система детских сиротских учреждений, созданная в советские годы, оказалась устойчивой. Число детей-сирот стало расти в период перестройки (правда, это не касалось некоторых южных республик Советского Союза, где традиции не позволяли родственникам или общине отдавать в "казенный дом" ребенка, потерявшего родителей). Система сиротских учреждений, сохранившаяся почти в неизменном виде до сих пор, продолжает "поставлять" людей, не приспособленных к самостоятельной жизни в обществе.

Ведь сирота в детском доме - если так можно выразиться, "бомба замедленного действия". Выросшие без индивидуального внимания и любви, не имеющие психоэмоциональной поддержки и опыта жизни в семье, не получившие достаточного образования, большинство выпускников детских домов и интернатов не хотят учиться и работать, не способны сами планировать свою жизнь, и часто они оказываются втянутыми в криминальные группировки, либо пополняют ряды алкоголиков и наркоманов, и уже их дети попадают в детские дома. Круг замыкается…

Утверждает «генеральный план» Императорского воспитательного дома в Москве. Автором его был известный государственный и общественный деятель, педагог И.И.Бецкой.

1 сентября 1763 года был издан Манифест «Об учреждении в Москве воспитательного дома с особым «гошпиталем» для неимущих родильниц». Открытие состоялось 21 апреля 1764 года, а с марта 1770 года было разрешено открыть воспитательный дом в Петербурге. «Все питомцы и питомицы, дети их и потомки навсегда остаются вольными и ни под каким видом закабалены или сделаны крепостными быть не могут». В случае, если питомцы или питомицы воспитательного дома женились или выходили замуж за крепостных, то последние также становились свободными (вольными). Воспитательный процесс осуществлялся с участием главного надзирателя и главной надзирательницы. Она следит за женским полом во всем доме, главным образом за воспитанием младенцев обоего пола от 6 до 7 лет. Все мальчики и девочки в возрасте от 7 до 11 лет обучались в школе, ежедневно по часу в день. С 11 до 14 лет воспитанники дома обучались ряду ремесел (мальчики), а девочки стряпают, хлебы пекут, шьют, в прочих домашних работах упражняются. В 14 или 15 лет воспитанники готовились к выпуску из воспитательного дома. Своеобразием отличался и статус самого воспитательного дома. Он рассматривался как самостоятельное ведомство, находился под «особливым монаршим покровительством и призрением», приравнивался в правах и ранге ко всем коллегиям (министерствам). Императорским рескриптом всем государственным учреждениям предписывалось оказывать воспитательному дому всемерное содействие и помощь «как богоугодному и благочестивому общему государственному учреждению». Воспитательные дома, имея собственную юрисдикцию, были освобождены от пошлин при заключении контрактов, могли самостоятельно покупать и продавать деревни, дома, земли, заводить фабрики, заводы, получать четвертую часть доходов от театров, общественных балов и всякого рода игр на деньги. Вскоре, по частной инициативе благотворителей, воспитательные дома открылись в провинциальных городах Новгороде, Воронеже и др., учреждались сиротские дома для призрения и воспитания сирот. В эти дома принимались сироты мужского и женского пола, оставшиеся после родителей без пропитания, дети невольников женского пола, находящихся в крепостных работах, осиротевшие младенцы умерших в клинике матерей. В детских учреждениях (клиниках, родильных отделениях, больницах) ребенок-сирота находился до трех лет, после чего его направляли в один из столичных Воспитательных домов. Но решение столь грандиозной задачи оказалось недостижимым. Проблемой оказалась детская смертность, кормилиц не хватало, рост числа приносимых младенцев привел к переполнению грудных отделений и, следовательно, распространению инфекционных заболеваний. Чтобы как-то преодолеть ужасающую смертность, опекунский совет признал за лучшее раздачу детей на воспитание по деревням, что несколько поправило положение.

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого -- князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но... по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598--1605), Василия Шуйского (1606--1610), Алексея Михайловича (1646--1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго -- до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательный дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII -- начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть до права родителей отдавать своих детей в рабство. В древние времена авторитет родителей был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались по смерти одного из родителей из-под власти другого.

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось общинным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту.

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалась как богоугодная акция.

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как сыновство, как прием выхованца, годованца в состав семьи, совершалось в России и в пору язычества.

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи.

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только "о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей", а имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен.

В Московском государстве, с одной стороны, во многом положение детей оставалось прежним. Так, родители сохраняли право распоряжаться брачной судьбой своих детей. Это право было следствием уходящего вглубь веков "пагубного обычая женить малолетних на возрастных девках".

Оставалось право родителей отдавать детей в монастырь. Оно пришло на смену обычаю, согласно которому родители давали обет монашества от имени своих малолетних детей. Социально-экономические перемены в жизни Московского государства по-своему повлияли и на существовавшее прежде право родителей отдавать своих детей в рабство. Теперь подобного рода право трансформировалось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение. Но в любом случае речь шла о неограниченном праве родителей на свободу своих детей. Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как "монастырские детеныши", в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у которых отцы и матери убиты или разорены. А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты, которые находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал на кормление, одевал. По мере их подрастания, приспосабливал к различным работам. Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали. Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям.

Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое "не быв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу". Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием.

В царствование Ивана Грозного в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждующих, куда входили и дети-сироты. В начале 17 века в смутное время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. "Он не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным." В Москву повалил нуждающийся и "ненуждающийся" народ. "Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым.". Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

В середине 17 века при царе Алексее Михайловиче получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам. Именно этот проект как бы завершал эпоху, когда зародилась идея государственного призрения. Теперь на место полного "нищелюбия", благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, в которой выдвигалась идея о пользе государства.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго - до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такойспособ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII - начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. – 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 2001 – 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.