Исследование проблемы агрессии в психологии. Агрессия: что это в психологии

Под такого рода поведением понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителями, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над родителями прежде всего потому, что они взрослые, пользуются реальным авторитетом и у них больше возможностей настоять на своем.

К тому же, если ребёнку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний – он сильно огорчается из-за своего агрессивного поведения. У него рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Этот страх, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность. Возникает порочный круг - ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена на всякие другие объекты.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, высыпают продукты из пакетов или разбрасывают игрушки. Может доходить и до таких опасных проявлений, как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Многие признаки агрессивности, о которых говорилось выше, равно относятся к детям, чьи чувства выражаются в разрушительном поведении.

Детский гнев или недовольство, проявляющиеся в разрушительности, могут вылиться в большую драму. Взрослым важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Это очень трудно, когда стулья и игрушки летят в голову! Если поведение мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями, то признаки страха у окружающих могут только стимулировать таких детей.

Прежде всего необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать ее. Надо учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у малыша эмоциональный запал. К примеру, ребенок ломает игрушку каждый день, тогда действительно надо расценивать это как желание ломать, даже если виновник выглядит совсем невинным. Когда ребенок сердится, злится, стремление ломать проявляется еще более очевидно. Подобное происходит в том случае, если ребенок устав от бесконечных запретов родителей. Он рвет свою тряпочную игрушку только потому, что не в состоянии сделать то же самое с мамой и папой.

Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожить, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Один ребенок завидует другому потому, что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. При этом первый, чувствуя себя неспособным строить так же, злиться не на ребенка, а на башню, успокаивая себя тем, что крушит ее. Это его способ утвердиться. Подобное желание часто направляется и на игрушки.

Есть дети, у которых такое чувство собственности, что они предпочитают сломать игрушку, чем отдать ее кому-либо. Такое поведение означает только одно: "Не хочу ни с кем делиться: или она моя, или ничья".

Если не считать случайных поломок, то во всех ситуациях, когда желание сломать, испортить, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Именно этот вывод может и подсказать взрослым самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен. Самая надежная тактика, которую психолог может порекомендовать родителям, состоит в следующем:

· не заменять сломанные ребенком игрушки новыми, а оставлять повсюду их обломки, чтобы наглядно были видны последствия его поведения;

· давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство;

· подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

Хотя эти психологические советы отчасти и полезны, связать их с эмоциональными причинами такого желания ребенка очень трудно. Поэтому проблему лучше решать в целом, а не в частностях. Психологу еще раз надо напомнить родителям о самом главном: чем меньше они будут предпринимать что-либо, тем будет лучше. Это не значит, что надо совсем бездействовать. Ребенок может принять попустительство взрослого за молчаливое одобрение. Поэтому в качестве профилактики родителям надо посоветовать сделать самое необходимое:

1. Как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение. Если ребенок захочет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом доме, куда взрослые и дети пришли в гости, следует принести извинения при ребенке, объяснить ему, почему и родители и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой.

2. Было бы ошибкой силой принуждать ребенка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление еще больше ломать. Занять правильную позицию взрослому может помочь поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой чудо добродетели.

3. Помощь ребенку в адаптации к окружающей обстановке и к взрослым наверняка уменьшит его желание ломать и разрушать.

4. Большое участие в его жизни – с точки зрения ребенка, а не с родительской – позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребенок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

5. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего следует отказ, но когда-нибудь ребенок может и откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убраться». Если уборка назначается как наказание или ребенка принуждают помогать, это вряд ли изменит разрушительное поведение; в контексте должна быть уверенность взрослого, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он, конечно, должен услышать искреннее ««спасибо» и никаких напоминаний – для него инцидент исчерпан.

6. Если взрослый понизит тон нагоняев, когда ребенок рассердит его, то он покажет ему хороший пример.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Целью агрессии может быть: - принуждение; - усиление власти и доминирование; - управление впечатлением; - заработок; - аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; - месть за перенесенное страдание; - причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.

Выделяются след. виды Агрессии:

    физическая Агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;

    вербальная Агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

    прямая Агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

    косвенная Агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

    инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения к.-л. цели;

    враждебная Агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

    аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

    альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве:

    средства достижения к.-л. значимой цели;

    способа психологической разрядки;

    способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться:

    средством достижения определенной цели,

    способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности,

    самоцелью,

    способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся:

    интенсивностью агрессии, ее жестокостью;

    направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;

    ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности.

Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

    антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

    интринсивная агрессия , мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

    агрессивность недифференцированная - несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

    агрессивность локальная , или импульсивная , - агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т.п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

    условная, инструментальная агрессия , связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

    агрессивность враждебная - устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

    инструментальная агрессия - для достижения какой-либо значимой цели;

    жестокая агрессия - насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершают особо жестокие преступления;

    психопатическая агрессия - жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

    агрессия по мотиву групповой солидарности - агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются социальные традиции «защиты отечества», «защиты определенных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т.п.;

    сексуальная агрессия различной степени - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большинства мужчин содержит в себе примесь агрессии, желания подчинять, так что садизм - просто обособление и гипертрофия агрессивного компонента, свойственного нормальной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи - что выраженные компоненты агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность людей также сопровождается ростом раздражения и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлетворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за женщиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т.е. тут условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая патологическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Отношение родителей к детям также влияет на поведение детей. Например, лишение аффективности в течение первых пяти лет жизни представляет собой риск развития делинквентного поведения у детей. Это особенно характерно для детей-воспитанников, отделенных от матери в этом возрасте, что может привести к серьезному выздоровлению эмоциональных расстройств. Этот риск также существует для детей, которые живут в своей собственной семье, но не пользуются безопасным аффективным климатом.

Отношение детей к родителям часто является следствием отношений и поведения родителей, как им удается оказывать поддержку или привязанность к детям, общаться с ними, участвовать в их жизни и проблемах, не нарушая определенной «автономии», Навязывать определенную «родительскую дисциплину», некоторые правила, не будучи очень жесткими, разрешительными или противоречивыми, но представляют собой баланс между авторитаризмом и чрезмерной вседозволенностью.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

Ответные реакции детей также могут быть следствием их размещения в семейной среде, в которой преобладают акты насилия, которым они оказывают помощь или действуют как жертвы, некоторые из которых развивают одновременное или последовательное негативное отношение к родителям и насилие.

Отрицательное отношение детей и молодежи к семье может также интерпретироваться с точки зрения психофизиологических этапов ребенка и подростка. В этом возрасте существует процесс построения, признания и навязывания новой идентичности, процесс, который включает в себя стремление к освобождению подростка. Это заставляет его претендовать на самовыражение, быть самим собой, утверждать и навязывать себя в качестве отдельной реальности, быть признанным, принятым и оцененным как таковым другими. В первом случае подросток требует простейшего способа: открытый отказ подчиниться и проявить свою независимость любой ценой.

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Семейный тип. Исследования в этой области показывают, что насилие в семье происходит особенно в семьях, дезорганизованных разводом, и меньше в тех случаях, когда смерть одного из партнеров произошла. Экономические условия семьи являются одним из факторов, которые могут вызвать явные явления. Высокий уровень безработицы, высокая доля низкоквалифицированной рабочей силы имеет последствия для экономических условий семей, населяющих район.

Риск насильственного поведения или трудности при адаптации существует у одного ребенка. Этот риск возникает в результате чрезмерного защитного отношения семьи и уменьшенной способности ребенка адаптироваться к другим контекстам, к другим системам взаимоотношений, например, предложенным школьной средой.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Несовместимость между двумя моделями - семьей и школой - может вызвать систему ценностей, которую ребенок усвоил в семье. Ребенок из неблагополучной среды будет конфликтовать с когнитивным стилем и правилами школы, которые отличаются от условий домашней среды и которые он и его семья будут ценить, «конфронтации» между двумя моделями и системами ценностей адаптация школы, отказ, протесты, неудачи.

В случае семей с более низким уровнем образования возможны определенные тенденции невалютаризации образования, отношение к школе, негативные представления о роли и важности образования. Семьи не осознают взаимосвязь между уровнем подготовки и социально-экономической ситуацией, доступ к более высоким уровням образования не является, по их мнению, гарантией профессионального успеха. Такие родительские взгляды и представления часто передаются детям, что имеет последствия с точки зрения мотивации и результатов учебы.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Такие оценки, как «бесполезные вещи для обучения в школе», «школа - это пустая трата времени» для учеников, не прибывающих из малообразованных семей, могут быть истолкованы как реакция на появление неудачных моделей успеха на уровне высшего образования , но и как критическое отношение к школе. Это связано с тем, что школа недостаточно адаптирована к индивидуальным потребностям образования учащихся или требованиям рынка труда, что затрудняет включение молодых выпускников, неявно наличие резервов в качестве школы для обеспечения профессионального и социального успеха.

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

«Более поздняя дата», по-видимому, связана с отсутствием надзора за детьми в ситуациях, когда оба родителя работают за границей. Частота детского насильственного поведения в этих семьях подчеркивается анализом факторов риска в индуцировании этого явления. Такие ситуации все чаще сообщаются не только как причины насилия, но также из-за неудачи в школе и отказа от нее, что также является рискованным фактором насилия. Когда «временный отпуск» детей вмешивается в неблагополучные социально-экономические, культурные, образовательные семьи, риск такой проблемы еще больше.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Снижение родительской власти является совокупным эффектом действия нескольких факторов, влияющих на родителей, в том числе: недостаточное время для детей, отсутствие общения между родителями и детьми, отсутствие согласованности между учебными практиками родителей, особенностями, характерными для возраста подросткового возраста, когда влияние круга друзей больше, чем влияние родителей из-за ориентации подростка на мир за пределами семейного круга, сильное воздействие средств массовой информации, которое способствует другим ценностям и моделям, чем те, что в семье, отсутствие безопасного, стабильного эмоционального климата и другие факторы компрометируют признание родителями родителей как авторитетов власти.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

В представленном анализе подчеркивается, что насилие в школе нельзя объяснить, предотвратить, улучшить или противопоставить без изучения семейной среды, которая имеет очевидную роль в развитии ребенка и механизмы самоконтроля насильственных импульсов.

Первая причина, упомянутая студентами, связана с их проблемами. В результате насилие учителей рассматривается только как ответ на насилие со стороны учеников, причем последнее на самом деле является агрессивным актером в школе. Мы могли бы думать о «косвенных вызовах» со стороны студентов, а именно: отсутствие интереса к обучению, плохие результаты в школе, неудача школы, равнодушное или даже негативное отношение родителей к школе. Эти аспекты определяют профессиональную неудовлетворенность учителей и, косвенно, их неадекватное поведение в школьном пространстве.

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Высокая частота случая, связанного с недостатками в связи, объясняется тем, что тема образовательной коммуникации не является приоритетом начальных и непрерывных программ педагогического образования, хотя она считается важной компетенцией в профессиональном уровне этой профессии. В результате коммуникационных барьеров учителей появляются различные неадекватные формы поведения учителей, такие как ярлыки студентов, незнание студента как партнера по обсуждению, словесная агрессия и т.д. на самом деле, многие учителя признают, что они практикуют такое поведение по отношению к ученикам, но не считают их неприемлемыми проявлениями, а простые решения для ответа на словесную агрессивность учащихся.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Другой причиной неадекватного поведения учителей в отношении студентов было отсутствие навыков управления в классе. Возрастные характеристики учеников, которые находятся в разгар подросткового возраста, являются предпосылками для конкретного поведения и требуют от учителей «мастер-класса».

В той же категории компетенций преподавателей упоминается недостаточная психолого-педагогическая подготовка как причина неадекватного поведения. Отсутствие психолого-педагогических навыков приводит к недостаточному знанию личности ученика и имеет прямые последствия для качества дидактической деятельности за счет: неспособности адаптировать образовательный подход к особенностям возраста учащихся, выбору неэффективных стратегий обучения и оценки, плохим отношениям с учителями.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

Третья категория причин жестокого поведения учителя относится к низкой мотивации учителей к их профессии. В специальных исследованиях подчеркивается тот факт, что уровень мотивации преподавательского состава и тип мотивации - по своей сути или внешне - напрямую влияют на эффективность образовательной деятельности. Таким образом, мотивированный учитель для своей работы считается более эффективным в организации и проведении учебно-воспитательной деятельности и косвенно определяет повышенный уровень мотивации студентов.

Другими причинами неадекватного поведения учителей в отношении учеников являются: стресс и усталость учителей, недостаточный дидактический опыт, отсутствие профессии преподавателя, отсутствие преемственности в работе учителей того же класса. По словам студентов, средства массовой информации являются одним из самых влиятельных факторов в их поведении, как через ценности, которые они способствуют, так и последствия на пути проведения досуга.

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Влияние группы друзей и внеклассных округов считается очень важным в иерархии причин, которые приводят к возникновению насилия в школьном пространстве. Основными видами деятельности по предотвращению явлений насилия, упомянутых учащимися и предлагаемыми, являются следующие.

Согласно заявлениям исследователей, наиболее распространенными способами наказания за насильственное поведение являются: индивидуальное наблюдение, «публичный» выговор и письменный упрек. Используется менее частое использование письменного выговора, снятие с курса и физическое наказание.

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Большое количество насильственных ситуаций разрешено решать только школьникам или школьному психологу. Школьная программа и школьный психолог - это человек, который в значительной степени гарантирует, как заявляют студенты, помощь учащимся с насилием или трудностями при адаптации к школьным правилам.

Раннее выявление студентов с насильственным потенциалом и причин, которые могут привести к насилию, путем привлечения учителей; Использование интересов, навыков и способностей учащихся, совершивших насилие, посредством их участия в школьной и внеклассной деятельности; Выявление и оказание помощи учащимся, ставшим жертвами школьного насилия, путем привлечения учителей, родителей. Определение ресурсов-родителей для участия в предотвращении или разрешении существующих случаев насилия. Модели эмоционального насилия Эмоциональное насилие может проявляться в различных формах и ситуациях.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение , направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций . Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек , который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Под агрессией принято понимать осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей. Данное определение не является общепринятым, поскольку «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обычной речи. В итоге мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный».

Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту .

Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

В словаре под редакцией А. В. Петровского говорится, что термин «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия» .

Также используют узкоспециальные трактовки «агрессии». А. Басс предложил наиболее, известную игнорирующие мотивационные предпосылки трактовку данному определению. А. Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Он указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно. Ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку». Из этого определения следует очевидная проблема: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому то вред .

Еще один способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека агрессивным, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог А. Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли.

Отечественные психологи Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения .

Рассмотрев несколько основных теоретических понятий агрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия является моделью поведения, а не эмоцией или мотивом. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить, или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению .

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию, С. Фешбах, подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки .

Агрессивные проявления различаются по своей структуре:

  • 1. По направленности:
    • - агрессия, направленная вовне;
    • - аутоагрессия - направленная на себя.
  • 2. По цели:
    • - интеллектуальная агрессия;
    • - враждебная агрессия.
  • 3. По методу выражения:
    • - физическая агрессия;
    • - вербальная агрессия.
  • 4. По степени выраженности:
    • - прямая агрессия;
    • - косвенная агрессия.
  • 5. По наличию инициативы:
    • - инициативная агрессия;
    • - оборонительная агрессия.

Таким образом, анализ понятия «агрессия» позволяет сделать вывод о том, что к агрессии относят осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Рабочим определением является: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. К формам агрессии относятся: физическая, косвенная, вербальная, склонность к раздражению, обида, подозрительность. В следующем параграфе будут исследованы научно-психологические подходы, объясняющие агрессивное поведение.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с агрессией и как инициатор, и как жертва. Неприятны обе позиции при агрессии. Но ведь зачем-то природа сделала нас с этой способностью. Может, вообще, эта агрессия нужна? А если да, то какую роль она выполняет. А что такое, вообще, эта агрессия?

Столько вопросов, что для их раскрытия нужно очень много писать, а вам – читать. Поэтому устраивайтесь поудобнее, будем разбираться, что такое агрессия, какие бывают ее виды и как справиться с вербальной агрессией.

Сильный человек может позволить себе быть мягким и добродушным,
в то время как агрессия и задиристость - это удел слабых.
Icewind Dale

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт , который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

Виды агрессии

Агрессия, как и любое явление в нашем мире, может поддаваться классификации. Знание того, какой вид агрессии в данный момент у другого человека или у вас, поможет выбрать правильную стратегию поведения. Но об этом более подробно речь зайдет уже в основной части статьи, как бороться с агрессией.

Вербальная и невербальная агрессия

Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека , которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.

Она просто неприятна и ей также нужно уметь противостоять. Ведь вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Человек может кинуться даже в петлю, огорченный отношением определенного человека к себе. Это, естественно, нехорошо.

Если же человек умеет противостоять вербальной агрессии, то у него открывается второе дыхание. Кроме этого, он еще значительно лучше смотрится в глазах других. Ведь если уметь грамотно парировать нападки со стороны других людей, пусть даже словесных, то такой человек кажется более уверенным в себе. А это свойство личности очень полезно для человека и его достижения успеха.

Чем больше успешен человек, тем больше ему приходится сталкиваться с вербальной агрессией. Ведь у него появляется множество завистников и просто людей, которые не боятся высказывать свое мнение. Если на каждого человека, который проявляет агрессию, обижаться и не знать, как на него реагировать, то можно действительно сойти с ума.

Невербальная агрессия – это действия, которые не связаны со словами человека . С ней человек не так часто сталкивается, так как часто к невербалике могут подключаться слова. Она может быть разной интенсивности и характера, поэтому невербальная агрессия может как причинить вред, так и нет.

Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы и прочие вкусности. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека.

Выражается такая агрессия только в определенных жестах, цвете лица, позе, взгляде. Причем работает правило, что если где-то человек подавляет внешние проявления своей агрессии, то все равно они пролезают в других жестах или позах.

Прямая и косвенная вербальная агрессия

Продолжаем разбирать классификацию видов агрессии более детально. Теперь мы рассмотрим такие типы, как прямой и косвенный. В принципе, исходя из их названия становится понятно содержание этих разновидностей.

Прямая агрессия направлена сразу на объект и выполняет свою функцию с самой большой силой.

Как следствие, перенести прямую вербальную агрессию значительно тяжелее, чем косвенную. Ведь прямая агрессия направлена прямо на тебя, и кто знает, как вы среагируете. Здесь ложится множество факторов, таких как жизненный опыт, позиция, уверенность в себе человека, на которого направляют агрессию, а также способность в нужный момент противостоять этому давлению.

Примеров прямой агрессии очень много. Это убийства, драки, ссоры – во всех этих вещах агрессия направляется в первую очередь на самого человека. Каждый член перепалки выступает и как субъект, и как объект агрессивного взаимодействия, постоянно разжигая друг друга.

Наша задача достаточно проста. Не нужно поддаваться на агрессивные провокации. Нужно помнить, что на обиженных воду возят. Не стоит тратить свое время на то, чтобы излишне поддаваться эмоциям.

Не надо отвечать агрессией на агрессию, так как это имеет печальные перспективы. Ни одно убийство или изнасилование на бытовой почве не происходило просто так. Это даже смешно. Людям преимущественно жалко причинять вред. А вот в состоянии повышенной агрессивности это сделать вполне возможно.

Косвенная агрессия не направлена непосредственно на вас, но она касается вас . Примерами косвенной агрессии могут быть как относительно безобидные типы, такие как заочные насмешки или очные, но не в адрес объекта насмешек, так и обидные. Нужно смотреть по ситуации и понимать, что косвенную агрессию побороть значительно легче.

Косвенная агрессия иногда может даже больше вредить, чем прямая. Особенно, когда кто-то начинает жаловаться начальнику на вас. Такое «стукачество» может привести к очень печальным последствиям, поэтому нужно бдить в оба глаза, чтобы не провоцировать других на такого рода косвенную агрессию.

Если же вам трудно бороться с разными видами агрессии, то вам нужно прочитать следующий раздел этой статьи. Тогда у вас появятся заметные результаты. Итак, как же бороться с агрессией?

Как справиться с вербальной агрессией?

Борьба с агрессией – это необходимый элемент в жизни каждого человека. Ведь нет ни одного железного человека, все могут разозлиться.

Иногда агрессия может стимулировать наше мышление и стремление достичь цели. Поэтому нужно уметь в первую очередь отличать здоровую агрессию и нездоровую вербальную агрессивность.

Как уже говорилось ранее, речевая вербальная агрессия может стимулировать не только вашу работоспособность, но и этот параметр у других людей. Всего существует два вида агрессии:

  1. Агрессия от себя.
  2. Агрессия от других.

Агрессия от себя – это когда раздражаетесь вы . Если вы не научитесь самостоятельно убирать (не подавлять, а именно убирать) отрицательные эмоции внутри себя, то у вас не получится противостоять агрессии других людей. Ведь каждый человек, который изливает такое поведение во внешний мир, по сути становится провокатором, который только и ждет, чтобы не дать вам жить спокойно.

Более того, некоторым людям попросту нравится провоцировать других. Некоторые от этого получают моральное удовольствие, а у некоторых даже получается таким образом получить материальные фишки, скомпрометировав вас на неблагоприятное поведение. Причем в агрессию может перерасти даже обыкновенная обида.

Известно, что существует две разновидности обиды:

  1. Интравертный, замкнутый тип. Тогда человек просто не хочет общаться с тем, на кого он обижен.
  2. Экстравертный. Этот тип является чаще всего прямым следствием первого, хотя бывают и исключения. Такой тип людей обиду всегда проявляет в агрессивной форме.

Это может быть месть или драка. Если мы не научимся не обижаться, то до этого может прийти даже самый закомплексованный человек. Причем у них даже агрессии со временем получается больше из-за того, что они глотают обиду и накапливают ее. Перестрелки в школах устраивали именно те школьники, которых травили, и какие затаили обиду на весь мир.

Агрессия от других людей – это когда источником и провокатором является вербальный агрессор . Важно сказать, что это деление достаточно условное, так как агрессия – это в первую очередь взаимный акт. Если один человек не отвечает на нее взаимностью, агрессия сразу теряет силу или вообще затухает. Поэтому важно понимать эту штуку.

Самый лучший способ справиться с агрессией – это не отвечать! Даже не терпеть, так как волевые усилия всегда заканчиваются. Нужно просто не придавать особого значения агрессии, которая направлена на вас со стороны других людей. Поверьте, это того не стоит. Любая агрессия заканчивается отрицательно.

Уже доказано, что большая часть отрицательных эмоций провоцируют возникновение раковых опухолей. Кроме этого, отрицательные эмоции имеют свойство засаживаться напрочь в нашем мозгу, поэтому выбраться из пучины негатива будет все сложнее. Да, это такая же зависимость, как и наркотическая, так как отрицательные эмоции также затрагивают мотивационные компоненты в наших мозгах.

Только так работает отрицательная мотивация. Хочется избегать неблагоприятных ситуаций. Но как жить, если избегать всего, что мы видим в этом мире. Нам нужно учиться не только не реагировать на агрессию со стороны других людей, но еще надо просто пропускать ее мимо ушей. Никто вам не поможет в этом, только вы сами можете справиться с проблемами, которые есть в ваших головах.

Выводы

Вам нужно обрести навыки управления собственным эмоциональным состоянием. Они приобретаются очень долго, для этого нужны десятилетия. Но почему бы не постараться. Будет куда стремиться. Поверьте, секрет железных нервов только в вашей голове. Любая эмоция являет собой не более, чем банальную физиологическую реакцию. Поэтому активно внушайте себе правильные мысли, чтобы было легче жить.

Видеопрезентация

Презентацию статьи вы также можете просмотреть в формате видео: