Диагностический материал для выявления сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников Диагностика уровня экологического образования младших дошко

(Методика Т. А. Серебряковой)

1) Знания о мире животных.

2) Знания о растительном мире.

3) Знания о неживой природе.

4) Знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. На слайде иллюстрация хозяйственного двора, леса и пейзажа жарких стран и фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. На втором слайде изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьем слайде изображены небо и луг. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает на первом слайде из всех фигурок мышкой выбрать животных и разместить их на слайде с учетом места их проживания.

Педагог предлагает на втором слайде из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их мышкой на слайде по своему усмотрению.

Педагог предлагает на третьем слайде из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на слайде.

Если на слайде остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на слайдах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему указать курсором на слайде два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

– Как называется животное (птица, насекомое)?

– Что ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.



В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Для более комплексного исследования уровня развития экологических представлений дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на базе воспитанников МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида» Советского района г. Казани и МАДОУ «Детский сад № 316 комбинированного вида» Советского района г. Казани. Экспериментальная работа длилась с 1 сентября 2014 года по 22 мая 2015 года. В эксперименте принимало участие 40 детей в возрасте 6-7 лет.

Работа проводилась с двумя группами детей старшего дошкольного возраста – экспериментальной и контрольной. В экспериментальную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. В контрольную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. Все обследуемые дети примерно одного возраста.

Прежде, чем приступить к исследованию уровня развития экологических представлений у детей экспериментальной и контрольной групп, мы предварительно обследовали и проанализировали предметно-развивающую среду данных дошкольных учреждений, а так же изучили групповые календарно-тематические планы работы с детьми.

В ходе анализа базы дошкольных учреждений и групп, участвующих в исследовании, нами было выявлено, что предметно развивающая среда МАДОУ № 224 и МАДОУ №316 соответствует программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников. Так с целью развития экологических представлений в группах организованы экологические центры «Мини-сад» и «Метеостанция». «Мини-сад» включает в себя такие растения, как фикус, плющ, традесканция, хлорофитум, алоэ, а также растения, характерные для различных времен года. Имеется необходимый инструментарий для ухода за растениями – лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Природный уголок «Метеостанция» включает в себя картину сезона, модели года и суток; календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день; календарь наблюдения за птицами; рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». Также обе группы оснащены различными экологическими дидактическими играми.



Так же нами был проведён анализ групповых календарно-тематических планов воспитателей на предмет планирования работы по развитию экологических представлений.

Проведенный анализ показал, что проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

Работа по развитию экологических представлений с детьми обеих групп планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы». Проводится работа с детьми в основном в форме организованной образовательной деятельности, экскурсий, игровой деятельности.

Цель эксперимента – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Этапы проведения экспериментального исследования включают подбор диагностического инструментария, сравнение и анализ полученных экспериментальных данных, разработку комплекса авторских игровых занятий, в которых будут использованы сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, оценку эффективности разработанного комплекса занятий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

В какой степени ребенок освоил экологические знания;

Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников проводилась с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний и

Экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагался комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

От 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

От 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

От 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

Какого цвета может быть вода?

Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

Зачем нужна вода?

Чем отличается сухой песок от влажного?

Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

Зачем нужен дождь в природе?

Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

Что появляется после дождя на городских улицах?

Как меняется небо весной, летом, зимой?

Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности - либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные - в кормлении, растения - в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:

Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

Как ты это узнал?

Как ему можно помочь?

Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:

Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

Рассказать о последовательности ухода за растением;

Непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (приложения 1,2).

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 1.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе, %

Таблица 1

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает следующее:

По первому блоку заданию – о представлении о природе (живой и неживой) – 10% детей имеют высокий уровень, 50% детей имеют средний уровень и 40 % детей имеет низкий уровень;

По третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 40% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников экспериментальной группы представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе, %

Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в основном в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей контрольной группы по уровням представлено в таблице 2.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе, %

Таблица 2

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает следующее:

По первому блоку заданию – о представлениях о природе (живой и неживой)– 10% детей имеют высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50 % детей имеет низкий уровень;

По второму блоку заданий – об отношении к природе – 10% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50% детей имеет низкий уровень;

По третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 30% детей имеет высокий уровень, 50% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников контрольной группы представлены на рисунке 2.

Таким образом, по данным рисунка 2 можно сделать вывод, что в основном в контрольной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

.

Рис.2. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе, %

Следовательно, можно сделать вывод, что в целом дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали средний уровень развития экологических представлений.

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников.

анна соколова
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы

Задание № 1

Цель : ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал : 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов , созданных человеком : растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать объекты живой природы. После этого взрослый задает вопросы :

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Инструкция : «Рассмотри картинки и выбери объекты живой природы. Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет все объекты живой природы, может объяснить свой выбор, рассказать, что тому или иному объекту необходимо для жизни.

2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в назывании объектов живой природы, затрудняется ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибки в назывании объектов живой природы, не может ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

Задание № 2

Цель : выявить уровень сформированности представлений о диких животных и их повадках (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж) .

Материал : иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем дает вопросы :

Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными.

Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы взрослого об их жизни в лесу и повадках :

Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост) .

Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску) .

Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей).

Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы) .

Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку) . Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира) .

Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки) .

Инструкция : «Рассмотри картинки. Как называют зверей, которые живут в лесу? Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? Как охотится лиса? Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? Что помогает медведю не питаться всю зиму? Какие еще животные впадают в спячку? Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы взрослого о жизни диких животных.

2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.

1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных.

Задание № 3

Цель : выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах .

Материал : иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока) и перелетных птиц (ласточка, скворец) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, уточняет, какое на ней изображено время года. Затем задает вопрос :

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Дает задание найти и поместить на кормушку зимующих птиц; просит рассказать, какие птицы прилетели к кормушке.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Какое на ней изображено время года? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? Найди и помести на кормушку зимующих птиц. Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок без помощи взрослого находит и называет 5 зимующих птиц.

2 балла – ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующие птицы.

1 балл – ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) .

Задание № 4

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Материал : большая карта с изображением тополя, шиповника, подснежника. Маленькие карточки с изображением деревьев : березы, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени . Карточки с изображением травянистых растений : одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Кукла Незнайка.

Ход проведения : Взрослый сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Взрослый спрашивает, почему ребенок именно так расположил карточки.

Инструкция : «Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Давай поможем Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг тополя? Как назвать их одним словом? Какую карточку ты расположил рядом шиповником? Что это? Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг подснежника? Это все что?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки.

2 балла – ребенок допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос .

1 балл – ребенок допускает ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки.

Задание № 5

Цель : выявить уровень сформированности представлений о способах размножения растений.

Материал : карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна) ; картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть карточки и подобрать к каждому дереву нужную картинку с плодами. Затем просит ребенка назвать, какие деревья он узнал. Предлагает ребенку рассмотреть комнатные растения и назвать их. Дает задание : «На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений» (черенками, усами и др.)

Инструкция : «Рассмотри карточки и подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Какие деревья ты узнал? Рассмотри комнатные растения и назови их. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла – ребенок называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл – ребенок называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления .

Задание № 6

Цель : выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).

Материал : картинки с изображением ящерицы, черепахи.

Ход проведения : Взрослый предлагает назвать животных , изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.

Инструкция : «Назови животных, изображенных на картинках, опиши их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.

2 балла – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы взрослого.

Задание № 7

Цель : выявить уровень сформированности представлений о насекомых .

Материал : картинки с изображением насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, комар, пчела, муха) .

Ход проведения : взрослый показывает ребенку картинку с изображением насекомого и задает вопросы : назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Просит рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого насекомого.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Что ты еще можешь рассказать о бабочке (мухе, пчеле) ».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет всех насекомых; может описать внешний вид каждого; имеет представления об их способах передвижения и питании; может рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого.

2 балла – ребенок называет 3 – 4 вида насекомых; отвечает на вопросы с помощью взрослого.

1 балл – ребенок называет 2 и менее вида насекомых.

Задание № 8

Цель : выявить уровень сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года.

Материал : картинки из серии «Времена года» .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и разложить их по - порядку, начиная с зимы. Затем проводит беседу с использованием картинок :

Назови время года, которое изображено на картинке,

Почему ты так решил?

Что происходит в природе весной?

Какие изменения происходят с наступлением лета?

Что происходит зимой с деревьями?

Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?

Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их по - порядку, начиная с зимы. Назови время года, которое изображено на картинке. Почему ты так решил? Что происходит в природе весной? Какие изменения происходят с наступлением лета? Что происходит зимой с деревьями? Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок быстро и в правильной последовательности раскладывает картинки с изображением времен года, отвечает на вопросы, рассуждает, не боится высказывать свое мнение.

2 балла – ребенок затрудняется при ответах на вопросы, требуется помощь взрослого.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.

Задание № 9

Цель : выявить уровень сформированности представлений о частях суток , их последовательности.

Материал : сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей , следующие друг за другом на протяжении дня : уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и разложить их по порядку, начиная с утра.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) »

Критерии оценки :

3 балла – ребенок справился с заданием, безошибочно ответил на все вопросы.

2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.

1 балл – ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.

Задание № 10

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях и животных Республики Коми.

Материал : предметные картинки с изображением растений и животных, которые можно встретить в Республике Коми и не растущих и не обитающих там (береза, одуванчик, мать-и-мачеха, пальма, верблюд, волк, медведь, тигр, лев).

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Назови растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения и животных. Определяет растения и животных , нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.

2 балла – ребенок при классификации растений, животных родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Задание № 11

Цель : выявить уровень сформированности представлений о том , что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Материал : диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.

Ход проведения : ребенку предлагают поиграть в игру . Ребенок должен, перемещая стрелку, рассказать о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.

Инструкция : «Давай мы с тобой поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Перемещай стрелку и расскажи о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

1 балл – ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Цель: определить динамику развития уровня экологических знаний детей 4-5 лет.

  • 1. Определить влияние разработанной программы на формирующем этапе эксперимента на экологические знаний детей 4-5 лет;
  • 2. Провести сравнительный анализ экологических знаний детей до и после апробации программы формирующего эксперимента.

На данном этапе использовалась тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.

Методика О. А.Соломенниковой «Диагностика уровня экологических знаний детей»

Цель: определить уровень экологических знаний у детей средней группы.

Материал и оборудование: картинки с изображениями: животных (по 3 вида диких и домашних);растений (3вида);птиц (по 3 вида диких и домашних); рыб; деревьев; овощей, фруктов, ягод (по 3 вида); с разными временами года.

Инструкция: « Я тебе буду говорить, какую картинку нужно найти и задам вопрос по этой картинке, а ты из всех картинок должен выбрать правильную и ответить на мои вопросы». Педагог давал следующие инструкции:

  • 1. Назови и покажи животных на картинке
  • 2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
  • 3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
  • 4. Назови и покажи птиц на картинках
  • 5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
  • 6. Назови и покажи домашних птиц
  • 7. Расскажи, как выросла птичка?
  • 8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
  • 9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
  • 10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь?
  • 11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
  • 12. Узнай, с какого дерева лист.
  • 13. Назови, узнай растение по цветку
  • 14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды
  • 15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы
  • 16. Определи, какие растения надо полить?
  • 17. Что нужно, чтобы растение росло?
  • 18. Что произойдёт, если растение не поливать?
  • 19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Протокол обследования. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Все дети сразу же поняли инструкции педагога и с большим интересом принялись их выполнять.

Результаты заносились в протокол (Таблица 6)

Таблица 6. Результаты выполнения диагностики по методике О.А. Соломенниковой

Фамилия, имя ребенка

Номер инструкции

Общий балл

Сергей С.

Сравнивая данные первой диагностики на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, мы построили гистограмму (Рис 3.)

Рис 3.

Вывод: Сравнивая результаты первой диагностирующей методики можно сделать вывод о том, что почти все дети улучшили свои показатели. Особенно нас удивили результаты Ани Щ. Девочка улучшила свой результат на 23 балла. К сожалению, имеются и отрицательные моменты. Например, Сос Ч. Нисколько не увеличил свои показатели. Данный факт может говорить о том, что ребенок воспитывается в условиях двуязычия, преобладающим является армянский язык. Поэтому ребенок не понял инструкции педагога.

Методика С.Н. Николаевой «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста»

Данная методика включила в себя так же 3 задания.

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Инструкция: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) - живые? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Инструкция: Педагог просит ребенка назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части и ответить на следующие вопросы:

  • 6. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
  • 7. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
  • 8. Что нужно для того, чтобы растение росло?
  • 9. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
  • 10. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

  • 1. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
  • 2. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
  • 3. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
  • 4. Могут ли овощи расти в лесу?
  • 5. Из чего выросли овощи (цветы)?
  • 6. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Задание 3.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Инструкция: Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

  • 6. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
  • 7. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
  • 8. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
  • 9. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
  • 10. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Протокол обследования. Задания давались индивидуально каждому ребенку. 9 испытуемых сразу поняли инструкции педагога и отнеслись к ним спокойно и доброжелательно; сразу приступили к работе. Легко и быстро отвечали на вопросы, практически не отвлекаясь на посторонние раздражители. При выполнении заданий у детей практически не возникало трудностей. Педагог видел, если ребенок затрудняется в ответе на тот или иной вопрос, наводящим вопросами побуждал детей дать правильный ответ. При выполнении задний у одного ребенка (Соса Ч.) постоянно возникали затруднения. Ребенку не помогали даже наводящие вопросы экспериментатора. Над ответами мальчик долго задумывался, стараясь понять, что от него требуется. Педагог старался помочь мальчику дать правильный ответ (приводил примеры, показывал картинки), но результаты не оказались успешными.

Данные диагностики заносились в протокол (Таблица 7)

Таблица7 . Результаты диагностики по методике С.Н.Николаевой

Фамилия, имя ребенка

Номер задания

Общее кол-во баллов

Сергей С.

Сравнивая результаты заданий методики С.Н.Николаевой на констатирующем и контрольном этапах, мы построили гистограмму (Рис 4.)


Рис 4.

Вывод: Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что у 9 детей (90%) произошли изменения. У одного ребенка (Сос Ч.) изменений не произошло.

Результаты двух методик на контрольном этапе эксперимента мы занесли в сводную таблицу (Таблица 8)

Таблица8 . Сводная таблица показателей двух диагностирующих методик на контрольном этапе эксперимента.

Фамилия, имя ребенка

Методика О.А.Соломенниковой

Методика С.Н. Николаевой

Общее кол-во баллов

Сергей С.

По результатам сводной таблицы мы распределили детей по уровням экологических знаний (Рис.5)


Рис 5.

Сравнивая уровни контрольного и констатирующего эксперимента, мы получили следующие данные (Рис 6.)

Рис 6. Сравнительные данные распределения детей по уровням экологических знаний

Таким образом, из сравнительных данных можно увидеть, что 1 человек (10%) повысил свой уровень до среднего. Остальные дети достались на том же уровне, что и на констатирующем этапе, но, несмотря на данный факт у испытуемых улучшились показатели по выполнению отдельных заданий. Об этом свидетельствует темп прироста общий показателей (Таблица 9)

Таблица 9.Темп прироста сводных показателей

Фамилия, имя

Общий результат на контрольном этапе

Общий результат на констатирующем этапе

Темп прироста

Сергей С.

Как видим из таблицы, у всех детей произошел прирост показателей экологических знаний. Количество баллов прироста у детей разное: от 1балла (Сос.Ч.) до 20 баллов(Аня Щ.).

Прирост показателей свидетельствует о повышении экологических знаний.

ОБЩИЙ ВЫВОД 2. Таким образом, результаты опытно-практической работы позволили нам сделать следующий вывод. В процессе использования экологической тропы в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика экологической воспитанности детей

Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии - истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий. Между тем диагностика - трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу. Совершенно неоправданно существующее в настоящее время стремление управленческих структур в образовании во что бы то ни стало иметь ежегодные результаты диагностики всех детей, по всем параметрам и из всех ДОУ.

Диагностика - деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Развитие применительно к человеку - понятие психологическое, оно обозначает скачок (по аналогии с развитием в живой природе), и этому процессом его определения должны заниматься психологи. Неправильно или неумело проведенная диагностика приносит больше вреда, чем пользы: отнимает много времени у воспитателей, создает ложное представление об успехах (или, наоборот, провалах), создает прецедент «навешивания ярлыков» на детей («глупый», «профессор» и др.), что в дальнейшем мешает им в развитии, так как у них образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление - относительно новое в образовании. Имеются работы по диагностике школьников А.П. Сидельковского , Л.В.Моисеевой и И.Р. Колтуновой , С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т.А.Маркова). В настоящее время, когда существуют различные программы и ДОУ предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей. Это можно продемонстрировать на примерах.

Программа «Истоки» на всех возрастных уровнях и в каждом разделе имеет одни и те же рубрики, в частности «Задачи развития», «Показатели развития». Именно эти рубрики должны вывести авторов или пользователей программы на разработку диагностических заданий. Старшие дошкольники к 7 годам в соответствии с ней должны проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к объектам и явлениям природы, стремиться к их исследованию, привлекать к ним внимание детей и взрослых, задавать вопросы о незнакомом и непонятном - это их показатели развития .

Значит, если в группу в конце учебного года принести новый живой объект (например, черепаху), оставить его без пояснений и наблюдать за реакцией детей, их различными проявлениями - это и будет диагностика вышеназванных показателей детского развития. Ориентируясь на задачи развития, можно также разработать разные диагностические задания, при этом следует выбирать такие позиции, которые соответствуют возрастным возможностям детей - не занижают и не завышают их. Например, задача «знакомить детей с разными состояниями вещества» [С. 170], если имеются в виду агрегатные состояния воды, для старшего дошкольника легкая, ее подвергать диагностике не стоит. А если проверять это знание на примере воска или парафина, то можно выяснить понимание детьми зависимости изменения состояния вещества от температуры окружающей среды.

Другой пример. Н.А. Рюкбейль в соответствии со своей программой «Чувство природы», начиная работать с детьми, подвергает их диагностике по параметру проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный - отрицательный). Она наблюдает за дошкольниками, когда они свободно общаются с животными, и если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то с ним проводят работу по коррекции поведения - развивают чувство «принятия себя», дают почувствовать, что его любят, он желанный для всех. Только потом начинается работа по программе. В конце обучения дети также подвергаются диагностике по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней - именно в этом состоит цель программы и эффект развития детей.

Исследование Т.А.Марковой , посвященное определению педагогических условий формирования экологической воспитанности старших дошкольников, - это поиск критериев воспитанности детей, прошедших обучение по вышепредставленной программе «Мы», поиск эффективной диагностики этой воспитанности. Исследованием показано, что без специального педагогического воздействия отношение детей к природе находится на стадий «примитивного гуманизма», который проявляется в том, чтобы создать условия для животных, похожие на человеческие. Но специальная воспитательно-образовательная работа при определенных условиях формирует у детей гуманно-ценностное отношение к природе, т.е. дети самостоятельно и осознанно проявляют устойчивую активность и гуманность к живым существам.

В плане диагностики выявление такого отношения (как и всякого другого) связано прежде всего с наблюдением за поведением детей в естественной обстановке. Здесь следует отметить, что фактически во всех программах экологического воспитания дошкольников имеется «параметр знаний» и «параметр отношения» (особенно отчетливо это представлено в программе «Юный эколог»), диагностика которых принципиально различная. Знания проверяются легче, что показано, например, исследованием О.Ю. Тютюнник : их можно выявлять специально созданными ситуациями, вербальным способом с наглядным материалом. Отношение - это многоплановая личностная характеристика, оно может быть обнаружено в различных проявлениях детей (эмоциях, высказываниях, действиях), в поступках и поведении, а также в содержании деятельности. Чтобы выявить все нюансы отношения к природе, к живым существам, за детьми надо наблюдать, а наблюдения - фиксировать, чтобы затем их правильно объяснить.

В работе Е. Юдиной показано, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка включает сбор информации, регистрацию полученных данных, их интерпретацию. Автор подчеркивает: чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой, так как часто наблюдается преждевременная интерпретация еще не до конца собранных фактов. Имеется много методов сбора информации (продукты деятельности ребенка, мнение родителей, сверстников и др.), но особенно значимым является структурированное наблюдение за поведением ребенка. При этом педагог не должен спешить с выводами и оценками - он должен помнить, что каждый ребенок проявляет себя по-разному, имеет право на свой собственный путь развития. Значение наблюдения как метода познания детей и наблюдательности воспитателя как его профессионального качества обстоятельно обсуждает Дженни Лешли .

Диагностический материал для выявления

Елизавета Иштыкова

В данном пособии предложен методический материал для проведения диагностики знаний по выявлению уровней и показателей сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста . Данные диагностики направлены на выявление у детей экологического сознания и отношения к природе. Диагностический материал предложен в вариативных формах.

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей.

Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

1. Знания

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным : с живым признакам.

Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост) . По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер : характеризуют свою группу живого в целом.

2. Отношение

Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность : интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения : модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ .

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла) : два набора - «много» воды - жарко; два набора - «много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек : карточки с условными обозначениями частей растения :

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.) ;

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.) ;

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей . Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в « Материале » наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям : предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах» .

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень - дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень - дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город) . Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ .

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город) ; наборы картинок растений и животных указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы) : леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи) ; луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей;

перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар) ; города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха) .

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей . Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию) ; каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

ОЦЕНКА.

Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка) .

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого) .

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированное представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное» . Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных : где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом : жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов) .

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны) ; знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет : на лугу, в поле, лесу и т. д.) . (Использование картины с сознательно допущенными ошибками : водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т. п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года). Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка : задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленноеги к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы , устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости) .

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе :

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностики воспитатели , педагог- эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить на детей карты экологической воспитанности .

Форма для записей воспитателя может быть разной : можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь (своеобразный «Дневник наблюдений» , выделив заранее разделы : «Поведение» (в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях. Еще вариант : результаты наблюдений фиксируются отдельно для каждого ребенка (отдельные странички с фамилиями детей в тетради или карточки на каждого из них). Для облегчения работы можно записывать высказывания детей на магнитофон или видеомагнитофон.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетание количественной и качественной диагностики , диагностирование ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели смогут заполнить «Карту экологической воспитанности ребенка» , которая составлена нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6-7 лет» (JT .А. Парамонова и др.) . В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту нужно аналогично другим картам такого же типа : утвердительный ответ педагога фиксируется галочкой, если данные неопределенные - знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей - ставится флажок (авторы «Карты индивидуального развития.» предлагают рассматривать такой флажок как сигнал неблагополучия). Обсудить карту целесообразно с экологом , психологом и родителями. Ниже приводится проект «Карты экологической воспитанности ребенка 6-7 лет» . Автор будет благодарен читателям за все высказанные замечания и предложения.

Карта экологической воспитанности ребенка 6-7 лет

ФИО___ДОУ №___

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность

Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы___

Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину - следствие, последовательность явлений) ___

Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)___

Умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразитель-ную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку___

Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки___

Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием

окружающей среды ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т. п.) ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т. п.) ___

Имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где - нельзя) ___

Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отно-шению к окружающей среде

Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут

нанести вред окружающей среде

Проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятель-ности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)

Диагностика знаний детей о природных объектах

1. Какие деревья ты видел на экологической тропе ? (Назвать основные виды деревьев : сосна, ель, береза, дуб, клен) .

2. Какие кустарники ты видел? (Ива, ольха серая, черемуха, малина) .

3. Какие травянистые растения ты видел? (Мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, плаун, папоротник, крапива двудомная, ветреница, тысячелистник, купальница, кипрей (иван-чай, кислица) .

4. Какие из них лекарственные? (Сосна, береза, ольха серая, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива двудомная, плаун, папоротник, тысячелистник, кипрей).

5. Какие ядовитые растения ты видел на экологической тропе ? (Печеночница, ветреница, купальница) .

6. Каких насекомых ты наблюдал на экологической тропе ? (Муравьи, бабочки, лесной клоп, кузнечик, майский жук) .

7. Каких птиц ты заметил на экологической тропе ? (Трясогузка, поползень, утки, дятел, грачи, синицы, воробьи, скворцы, пеночки, клесты, вороны).

8. Каких зверей ты видел? (Белки) .

9. Какие ландшафты ты встречал? Выбери на картинках. (Берег реки, холм, луг, лес, заболоченный участок) .

10. Отражение знаний в рисунке. (Высокий уровень - на рисунке изображены все объекты; средний уровень - на рисунке изображены только наиболее яркие объекты : высокие деревья, цветущие растения, река; низкий уровень - на рисунке изображены 1--2 объекта).

11. Отражение в речевой деятельности. Задание : расскажи, что ты видел на экологической тропе (по схеме) . (Высокий уровень - рассказ полный, обо всех объектах; средний уровень - рассказ о самых ярких, запоминающихся объектах; низкий уровень - перечисление объектов без подробного описания).

12. Самостоятельное ориентирование на экологической тропе . Задание : составь маршрут на панно.

Другие формы диагностики

Игры. Пример : игра в мяч по типу «Съедобное - несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая при-рода» . Педагог бросает ребенку мяч, называя объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если к неживой - отбрасывает. Второй воспитатель фиксирует результаты. На прогулке педагог продолжает игру по этой же теме : предлагает детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы. Другой вариант : воспитатель называет слово, дети должны определить, обозначает ли оно объект природы (если да, они прыгают, если нет - замирают на месте) . При этом взрослый делает обманные движения.

Сочинение сказок. Педагог предлагает дошкольникам сочинить сказку , определяя заранее тематику повествования и отмечая, насколько полно дети отражают в сказке пройденный материал . Диагностика может включать разные варианты. Например, педагог начинает сказку, дети - продолжают. Например, по теме «Ветер» .

«Жили-были два брата-ветра. Один из них был злым и колючим, его звали. (имя придумывают дети, а второй - ласковым и добрым по имени. Злой ветер срывал с людей шляпы, с домов - крыши, переворачивал корабли в море и был очень доволен своей работой. А младший брат, добрый ветер.».

Задание : продолжить сказку.

Еще вариант : один ребенок (или воспитатель) начинает сказку, ос-тальные продолжают по очереди, произнося одну - две фразы. Такие сказки (рассказы) можно сочинять и во время экскурсий. Например, вы стоите с детьми возле кротовой норы и предлагаете им сочинить сказку о кроте, который здесь обитает. Первый ребенок говорит : «Жил-был крот» . Второй : «Он был черный, толстый и слепой» . Третий : «Однажды крот решил отправиться в путешествие» и т. п.

Рассказы с ошибками. Педагог предлагает детям рассказы, сказки с ошибками. Они должны внимательно прослушать тексты и найти как можно больше неточностей, объяснить свою точку зрения. Вот пример рассказа с ошибками известного путешественника барона Мюнхгаузена.

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам».

Рассказы с вопросами. Составляются рассказы с вопросами, при ответе на которые дети используют полученную на занятиях информацию. Пример по теме «Летающие семена» .

«Однажды Катя с мамой гуляли по улице и любовались плывущими облаками. И вдруг Катя закричала : "Мама, мама, смотри, на крыше двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?"»

Вопросы ребятам : Кто, действительно, посадил одуванчик на крыше? Как он туда мог попасть? Может быть, его вырастил Карлсон? Какие еще растения могли бы забраться так высоко? (Дошкольники вспоминают материал о семенах , распространяемых ветром.)

Рисунки. 1. Рисунки с однозначным заданием (на знание и понимание материала ) . Выполняя задания такого типа, дети раскрашивают кон-турные изображения. Например, на листе бумаги изображены растения суши и водоемов. Задание : раскрасить только водные. Другой вариант : ребенку предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Раскрасить нужно только те из них, на которых нет признаков ветра. Дошкольники также получают задания, обозначенные с помощью различных знаков. Так, на одном из рисунков они должны дорисовать верхнюю часть дерева в наклоненном состоянии, учитывая направление ветра (оно было показано на листе с помощью стрелки) . Еще вариант : среди предложенных картинок дети выбирают сюжеты природоохранного содержания и отмечают их значками определенного цвета. Для таких целей используются и перфокарты.

2. Творческие рисунки помогают прежде всего определить эмоцио-нальное отношение ребенка к природе, его способность выражать чувства через изобразительное искусство (пример : выбор красок для определения «настроения» чистой и грязной реки, дерева в разную погоду и т. п.).

Обсуждение литературных произведений. Задания сказочных персонажей. Известно, что дошкольники с удовольствием выполняют просьбы различных сказочных персонажей. Так, часть диагностики можно проводить на экологической тропинке , оформив задания как пожелания хозяина этой тропинки - Боровичка.

Другие творческие задания. Для детей старшего возраста с высоким уровнем умственного развития можно предложить ряд особых заданий. Чтобы выполнить их, они должны воспользоваться уже полученной информацией, но не просто воспроизвести, а применить творчески. Вот примеры таких заданий по блоку занятий «Воздух» .

1. Ветер - известный шутник. Но мало кто знает, что он умеет делать флаги. Конечно, это не настоящие знамена с полотнищами, а особые, природные флаги. Где их можно увидеть? Если забраться высоко

Высоко в горы, почти у самых вершин можно обнаружить удивительные деревья : все ветки у них с одной стороны. Издалека кажется, что кто- то расставил на склоне горы флаги. Это - работа ветра. Как ему удается превратить обычное дерево в дерево-флаг?

2. Однажды ученые приплыли на небольшой остров и стали изучать обитающих на нем животных. Они были очень удивлены, что большин-ство насекомых (стрекоз, жуков) почти не умеют летать, зато хорошо ползают. Оказалось, что крылья им не нужны. Сначала ученые недоумевали, но потом решили : во всем виноват ветер. Дело в том, что на острове постоянно дуют сильные ветры : с утра до ночи и с ночи до утра. Возможно, они решили поселиться на этом острове. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летают, а ползают по земле?

Литература. Воспитатель подбирает соответствующие тематике рассказы, стихи и составляет к ним комплекс вопросов (на усвоение знаний, развитие образного мышления и т. п.) .

Диагностирование поведения ребенка и его отношения к природе.

Создание проблемных ситуаций как форма диагностики уже используется в экологическом образовании . При таком подходе взрослый целенаправленно, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и наблюдает за его поведением. Важно не ограничиться фиксацией наблюдений, а выяснить хотя бы некоторые причины несоответствия между «словом и делом» .