Татьяна ликсутова - обворожительная евромиллионер, завидная невеста. Офшорный госслужащий

Ликсутов Максим Станиславович - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В прошлом эстонский и российский предприниматель. В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов не входил.

Биография

Ликсутов Максим Станиславович , 19.06.1976 года рождения, уроженец г. Локса Харьюского района Эстонской ССР. До 2011 год имел гражданство Эстонской республики.

Родственники. Мать: Ликсутова Нина Владимировна, 07.06.1947 года рождения, пенсионерка. В настоящее время постоянно проживает в Москве. По некоторым сведениям, на нее записана вся недвижимость Ликсутова.

Жена (бывшая): Ликсутова Марта Валериановна, 13.03.1974 года рождения, ранее была представителем компании Transgroup Invest в Москве.

Жена (бывшая): Ликсутова Татьяна, 18.09.1979 года рождения, бывшая топ-модель. Обладая состоянием более 100 миллионов евро, является богатейшей женщиной Эстонии и входит в число двадцати самых богатых людей страны.

Награды. Орден Дружбы (5 апреля 2017 года) - за большой вклад в реализацию проекта реконструкции и развития Московского центрального кольца.

Состояние. В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку , занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером». Согласно декларации о доходах, за 2012 год Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб, имеет три земельных участка и жилой дом площадью 2130 кв.м. в России, жилой дом и земельный участок в Италии, две квартиры и шесть земельных участков в Эстонии; четыре автомобиля класса «люкс», в том числе два суперкара Lamborghini Diablo и Dodge Viper, а также пять мотоциклов. Всего в семье Ликсутова 8 автомобилей в разных странах, куда чиновник приезжает по делам и на отдых. Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 кв.м..

Увлечения. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне. На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре.

Образование

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «финансы и кредит» и Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Трудовая деятельность
  • Проживая в Эстонии, Ликсутов наладил бизнес по очистке и перевалке кузбасского угля в порту Таллина. Занимался также сбытом угля как в Эстонии, так и за ее пределами.
  • Несмотря на то, что с 1998 года фактически постоянно проживал в Москве, в 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» (в 2011 году отказался от гражданства).
  • С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях, таких как ОАО «Первая Грузовая Компания» и ОАО «ТрансКонтейнер».
  • С 2001 по 2011 год был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп», а с 2003 по 2011 год – членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
  • С 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс» и владел 25% акций этой компании.
  • В апреле 2011 году был назначен на пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожной транспортной инфраструктуры. В декабре того же года стал руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
  • С 25 сентября 2012 года одновременно является заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Связи/Партнеры

Аксененко Рустам Николаевич , 29.07.1974 года рождения, предприниматель, сын бывшего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко. В настоящее время возглавляет одну из дочерних структур «Стройтрансгаза» и постоянно проживает в Швейцарии. Благодаря знакомству с Аксененко бизнес Ликсутова и его компаньонов серьезно продвинулся. В настоящее время продолжают поддерживать контакты.

Глинка Сергей Михайлович , 31.05.1966 года рождения, предприниматель, член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». Бывший сосед Ликсутова, знает его с детства. В 1990-е годы вместе занимались транзитом угля из Кузбасса через Эстонию, причем Ликсутов начинал как помощник Глинки. До сих пор сохраняют теплые отношения. Ликсутов чтит Глинку как своего учителя и старшего товарища.

Махмудов Искандар Кахрамонович , 05.12.1963 года рождения, предприниматель, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании. Основной бенефициар ЗАО «Трансмашхолдинг». Ликсутов считается его человеком. На своем посту Ликсутов лоббирует, в том числе, интересы Махмудова.

Собянин Сергей Семенович , 21.06.1958 года рождения, мэр Москвы. По договоренности с лоббистскими группировками (Махмудова, Когана) продвинул Ликсутова на пост вице-мэра. В настоящее время Собянин доверяет Ликсутову и его доверие к нему не поколебала даже недавняя катастрофа в метрополитене с многочисленными человеческими жертвами.

К информации

Деловая карьера Ликсутова началась в 1996 году, когда он сошелся со своим соседом по дому Сергеем Глинкой , который был на десять лет старше Максима и делал «очень серьезные дела», да такие серьезные, что мог с завидной частотой менять машины престижных марок и посещать самые дорогие рестораны Таллина. Наиболее серьезным из его дел была очистка и перевалка кузбасского угля в таллинском порту.

Вначале Ликсутов был «на подхвате» у Глинки. Максим Станиславович отличался исполнительностью и умением договариваться с деловыми партнерами. Вскоре ему удалось не только наладить контакты с «нужными людьми» в порту, но и достать нужное оборудование, а также организовать работу с предпринимателями по сбыту угля как внутри Эстонии, так и на экспорт. Дела у Глинки резко пошли в гору, его угольный терминал процветал. Но настоящий успех к Глинке и Ликсутову пришел тогда, когда они сделали своим деловым партнером Рустама Аксененко , сына Николая Аксененко , министра путей сообщения РФ, который тогда всерьез рассматривался в качестве возможного преемника Бориса Ельцина .

Первым их совместным проектом с Аксененко была компания по реализации грузов, владельцы которых не смогли заплатить МПС РФ за их доставку в Таллинский порт. В ноябре 1999 года Максим Станиславович возглавил экспедиторскую фирму «Юнитранс», которой МПС предоставляла большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. В 2000 году оборот компании превысил 280 миллионов долларов.

Сколотив отменный капитал, Ликсутов перебрался в Москву, где стал членом совета директоров таких серьезных структур, как ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер». А в 2001 году он возглавил совет директоров ООО «ТрансГрупп», железнодорожного оператора с собственным парком из нескольких десятков вагонов. На тот момент эта компания была чуть ли не единственной в России, которая могла себе позволить иметь такое количество подвижного состава.

В 2003 году бизнес независимых от МПС операторов получил дополнительную возможность для маневра, поскольку железнодорожники ввели т.н. вагонную составляющую. Она заключалась в том, что владельцы вагонов получали 15% скидки от действующего тарифа и в этих рамках изменяли цены за перевозку. К 2005 году среди клиентов «ТрансГрупп были «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Сибур». Так, за несколько лет небольшая экспедиторская фирма превратилась в гигантскую транспортную компанию, обладающую парком в 10 тысяч вагонов и выручкой почти миллиард долларов в год. «ТрансГрупп» вошла в пятерку крупнейших железнодорожных операторов России с объемом перевозок в 30 миллионов тонн в год.

В начале 2000-х годов совладельцы «Трансгрупп» начали скупку российских заводов, производящих локомотивы, вагоны и поезда метро. Так появилась одна из крупнейших машиностроительных групп в РФ – ЗАО «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 предприятий. Максим Станиславович в период с 2003 по 2011 год был членом его совета директоров.

Бенфециарами «ТрансГрупп» являлись три человека: Ликсутов, Глинка и Искандар Махмудов . При этом двое последних определяли стратегию развития бизнеса, а Максим Станиславович отвечал за оперативное управление. Фактически он мало чего решал, зато умел красиво говорить и пускать пыль в глаза журналистам. Поэтому вскоре Ликсутов стал «лицом компании».

В апреле 2007 года власти Эстонии демонтировали памятник павшим советским воинам (т.н. Бронзовый солдат) в центре Таллина, перенеся его на Военное кладбище. Данный шаг спровоцировал крупные беспорядки русскоязычного населения эстонской столицы. Максим Станиславович, который всегда старался подальше держаться от политики, неожиданно выступил резко против переноса памятника, за что подвергся резкой критике в Эстонии. В результате Ликсутов обиделся и объявил о том, что переводит весь свой бизнес из Таллина в Москву.

На самом деле Максим Станиславович лукавил. На тот момент его основной бизнес уже был в России. К примеру, ООО «ТрансГрупп – Финансы и инвестиции» была зарегистрирована в Москве. Что касается эстонской компании Transgroup Invest, то ей принадлежали лишь простаивающий угольный терминал в таллинском порту и ресторан итальянской кухни «Gianni» в центре Таллина. Все бизнес-проекты Ликсутов также давно уже осуществлял в России.

Раз уж зашла речь о бизнес-проектах Максима Станиславовича, то хочется поговорить о них поподробнее. Ликсутов всегда хотел сделать в России нечто «западное», такое «как в Европе». После некоторых раздумий он остановился на электропоездах повышенной комфортности. Первая такая электричка, между Москвой и Калугой, была запущена «ТрансГрупп» совместно с РЖД в 2004 году. Но истинным ликсутовским детищем стала не она, а «Аэроэкспресс».

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году, когда фирменные электрички начали ходить от Савеловского вокзала до станции Лобня. Затем, после того как была выстроена ветка от Лобни до аэропорта Шереметьево, а в самом аэропорту – современный пассажирский железнодорожный терминал, электрички были пущены с Белорусского вокзала. Таким образом, путь до Шереметьево составил всего полчаса. Идея вышла весьма удачной, и вскоре подобные электрички начала ходить от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до Внуково. Максим Станиславович был генеральным директором ООО «Аэроэкспресс», ему принадлежали 25% акций компании.

В марте 2011 года на аэроэкспрессе от Шереметьево до Белорусского вокзала прокатился в компании президента РЖД Владимира Якунина и мэра Москвы Сергея Собянина тогдашний глава Правительства РФ Владимир Путин , который всю дорогу слушал рассказ Ликсутова о преимуществе скоростной электрички над автомобилем. Владимиру Владимировичу очень понравилась поездка. Кроме того, ему приглянулся расторопный молодой человек с лучистым взглядом, поэтому будущее Максима Станиславовича было предрешено. Спустя месяц после этой судьбоносной поездки Ликсутов стал советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Несмотря на то, что Максим Станиславович отказался буквально в день своего назначения на должность от всех своих долей в бизнесе, он продолжал генерировать идеи, способные принести прибыль. Так, он решил заняться запуском пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. По мысли Ликсутова, на базе слабо загруженной грузовой железной дороги должна быть открыта скоростная пассажирская линия, интегрированная с транспортными системами города. Этот проект понравился даже скептически настроенному к идеям «собянинских выдвиженцев» эксперту из НИИ транспорта Михаилу Блинкину , который назвал его «реализацией общеевропейского тренда на интеграцию железных дорог с метро и трамваем».

Денег на эту «интеграцию» не пожалели, выделив на нее почти полтриллиона рублей в рамках программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы», что составило пятую часть всего ее бюджета. Летом 2011 года был создан оператор проекта, совместная компания правительства Москвы и РЖД «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 5 млрд рублей.

Разработкой проекта организации пассажирского движения по железнодорожному кольцу занялась компания «Интегрированные транспортные системы», принадлежащая на 75% бывшему топ-менеджеру ЗАО «Трансмашхолдинг» Михаилу Онофрийчуку. Саму же МКЖД возглавил бывший «Трансмашхолдинга» Михаил Хромов . Ну а «Трансмашхолдинг», само собой, выиграл тендер на закупки электропоездов для Малого кольца. Разумеется, эти назначения состоялись не без участия Максима Станиславовича.

Кстати, тот самый опекаемый Ликсутовым «Трансмашхолдинг» стал основным производителем подвижного состава для московского метро. Метрополитену на закупки вагонов еще в 2011 году было выделено более 40 миллиардов рублей, которые, разумеется, не без помощи Максима Станиславовича были освоены «правильными людьми». Сами же ликсутовские вагоны производства «Трансмашхолдинга» пассажиры с самого начала ругали за то, что они крайне неудобны. Ну а теперь выяснилось, что они к тому же и смертельно опасны.

В декабре 2011 года Ликсутов пошел на повышение, став руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первым делом Максим Станиславович отказался от эстонского гражданства, которое он получил в 2005 году «за вклад в развитие местной экономики», а затем принялся за реализацию своих задумок, возникших у него еще в бытность советником мэра.

Так, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, которую в 2011 году начал вице-мэр по вопросам транспорта Николай Лямов . Максим Станиславович объявил, что такие полосы будут действовать только в будни, и вообще новых «выделенок» и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется. В апреле 2012 года он объявил о введении с 1 января нового 2013 года платы за парковку в центре Москвы в пределах Бульварного кольца.

Своей энергией и «креативностью» Ликсутов выигрышно выделялся на фоне своего шефа Лямова, который даже внешне был похож на типичных «крепких хозяйственников» позднесоветского разлива, да к тому же злоупотреблявшего спиртным. В сентябре 2012 года Собянин освободил Лямова от должности вице-мэра, назначив на его места Максима Станиславовича. При этом Ликсутов сохранил за собой пост руководителя департамента.

За те почти два года, что Максим Станиславович руководит транспортом и дорожной инфраструктурой Москвы, в его голове возникло много разных идей, иногда даже и неплохих. Только вот с их реализацией было гораздо хуже.

В частности, ему не удалось ни обеспечить порядок в зоне платной парковки, которая расширилась до пределов Садового кольца, ни «восстановить престиж» московского трамвая, с выделенными полосами тоже оказалось не все гладко. Собянинская «метростроительная гонка», инициатором которой во многом был Ликсутов, привела к ряду сбоев работы метрополитена и аварий, апогеем которых явилась июльская катастрофа 2014 года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Сроки сдачи МКЖД, несмотря на запредельное финансирование, фактически оказались сорванными.

К другим грандиозным ликсутовским провалам следует отнести проекты создания сети велопроката и велодорожек, а также улучшения пешеходной инфраструктуры. При этом Максим Станиславович немотивированно ополчился на троллейбусы и с упорством маньяка отстаивает сохранение турникетов в наземном транспорте. Несмотря на дифирамбы, которые поют Ликсутову «прикормленные» блоггеры, такие как Илья Варламов («Zyalt»), в деятельности Максима Станиславовича имеются лишь мелкие достижения на малозначительных направлениях. Программу же по развитию транспортной системы Москвы смело можно считать проваленной.

Будучи вице-мэром, Ликсутов также оказался в центре скандала, в результате которого он даже был вынужден развестись с женой, правда, как говорят злые языки, фиктивно. Его супруга Татьяна, бывшая топ-модель и владелица ресторана итальянской кухни «Gianni», обладая состоянием более 100 миллионов евро, считалась самой богатой женщиной Эстонии. Максима Станиславовича обвиняли в том, что его жена является лишь прикрытием бизнеса мужа, который он ведет, будучи госслужащим. В результате, в июне 2013 года Татьяна переоформила себе в собственность 50% акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе, сумма активов которого превышает 200 млн. евро, а также девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi. Но Ликсутову этого показалось мало, и в январе 2014 года он официально заявил, что с июня 2013 года находится в состоянии развода с Татьяной.

Не успев остыть от одного скандала, Максим Станиславович оказался в эпицентре нового. Так, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заподозрил его в том, что он является акционером офшорной кипрской компании Intellectico holdings limited. Сам Ликсутов заверял, что документы на выход из этой компании были подписаны им еще в 2010 году, то есть до поступления на госслужбу. Однако дотошные сторонники Навального выяснили, что Максим Станиславович владел акциями по состоянию на 6 мая 2014 года, а сама Intellectico holdings limited была акционером ЗАО «Трансмашхолдинг». В ответ Ликсутов заявил, что вышел из состава акционеров Intellectico holdings limited еще в декабре 2012 года. В свою очередь Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции не нашел в деятельности Максима Станиславовича фактов нарушения законодательства РФ. Ликсутов же подал на Навального и ФБК в суд, требуя с них 3.5 миллиона рублей.

Максим Станиславович Ликсутов является представителем «эффективных менеджеров» нового поколения. Он умеет хорошо одеваться, красиво говорит, почти не пьет и не сквернословит. Он действительно напоминает европейца, а не типичного российского чиновника, высмеянного еще Салтыковым-Щедриным. Но все же «европейскость» Ликсутова наносная, поверхностная. Внутри он представляет собой такого же вороватого и некомпетентного чинушу, уверенного в своей безнаказанности, каких, к сожалению, обретается великой множество в руководящем звене государственных структур РФ.

Как представляется, после недавней катастрофы в московском метро Максим Станиславович все же сохранит свое кресло. Слишком уж он самоуверенно себя ведет, слишком многие «солидные люди» хотят, чтобы он продолжал свою деятельность на этом посту. Главным виновником несчастья будет назначен, скорее всего, начальник метрополитена Иван Беседин

Ликсутова Татьяна (родилась 23 августа 1979 года, Эстонская ССР, СССР) — эстонская предпринимательница, бывшая жена заместителя мэра Москвы . Владелица ресторана итальянской кухни Gianni в Таллине и популярная модель.

В сентябре 2013 года Татьяна Ликсутова, имеющая гражданство Эстонии, названа самой богатой женщиной Эстонии с состоянием в 103,6 миллиона евро. В полном списке самых состоятельных людей Эстонии она заняла 12-е место.

Ликсутову публично адресовались обвинения в том, что его развод был фиктивным и являлся способом укрыть бизнес-активы, однако вице-мэр опровергал это. Тем не менее сразу после принятия Госдумой России закона о запрете иностранных акций и счетов для чиновников, Татьяна Ликсутова в марте 2013 года обратилась в Замоскворецкий суд Москвы с заявлением о разводе. А в июне 2013 года Ликсутов передал Татьяне акции компании Transgroup Invest AS (50% акций, оставшиеся 50% принадлежат предпринимателю Сергею Глинке), владеющей акциями « », « » и других транспортных фирм. На 2018 год активы холдинга превышают 200 миллионов евро. В собственность Татьяны Ликсутовой от мужа, занявшего пост вице-мэра Москвы, в связи с этим также перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее самому Максиму Ликсутову.

Алексей Навальный и созданный им Фонд борьбы с коррупцией обвинил Ликсутова в нарушении российского законодательства и конфликте интересов, состоящем в том, что один из ключевых руководителей правительства Москвы, определяющий инвестирование бюджетных денег в общественный транспорт, сам ведёт свой личный бизнес в этой же сфере. Ликсутов обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и сумел взыскать с оппозиционера 600 200 рублей.

У супругов Ликсутовых двое сыновей, кроме того уже после развода с Ликсутовым в 2015 году Татьяна Ликсутова родила дочь. При этом в новый брак ни один из бывших супругов не вступил.

Связанные статьи

    Как чиновники избавляются от бизнеса и недвижимости за рубежом

    Тупиковые ветки: зачем РЖД продает долю в «Аэроэкспрессе»

    Госмонополия одобрила продажу 25% «Аэроэкспресса», на развитие которого было потрачено 46 млрд рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?

    Как «развели» министра Ликсутова?

    После того, как руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов был уличен в фактическом занятии бизнесом, ему пришлось развестись с женой. Однако, это больше походит на попытку сохранить свои активы и уйти от ответственности, сообщили в оппозиционных кругах.

В швейцарскую прокуратуру поступили материалы от департамента экономических преступлений МВД Франции, в которых упоминается имя Максима Ликсутова – заммэра Москвы. Станет ли это для чиновника-бизнесмена началом конца?

Когда в нашей стране больших бизнесменов подозревают в крупных хищениях бюджетных средств, их порой не спасают ни деньги, ни связи, ни громкие имена. Если дана отмашка сверху – уже не выплыть.

Понятно, что никто не верил в то, что он отошел от бизнеса ради гордого звания чиновника. Но все-таки сообщение французов о том, что Максим Ликсутов – теневой владелец «Инбанка», через который выводятся деньги в оффшорные зоны околоевропейских стран и распыляются на счета разных физлиц, способно вызвать удивление. Оказывается, Максим Ликсутов не просто в бизнесе – он в нем по самое некуда. Да еще с явным криминально-коррупционным оттенком.

Максим Ликсутов и Инбанк

Вот, например, лишь один из подозрительных траншей – на счёт самого «Инбанка» в Bank of Cyprus поступили 49 млн евро от фирмы, принадлежащей . Эти средства затем были переведены на швейцарский счёт Ликсутова. За какие такие услуги заммэра Москвы, который официально не является коммерсантом, получил этот перевод от олигарха?

Европейских правоохранителей этот вопрос крайне заинтересовал. Об интересе к этому наших российских правоохранительных структур пока ничего не известно. Может, поэтому мы не слышим о «деле Ликсутова» по аналогии с делами дагестанских бизнесменов?

Malver Holdings

Вообще, на Ликсутова (то ли бизнесмена, то ли чиновника) много где чего заточено. Например, в СМИ проходила информация о том, что бенефициаром владельца Wi-Fi в метро Москвы, компании «Максима Телеком», является некий гражданин Эстонии Урмо Валлнер, который через малоизвестный оффшор Malver Holdings связан с очередным бизнес-партнёром Ликсутова – Алексеем Криворучко, гендиректором концерна «Калашников» и компании «Аэроэкспресс».

Отсюда выходит, что по такой вот хитрой схеме весьма доходная сеть в метро без тендера фактически досталась всё тем же Махмудову и Бокареву, также как и заказ для ТМХ на производство вагонов для метро на 40 млрд рублей и поставку поездов «Иволга» для МЦД на 12 млрд рублей.

Ну, а все эти серые и черные схемки, судя по всему, проходят через одобрение Ликсутова. Не потому ли он самый богатый чиновник в московской мэрии, чей доход в 2017 году превысил собянинский почти в 40 раз? Неужели у наших силовиков не возникло к нему ни одного вопроса на тему «откуда дровишки»?

Русский торговый банк

Вот у их французских коллег вопросы к тому же Керимову возникли – и, похоже, они умеют их правильно задавать. Показания Керимова уже дали четкий след на связи сенатора и нескольких российских бизнесменов через владение долями Bank of Cyprus. В первую очередь это – Виктор Вексельберг. А еще Керимов «слил» инфу о том, что в акционерах банка числился и топ-менеджер Сбербанка Максим Полетаев.

Там вообще все, конечно, путано-перепутано – но европейские следаки сумели потянуть за нужные ниточки и клубок уже потихоньку распутывается. Вот, например, уже известно, что компания Lamesa Holding, принадлежащая Вексельбергу, так же принадлежит частично жене Максима Полетаева. Через эту же компанию вышеупомянутый швейцарский счет Ликсутова пополнился на 49 млн. евро.

И не последнюю роль во всех этих «транзакциях» играет Инбанк, к которому Ликсутова привязывают, как тайного владельца. Что вот интересно, после ряда запросов прокуратуры Швейцарии в ЦБ, была отозвана лицензия у Банка РТБ (Русский торговый банк – КБ «РТБК»). А до этого через банк ну просто оптом шел транзит сотен миллионов долларов каждый месяц, в том числе, и через конверсионные счета Инбанка – а наш родной регулятор словно ослеп и оглох. Чтобы у ЦБ открылись глаза, понадобилось вмешательство швейцарских прокуроров. У нас своих, похоже, нет.

Может, слепота нашего регулятора связана с тем, что КБ «РТБК», неоднократно попадавший под контроль прокуратуры Швейцарии, активно сотрудничал с Sberbank CIB (швейцарская дочка), который регулярно закупал наличные доллары, и которые потом КБ «РТБК» продавал своим частным клиентам. Среди них были и Алексей Патрушев и Максим Полетаев, чьи счета в швейцарских банках обнаружил МВД Франции после верификации всех транзакций Керимовым за период 2008-2018.

Все собственники КБ «РТБК» владели банком через оффшоры, этак скрытненько – а если еще учесть, что все эти офшоры имеют действующие счета в Bank of Cyprus, то это объясняет возможно тот самый замкнутый круг вывода госсредств при посредничестве Сбербанка и слепоте ЦБ, а так же помогает прокачивать украденные средства и, перекидывая со счета на счет, делать легальными.

И после всего этого наши главные силовики делают удивленные глаза, рассказывая о том, сколько сотен миллиардов выведенных из России рублей осело где-нибудь на банковских счетах в Англии. По сути-то, вывод капиталов происходит прямо на глазах у властей – а, может, и при прямом их попустительстве. Зачем тогда все эти лозунги на тему борьбы с коррупцией и прочее?

В 2011 году журнал Forbes оценивал состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году – уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова СМИ называли миллиардеров Сергея Глинку, занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова, предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова.

С началом карьеры чиновника Максиму Ликсутову пришлось избавляться (как минимум, номинально) от разных бизнес-активов. И все равно он оставался богатейшим членом команды Собянина. Согласно декларации о доходах, за 2012 год Максим Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб.

За 2017-й Ликсутов заработал 219,6 млн. руб. – что, кстати, в 32 раз больше, чем годом ранее (6,8 млн. руб.).

Что же касается московской биографии Максима Ликсутова, то с его именем, к примеру, связано появление в лексиконе пассажиров Московской железной дороги слова «пустовоз». Так называли аэроэкспрессы в Шереметьево, когда они с 2008 года в течение ряда лет курсировали каждые полчаса, даже в пиковые часы заполненные максимум на треть.

Тем не менее, будучи гендиректором «Аэроэкспресса», Максим Ликсутов отправлял экспрессы в аэропорт Шереметьево, «невзирая на то, есть пассажиры или нет». В силу этого разрыв между обычными дешевыми электричками достигал чуть ли не часа – да и уже пришедшие и переполненные пассажирами, они, бывало, стояли по четверти часа, чтобы «дать лыжню» почти пустому «экспрессу».

Вообще, Максим Ликсутов стоял у истоков этой компании, был ее гендиректором и только напрямую владел четвертью акций. Став московским чиновником, он визуально должен был потерять коммерческий интерес к «Аэроэкспрессу» – но он стал еще больше. Теперь ведь в руках Ликсутова были еще и властные рычаги.

Итог такой работы на благо столицы – «Аэроэкспресс» был и остается монополистом в сфере скоростных перевозок в московские аэропорты, а никакой альтернативы, возможно, более дешевой и более удобной, у москвичей и гостей столицы так и не появилось.

Если Максим Ликсутов не аффилирован с «Аэроэкспрессом» – тогда в чем его неугасающий интерес к этой компании? Ностальгия? Даже не смешно.

Точно так же ни при чем здесь тоска по малой родине, когда видишь то тут, то там эстонский след на территории столицы России. На чем основан выбор некоей «НАУ Инновейшнс» из Эстонии для обустройства платных парковок в московских дворах? Не нужно быть докой, чтобы понять – деньги и взаимный интерес. Парковок, правда, при помощи эстонцев не появилось, но контракты, говорят, оплачены.

Вообще, заключение невыполнимых контрактов и их оплата уже прочно вошли в обиход департамента транспорта при господине Ликсутове. Доходило до абсурда – в свое время подконтрольное мэрии ГКУ АМПП были пойманы на проведении тендеров на охрану парковок по адресам, где их и близко не было. То есть, дошло уже до откровенных наглых афер.

Но закончилась история буднично – в октябре 2017 года АМПП был оштрафован на 80 тысяч рублей. И это при ущербе в десятки миллионов. При этом никого даже не уволили – не говоря уж о привлечении кого-то к уголовной ответственности за мошенничество.

АМПП продолжает работать в прежнем русле. Сейчас вот закупает эвакуаторы – слишком много в Москве развелось автомобилистов. Так работает департамент транспорта московской мэрии под руководством Максима Ликсутова. Но по нему не работают компетентные органы.

Блог Навального и Ликсутов

Вокруг дел господина Ликсутова всегда множество странностей. В свое время на заседании президиума Совета при мэре Москвы по противодействию коррупции рассматривали вопрос о владении заместителем мэра столицы Ликсутовым акциями некой иностранной компании «Интеллектико Холдинг Лимитед». Заседание прошло гладко и в итоге объявило «ответчика «белым и пушистым».

Блог Навального в ответ выражал сомнение в эффективности Совета по противодействию коррупции и привел свои доводы, которые Совет не заметил или заметить не захотел. В блоге говорилось о том, что чиновник Ликсутов, несмотря на заявления о выходе из компании, мог владеть ее акциями и позже. А если это так, то он нарушал законы, запрещающие региональным чиновникам владеть активами за границей с августа 2013 г.

Вскоре после публикации ФБК, Максим Ликсутов на своей странице Facebook прокомментировал обвинения сотрудников Навального. По его утверждению, документы на выход из компании он подписал задолго до поступления на госслужбу – тем более, что фирму собирались ликвидировать. Однако, процесс ликвидации завершен не был – и де-юре Ликсутов еще мог числиться в акционерах «Интеллектико Холдинг Лимитед» уже будучи чиновником.

Однако, Навальный на этом не успокоился и в продолжение истории заявил, что Ликсутов передал свою долю в офшоре номинальному собственнику – а сам де-факто остался хозяином положения. В качестве доказательств сотрудники ФБК даже публиковали выписки из кипрского реестра. Из них якобы следовало, что произошла передача акций компании Intellectico Holdings Limited номинальному собственнику Alfo Trustees Limited.

Поставками и экспортом кузбасского угля в Эстонии. В это время начал сотрудничать с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения Николая Аксененко.

4 сентября 2012 года - Татьяна Ликсутова передала 3,61% акций «Трансмашхолдинга» (ими она владела через несколько компаний) кипрской фирме UTENTO HOLDINGS LIMITED. Ее владельцы - профессиональные управленцы чужим имуществом. Рыночная цена этих акций оценивается минимум $50 млн. В декларации за 2012 год доход Татьяны Ликсутовой указан 2,8 млн руб (меньше $100 тыс.).

26 декабря 2012 года - Ликсутов заявил «Ведомостям», что расстался с транспортным бизнесом. «Я продал все совместные с бывшими партнерами активы. У меня не осталось никаких активов, кроме ресторана в Таллине, который принадлежит супруге, и моей личной недвижимости» - сообщил чиновник изданию. Он оценил стоимость активов в «несколько сотен миллионов долларов» и добавил, что «деньги за активы практически все уплачены и он намерен держать их на депозитах в российских банках».

22 февраля 2013 года - Госдума в первом чтении приняла закон о запрете иностранных акций и счетов для чиновников.

4 марта 2013 года - Татьяна Ликсутова обратилась в Замоскворецкий суд с заявлением о разводе.

19 мая 2013 года - закон о запрете иностранных акций и счетов опубликован в «Российской газете» и вступил в силу. По нему чиновники должны избавиться от активов до 19 августа.

20 июня 2013 года - Ликсутов передал жене Татьяне акции компании Transgroup Invest AS, владеющей акциями «Аэроэкспресса», «РейлТрансАвто» и других транспортных фирм. В иске чиновник подтвердил передачу активов жене 20 июня.

26 июня 2013 года - Замоскворецкий суд вынес решение о разводе Ликсутова с женой .

17 января 2014 года - чиновник заявил в интервью «Эхо Москвы», что «акции Трансмашхолдинга реально проданы были в сентябре 2012 года».

27 мая 2014 года - в блоге Навального от его имени опубликовали выписку из кипрского реестра, по которой Ликсутов является владельцем акций компаний INTELLECTICO HOLDINGS LIMITED, что является нарушением закона. Чиновник ответил на это обвинение на странице в фейсбуке.

Молодой и очень состоятельный заместитель московского мэра, Максим Ликсутов, биография которого вызывает большой интерес у общественности, известен многими резонансными заявлениями. Его путь удивляет неожиданными поворотами и высокой интенсивностью событий. Расскажем о том, как Максим Ликсутов (фото приложены к статье) стал миллионером, а потом перешел на административную работу, и о том, как складывалась его личная жизнь.

Детство и семья

19 июня 1976 года в небольшом городке Локса появился на свет мальчик Максим Ликсутов, биография, родители которого были связаны в то время с Эстонией. О своих папе и маме сегодняшний чиновник не говорит. Известно, что они работали на судостроительном заводе. Ликсутовы происходят из Тульской области, но еще до рождения Максима они перебрались в Эстонскую ССР. С ранних лет мальчик начал заниматься спортом, подводным плаванием. Уже в 12 лет он становится чемпионом Эстонии по скоростному подводному плаванию, в следующие 2 года он подтверждал свой титул. В 1990 году стал победителем первенства между скандинавскими странами. В 1993 году в составе команды пловцов устанавливает рекорд по преодолению 100-метровой дистанции в бассейне и попадает в Книгу рекордов Гиннеса.

Образование

О том, как Максим Ликсутов, биография которого началась в Эстонии, учился в школе, ничего не известно. После школы юноша отправился учиться Калининград, в технический университет, где изучал бухгалтерский учет и финансы. Позже он окончил престижную Академию им. Г.В. Плеханова по специальности «Финансы и кредит». А в 2012 году получил также диплом по направлению подготовки «Менеджмент организации». Чиновник свободно говорит на 4 языках: русском, эстонском, английском и шведском.

Предпринимательство в Эстонии

Заниматься бизнесом Максим Ликсутов, семья которого не имела отношения к предпринимательству, начал еще в студенческие годы. В Эстонии сосед по дому и приятель Глинка, позвал молодого человека во вновь создаваемую компанию по очистке и транспортировке угля из Кемерова в порту в Эстонии. Несмотря на молодость, Ликсутов хорошо справлялся с новой детальностью. Он быстро учился ведению бизнеса и показывал хорошие коммуникативные способности, ему удавалось легко достигать договоренностей с самыми сложными партнерами. Бизнес начал быстро расти и расширяться, в компанию приходит Рустам Аксененко, сын министра путей сообщения РФ, что способствовало укреплению фирмы. Партнеры приобретают новое оборудование, налаживают экспорт российского угля за рубеж, для этого они строят специальный терминал в эстонском порту.

В 2005 году Максим получил гражданство Эстонии как награду за вклад в развитие экономики страны. Но в 2007 году в его бизнесе наступают серьезные затруднения. Это связывают с некоторыми резкими высказываниями Ликсутова о политике Эстонии по отношению к России. Он начинает постепенно переводить активы в Россию.

Российский бизнесмен Ликсутов

С 1999 года Максим Ликсутов, биография которого уверенно идет в гору, находит новое применение своим знаниям и талантам. В этом году он становится генеральным директором крупной компании «Иристон-Сервис», занимающейся железнодорожными перевозками в России, которая в тот период уверенно выходила в число лидеров страны по экспедиторским услугам.

В этом же году Ликсутов становится президентом транспортной компании «ЮниТранс», которая работала на рынке международных перевозок. Он входил в советы директоров «Первой грузовой компании» и ОАО «Трансконтейнер».

В 2002 году Максим стал представителем компании «ВорлдВайд Инвест АС», также он входил в совет директоров ЗАО «Трнасмашхолдинг».

В 2009 году Ликсутов становится генеральным директором крупной железнодорожной компании «Аэроэкспресс», которая занималась развитием сети электропоездов, связывающих Москву с аэропортами. Именно Максим стал автором перспективного проекта по развитию региональной железнодорожной сети, которая бы связала столицу скоростными линиями со многими городами Подмосковья. В 2011 году Ликустов вместе с президентом «РЖД» проводил ознакомительную поездку для президента России В. Путина и мэра Москвы С. Собянина на аэроэкспрессе. Он очень убедительно рассказывал о перспективах развития железнодорожного транспорта, чем, несомненно, впечатлил главу государства.

Правительство Москвы

Знакомство с Президентом не прошло для транспортника даром. В апреле 2011 года Ликсутов Максим Станиславович, биография которого набирает обороты, становится советником мэра Москвы С. Собянина по вопросам транспорта и развития дорожной инфраструктуры столицы. Уже в декабре его назначают на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорог. Мэр при назначении выразил уверенность, что опыт работы в бизнесе Ликсутова станет залогом его успешной работы на благо города. Новоиспеченный чиновник пообещал, что оставит свои бизнес-интересы и передаст активы другим акционерам. В 2012 году он становится заместителем Собянина по вопросам транспорта и дорожной инфраструктуры.

На него легли обязанности по реконструкции Малого железнодорожного кольца столицы. Также он занимается созданием единого парковочного пространства в Москве, обновлением парка транспортных средств столицы, развитием сети и сети велосипедных дорожек. Он лично занимался курированием процесса по внедрению единого транспортного билета в Москве, а также модернизацией пешеходного пространства города. Важной задачей, которую был призван решить Ликсутов, была проблема пробок. В связи с этим он занимается строительством новых дорог, снижением въездного трафика в центр столицы, развитием железнодорожного транспорта. Окончательно эти проблемы не устранены, но Ликсутов уверяет, что улучшения наблюдаются.

Самые резонансные решения и инициативы

Когда Максим Ликсутов, биография которого на долгие годы связана с московским транспортом, стал главой «Аэроэкспресса», насмешливые москвичи придумали новое слово - «пустовоз». Так они называли электрички, связывавшие город с аэропортом Шереметьево, загруженность которых не составляла и 30 %. Ликсутов при этом заявлял, что поезда будут ходить в любом случае, хоть с пассажирами, хоть без.

В 2013 году зам мэра предложил фотографировать безбилетных пассажиров и выставлять их портреты в социальной сети. Инициатива вызвала резкое возмущение у общественности и юристов.

Наибольший резонанс вызвало введение Ликсутовым взимания платы за парковку в центре столицы. Хотя это не было его изобретением и единоличным решением, но москвичи винят именно его в высокой стоимости стоянки. В 2015 году жители города вышли на митинг протеста против платных парковок и требовали отставки Максима Станиславовича.

Личная жизнь

Максим Ликсутов, личная жизнь которого тщательно оберегается от посторонних глаз, много лет был женат на Татьяне, бывшей модели. В Эстонии Татьяна была владелицей и управляющей итальянского ресторана Gianni, в Москве она была домохозяйкой. У пары родилось двое сыновей. В 2013 году пара развелась, но журналисты подозревают, что этот развод фиктивный. Он стал ответом на новый российский закон, запрещающий отечественным чиновникам иметь бизнес и собственность за рубежом. При разводе все активы Максима в Эстонии были переведены на Татьяну, гражданку этого государства, что сразу сделало ее одной из богатейших женщин страны.

Интересы

Максим, с детства занимавшийся спортом, продолжает поддерживать хорошую физическую форму. Он живет за городом и, по его словам, нередко добирается на работу на электричке, в его кармане всегда лежит билет на общественный транспорт.

В 2011 году Максим решил отказаться от эстонского гражданства в связи с поступлением на работу в московское правительство.

Состояние

Еще в 2011 году Максим Ликсутов, биография, жена и частная жизнь которого постоянно являются предметом изучения журналистов, был внесен в список журнала «Форбс» богатейших российских бизнесменов. Тогда его состояние оценивалось в 500 млн долларов. В 2013 году оно уже составляло 650 миллионов. После прихода на работу в московскую мэрию новоиспеченный чиновник пообещал, что продаст весь свой бизнес. И действительно, свои доли в разных акционерных обществах он передал своим партнерам. При разводе на бывшую жену Ликсутов переоформил состояние в 103 млн евро, а также 50 б% акций транспортного Transgroup Invest. В собственности жены также находится дорога в Эстонии протяженностью более 4 тысяч км. Сегодня Максиму Станиславовичу принадлежат три участка в Подмосковье, дом площадью более 2 тыс. кв. км, несколько автомобилей класса «люкс».