Межличностные тренинги. Упражнения на общение

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ».

Цели : выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.

Количество занятий : 8

Количество участников: 10-12 человек.

Диагностические процедуры: методика Леонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективности занятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Занятие 1.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

«Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы, также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет ( разогревающая психотехника )

Техника на каждый день . Участники стоят в кругу , опустив головы вниз и не глядя друг на друга . Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда , стараясь добраться до самого большого , не совершив ошибок . При этом должны выполняться три условия : во - первых , никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально ); во - вторых , нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд ; в - третьих , если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками , ведущий требует снова начинать с единицы . Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток . Ведущий повторяет участникам , что они должны уметь прислушиваться к себе , ловить настрой других , чтобы понять , нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число . В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны , что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу . Обнаружив это , ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость , но предлагает отказаться от этого приема . Опыт подтверждает , что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением .

« Муха в квадрате » ( тренинг личностного роста , групповое взаимодействие )

Мысленно представим поле для крестиков - ноликов , состоящее из девяти квадратов . В центральном квадрате сидит муха . Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх - вниз , вправо - влево . Участники делают последовательно по одному ходу . Запрещено делать челночные ходы (туда - сюда ). Нельзя вылетать за границы поля . Может использоваться и как разогревающая методика . Со временем можно усложнить задачу , модернизировав плоское поле в объемное (куб ).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа - более откровенной или нет.

Занятие 3

Испорченный телефон ( разогревающая психотехника )

Участники встают в колонну по одному . Ведущий встает в конце колонны . Таким образом все участники повернуты к нему спиной . Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника . Затем он жестами показывает какой - либо предмет (спичечный коробок , пистолет , волейбольный мяч и пр .). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет , второй передает третьему , третий - четвертому и так далее . Последний участник называет предмет . Условия : все делается молча , только жестами , можно только попросить повторить , участники не должны поворачиваться до тех пор , пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу .

Печатная машинка ( групповое взаимодействие , тренинг личностного роста ).

Все участники встают в линию или круг . Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение , словосочетание и т . д .), например :

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

Но не хором , а следующим способом . Участники последовательно произносят по одной букве , пробел - вся группа делает хлопок руками , перевод каретки - топают ногой . Запятые и точки тоже можно как - нибудь обозначить . Ошибившийся выбывает , когда остается три человека вся группа начинает сначала .

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги:

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.

-хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартное приветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко ( тренинг личностного роста , адекватность )

Оборудование : на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты , для детей можно использовать что - то яркое , например , заколку . Группа выходит из комнаты . Ведущий размещает колечко в комнате так , чтобы оно было в поле зрения участников . Например , повесить на гвоздик , одеть на горлышко бутылки , положить на стол , где и так куча всяких предметов , заколку можно приколоть к занавеске . Группа заходит в комнату и молча ищет колечко . Нашедший молча и никоим образом не показывая виду , что он нашел , садится на свое место . Чем меньше остается ищущих , тем сложнее найти предмет . Последнему приходится совсем тяжело .

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

    на какое время суток;

    на какое время года;

    на какую погоду;

    на какой день недели:

    на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а других упражнениях.

Занятие 5

15 слов ( самоконтроль )

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов , начинающихся на определенную букву , с условием , если пауза между словами составляет более 5 секунд , то участник делает одно приседание . Подразумевается , что участник находится перед своей группой .

Коллективная арифметика ( сотрудничество )

Участвуют 4 человека . Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием , например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются . Называется полученная сумма . Время - 60 секунд . Ведущий может создавать помехи , каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время .

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Занятие 6.

Хлопки ( групповое взаимодействие ).

Участники группы встают в линию , колонну , круг . По команде , начиная с первого , каждый участник последовательно делает один хлопок . Хлопки должны идти друг за другом . Один участник делает только один хлопок , ни больше , ни меньше . Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды .

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз ? ( баланс механизмов возбуждения и торможения )

Маленький предмет лежит на столе посередине . Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии . Ведущий называет различные числа . Когда называется четное число , нужно схватить предмет .

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Я " реальный идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».


    Система построения тренинга………………………………………………………………………….3

    Цель и задачи тренинга развития межличностных отношений в группе………………………4

    Занятия тренинга,игры……………………………………………………………………………………5

    Заключение……………………………………………………………………………………………..……12

    Список литературы………………………………………………………………………………………13

Система построения тренинга

    Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий.

    В структуру занятий включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому на время стать разным – "Я" и другим – "Я".

    Размер группы: 8-12 человек

    Расписание работы группы: предлагается проведение 10 занятий длительностью 1,5-2 часа, что с точки зрения групповой терапии достаточно для достижения поставленных целей. В зависимости от условий можно планировать от 1 до 2 занятий в неделю.

    Местом для проведения занятий важно выбрать изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.

    План занятий предусматривает 3 основные части:

    Вводная часть.

    Рабочее время.

    Обсуждение.

Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. Появляется возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями. Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спрашивать детей, не хотят ли они что-нибудь "высказать" (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент – обсуждение того, что дети пробовали делать сами между занятиями (например, использовали ли они новые способы поведения и т.п.). Рабочее время направлено на достижение намеченной цели занятия и зависит от динамики группы. Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Этому уровню отвечают следующие вопросы:

    Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?

    Какие мысли возникли у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл, обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это даёт возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закрепить новый опыт.

Цель и задачи тренинга развития межличностных отношений в группе

Цель : предоставление участникам возможности знакомства друг с другом, общения и развития межличностных отношений в групповой деятельности.

Задачи:

Формирование умения слушать и давать обратную связь. Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи;

Отработка необходимых умений слу­шать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения дру­гого, доносить свое мнение до каждого;

Уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических иг­ровых ситуациях;

Осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом

Тренинг межличностного взаимодействия

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпири

«Единственная настоящая роскошь, - писал Антуан де Сент-Экзюпери, - это роскошь человеческого общения». Нам сегодня такая возможность предоставлена, и я надеюсь, что мы с пользой для себя проведём отведённое нам время.

Упражнение «Имя и эпитет»

Я попрошу участников нашего тренинга представиться остальным, назвав своё имя и подобрав по отношению к себе определение, которое будет начинаться с той же буквы, что и имя и позитивным образом характеризовать вас. (Например, Татьяна – творческая натура.)

Спасибо, мне приятно, что сегодня здесь собрались удивительные, талантливые люди, знающие: чтобы реализовать в жизни заложенный природой потенциал, необходимо иметь высокую самооценку и уметь видеть свои сильные стороны.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг , хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат , как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль , как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый – настоящая звёздочка.

Помните, у В. Маяковского:

…если звезды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Каждому человеку хотя бы раз в жизни, а педагогам особенно, необходимо ощутить себя настоящей звездой.

Упражнение «Возьми звёздочки»

Я попрошу каждого из вас взять столько звёздочек, сколько он желает. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы сообщили о себе столько фактов, сколько звёздочек вы взяли. Это могут быть интересные факты из вашего жизненного опыта, особые интересы, награды, памятные события, характеризующие вас как интересную личность.

Да, каждый из нас уникален и неповторим. У каждого свои особенности, жизненный опыт, пристрастия. Совокупность этих факторов и создаёт неповторимую личность.

Упражнение «Прекрасный сад» (музыкальный фон)

А сейчас я попрошу вас удобно, насколько это возможно, расположиться на своих местах, закрыть глаза и представить себя цветком. На земле тысячи цветов - и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка... Представьте себя одним из этих цветов, прекрасным цветком - чудом красоты… Постарайтесь внимательно разглядеть каждый свой лепесток с прозрачными капельками росы, листья, стебель, а может быть, у кого-то есть и шипы… А теперь откройте глаза…

Мне, конечно, очень бы хотелось, чтобы вы нарисовали свой цветок, но так как мы ограничены во времени, я попрошу вас выбрать из тех цветов, что я подготовила, один и прикрепить его к нашей поляне (листу ватмана на доске) .

Посмотрите, какой «прекрасный сад» у нас получился, постарайтесь запечатлеть эту картину в памяти, чтобы она поделилась с вами своей положительной энергией. И хотя здесь и много цветов, и все они разные, непохожие друг на друга, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Каждый из нас интересен по-своему, у каждого есть место, которое мы занимаем в многообразии этого мира, и всем нам без исключения, так же как и цветам, нужно солнце и внимание, ощущение себя частью этого прекрасного мира.

Но, ощущая свою уникальность, не следует забывать о том, что рядом с нами не менее интересные люди, достойные нашего внимания. Теодор Драйзер, в частности, утверждал, что «богатство человека наполовину заключается в умении ладить с окружающими людьми». Но чтобы наше общение с ними состоялось и было эффективным, необходимо умение «видеть» их.

Упражнение «Ассоциации»

Я предлагаю вам немного поиграть в ассоциации. В моём волшебном мешочке много самых разных предметов. Я попрошу вас, поочерёдно доставая по одному предмету, рассказать нам, каким человеком, по-вашему, мог бы быть этот предмет.

Мне очень приятно сегодня с вами работать, и в конце нашего занятия я бы хотела, чтобы каждый из вас сделал своему соседу, а может быть, и всем нам подарок. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

Упражнение «Подарок»

Участники тренинга по очереди дарят своему соседу справа «воображаемый подарок». (Например, «я хотел бы подарить своему коллеге ларец, наполненный мудростью, чтобы в трудных ситуациях он всегда мог найти верное решение».)

В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

Здесь ты встретишь таких же, - ответил ему старик.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

Ты найдёшь таких же и здесь, - ответил старик.

Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

Сын мой, - ответил старик, - каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

Наша жизнь - бесконечное путешествие, которое никогда не заканчивается.

Да, одна часть заканчивается, зато начинается другая, одна дверь закрывается, другая - открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. И очень важно во время этого бесконечного путешествия быть живыми, искренними в общении с окружающими вас людьми. Быть настоящими во всем, не останавливаться в саморазвитии, и тогда и вы, и ваши воспитанники будете успешными и в профессиональной, и в общественной жизни.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.