Как назвать тренинг на сплочение. Упражнения на сплочение

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психологический тренинг на сплочение группы преследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.

В задачи психологического тренинга на сплочение для группы подростков входит:

    формирование благоприятного психологического климата в группе

    нахождение сходств у всех участников группы для качественного улучшения взаимодействия

    первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе

    осознание каждым участником своей роли и функций в группе

    развитие у подростков умения работать в команде

    сплочение группы вокруг сверхзадачи

Упражнения на сплочение

1 . «Мой идеальный коллектив»

Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.

Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­ тируя ее не более 2 минут.

2. «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в круге, по команде «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытя­ нутой руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары.

Правила: участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.

Примечание: ведущий дает команды в быстром темпе.

3. «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя поло­вина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников: участники сидят за столом, каждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине иг­рового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписы­ вая его.

Время на выполнение: 5 минут.

    По истечении времени на выполнение участники сдают авто­ портреты ведущему.

    Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произволь­ ном порядке.

    Каждый участник пишет на самой нижней полоске под авто­ портретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисо­ ванному на портрете. Время – 1 минута.

    После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.

    Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

    Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску.

    Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. За тем участники разбирают автопортреты.

    По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам .

5. «Маятник»

Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоя­ нии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторо­ ну, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важ­ но, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддерж­ ки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необ­ ходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было ком­ фортно и безопасно.

Примечание: физически сильные и слабые студенты должны че редоваться.

6. «Поддержка на доверие»

Группа делится на пары, которые встают один затылком к друго­ му на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падаю­ щего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.

Примечание: для обеспечения безопасности тот, кто ловит, должен занять удобное положение (см. «Маятник»); принимать падающего не­ обходимо всем корпусом, а не только руками. Если расстояние кажется большим или наоборот маленьким, его можно изменить, приближаясь или отходя на полшага до тех пор, пока участникам не станет удобно.

7. «Фотоаппарат»

Группа делится на пары. Один в паре становится фотографом, вто­ рой – фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице и, слегка нажимая на его голову, «делает снимок» (фотоаппарат во время нажатия на секунду открывает глаза и вновь их закрывает). Потом фотоаппарат должен уга­дать, в каком месте были «сделаны снимки». Роли меняются.

Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произо­ шедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обра­ щать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фо тоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он дове­ рял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фо­ тоаппаратом (ведомым).

8. «Веревочка»

Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «зам­ ком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связан­ ными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится меж­ ду вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия вто­ рого и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.

9. «Карета»

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выпол­нения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студен­ тов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­ никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», ко­ торые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств дан­ ных людей.

10. «Слепые фигуры»

Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается зак­рыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны уви­ денным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треуголь­ ник, равнобедренный треугольник и т.д.

Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.

11. « NITRO »

Трое из группы берутся за руки, они и ec ть NITRO . Группа должна их перенести по прямой на расстояние 2 – 4 м так, чтобы они не каса­ лись земли, а также не меняя положения их корпуса и не разрывая рук этих студентов. При этом все члены группы должны заботиться об удоб­ стве и безопасности NITRO .

12. «Глаза в глаза»

Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с сосе­ дями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все вста­ ют и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "догово­риться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студен­ ты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

13. «Общие объятия»

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходи­мо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе по­ дойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становится не уютно или очень сложно стоять.

14. «Енотовы круги»

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получа­ ется кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равно­ мерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить студентам:

    всем присесть, а затем встать;

    отпустить одну руку;

    пустить волну по веревке (покачать веревку).

Затем обсуждают работу в группе: чувствовали ли студенты под­держку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были ак­ куратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.

15. «Консилиум»

Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходи­ мо спасти:

    ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,

    мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспита нии 2 детей,

    беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,

    мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, мало летние брат и 2 сестры,

    парень 20 лет, который попал в аварию во время медового ме сяца, его жена ждет ребенка,

    женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортив ной ходьбе.

Затем группе дается на обсуждение 20 – 40 мин. (в зависимости от числа студентов и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направ­ лена на снятие подавленного состояния участников группы и напряжен­ ной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему не­которые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали про­блемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему. Общее время на обсуждение: от 30–40 мин. до 1 ч.

Примечание: куратор во время обсуждения внимательно наблю­ дает за группой и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.

16. «Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу до­ верия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мысля­ми о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каж­ дый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит хорошо, если к обмену мечтами подходить творчески (сценки, творческие выражения мечты, мимические постановки).

17. « Постройтесь по росту»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Материалы не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их за­ дача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсу­ дить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предло­ жить построиться по цвету глаз, по цвету волос.

18. «Два зеркала»

Все ребята выстраиваются в линию в одной части площадки, на­ против, лицом к ним встает один из участников – «немое зеркало». Пе­ред всеми участниками, лицом к немому зеркалу встает «говорящее зер­ кало». Потихонечку, по одному каждый из членов группы подходит к спиной стоящему «говорящему зеркалу», а «немое зеркало» должно объяснить жестами и мимикой этого человека. «Говорящему зеркалу» необходимо отгадать, кто подошел. Постепенно участники упражне­ ния меняются местами, так чтобы каждый участник попробовал себя в главных ролях. Затем упражнение анализируется, кто что чувствовал, узнал ли кто-то что-то новое о себе.

19. «Маленькие зелененькие человечки». "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

20. «Спонтанный пересчёт» Все встают в круг, не касаясь друг друга локтями и плечами. По команде ведущего все закрывают глаза, опускают носы вниз и пробуют посчитать до … (цифра зависит от количества участников). Каждую цифру должен произнести только 1 человек. Если два человека скажут какую-то цифру, счёт начинается сначала.

Тренинг сплочения для старших школьников

Занятие 1.

Принятие правил тренинга:

- Доверительный стиль общения. Одно из условий тренинга – высокая степень доверия участников друг другу независимо от жизненного опыта, положения в группе и других обстоятельств. Чтобы приблизиться к этому, предлагаю принять форму обращения друг к другу на «ты».

- «Здесь и теперь». Многие люди избегают говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы не показаться смешными. Работает механизм «психологической защиты». Но основная наш цель сегодня – увидеть свое отражение в группе как в зеркале. Поэтому во время тренинга все говорят только о том, что волнует каждого здесь и сейчас, что происходит с группой.

- Персонификация высказываний. Предлагаю на время тренинга отказаться от безличной формы высказываний, которая помогает скрывать собственную позицию. Лучше говорить: «Я думаю…» или «Мария меня не поняла…».

- Искренность. Во время занятия говорим только то, что думаем и чувствуем по поводу происходящего, то есть правду. Если нет желания говорить искренне, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы, даже если захочется. Напомню, что группа должна сыграть роль психологического зеркала.

- Конфиденциальность. Все, что происходит в группе, не следует выносить за пределы группы.

- Отказ от непосредственных оценок. Обсуждаем не человека, а его высказывания и поступки.

- Активность. Стараемся активно участвовать в происходящем.

Упражнение "Давайте познакомимся"

Цель: возможность быстрее узнать друг друга и вступить в общение.
Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч.

Упражнение "Приветствие"

Упражнение "Времена года"

Цель: Разрядка, знакомство, сплочение группы. Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Упражнение "Построится по..."

Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний - зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение "Поиск общего"

Цель: Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности. Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Упражнение "Пожелания"

Цель: подкрепление положительных эмоций.Передайте мяч тому, кому хочется со словами: "Я желаю тебе..."

Занятие 2.

Упражнение "Приветствие"

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь натри группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение "Снежный ком"

Цель: облегчить запоминание, разрядить обстановку.Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

Упражнение "Имена-качества"

Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя (например, Лариса - любовь, Сергей -скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

Упражнение "Вопросы на бумажках"

Цель: Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант-на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы - например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос - «отмазку».

Упражнение "Мозговой штурм"

Цель: Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. Техническое обеспечение -ватман, маркеры разных цветов.

Упражнение «Я никогда не...»

Цель: Знакомство в игровой форме, разрядка Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не...» (например, «Л никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

Упражнение "Мне сегодня"

Цель: подвести итог тренинга. Каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что..."

Занятие 3.

Упражнение "Социометрия"
Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.
Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя...

Упражнение "Оценка ситуации" : Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценки этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Упражнение «Письмо себе из прошлого»: Каждый себе пишет письмо-наставление, сохраняет у себя.

Упражнение «Карта жизни»: Каждый рисует свою карту жизни с подписями. Все выкладываются на стол и анализируются самые лучшие.

Упражнение «Батискаф»: две подгруппы, по очереди загадывают слово, которое без слов должен показать человек своей подгруппе. Остальные должны угадать

Упражнение «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

Цели: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, обратить внимание участников группы друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, освоить активный стиль общения в группе, сократить дистанцию в общении, развивать навыки концентрации внимания на партнере, интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

Методические рекомендации: этот тренинг хорошо проводить для вновь собравшейся группы, обычно в 10 класс идут не все учащиеся, кто-то уходит в колледжи, кто-то остается, кто-то приходит новенький в класс, формируется новый коллектив, новая группа и чтобы сблизить, сдружить новый коллектив, мы проводим такие тренинги в самом начале учебного года.

Время: 4 часа.

Возраст участников: 10 класс.

1. Правила, санкции, бейджи

На бейджах напишите свое имя или представьтесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе.

(Цветными карандашами учащиеся пишут свои имена на бейджах.)

  • говорить только от своего лица не “Все так считают”, а “Я так считаю”;
  • слушать друг друга внимательно, не перебивая. Говорит, только тот, у кого оказывается в руках “говорящий” плюшевый мишка. “Говорящий” потому, что говорить, может только тот, кто держит его в руках, остальные слушают. Отсюда и его прозвище - “говорящий мишка”. Если кто-то хочет сказать вне очереди он может поднять руку и дождаться, когда ему передадут медведя;
  • работать активно, во всех предлагаемых упражнениях;
  • не обсуждать то, что происходит на занятии за пределами группы.

Санкции: обсуждаем наказания за нарушения правил и принимаем общим голосованием.

Часто учащиеся выбирают исполнение концертного номера (спеть песню, прочитать стихотворение, станцевать)

2. Упражнение “Давайте познакомимся”

Ведущий: Сейчас мы будем знакомиться, вы должны назвать свое имя, которое написали на бейдже, и рассказать что-то о себе. Это могут быть ваши любимые занятия и увлечения, вы можете рассказать о том, что не любите делать, вобщем как-то представить себя. Но прежде чем рассказать о себе, вы должны кратко рассказать о своем соседе справа, все, что вы запомнили из его рассказа. Так как мой сосед еще не представлялся, я начну с себя, а мой сосед слева уже будет говорить: “мою соседку справа зовут … (называет мое имя)” и рассказывает то, что запомнилось ему из моего представления, а затем о себе… и так далее по кругу. Всем понятно?

3. Чего ждете от сегодняшнего занятия?

Участники группы по очереди высказываются о своих ожиданиях от сегодняшней встречи. Как правило, есть учащиеся, которые не участвовали в тренингах, для них это новое занятие, поэтому хорошо дать разъяснение:

Чем нам предстоит здесь заниматься?

  • Играми и упражнениями, которые помогут лучше узнать себя и других.
  • Изучением наших некоторых психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
  • Какую пользу нам это принесет?
  • Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания и желания
  • Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
  • Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
  • Наконец, мы весело проведем время!

4. Упражнение 10 секунд

Ведущий: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому, что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Если я попрошу распределиться на группы по цвету волос, значит, пока я досчитаю до десяти. Вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черноволосых”: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос и их длина отличны от цвета волос и длины других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! раз, два, три… . Десять. Стоп! Проверяем.

Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)

По длине волос! (…)

По цвету глаз! (…)

По любимому занятию в свободное время!

По настроению, которое вы сейчас испытываете! (…) и т.д.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями от игры.

Что понравилось?

Что огорчило?

Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в “гордом одиночестве”, было ли оно “гордым” или каким-то абсолютно иным?

5. Упражнение Восточный рынок

(Для усиления эффекта ситуации хорошо это упражнение проводить под музыкальное сопровождение 4-ой части сюиты Римского-Корсакова “Шахеразада”.)

Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?

Запах еды…пряностей…

Яркость, буйство красок…

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.

Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе - купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Обсуждение.

Что вам понравилось, а что нет - в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

Попытайтесь назвать имена, которые вам удалось запомнить…

6. Упражнение Фотоальбом.

Ведущий: Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом…

Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения…

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там – моя фотография. Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Чем длиннее цепочка, тем сложнее запомнить имена, характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку “с накоплением” как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начинаем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.

Обсуждение: оговорить что порадовало, что огорчило в игре?

Какова была атмосфера в группе в ходе игры?

Почему для человека так важен звук собственного имени?

Как выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности?

Чьи движения вам запомнились и почему?

7. Упражнение Стаканчик

Участники садятся в круг. Ведущий дает первому участнику пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтоб способ его передачи от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается. Когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Обсуждение: ваше настроение в игре?

Трудно ли было придумать новый способ?

Выступления штрафников.

8. Упражнение Альпинисты

Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 см от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить можно либо мелом, либо белой или цветной лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. Ведущий: я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности, Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежду остаться в живых. По моему сигналу вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (т.е. не сорвавшись). Я напоминаю свои слова про “скалы причудливой формы”, так, что не стойте, как “стойкий оловянный” солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки-завалы,… Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за “камни”… Главное не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливилось успешно завершить переправу, не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет переправу.

Ведущему необходимо пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели. Но не любой ценой!

Обсуждение.

Кто помогал, а кто мешал?

Какие выводы сделали из этого упражнения

9. Упражнение “Путаница”

Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, ведущий соединяет руки играющих, таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного участника оказывается рука другого. При этом ведущий должен соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. В ходе игры ведущий поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу и в то же время стремится сохранить напряжение игры, напоминает о том. Что игра ограничена по времени тем самым, нагнетая напряжение и творческий запал.

Обсуждение.

Какие впечатления вынесли участники из упражнения?

Что на их взгляд может усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?

Как относится группа к этому явлению?

В конце тренинга обсуждаем, как прошло занятие, что понравилось, а что нет? что нового узнали друг о друге? Что хотите пожелать друг другу?

Литература

  1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.
  2. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. “Феникс +”. Дубна, 2000.
  3. Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.

ГЛАВА 1. Магия нашего имени

Рукопожатие или поклон

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов (10 минут)

1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.

Вот несколько вариантов приветствия:

  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).

2. Предложите группе образовать круг.

3. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

4. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя.

5. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и так далее.

Примечания . Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных группах. В ходе нее поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.

Добрый день, шалом, салют!

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках (10 минут)

Материалы. Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.) Если вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку приветствия, «родные» для участников.

Приветствия

Италия: Bon giorno;

Швеция: Grüezi;

Англия: Hello;

Германия: Guten Tag;

Испания: Buenos Dias;

Гавайи: Aloha;

Франция: Bonjours, Salut;

Малайзия: Selamat datang;

Россия: Здравствуй;

Чехия: Dobry den;

Польша: Dzièn;

Япония: Sayonara;

Израиль: Shalom;

Египет: Asalamu Aleikum;

Чероки (США): Schijou;

Финляндия: Hyvä päivää;

Дания: Goddag;

Турция: Merhaba.

1. Попросите участников начать игру, встав в круг.

2. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Примечание. Эта игра также очень подходит для поликультурных групп.

Поздоровайся локтями

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Попросите участников встать в круг.

  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

4. Через пять минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Примечания. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Застольная беседа

Игровая ситуация: участники знакомятся и налаживают контакт в уютном воображаемом ресторане (30 минут)

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, так, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1. Воссоздайте дух застольной беседы, описав ресторан, известный своей приятной атмосферой и изысканной кухней. Участники пришли сюда поесть, познакомиться друг с другом, поговорить на различные темы.

2. Разрешите группе свободно двигаться по помещению. Затем, перевоплотитесь в «старшего кельнера» и крикните: «Столик на двоих!» Это означает, что каждый участники должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры представляются друг другу. Дайте им пару минут на обсуждение темы «Какую пищу я предпочитаю».

3. Теперь крикните: «Столик на четверых!» Сейчас каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они называют свои имена и беседуют на следующую тему: «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время».

4. Следующий этап игры – «Столик на восьмерых». Пусть все квартеты объединятся попарно. Участники знакомятся друг с другом и затем ведут беседу: «Место, которое я обязательно хотел бы посетить».

5. Дайте возможность группе собраться вместе для краткого обмена впечатлениями: «Что я узнал о других членах группы? Что было особенно интересным или неожиданным?»

Варианты . Другие интересные темы:

  • Что я больше всего хотел бы делать в этой группе?
  • Что я здесь больше всего хочу узнать?
  • Цель, которую мы вместе, надо надеяться, достигнем.

Круг имен

Участники запоминают имена друг друга

Материал: Принесите с собой симпатичную плюшевую игрушку с забавным именем.

1. Группа вкруговую усаживается на стульях.

2. Начните игру, назвав свое имя. Кроме того, представьте игрушечную зверушку, например: «Эту очаровательную маленькую мышку зовут Чарли». Потом передайте мышку своему соседу слева. Он продолжает игру, указывая на вас и говоря, к примеру: «Это Иван Иванович. Это Чарли, а меня зовут… (имярек) ». Игрушка передается по часовой стрелке, и каждый, к кому она попадает, прежде чем представиться самому, повторяет все названные имена, (а также имя игрушки).

3. Участник, чье имя было названо неверно, встает со своего стула. Он сможет снова сесть только тогда, когда имя будет произнесено правильно кем-нибудь из последующих игроков.

Примечание . Очень большую группу следует разделить на подгруппы по 12–16 человек.

Это мое имя

Участники поочередно называют свои имена и рассказывают о них

(20–30 минут)

1. Участники усаживаются в круг.

2. Предложите игроку, сидящему справа от вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он хотел бы называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

  • Что означает моя фамилия?
  • Откуда моя семья?
  • Нравится ли мне мое имя?
  • Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
  • Знаю ли я, что означает мое имя?
  • Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?
  • Кто еще в семье носил это имя?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в две минуты.

3. Закончив говорить, выступающий снова садится на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Варианты:

  • выступающий встает в центр круга;
  • ведущий идет вместе с игроком по кругу и ведет разговор о его имени;
  • выступающий выходит в круг и выбирает какого-нибудь участника, к которому он хотел бы обратиться, представившись и высказав ассоциации по поводу собственного имени.

Обмен местами

Два участника меняются местами. В ходе обмена они представляются и говорят друг другу что-нибудь приятное

1. Группа усаживается в круг, ведущий в центре.

2. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мною местами?» Это предложение обязательно принимается.

3. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например «Меня зовут Иван Наймер, мне нравится твоя улыбка».

4. Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.

Рукопожатие

Еще одна интересная возможность выучить имена других участников

(10–15 минут)

Подготовка. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.

1. Предложите участникам свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Проследите за тем, чтобы все участники подошли друг к другу.

2. Действие повторяется, но теперь каждый должен назвать своего партнера по имени. Если кто-то не может вспомнить имени другого, тот подсказывает.

3. Вы можете придать игре интересный дополнительный акцент, предложив группе образовать круг. Один из участников выходит на середину круга и обращается к кому-либо: «Саша, как меня зовут?» Тот, кто не может вспомнить имени, меняется местами с добровольцем в середине круга.

Имя и эпитет

Эта юмористическая игра – очередная возможность выучить имена всех участников и одновременно – неплохая самореклама

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе эпитет, выражающий нечто положительное. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и по возможности содержать преувеличение, например магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис и т.д.

3. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет, подобранный предыдущим участником, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику тяжелее всех, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

4. Лучше провести игру так, чтобы Вы оказались последним участником, ведь для Вас крайне важно знать всех членов группы по имени. Следовательно, игру должен начинать Ваш сосед справа или слева.

5. В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

  • Какие эпитеты меня поразили?
  • Какие имена мне было трудно запомнить?
  • К кому я теперь испытываю интерес?

Представление

Каждый представляется сам и пытается запомнить имена всех членов группы. В конце игры участники отмечают особо запомнившиеся имена.

1. Пусть члены группы свободно походят по комнате и пожмут руку как можно большему числу людей.

2. При каждом рукопожатии они должны представиться и сообщить что-нибудь важное о себе. Сообщение должно быть кратким. Одновременно нужно удержать в памяти как можно больше имен членов группы.

3. Теперь предложите всем вернуться на свои места и записать те имена, которые они смогут вспомнить (за исключением имен, известных участникам ранее). На выполнение задания отводится не больше двух минут.

4. Попросите членов группы подчеркнуть три первых отмеченных имени. Имеют ли эти имена особое значение? Почему именно эти три имени пришли на ум первыми? Может быть, так звали людей, с которыми были связаны особенные воспоминания и чувства?

5. Попросите участников разбиться на пятерки и обменяться мнениями о значении первых трех имен, написанных на листах. На выполнение задания отводится пять–десять минут.

6. Соберите всю группу вместе и предложите обсудить следующие вопросы:

  • Почему именно эти три имени первыми пришли мне на ум?
  • Как я обычно запоминаю имя человека?
  • Какие чувства и ассоциации помогают мне удерживать в памяти имена людей?
  • Знаю ли я какие-нибудь особые приемы, позволяющие лучше запоминать имена?

Как я себя чувствую

Участники смогут раскрепоститься, вступить в контакт друг с другом. Одна из целей игры – сплочение группы

(20–30 минут)

Подготовка. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению.

1. Попросите членов группы сесть по кругу.

2. Каждый участник по очереди выходит на середину круга и выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Например, кто-то чувствует себя усталым. Тогда он может лечь на пол или понуро плестись через комнату. Одновременно нужно сообщить группе свое имя.

Затем все участники повторяют продемонстрированное действие (например, устало бродят по комнате) и при этом повторяют названное имя.

3. Когда «автор действия» посчитает, что уже достаточно «выразил себя», он кричит: «Стоп!», и остальные члены группы прекращают выполнение действия. Ведущий выбирает другого участника, кладет руку на его плечо, и этот человек продолжает игру.

4. Второй участник показывает новое действие, одновременно называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока все члены группы не выполнят задание.

Варианты. Вы можете сделать игру еще более непредсказуемой, введя дополнительное правило. Если кому-нибудь покажется, что действие затянулось,он может сам вмешаться, крикнуть «стоп!» и начать новое действие.

Выдуманные истории

Эта игра – приглашение пофантазировать. Каждый член группы придумывает героя, который будет носить его имя, и рассказывает его историю

1. Предложите членам группы разбиться на пары.

2. Дайте парам пять минут для предварительного знакомства. Партнеры представляются по имени и обсуждают следующие вопросы:

  • От кого я получил свое имя?
  • Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
  • Есть ли мои тезки среди известных людей?
  • Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?
  • Как мое имя влияет на мое поведение в жизни?

3. Теперь объясните членам группы само задание: каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.

4. На каждую историю отводится пять минут. Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик, как он воспринимает жизнь.

5. В течение пяти минут после завершения рассказа слушавший задает вопросы говорившему.

6. В конце игры все члены группы собираются вместе и садятся в круг. Каждый участник представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления – не поведать еще раз уже рассказанную историю, а осветить личность партнера с разных, порой неожиданных, сторон.

Крестворд

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга

Материал . Бумага и ручки.

1. Пусть каждый участник напишет на листе бумаги свое имя – печатными буквами, в середине листа и сверху вниз (перпендикулярно).

2. После этого члены группы начинают ходить по комнате и пытаются связать имена всех остальных с буквами собственного имени в виде крестворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример крестворда, где базовым было имя Екатерина.

3. Тот, кто за пять минут сумеет включить максимальное количество имен в свой крестворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение десяти секунд с энтузиазмом аплодируют ему.

Имя как оракул (Именное послание?)

Игра задействует интуицию участников. В результате каждый сможет вынести из букв своего имени ценную информацию

Материал . Бумага и ручки.

1. Участники усаживаются по кругу. Каждый пишет на листе бумаги свое имя. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию.

Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть фантастическими словами воображаемого языка. На выполнение задания дается пять минут.

2. Спросите членов группы, сколько слов им удалось образовать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке.

3. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?

4. Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного члена группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять ту букву, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно «дополнительных букв» будут исполнены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится пять минут.

5. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Имя на ушко

Эта игра может быть не столь эффективной для заучивания имен, но зато она дает возможность быстро создать доверительную атмосферу в группе

Подготовка. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению.

1. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут каждому встречному свое имя на ухо. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо будет остановиться и ждать новых указаний.

2. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя.

3. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Крик

Подготовка . Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Участники свободно ходят по комнате по кругу. При этом они должны по возможности использовать все имеющееся в их распоряжении пространство.Каждый шепчет под нос свое имя. Объявите, что в течение игры вы будете звонить в колокольчик. Это будет сигналом замереть на месте и ожидать новых указаний.

2. Имена произносятся все громче и громче; участники движутся в ритме, задаваемом количеством слогов их имен. При этом должно двигаться все тело – руки, ноги, корпус, плечи, кисти, бедра.

4. Предложите членам группы бежать по комнате, расставив руки в стороны, и кричать свои имена как можно громче.

5. Как только участники действительно закричат изо всех сил, остановите игру, позвонив в колокольчик.

6. Пусть члены группы продолжат движение молча. При этом «кричать» имена нужно только телом. (Это упражнение подходит всем импульсивным игрокам, им предоставляется возможность потренироваться в самообладании).

7. Теперь предложите членам группы следующие задания и вопросы:

  • представь себе кого-нибудь, на кого ты таким образом прикрикиваешь;
  • найди подходящий ритм своего движения;
  • можешь ли ты «кричать» свое имя ритмично?

может быть, ты захочешь кричать не только свое имя, но и прибавить к нему пару других «слов»?

8. Еще раз остановите игру и предложите участникам сойтись в круг.

Варианты. Если у вас сложилось впечатление, чточленам группы понравилась группа готова воспользоваться этой возможностью эта импровизация, можно предложить следующее: пусть игроки поочередно выходят в середину круга и исполняют танец, символизирующий их имена. Остальные члены группы «аккомпанируют», хлопая в едином ритме.

Я – это я!

Этот способ представления позволяет сделать акцент на самоутверждении. Участники подтверждают себе и миру, что они есть

Подготовка. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно двигаться по помещению.

1. Предложите членам группы двигаться по комнате по кругу. Для начала каждый выбирает темп, который на данный момент кажется ему наиболее подходящим.

2. Теперь участники двигаются особым образом: они топают правой ногой, левой ногой, делают маленький прыжок.

3. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывание правой ногой) – это (притопывание левой ногой) имярек (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается две минуты.

4. Соберите членов группы вместе.

5. Группа выстраивается в круг, вы становитесь в центре. Теперь все вместе повторяют то же действие в общем ритме, так чтобы возник резонанс. Сначала действие проходит с меньшей энергией и все произносят ключевую фразу негромко. Потом интенсивность выполнения задания увеличивается. Когда действие, наконец, достигнет кульминации, остановите его.

Примечание . Упражнение удачно структурировано: сначала идет индивидуальное самоутверждение, когда же участники выполняют задание в кругу, совместное действие объединяет их.

Перевернутое имя

Почти всегда имя, прочитанное в обратном порядке, – это фантастическое слово, значение которого еще надо расшифровать

1. Попросите членов группы поудобнее устроиться на стульях. Объявите, что следующее упражнение будет неожиданным и поможет им отдохнуть.

2. Помогите участникам расслабиться: «Закрой глаза… три раза глубоко вздохни… опусти плечи… освободи свои мысли … расслабь … руки … ноги…»

3. Каждый должен сконцентрироваться на своем имени, мысленно перевернуть его и несколько раз проговорить про себя, чтобы привыкнуть к необычному звучанию.

4. Теперь все представляют себе, будто перевернутое имя – слово какого-то чужого языка, на котором говорят жители отдаленной страны или даже существа с другой планеты. Каждый воображает, будто в руках у него словарь этого экзотического языка.

5. Предложите участникам мысленно перелистывать этот словарь, до тех пор, пока в нем не найдется страница с их перевернутым именем. Может быть, перевод дан как текст или как картинка, или смысл слова объясняется каким-нибудь иным способом.

6. Тот, кто «перевел» свое слово, открывает глаза и спокойно ждет всех остальных.

7. Теперь участники поочередно называют свои настоящие и переставленные имена и за две минуты (это максимальное время) объясняют «перевод», который нашли в воображаемом словаре.

Примечание . Благодаря этому упражнению участники могут пересмотреть привычные перспективы и мысленные стереотипы. Эта перемена будет еще более интенсивной, если члены группы идентифицируют себя с этим перевернутым словом и описывают все в «я-перспективе»: «Я – большой каменный обломок, который отделился от горы и теперь лежит в зеленой долине…».

Телеграмма

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы

Подготовка . Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в небольшие группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

1. Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.

2. Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.

3. Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.

4. Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л.Б., У.Н., В.О., П.Н., З.Н., И.П. Тогда телеграмма может быть следующей: «Любимый босс, у нас все о¢кей.Постарайтесь ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится двадцать минут.

5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

А ты кто?

С помощью этой игры имена запоминаются непосредственно и живо

1. Попросите участников собраться в круг.

2. Найдите добровольца, который возьмет на себя роль «тренера памяти».

3. Кто-нибудь начинает игру, представляясь следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например, «привет, я – замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное по возможности характеризовало говорящего.

Потом игрок спрашивает любого члена группы (кроме непосредственных соседей справа и слева): «А ты кто?»

4. Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я – обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?»

5. Третий участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я – ласковая Лилия». И так продолжается дальше.

6. В игру включается «тренер памяти». Прежде чем говорящий задаст вопрос: «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?». В этом случае вся группа должна ответить подобно греческому хору, провозгласив, например: «Это замечательная Зина».

7. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и по меньшей мере один раз назван всей группой в общем хоре.

Джаз

Мы сможем лучше оценить наши имена, если научимся воспринимать их ритм. В данной игре представление сочетается с ритмичным действием

1. Члены группы становятся в круг. Проведите краткую разминку, во время которой каждый сможет ритмично подвигаться. Вы задаете ритм в четыре такта, например хлопая в ладоши четыре раза или четырежды щелкнув пальцами, четырежды притопнув ногой, четырежды кивнув головой. Вы можете ритмично покачиваться всем телом. Игроки должны попытаться синхронно подключиться к вашему действию. Через некоторое время передайте функции ведущего какому-нибудь участнику (на выполнение задания отводится две-три минуты).

2. Вы можете показать группе, как импульс к движению заложен в имени как таковом. Начните работу со своего имени. Произнесите его громко и отчетливо и сопроводите каждый слог ритмичными жестами. Например, Иван Сергеевич может два раза топнуть ногой, когда произносит «И-ван» и четыре раза хлопнуть в ладоши на «Сер-ге-е-вич». Лиза Боденбруг может дважды щелкнуть пальцам на «Ли-за» и рукой или плечом сделать три круговых движения, произнося «Бо-ден-бруг».

3. Предложите игрокам дважды повторить ваше действие, называя ваше имя.

4. Когда члены группы поймут принцип игры, подобным образом может представиться ваш сосед слева. При этом вся группа дважды повторяет его имя и действие.

5. После того как каждый участник представится, начинается вторая часть игры. На этот раз круг идет слева направо. Первым выступает ваш сосед справа, но на этот раз он повторяет только свое движение, во время которого группа по возможности синхронно произносит его имя.

Летающие имена

Это интересная игра, в которой тело помогает памяти выучить имена участников

Подготовка. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, вам понадобится два-три маленьких мячика или мешочка с фасолью.

1. Попросите группу встать в круг.

2.Сначала участники перебрасывают друг другу один мяч. И каждый раз, тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я Карл», «Я Маша». Продолжайте играть до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч, по крайней мере, по одному разу.

3. Во втором раунде участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч («Внимание, Саша!»). Поймавший называет имя того, от кого к нему пришел мяч («Спасибо, Мария!»). Этот этап длится до тех пор, пока каждый не вступит в игру по меньшей мере один раз.

4. Теперь каждый бросает мяч тому, от кого он был получен в предыдущем раунде, называя его имя: «Внимание, Лена!» Примерно в середине раунда введите в игру второй мяч, который будет перебрасываться членами группы по тем же правилам параллельно с первым. Если в группе более двадцати участников, можно использовать три мяча.

2. 5. Через две-три минуты можно предложить игрокам начать ходить кругом по комнате и продолжать кидать мячи в том же порядке. Каждый должен внимательно следить за тем, от кого он получил мяч и кому должен его перебросить.

Поймай!

Эта игра развивает фантазию и помогает членам группы запомнить имена друг друга

1. Участники становятся в круг, а вы объясняете правила игры. Вы сами начинаете игру с воображаемым мячом. Сложите руки так, будто держите небольшой мяч. Потом пару раз подбросьте этот «мяч» в воздух, чтобы каждый мог «увидеть» его величину и вес. Пустите воображаемый мяч по кругу, чтобы каждый участник тоже мог «почувствовать» его.

2. Теперь бросьте мяч кому-нибудь в кругу, прокричав при этом имя адресата: «Привет, Зина, поймай мой мяч!» Зина ловит воображаемый мяч и перебрасывает его другому члену группы, крикнув: «Привет, Петя, лови!» Когда каждый получит «мяч», можно переходить к следующему этапу игры.

3. Теперь участники свободно перебрасывают друг другу разные воображаемые предметы: яйцо, конфету, горячую картошку, помидор, яблоко, плитку шоколада и т.д. При этом, «выбирая» и «бросая» тот или иной объект, игроки бессознательно выражают свои чувства друг к другу.

Примечание . Следите за тем, чтобы движения при броске и ловле по возможности точно соответствовали выбранному предмету.

Волейбол

Это еще одна занимательная возможность удержать в памяти имена членов группы

Подготовка . Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.

1. Разбейте группу на две команды.

2. Объясните, что сейчас обе команды проведут воображаемый волейбольный матч (сетка и мяч указаны условно). Чтобы наметить пару отправных точек, вы можете указать расположение сетки и игрового поля с помощью подходящих предметов.

3. Во время игры нельзя нарушать определенные правила. Когда «мяч перелетает через сетку», игрок должен выкрикнуть имя члена противоположной команды. Тогда названный игрок может или «отдать мяч» кому-нибудь из своей команды, выкрикнув соответствующее имя, или же «переслать» его обратно, назвав по имени кого-либо из противников. Так же, как и в волейболе, «мяч» должен перейти к другой стороне через два паса. И каждый раз должно быть названо имя адресата.

4. Возьмите на себя роль арбитра матча и займите место в соответствии с обычными волейбольными правилами.

Примечание . Следите за тем, чтобы члены группы играли как можно более достоверно.

Ахой!

В этой азартной игре участникам предоставляется прекрасная возможность закрепить в памяти имена друг друга

1. Участники усаживаются на стульях в круг.

2. Вначале вы сами становитесь в середину круга. Выбираете одного из игроков и задаете ему вопрос: «Петя, кого из здесь присутствующих ты бы хотел видеть в качестве друга?» (нужно назвать имена двух человек).

3. Петя называет имена двух членов группы. (Оба соседа исключаются!) Эти игроки и оба соседа Пети меняются местами. При этом сам Петя остается сидеть на месте. Во время перемены мест ведущий в кругу также пытается занять освобождающийся стул. Другими словами, пять человек претендуют на четыре стула.

4. Другой вариант этой же игры. Ведущий кричит «Ахой!» Тогда каждый член группы должен найти себе новое место (на соседние стулья садиться нельзя!). В этом случае ведущий также пытается занять свободный стул.

5. Игру продолжает вести тот, кто не успел занять стул.

Удержи полет

Каждый игрок громко произносит свое имя и удерживает обруч во вращении

Материал : хула-хуп.

1. Группа собирается в круг; каждый игрок становится позади своего стула. Ведущий выходит с обручем на середину и начинает крутить его на руке.

2. Цель игры: хула-хуп должен всегда оставаться в воздухе. Один за другим все выходят на середину, чтобы поддержать вращение обруча. Тот, кто побывал в центре круга, садится на свой стул.

3. Каждый, кто вновь начинает крутить обруч, одновременно с этим громко произносит свое имя, а затем имя другого участника, который должен будет подхватить эстафету и не дать обручу упасть.

4. Когда каждый участник побывает в центре, не уронив обруча, и все снова сядут в круг, игра заканчивается, и все благодарят друг друга аплодисментами.

Примечания . Возможно, вы захотите кратко поговорить со своими участниками о смысле этого упражнения. Тогда можно, например, поразмышлять о том, что вращающийся обруч символизирует совместную работу. Все должны вносить в общее дело свой вклад, чтобы группа оставалась «в полете», и для этого каждому нужно быть внимательным и сконцентрированным.

Быть в центре

Эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания

1. Игроки встают в круг.

2. Спросите у членов группы, кто из них смог бы в течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных.

3. Доброволец становится в центр.

4. Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время повторяют имя добровольца, стоящего в середине.

5. Затем члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и громче произносят его имя.

6. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут. При этом касаться его нельзя.

7. Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине круга.

Тост за группу

Это старый английский ритуал, в котором называются все имена; он превратился в интересную игру – диалог между группой-хором и отдельным участником

1. Участники становятся в круг..

2. Ведущий выходит в середину круга и громко произносит свое имя: «Я – Катя Иванова». Игроки хором говорят: «Это наша хозяйка. Если она не справится...» В этот момент игрок, стоявший в круге слева от ведущего до того как тот вышел в центр, должен сделать шаг вперед и громко и отчетливо произнести свое имя со следующими словами: «...тогда это сможет Даня Данилов». При этих словах ведущий возвращается в круг, а Даня Данилов занимает его место в центре. Группа говорит: «Это наш хозяин. Если он не справится…» В этот момент шаг вперед делает игрок, находившийся слева от Дани Данилова, пока тот стоял в кругу вместе со всеми, и говорит: «тогда это может... Светлана Славина».

3. Когда участники усвоят эти правила, начните ритмично хлопать в ладоши и предложите группе поддержать Вас. Назовите свое имя.

4. После того как все участники побывают в центре круга, игра заканчивается. Провозгласите тост за группу. Пусть участники поаплодируют друг другу.

Темп!

Это очень динамичная игра, которая наверняка понравится членам группы

Подготовка. Отодвиньте столы и стулья, чтобы члены группы могли усесться на полу. Кроме того, вам понадобится «хлопушка» (это может быть газета, свернутая в трубочку).

1. Группа усаживается на полу тесным кругом.

2. Участники вытягивают вперед ноги, так что их ступни образуют второй маленький круг в центре. Один игрок садится в середину этого маленького круга и берет свернутую газету. Иногда уместно, чтобы игра начиналась с ведущего.

3. Каждый участник называет свое имя. Ведущий, сидя в центре, выкрикивает имя любого члена группы. И сразу же вслед за этим он пытается хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено, прежде чем этот игрок сам выкрикнет следующее имя. Если названный участник замешкался и его успели хлопнуть по ноге до того, как он выкрикнул имя другого члена группы, он становится ведущим.

4. Ведущим становится и тот, кто отдернет ступни, даже если его имя не называлось, или выкрикнет имя, которого в группе нет.

5. Пока игроки в круге не ошибаются или достаточно быстро реагируют, ведущий остается на своем месте.

Примечание . В процессе игры обращайте особое внимание на уровень энергии в Вашей группе. Одни группы охотно играют достаточно долго, в других уже через пять минут происходит явное снижение скорости реакции.

Опустить занавес

Это необыкновенно динамичная игра с именами. Группа не должна быть маленькой; оптимальное число участников - 15–20 человек

Подготовка : отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, вам понадобится занавес (это может быть шерстяное покрывало или большой непрозрачный кусок полотна).

1. Группа делится на две команды. Вы держите занавес вместе с одним из игроков. Команды садятся на полу по обе стороны занавеса. Важно проследить, чтобы никто из игроков не мог видеть противоположную сторону.

2. Каждая команда выбирает участника, который становится вплотную к занавесу, глядя на него. При этом называть имя выбранного члена группы нельзя (придется воспользоваться мимикой и жестами!).

3. Вы или ваш помощник громко считаете «раз, два, три!» и роняете занавес на пол. Оба выбранных игрока, которые теперь оказываются нос к носу, пытаются как можно быстрее выкрикнуть имя противника. При этом сами команды не должны помогать им: это поединок «один на один».

4. Тот, кто первый назвал имя оппонента, забирает этого игрока в свою команду.

5. В игре побеждает команда, собравшая всех игроков на своей стороне. Это, конечно, случается сравнительно редко. Поэтому полезно определить время игры, после которого выигравшей объявляется команда с большим количеством игроков.

Примечание : Иногда ведущий должен напомнить о том, что не стоит всерьез относиться к этому соревнованию. Это игра–шутка, средство запоминания имен. Но, конечно, борьба за первенство придает особый интерес этой игре. Учтите, что некоторые участники при случае будут ставить под сомнение Ваши решения: «Нет, я выкрикнул «Кирилл» раньше, чем он смог назвать мое имя!» Найдите убедительные аргументы в пользу своего решения.

Варианты . Если участники достаточно хорошо знают друг друга, можно усложнить игру следующим образом. пусть выбранные участники становятся спиной к занавесу. Теперь, когда занавес упадет, они не смогут увидеть друг друга. В этом случае понадобится помощь членов команды, которые должны будут описать оппонента, не называя его по имени. Может быть, они скажут следующее: «Это мужчина примерно тридцати лет, с бородой, в очках» и т.д. Иногда необходимо напомнить членам группы, что они должны давать позитивное описание и не высмеивать оппонента.

  • Этот вариант особенно полезен для групп, в которых есть люди разных национальностей или с другими особенностями, если они в состоянии эти различия описать положительно.

Кто это?

Игра помогает закрепить в памяти уже известные имена членов группы

1. Члены группы садятся в круг. Каждый участник называет свое имя. Затем предложите игрокам как следует рассмотреть всех членов группы и запомнить, как они выглядят.

2. Один игрок выходит из круга и становится спиной к группе.

3. Кто-нибудь из членов группы начинает описывать выбранного участника: «Рост этого человека приблизительно метр семьдесят… у него черные полуботинки на высокой платформе… сидя на стуле, он держится очень прямо…». (Описание может быть произвольным по форме и по содержанию.)

4. Игрок, стоящий спиной к группе, пытается догадаться, о ком идет речь. Если это удалось, то ведущим становится именно этот человек.

© Фопель К. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2010.
© Публикуется с любезного разрешения издательства