Методика оценки развития основных тенденций на рынке. Анализ тенденций развития рынка и рыночной среды

Основной анализ

Анализ рыночных возможностей

По выражению Т.И Глушаковой, ситуационный анализ - это: "сердце" логического обоснования плана маркетинга; это фундамент, на котором можно обосновать свои решения и причины выбранного подхода; оценка того, насколько цели, задачи, стратегии и тактики подразделений данного предприятия соответствуют предпосылке и плану, поддерживают их и помогут выполнить.

Анализ рынка - это сбор данных и их интерпретация для того, чтобы выяснить, какое место на рынке вы занимаете или намерены занять, и составить представление о требованиях к конкретным товарам или содержанию маркетинговых программ. Анализ рынка строится на выявлении размера рынка и его сегментации (разбиение рынка на количественные категории с однородными характеристиками), выявлении структуры рынка, существующих тенденций, долей и взаимоотношения между структурами внутри рынка и за его пределами.

Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть их нынешних продаж и прибылей приходится на товары, которых они еще какие-нибудь пять лет назад или не производили вообще, или не продавали. Компаниям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это всего лишь неумение мысленно увидеть будущее того дела, которым они занимаются, и осознавать свои сильные стороны. Ведь в действительности перед любой компанией открыто множество рыночных перспектив. Организация может заниматься поисками новых возможностей либо время от времени, либо систематически. Многие отыскивают новые идеи, просто внимательно следя за переменами на рынке. Руководители компании посещают специализированные выставки, изучают товары конкурентов, собирают рыночную информацию другими путями.

Анализ тенденций развития рынка и рыночной среды

Знать тенденции рынка нужно всегда, однако для разработки планов маркетинга это имеет особенное значение. В конечном итоге, компания решит, какие обслуживать рынки, какие могут принести ей большой объем продаж, как в ближайшей перспективе, так и в долгосрочной. В процессе планирования маркетинга определяется, на какой стадии развития находятся рынки, что позволяет правильно распределить ресурсы. Изучение рыночных тенденций, в результате чего строится общая картина рынка, состоит из анализа собственно тенденций и статистических данных рынка.

У любой организации имеются факторы, над которыми она не имеет прямой власти, но которые влияют на саму компанию и показатели ее коммерческой деятельности. Это такие аспекты, как социальное давление, законы, регулирование, политика, технологические перемены, экономические бумы и спады, а также более "узкие" факторы, связанные с деятельностью поставщиков и конкурентов. Все вместе они составляют рыночную среду.

Рынок можно определить как совокупность людей или компаний, которым требуются конкретные продукты или классы продуктов и которые имеют возможность, желание и полномочия для их приобретения. Рынок можно разбить на сегменты: каждый сегмент - это группа покупателей со схожими характеристиками, в результате чего они имеют относительно одинаковые потребности в продуктах.

Для принятия разумных стратегических решений компания должна иметь количественную информацию о рыночных тенденциях. Затем следует обратить внимание на потенциальную финансовую ценность рынка для компании. Ниже приведен список основных рыночных тенденций, которые должны быть рассмотрены в процессе планирования маркетинга.

Продажи: объем.

Продажи: товарооборот.

Прибыльность.

Размер рынка.

Доли рынка.

Количество и величина покупателей.

Количество основных конкурентов

Рыночная среда может быть определена как множество внешних сил, которые прямо или косвенно влияют на получение организацией доходов и выпуск продукции. Иными словами, эти силы представляют собой различные аспекты, которые практически неподвластны компании, но которые могут ощутимо сказаться на том, как компания ведет бизнес и выполняет свои задачи. Чтобы отследить изменения в рыночной среде, фирмы должны регулярно проводить ее обследование и анализ. В некоторых компаниях этим занимаются отдельные работники или целые комитеты, чья функция и заключается в сборе и проверке данных о тенденциях на рынке и различных аспектах рыночной среды.

Обследование среды - это процесс получения информации из наблюдений, вторичных источников (в первую очередь, из отраслевой прессы и государственных отчетов), баз данных, информационных служб и маркетинговых исследований. Как правило, рыночная среда подразделяется на две основные сферы: макросреду и микросреду.

Микросреда предприятия - это те субъекты, с которыми предприятие постоянно и непосредственно взаимодействует. Элементы микросреды - это те аспекты, что свойственны лишь отдельным компаниям или организациям, а не рынку в целом. Степень контроля компании над этими факторами обычно невелика.

К элементам микросреды относятся:

Прямая и косвенная конкуренция

Влияние поставщиков

Доступность ресурсов

Покупательная способность потребителей

Макросреда предприятия - это факторы, с которыми ваше предприятие не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность. У макросреды есть две важные особенности: она оказывает влияние не только на само предприятие, но и на микросреду: конкурентов, партнеров, клиентов; предприятие не может повлиять на макросреду.

К элементам макросреды относятся:

Правовые силы

Регулирующие силы

Политические силы

Общественные силы (культура)

Технологические силы

Экономическая ситуация

Для анализа макросреды предприятия используется вторичная информация, которая может быть получена из публикаций Госкомстата и его региональных подразделений, из газет и журналов, сети Internet (в том числе на отраслевых порталах, сайтах специализированных фирм и т.п.). После сбора информации необходимо оценить каждый документ с точки зрения достоверности и актуальности, а также проверить данные на согласование с другой имеющейся в вашем распоряжении информацией. Для анализа микросреды предприятия также может быть использована вторичная информация из перечисленных выше источников, а также данные, собранные на отраслевых выставках, однако дополнительно рекомендуется собрать и первичные данные о покупателях, поставщиках, конкурентах. Для этого можно воспользоваться двумя наиболее популярными методами сбора первичных данных - наблюдением и опросом.

Инвестиционный потенциал

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРТ-РЫНКА

Е. А. ФЕДОРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: ecolena@mail. т Всероссийский финансово-экономический институт, г. Москва

В статье рассматриваются основные тенденции развития рынка искусства как альтернативного рынка для финансовых инвестиций. Представлен обзор предметов искусства по местам базирования сделок, по географии продаж, по объему продаж и т. д. Выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи на рынке искусства.

Ключевые слова:рынок, арт-искусство, инвестирование, нефинансовые активы, бизнес-модели, тенденции развития.

Любой инвестиционный рынок - это сложная система, где простой функцией является балансирование интересов покупателей и продавцов. Эта система традиционно описывается как совокупность законодательной (включая налоговую) среды, торговой и расчетной инфраструктуры, а также информационного поля. Инвестиционные рынки сочетают государственное регулирование в части определения строгих правил, налогового режима и уровня раскрытия информации, самоуправление в части организации торговли, расчетов и обмена информацией и частную инициативу в области собственно ведения коммерческой деятельности.

Чем эффективнее устроен рынок, тем меньше затраты его участников на транзакционные расходы и доля коммерческой выгоды посредников, с одной стороны, и тем большую выгоду он приносит инвесторам и эмитентам обращающихся на рынке объектов инвестиций - с другой.

Эффективный инвестиционный рынок позволяет его участникам сосредоточить больше внимания на новых идеях более точного прогноза динамики стоимости объектов инвестирования (и,

соответственно, оценки доходности инвестирования в эти объекты) и на новых подходах к устранению или минимизации рисков инвестиционного процесса.

В отличие от рынка ценных бумаг, рынок предметов искусства в силу своей закрытости, кастовости, сезонности значительно отстает в развитии. Тем не менее, он имеет значительный потенциал и является хорошей альтернативой вложения свободного капитала с целью получения инвестиционного дохода.

Поведение покупателя предмета искусства часто характерно большей долей субъективности и нерациональностью принятия решения о приобретении того или иного арт-актива. Это имеет негативные последствия прежде всего для самого покупателя - особенно в условиях финансового кризиса, когда решения об инвестировании должны быть максимально взвешены и рациональны.

На рынке предметов искусства, как и на любом инвестиционном рынке, можно выделить два общих типа участников в зависимости от того, какую бизнес-модель они используют. Большинство из них составляют частные, государственные и профессиональные инвесторы, осуществляющие всевозможные инвестиционные, в том числе коллекционные стратегии на рынке предметов искусства.

Другой категорией участников рынка являются компании и частные лица, так или иначе обслуживающие процесс инвестирования в предметы искусства и, по сути, представляющие инфраструктуру арт-рынка. Принятые на рынке бизнес-модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные бизнес-модели арт-рынка

сегмент Годовая выручка, млрд долл. компания

Аукционная торговля 2,5 Sotheby"s, Christie"s, E-Bay, Dorotheum, Bukowskis

Финансовые услуги 1 AIG, Allianz, UBS Deutsche Bank, AXA

Информационный бизнес 0,05 Sotheby"s, Christies, Artprice, Artnet

Дилерский бизнес (включая частные галереи и музеи) Около 3 Десятки тысяч компаний, сильно фрагмен-тированный рынок

Количество в арт-отрасли публично торгуемых компаний, специализированных на обслуживании арт-рынка, невелико. Информация о доходах и расходах игроков, представляющих собой инфраструктуру рынка предметов искусства, является в большинстве случаев закрытой и мало сравнимой.

В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов. Значительная часть деятельности по торговле арт-активами так или иначе может быть локализована по крупным арт-выставкам, проходящим по всему миру, но эти выставки не выполняют функцию организованных и постоянных рынков, способных устранить риск контрагента и обеспечить ликвидность и постоянное формирование рыночной цены торгующихся на них арт-активов.

Фактически функцию организованных рынков пытаются выполнять крупные аукционные дома. В отличие от выставок аукционы имеют постоянное местонахождение, проводят торги на протяжении всего года и выполняют функции расчетного центра, устраняя риск контрагента и также риск подделки предмета искусства.

В мире существует около 30 признанных и давно функционирующих аукционных домов, однако только 6 из них за последние 20 лет продали по меньшей мере один предмет искусства стоимостью более 5 млн долл.

В результате изучения рыночной конъюнктуры можно выделить за последние несколько лет двенадцать компаний, которые могли быть классифицированы как компании, торгующие акциями в индустрии предметов искусства, на основании того, что большинство их доходов получено от производства продуктов и услуг, связанных с художес-

твенным рынком. Рыночный сегмент компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства, ничтожно мал. На 30.10.2009 этот сегмент показал совокупную рыночную капитализацию только 1,8 млрд долл., с существенным доминированием компании Sotheby"s. Эта компания в настоящее время способствует 60 % общей рыночной капитализации сегмента и может считаться хорошим ориентиром для рынка компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства

Только у четырех компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства (а именно, Sotheby"s, Artnet, Artprice и Collectors Universe), есть оживленный спрос на их акции на рынке (табл. 2).

В настоящее время на долю только двух аукционных домов - Sotheby"s и Christie"s приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

По итогам 2008 г. Sotheby"s занял первое место с общим количеством годового дохода 3, 3 млрд долл., тогда как годовой доход его конкурента Christie"s составил 400 млн долл. Доля Sotheby"s в количестве мировых сделок с предметами искусства - 18 %.

Таблица 2

Показатели ценных бумаг публично торгующих компаний в индустрии предметов искусства

компания Листинг / валюта Цена на 30.10.2009, долл. рыночная капитализация на 30.10.2009, млн долл.

Сотби (Sotheby"s) NYSE / USD 15,86 1 067

Артпрайс (Artprice. com) Paris / EUR 17,56 110

Артнет (Artnet) Frankfurt / EUR 7,44 42

Коллектор Юни-верс (Collectors Universe) NASDAQ / USD 7,48 63

Малет (Mallett) London / GBX 145,62 20

Финарт Касса де Эсте (Finarte Casa d"Aste) Milan / EUR 0,30 15

Группо (Gruppo FMR) Milan / EUR 7,38 26

Камера Уорк (Camera Work) Frankfurt / EUR 6 906 276

Арт Виван (Art Vivant) Tokyo / JPY 2,78 43

Сеульский Аукцион (Seoul Auctions) Seoul / WON 2,02 33

Аукцион Шинва (Shinwa Art Auction) Tokyo / JPY 242,13 15

Стенли Гиббонс (Stanley Gibbons) London / GBX 236,94 60

Экономическую силу бизнес-моделей Sotheby"s и Christie"s можно оценить по показателям восстановления: они стояли на грани банкротства в 2000 г., но быстро восстановились и вернули доверие клиентов уже в 2005 г.

Таким образом, основные тенденции мирового рынка предметов искусства можно отследить по поведению ведущих аукционных домов. Автором представлены данные по компании Sotheby"s, так как компания Christie"s с 1998 г. перестала быть публичной и раскрытие информации о результатах ее деятельности также прекратилось.

После семи лет, на протяжении которых цены неизменно росли, рынок предметов искусства испытал радикальные изменения в 2008 г. - в связи с началом мирового финансового кризиса (табл. 3).

Цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. по сравнению с IV кварталом 2007 г. фактически упали на 7,5 %. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991-1992 гг. Однако в будущем можно ожидать резкого подъема.

Между спекулятивным ростом цен на предметы искусства в 1990-х гг. и более свежим - в ноябре 2007 г. есть большая разница. В начале 1990-х гг. за подъем рынка отвечали главным образом банки и азиатские коллекционеры, участвующие в быстром разгоне цен на импрессионистов и работы современных мастеров. Цены взлетели даже на работы посредственного качества. Однако в 1991 г. рынок внезапно потерял «аппетит», и к концу 1990-х покупательский спрос снизился приблизительно до 25 %. Начиная с 2000 г. покупатели стали более разборчивые, что отразилось на колебаниях уровня покупательского спроса: от 31 до 36 % в течение года.

Таблица 3

Общие показатели инвестиционного сегмента арт-рынка в конце 2008 г., млн долл.

В 2008 г. на аукционах было представлено огромное количество лотов - на 20 % больше по сравнению с 2007 г., который в свою очередь был рекордным в этом плане. Вспомним, что в 2000-2005 гг. среднее общее значение годового дохода на мировых аукционах предметов искусства колебалось между 2,5 и 4,2 млрд долл.

В конце 2008 г. полная стоимость арт-акти-вов, продаваемых на аукционах, составляла 8,3 млрд долл., что на 1 млрд меньше, чем в 2007 г. По большей части это связано с падением спроса на американском рынке. Тем не менее, этот показатель является исключительным за всю историю рынка.

Говоря об укрупненной сегментации объема продаж предметов искусства в 2008 г. с точки зрения периода написания работ, следует заметить, что особой популярностью пользовались:

Современное искусство (43,9 %);

Работы художников, создавших свои произведения после II Мировой войны,

Работы старых мастеров и мастеров XIX в. в силу высокой стоимости (в отношении этих работ учитывался риск провенанса - истинной подлинности, подтвержденной проверенными источниками, не вызывающей сомнений по истории создания и владения).

Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую в Азии на 1,2 % обгоняет Китай.

Одной из современных тенденций на рынке арт-активов стало то, что самые значимые по номинальной цене продажи происходили в 1990-2008 гг. Только в 2006 г. продано два шедевра номинальной стоимостью около 100 млн долл. (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее значительные продажи арт-активов в период 1990-2004 гг.

Индикатор Показатель

Капитализация рынка в номинальных 13 000

Капитализация рынка в реальных 14 200

Число художников «инвестиционного 183

качества», чел.

Художник с наибольшей «капитали- Пабло Пикассо,

зацией» 2 070

Художник с наибольшим числом Пабло Пикассо,

работ, ед. 113

Художник с наибольшей средней ценой работ Казимир Малевич, 36,6

Номинальная пороговая цена 5,6

Реальная ценовая пороговая цена 6,2

Ежегодный средний объем торговли 2 480

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Garçon a la pipe G5.G5.2GG4 1G4 168 GGG

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Dora Maar au chat G3.G5.2GG6 95 216 GGG

Густав Климт (Gustav Klimt) Portrait of Adele... G8.11.2GG6 87 936 GGG

Франсис Байкон (Francis Bacon) Triptych, 1976 14.G5.2GG8 86 281 GGG

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Portrait du Dr. Gachet 15.G5.199G 82 5GG GGG

Факторы, влияющие на рынок предметов искусства, условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся факторы, являющиеся в свою очередь показателями (индикаторами) сегментов рынка предметов искусства. Данные показатели также можно разделить на общие и показатели второго уровня.

К внешним факторам относятся основные показатели макроэкономической ситуации в мире. Это глобальные мировые индексы, индексы национальных рынков, отношения курса основных валют, цена на нефть, золото, серебро и платину.

Цель ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства заключается в максимально объективном отображении текущих тенденций ценовой динамики и «глубины» (ликвидности) публичного рынка наиболее дорогих предметов искусства. Также эти ключевые индикаторы позволяют оценить состав рынка (структуру рыночной капитализации по отраслям по аналогии с анализом фондового рынка) и распределение стоимости, объемов торговли и темпов роста стоимости по видам предметов искусства.

Приведем основные элементы системы ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства, применяемых на практике (все показатели выражены как в номинальных, так и в реальных ценах, выбор типа показателя остается за пользователем статистической информации). Для примера взята статистическая информация по 1 тыс. самых дорогих работ, выставляемых на аукционах и включаемых в рейтинг агентства SKATE"S. Общие показатели рынка: - капитализация рынка предметов искусства инвестиционного качества, рассчитываемая как

совокупная стоимость всех работ, входящих в выборку;

Средняя стоимость по крупнейшим работам, рассчитываемая как средняя величина из списка выбираемых работ;

Пороговая цена, соответствующая стоимости последней работы в составляемом рейтинге;

Индекс ширины рынка - число художников, включаемых в рейтинг;

Индекс глубины рынка - оборот за последние 12 мес. в процентах от рыночной капитализации. Оборот рассчитывается как совокупная стоимость всех новых работ, включенных в рейтинг за последние 12 мес.;

Индекс повторных продаж - этот показатель отражает оборачиваемость наиболее значительных работ на открытом рынке и рассчитывается как количество повторных продаж картин из рейтинга за последние десять лет, в процентах от 1 тыс.;

Средняя годовая доходность - рассчитывается как изменение рыночной капитализации за соответствующий период, приведенное к процентам годовых.

Некоторые общие показатели рынка по состоянию на 01.12.2008 представлены в табл. 5.

На практике для анализа рынка предметов искусства инвестиционного качества принято осуществлять сегментацию отобранных для анализа картин. На их основании рассчитываются индикаторы арт-рынка второго уровня, к которым относятся:

Рыночная капитализация отдельных художников - рассчитывается как совокупная стоимость всех вошедших в отобранный список работ данного художника как в номинальных, так и в реальных ценах;

Таблица 5

распределение доходности 1 тыс. самых дорогих предметов искусства с разбивкой по периодам создания

Годы создания количество средняя цена покупки, долл. средневзвешенный средневзвешенный

Период повторных продаж показатель доходности IRR, % период владения, лет

От эпохи Возрождения до 1487-1866 7 5 140 008 -1,39 5,2

классицизма

Зарождение и расцвет 1867-1887 45 7235 610 1,12 9,2

импрессионизма

Неоимпрессионизм, 1888-1903 37 5 027 777 0,83 8,3

венское возрождение,

набизм, фавизм, модерн

Кубизм, экспрессионизм, 1904-1921 55 5 543 175 3,29 8.1

супрематизм, дадаизм

Сюрреализм 1922-1946 28 4 255 457 4,97 7,1

и абстракционизм

Action painting и поп-арт 1947-1970 60 3 081 055 6,17 7

Постмодернизм 1971-2002 18 2 608 997 23,13 5,4

Другие - 11 2 593 400 5,55 11,1

- «индекс урожайности» исторических периодов - рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, вошедших в перечень, созданных за определенный период.

К настоящему моменту было осуществлено только 255 повторных продаж среди 1 тыс. самых дорогих работ (на основе данных, охватывающих период с 1985 г.). Иными словами, только 25,5 % наиболее ценных работ в мире было продано более чем один раз на рынке в течение последних 24 лет.

За всю историю существования арт-рынка самым доходным произведением является «Three Studies for Self-Portrait» - автор Франсис Байкон. Оно было продано 13.05.2008 на аукционе Christie"s (табл. 6).

Учитывая, что повторные продажи создают, по меньшей мере, два показателя данных цен на временной шкале, информации о них позволяет извлекать ценные данные о фактической (эффективной) норме доходности, достигнутой инвесторами на основе результатов завершенных сделок;

- «индекс популярности сюжетов» - рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, написанных в рамках определенного стандартного сюжета.

Разбивка осуществляется по следующим типовым сюжетам (с указанием количества работ, попавших в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства) (табл. 7).

Анализ данных, представленных в табл. 7, позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными сюжетами для работ инвестиционного качества, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства, являются пейзаж и абстракция.

Данный фактор имеет практическое значение при сравнении предметов искусства из одной

Таблица 6

Пять самых доходных произведений искусства по состоянию на 2009 г.

Таблица 7

Распределение 500 самых дорогих предметов искусства по сюжетам

Сюжет Количество работ

Пейзаж 135

Абстракция 72

Женский портрет 64

Обнаженная натура 42

Мужской портрет 25

Натюрморт 22

Скульптура 21

Прочие портреты 20

Автопортрет 10

Женский портрет с ребенком 9

- «индекс» популярности размеров рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 1 тыс. самых дорогих предметов искусства, написанных в рамках определенного стандартного размера, используемого многими мировыми аналитиками;

Таким образом, по результатам обзора тенденций на рынке искусства можно сделать следующие выводы.

1. В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов.

2. В настоящее время на долю только двух аукционных домов Sotheby"s и Christie"s приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

Франсис Три стадии 13.05.2008 28 041 000 86,29

Байкон автопортрета

Хоан Петуз 18.06.2007 13 101 568 40,09

Миро (Le coq)

Энди Лиз (Liz) 13.11.2007 23,561,000 33,95

Герхард Абстракция 13.05.2008 14 601 000 30,60

Энди Абстракция 14.11.2007 8 441 000 28,15

Расцвет мастера 35-39, 50-54

Академическая зрелость 30-34, 40-49

Период активного творчества 25-29, 55-59

Творческий период 20-24, 60-79

Отдельные эксперименты До 20, после 80

3. Кризис влияет на рынок предметов искусства, цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. фактически упали на 7,5 % по сравнению с IV кварталом 2007 г. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991-1992 гг.

4. С точки зрения периода написания работ особой популярностью пользуется современное искусство (43,9 %), далее следуют художники, создавшие свои произведения после II Мировой войны, работы старых мастеров и мастеров XIX в.

5. Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую обгоняет растущий во всех направлениях рынок Китая.

6. Самые значительные продажи были с 1992 по 1998 г. За этот период было продано более 318 шедевров, приведенная стоимость которых превысила 2,6 млрд долл. (средняя цена произведения - 8,4 млн долл.). А самая дорогая в тот период картина Винсента Ван Гога «Автопортрет без бороды» (продана за 71,5 млн долл.) стоит в настоящее время 85,6 млн долл.

7. При оценке рыночной стоимости формируют восемь параметров, по которым определяется ценность того или иного актива:

Контекстная стоимость;

Размер картины;

Период создания картины;

Сюжет картины.

Представленный анализ может быть полезен инвесторам при вложении инвестиций на нефинансовых рынках.

Список литературы

1. Бруно С. Фрей, Райнер Айхенбергер. Норма прибыли на рынке произведений искусства: исследование и оценка. Европейский экономический обзор. 1995.

2. Оливер Шанель. Предсказуемость рынка искусства. Европейский экономический обзор. М. 1995.

3. Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

4. Тенденции арт-рынка. 2009. URL: http://www. skatepress.com/.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

Трудно точно предсказать будущее, но можно постараться понять, куда движется современный финансовый мир. Семьдесят пять лет назад в Нью-Йорке проходила Всемирная выставка, где общественность увидела новую и неизвестную технологию под названием телевидение. Тогда многие люди не знали, что делать с телевидением, а газета New York Times утверждала, что телевидение не будет интересно средней американской семье, так как людям нужно все время сидеть и держать свои глаза прикованными к экрану.

Сегодня человечество научилось лучше анализировать тенденции и предсказывать будущее. Особый интерес вызывают прогнозы развития рынка капитала, так как эта сфера имеет высокую степень непредсказуемости. Эксперты выделяют три современные тенденции, которые будут стимулировать рынки в ближайшие годы и являются хорошими индикаторами для разумных инвесторов.

Первая глобальная тенденция - это демографические изменения мирового сообщества и старение мировой экономики.


Человечество начало быстро стареть, люди стали больше отдыхать и следить за своим здоровьем. Это привело к сокращению трудового периода и снижению рабочих часов в неделю. Многие люди стали стараться раньше выйти на пенсию, чтобы спокойно использовать накопленные активы. Пенсионные фонды и долгосрочные сберегательные программы позволили накапливать достаточно средств для безбедной старости. Но старение населения планеты приводит к переходу финансового мира на новый уровень и резко меняет рыночные приоритеты. В будущем будет расти число пенсионных накоплений и пенсионеров, ищущих фиксированный доход, создавая структурный перекос в этом секторе. Поэтому доходность по облигациям, недвижимости и другим активам будет существенно ниже. Эти явления уже можно наблюдать в США, Японии, Европе и Китае, где население стареет быстрыми темпами и происходит сокращение рабочей силы. Инвесторы будут искать большую доходность в фондах облигаций или использовать диверсифицированную стратегию. Но им всем придется использовать страховые компании, а тем придется искать дополнительное финансирование.

Второй мировой тенденцией является урбанизации и реурбанизация.


Люди стали больше двигаться, мигрируя из деревень в города. Высокие темпы урбанизации наблюдаются в развивающихся странах, но в США и европейских странах также происходит быстрое слияние пригородов и городов. Эксперты считают, что реурбанизация связанна с приоритетами молодых людей, которые не хотят жить в пригородах и стараются изменить свой образ жизни. Многие из них предпочитают городской образ жизни и эта тенденция будет только расти. Демографические изменения привели к тому, что люди стали больше арендовать жилье, чем покупать его. В настоящее время рынок арендного жилья будет важнее для инвесторов, чем ипотечный рынок.

Третьей глобальной тенденцией является слишком большое производство товаров.

Со второй половины двадцатого века наметилась тенденция избыточного предложения товаров и промышленного производства. Увеличение производительности и урбанизация промышленности резко изменили ценовую политику многих компаний. На мировых рынках наблюдается существенный дефляционный тренд, а новые технологии, такие как 3D-печать, только усугубляют эту проблему. Некоторые эксперты считают, что отмеченный переизбыток сырьевых товаров является спорным. Но если рассмотреть весь цикл производства товаров, то можно заметить увеличение предложений по многим видам продукции. Особенно сильно это видно в энергетической, металлургической и пищевой промышленности. Высокие цены на многие товары привели к большей экономии потребления и увеличили предложения на рынках.

Инвесторам нужно помнить, что мир завтра будет сильно отличаться от сегодняшнего дня. При этом рынки капитала являются неотъемлемой частью этой эволюции, поэтому анализируя тенденции и вызовы можно быстрее разрабатывать решения для будущего инвестирования.

Привлекательность отрасли -понятие, описывающее возможность получения долгосрочного и стабильного уровня продаж и прибыли для компании в определенном рыночном сегменте. SWOT- анализ помогает составить сводную оценку сильных и слабых сторон компании, проанализировать угрозы и возможности для роста бизнеса в сегменте, разработать стратегии на основе имеющихся преимуществ компании и составить план защитных мероприятий для минимизации рисков;Модель Портера: Анализ 5 конкурентных сил помогает оценить уровень конкуренции в сегменте, конкурентоспособность товара компании и проанализировать угрозы для компании со стороны рыночных факторов; Матрица McKinsey: помогает оценить несколько направлений бизнеса компании в двух плоскостях: привлекательность рынка и конкурентоспособность товара; Бостонская матрица - матрица "привлекательность-конкурентоспособность" исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Критерии оценки инвестиционной привлекательности отрасли /на 5 групп:1 группа показателей описывает потенциал продаж;2 гр- потенциал рынка с точки зрения спроса;3 гр- условия конкуренции; 4гр- оценивает рыночные тренды; 5гр- оценивает конкурентоспособность товара

40. Рыночная привлекательность

Привл-сть рынка - комплексная маркетинговая оценка рынка сбыта по определённым показателям, наиболее важным с точки зрения принятия бизнес-решений, что позволит определить требуемые инвестиции, размеры будущего дохода и прибыли. Основная задача оценки привлекательности рынка -выбор соответствующих оценочных показателей.

Привл-ть рынка измеряется количественно. Кол-ый показатель привл-ти рынка обозначается понятием потенциала рынка. Однако, для конкретной компании привл-ть рынка напрямую зависит от ее конкурентоспособности.

Маркетинговые факторы , влияющие на прив-ть рынка:размер рынка;рыночные тенденции (рост рынка, динамика цен);рыночная доходность; конкурентная среда (конкурентная напряженность); общие риски (нестабильность рынка, риски прибности в отрасли); возможности дифференцирования предложения (продуктов и услуг); сегментация;

наличие и разветвленность структур распределения (дилеры, розничная торговля, прямые оптовые операторы). Анализ прив-ти рынка - этап стратегического маркетинга, получение оценки привл-ти экон-их возможностей для бизнеса в каждом из сегментов, с целью уточнения решения о выборе целевого сегмента.

41. Анализ рыночных тенденций

Тенденция развития рынка(ТРР) - экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени. Рыночные тенденции (кот. рассматриваем при планировании маркетинга): Продажи: объем; Продажи: товарооборот; Прибыльность; Размер рынка; Доли рынка; Количество и величина покупателей; Количество основных конкурентов

Анализ рыночной конъюнктуры нач-ся с характеристики масштаба и типа рынка. ТРР опр-ся на основе анализа изменения основных своих параметров (поставки, продажи, цен, товарных запасов). Визуально рассматриваются динамические ряды темпов роста или их графические изображения (диаграммы), и на этой основе дается описательная характеристика тенденций. Исп-ся метод технического сглаживания уровней динамического ряда . Фактические данные (эмпирические уровни) наносятся на график, а после этого проводится линия, на глаз усредняющая все колебания. Метод статистического, или аналитического выравнивания - построение и графическое изображение трендовых моделей. Метод тренд - графического выражения закономерности динамического развития , т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления. Сущность- изменение явления (напр., продажи товара) рассматривается как функция времени.

Центральным моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей развития рынка а также его устойчивости. Для определения тенденции развития рынка строятся динамические ряды показателей активности рынка и в том числе деловой активности. Исчисляются базисные цепные и средние за период темпы роста.

Тенденции развития R чаще всего для наглядности выражают графически. Нанесенные на график уровни и темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорение, замедление, скачки подъема и спада и т.д. Обнаружить четкую тенденцию в этих процессах можно с помощью приемов:

Методом технического выравнивания (когда на графике визуально (на глаз) проводится равнодействующая линия прямая или кривая, отражающая на взгляд исследователя тенденцию развития;

Метод механического сглаживания (метод скользящей средней) это расчет скользящих 3 – 5 и более уровневых средних отражающих тенденцию и цикличность развития;

Метод аналитического выравнивания, выявленная т.о. линия характеризует основную тенденцию развития R и может быть использована для прогноза (экстрополяции) сложившейся тенденции на будущий период.

Пример.

В таблице приведены фактические и прогнозные данные об обороте продукции фирмы за 8 лет.

1. Дать прогнозную оценку оборота продукции фирмы на 2013 год. Для этого использовать следующие методы анализа:

Графический;

Метод сглаживания среднего значения аргумента;

Метод наименьших квадратов.


(400+460+470):3=443,3

(460+470+500):3=476,6

(470+500+530):3=500

(500+530+570):3=533,3

(530+570+600):3=566,6

(570+600+625):3=598,3

Прогноз:

% выполнения темп изменения в динамики за каждый год квартал или месяц.


Процент выполнения плана или темп снижения или повышения по анализируемому показателю за период (за 8 лет) n – число лет, месяцев и т.п. в изучаемом периоде (8). Среднеквадратическое отклонение позволяет отразить колебания в развитии изучаемого периода. По коэффициенту вариации (неравномерности) V k пер можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Таким образом равномерность развития R может быть изучена при помощи расчёта среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации.

На основе технической трендовой модели можно выявить и в последнем случае измерить устойчивость развития рынка во времени. Устойчивость динамического развития рынка проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Для оперативных целей наряду с уже упоминавшимися методами (3 которые используют задачи) рекомендуется использовать также конъюнктурный метод тестирования в виде тенденциального опроса , который является вариантом экспертного исследования.

На основе опросов разрабатываются конъюнктурные тесты, которые представляют собой средние арифметические из трёх возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост или подъём; стабильность, понижение, каждой из которых присваивается соответствующий балл; в результате даётся обобщающая оценка тенденции развития рынка.

Устойчивость рынка можно также оценивать с помощью группировок фирм (предприятий, регионов) по основным показателям состояния и развития рынка. Например, группировок конкурирующих фирм по объёму или темпам продажи, по уровню цен.

В развитии рынка могут появиться определённая повторяемость, цикличность:

Внутригодовая цикличность обычно носит сезонный характер, она выявляется с помощью индексов сезонности и методов механического сглаживания. В силу сезонной цикличности также можно измерять и коэффициенты вариации. Цикличность рынка связана также с жизненным циклом товаров.

Смена циклов является неотъемлемым свойством рыночной экономики, когда подъём приводит к насыщению, к кризису сбыта, сменяющейся депрессии, которая в свою очередь переходит в оживление и цикл повторяется многократно. Классификацию циклов и их последовательность и продолжительность не всегда совпадает в различных экономических школах. Циклы различают по продолжительности:

· 20-летние циклы , обусловленные сдвигами в воспроизводственной структуре сферы производства и сменами экономической политики;

· циклы Джанглера (+ – 10 лет). Проявляется как итог взаимодействия разнообразных денежно-кредитных факторов;

· циклы Катчина (3-5 лет) основаны на динамике оборачиваемости запасов;

· частные хозяйственные циклы (от 1 до 12 лет) обусловлены колебаниями инвестиционной активности;

· классические циклы Гарвардской школы выглядят следующим образом:

Депрессия – активность товарного цикла ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;

Оживление – в товарном производстве и торговле начинается рост;

Подъём – темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;

Инфляция – рост производства и торговли приостанавливаются, цены на товары замедляют рост;

Кризис – промышленная и товарная деятельность замирает, 50% договоров не реализуются, поставки не оплачиваются, растут товарные запасы, цены падают.