Буддизм шаг за шагом. Архив метки: буддизм

Многие люди, которые ищут свой духовный путь, интересуются буддизмом, но не все знают, как стать буддистом.

Буддизм - это одна из религий и, как каждая религия, делится на множество направлений, традиций, что может вызвать затруднения у человека, который только начал изучать буддизм.

Если вы не знаете как стать буддистом, для начала придите к пониманию основных принципов буддизма через их изучение:

Изучите буддийскую терминологию. Грубо говоря, на этом этапе необходимо изучить теорию данного религиозного учения. Это позволит вам гораздо точнее и глубже понимать религиозные тексты, без которых невозможно полное погружение в буддизм,

Далее необходимо выбрать направление буддизма, которому вы будете привержены. На сегодняшний день существует немало буддийских направлений, а, другими словами, традиций, но в основе всего лежит одно и то же учение, одна и та же мудрость, поэтому вы можете выбрать любую традицию, ту, которая вам ближе всего,
далее необходимо внимательно ознакомиться с жизнеописанием основателя буддизма, чтобы наиболее полно проникнуться в сущность этой религии,
далее необходимо изучить информацию о четырех благородных истинах, которые являются фундаментальными понятиями данной религии. Четыре благородные истины вещают о страдании, но при этом не несут негатива, а несут понимание того, что страдание можно уменьшить через его созерцание,
далее необходимо изучить информацию о реинкарнации и нирване. Это важно, потому что буддисты верят в то, что каждое существо перерождается много раз,
далее необходимо узнать о том, что такое карма и как она влияет на людей.

Как принять буддизм

Когда человек уже ознакомился с теорией буддизма, то его непременно интересует информация о том, как принять буддизм. Если вы твердо решили стать буддистом, то вам необходимо познать истину, пройдя восьмеричный путь.

Восьмеричный путь состоит из 8 этапов, в ходе прохождение которых, познается истина:

1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
7. На данном этапе человек должен достичь полного сосредоточения, отрешения от всего внешнего.
8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

Таким образом, человек через внутреннюю духовную работу приходит к пониманию того, как принять буддизм.

Принятие буддизма

Для человека, решившего посвятить себя данной религии, главным шагом является принятие буддизма. Когда человек прошел восьмеричный путь и достиг познания философии буддизма, он становится частью данного религиозного учения, и с этого момента он может смело считать себя буддистом. Однако для официального признания данного момента необходима аудиенция Ламы. Именно он может понять и решить готов ли человек быть буддистом и следовать учению Будды.

Принятие буддизма должно быть осознанным и добровольным – помните об этом!

А сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен . То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей :

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.


Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса .


Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.


Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

До скорой встречи!

(Contemporary Buddhism) by Jane E. Caple (Author)
«Drawing on the recent “moral turn” in anthropology, this volume, the first full-length ethnographic study of the subject, explores the social and moral dimensions of monastic revival and reform across a range of Geluk monasteries in northeast Tibet (Amdo/Qinghai Province) from the 1980s on.»

Methods in Buddhist Studies. Essays in Honor of Richard K. Payne.
«Methods in Buddhist Studies features new translations of Buddhist works as well as ethnographic studies on contemporary Buddhism in the United States and China. Topics discussed include Buddhist practices in relation to food, material culture, and imperial rituals; the development of modern Buddhist universities; the construction of the canon from the perspective of history, textual analysis, and ritual studies; and the ethical obligations of scholars toward the subject of Buddhism itself.»

Seeing the Sacred in Samsara. An Illustrated Guide to the Eighty-Four Mahāsiddhas By Donald S. Lopez Jr .

This exquisite full-color presentation of the lives of the eighty-four mahāsiddhas, or “great accomplished ones,” offers a fresh glimpse into the world of the famous tantric yogis of medieval India.

This book includes striking depictions of each of the mahāsiddhas by a master Tibetan painter, whose work has been preserved in pristine condition. Published here for the first time in its entirety, this collection includes details of the painting elements along with the life stories of the tantric saints, making this one of the most comprehensive works available on the eighty-four mahāsiddhas.

Inward. Vipassana Meditation and the Embodiment of the Self by Michal Pagis .

«Inward focuses on one increasingly popular channel for the introverted gaze: vipassana meditation, which has spread from Burma to more than forty countries and counting. Lacing her account with vivid anecdotes and personal stories, Pagis turns our attention not only to the practice of vipassana but to the communities that have sprung up around it. Inward is also a social history of the westward diffusion of Eastern religious practices spurred on by the lingering effects of the British colonial presence in India. At the same time Pagis asks knotty questions about what happens when we continually turn inward, as she investigates the complex relations between physical selves, emotional selves, and our larger social worlds. Her book sheds new light on evergreen topics such as globalization, social psychology, and the place of the human body in the enduring process of self-awareness.»

Buddhism beyond Borders . New Perspectives on Buddhism in the United States . Scott A. Mitchell, Natalie E. F. Quli (ed.)

Еще одна книга о буддизме в Америке. В ней рассматриваются как теоретические и методологические проблемы, так и отдельные вопросы. В частности, соотношение регионального, региональной специфики и трнаслокальной природы многих процессов. Как пишут авторы, они попытались уйти от рассмотрения буддизма в рамках «эссенциализированной и гомогенной американской культуры» и изучают американских буддистов в контексте «глобализированных культурных потоков».

Thailand’s International Meditation Centers . Tourism and the Global Commodification of Religious Practices. By Brooke Schedneck .

В продолжение темы буддизма в глобальном мире: книга посвящена современным практикам международных центров медитации в Таиланде (включая мирян-практиков випассаны) и их взаимодействию с тайским буддизмом. Одна из идей книги в том, что религии «не перенимаются целиком», скорее, люди заимствуют отдельные элементы, которые входят в резонанс с их культурой.

Figures of Buddhist Modernity in Asia . Editors: Samuels, Jeffrey; McDaniel, Justin Thomas; Rowe, Mark Michael.

Такого рода книг всегда мало, между тем они всегда интересны, потому что дают возможность услышать самих буддистов. В данном случае 66 человек, среди которых не только монахи и монахини, но и художники, психологи, социальные работники, библиотекари, а также шарлатаны, барыги и спекулянты. Авторы попытались показать, как эти люди понимают буддизм и делятся этим пониманием с другими.

Buddhism, Blasphemy, and Violence . Journal of Religion and Violence. Volume 4, Issue 2, 2016. Выпуск журнала, посвященный интересной теме: буддизм, богохульство и насилие. Включает статью Метью Кинга о Бурятии и Монголии.

Buddhist Perspectives on Free Will . Agentless Agency? Edited by Rick Repetti.

Буддизм и свобода воли — тема, которая стала особенно интересовать людей в XX в. Есть она или все предопределено кармически? А если есть, то у кого — учитывая, что никакой личности будизм не признает?

Обзоры диссертаций (на англ. яз).

Death, Gender and Extraordinary Knowing: The Delog (’das log) Tradition in Nepal and Eastern Tibet , by Mary Alyson Prude.

Работа посвящена тибетской практике делог — это человек, чаще женщина, которая умирает, а потом возвращается к жизни и рассказывает о своем потустороннем опыте, адах, судьбах тех, кто недавно умер.

Finding Minds in the Natural World: Dynamics of the Religious System in the Tyva Republic , by Benjamin Purzycki.

Unraveling The Population History of The Xiongnu to Explain Molecular and Archaeological Models Of Prehistoric Mongolia , by Ryan William Schmidt.

Treasure Underfoot and Far Away: Mining, Foreignness, and Friendship in Contemporary Mongolia , by Marissa Jo Smith.

Интересная работа, посвященная городу Эрдэнэт, связям и отношениям вокруг mining.

Chasing the Singers: The Transition of Long-Song (Urtyn Duu) in Post-Socialist Mongolia , by Sunmin Yoon.

Это исследование будет интересно не только тем, кто занимается уртын дуу , но и изучает культуру Монголии и работает в сфере Post-Socialist Studies в целом.

Going on Otor: Disaster, Mobility, and the Political Ecology of Vulnerability in Uguumur, Mongolia , by Daniel Murphy .

Очень интересная работа. Дэн Мёрфи пытается ответить на вопрос о неравенстве, почему в результате дзуда одна семья страдает, а другой удается выжить? Откуда берется уязвимость кочевников?

David M. DiValerio . The Life of the Madman of U . Биография Кунга Зангпо (1458-1532), известного тибетского аскета и «святого безумца» школы Кагью, впервые на английском языке.

John Powers . The Buddha Party . How the People’s Republic of China Works to Define and Control Tibetan Buddhism.

Как принять буддизм? И как стать настоящим буддистом?

Вопрос-ответ

Всё начинается удивительно просто: с формирования внутренней решимости принять прибежище в «Трёх Драгоценностях «, то есть принятие: Будды, Дхармы и Сангхи как направляющих в духовной практик.

Поступок и чистая мотивация

Поступок - то, что делает человека буддистом хотя бы номинально. Принятие прибежища также подразумевает, что вы хотя бы временно принимаете фундамент учения Будды - закон кармы и её неизбежность. В соответствии с этим универсальным принципом, если вы действуете необдуманно и совершаете поступки, противоречащие морали, вам придётся испытать последствия этих поступков.

Ваша мотивация при принятии Прибежища должна быть в идеале честной и чистой. Если вами движут эгоистические желания или желания (пока что не следует отчаиваться и думать, что вы такой плохой и жалкий человечишка), скажем заполучить сиддхи от учителя, то тогда сам процесс инициации в буддизм (Дхарму) следует отложить, до того момента, когда вы не станете готовы к этому, но уже будучи чистым и простым в мыслях и стремлениях.

Ваши поступки и проступки

Если относитесь внимательно к своим поступкам и совершаете их в соответствии с высокими идеалами, то будете за это вознаграждены.

Другими словами, ваше счастье зависит от ваших поступков, и только вы - кузнец своего счастья. Сразу после формального принятия Прибежища, вашим первым поступком должно стать желание и решимость соблюдать пять правил обучения , то есть пять принципов, по которым вам следует жить. Это позволит избежать совершения недопустимых проступков. Именно с этого и начинается реальная практика буддизма.

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей

Пять буддийских правил или пять буддийских заповедей . Возникает необходимость в усвоении нравственности как основы пути преобразуется в набор правил, являющихся руководством по правильному поведению.

Самый основной набор правил в учении Будды – это «Пять правил обучения» (панча-шила — pañcasila):

  • Первое правило воздерживаться от лишения жизни
  • Второе правило воздерживаться от взятия того, что не дано
  • Третье правило воздерживаться от половой распущенности
  • Четвертое правило воздерживаться от ложной речи
  • Пятое правило воздерживаться от опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

У буддистов нет особых ритуалов посвящения в буддизм и в буддисты

Вам не нужен и не потребуется, скорее всего, никакой публичный обряд «посвящения в буддисты «. В буддизме нет аналогов христианским обрядам крещения или конфирмации.

Вам нет необходимости начать одеваться по-другому или нацепить значок «Я буддист! «. Практика Учения Будды - это ваше личное дело, и знать о том, что вы ею занимаетесь, нужно прежде всего вам самим. Однако некоторые буддисты считают ценным периодически подтверждать свою приверженность Трём Драгоценностям и пяти правилам обучения, приглашая друга, духовного наставника или члена монашеской общины (Сангхи) как свидетеля. Присутствие при принятии Прибежища и правил обучения у всех мирян является долгом буддийских монахов и они всегда рады его исполнить.

Духовная поддержка Сангхи из буддистов

Для многих людей оказывается трудно поддерживать свою приверженность Учению Будды в одиночестве, без поддержки друзей-единомышленников. (Бывает трудно соблюдать этические правила, если вас окружают люди, которые не находят зазорным врать, то и дело совершают любовные похождения, или пьянствуют всю ночь напролёт). Вам может понадобиться провести кое-какую работу, чтобы получить поддержку друзей.

Духовный наставник Лама или Гуру в буддизме

Сделав эти первые шаги, вы можете идти по своему собственному пути практики с той скоростью, которая вам подходит. Вы можете самостоятельно изучить достаточно значительную часть Учения, но с обретением хорошего духовного наставника вы почувствуете, что ваше понимание значительно улучшается. Ваш учитель должен быть человеком, которому вы доверяете и которого уважаете, который соблюдает этические правила, хорошо знает Дхамму и умеет ясно передавать её другим.

Ваше понимание Дхаммы также может улучшиться по следующим причинам: вы углубляете своё понимание правил обучения, изучаете сутты, знакомитесь с монахами и монахинями и с традициями их Сангхи, развиваете способность понимать, какие из множества современных религиозных учений соответствуют учению Будды и изучаете техники медитации.

Решайте сами или ваш путь в ваших руках!

Вам самим решать, каким путём идти, но главное здесь - необходимость постигать учение Будды и практиковать его как можно лучше и полнее.

Если вы однажды решите, что учение Будды вам не подходит, вы можете уйти в любое время и пойти своим путём. Нет никакой церемонии отречения от учений Будды. Помните, что ваше счастье в ваших руках.