Виды памяти в психологии. Что такое память? Виды памяти человека Какие виды имеет память

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

Какие данные собираются на сайте

При добровольной регистрации на получение рассылки «Инсайдер интернет предпринимателя» вы отправляете свое Имя и E-mail через форму регистрации.

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса getresponse.com и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте www.сайт используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics.

При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.

Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.

Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Заполняя форму на нашем сайте - вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору;им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда;участие в правительственных расследованиях;помощь в предотвращении мошенничества;а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Память человека связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация видов и типов памяти но разным основаниям.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная , или мгновенная , память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 0,25 до 2 с. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в кратковременную является направленность на нее внимания субъекта. Если информация не оценивается в качестве значимой, следы стираются.

Кратковременную память отличает хранение информации до 30 с. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминания о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти – это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Американский психолог Дж. А. Миллер измерял объем памяти, используя различный Стимулъный материал. Оказалось, что объем памяти равен 7 ± 2 элемента независимо от характера запоминаемого материала. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов. Миллер назвал число 7 "магическим", сопоставив его со многими аспектами жизни человека и особенностями его психики: семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы, чтобы число групп не превышало семи.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Так, человек-оператор удерживает в памяти поступающую с пульта управления информацию до принятия соответствующего решения, после чего забывает ее.

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. По не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, оказывается доступной для воспроизведения. Ее доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для субъекта, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных видов деятельности, для достижения различных целей. В соответствии с характером цели различаются непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Человек может выполнять какую-либо деятельность: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, при этом совершенно не думая о том, чтобы что-то запомнить, тем не менее определенную информацию он запоминает. В других случаях человек сознательно, намеренно ставит перед собой цель что-либо запомнить, например учебный материал, текст доклада и т.п. Такая цель называется мнемической (от греч. mneme – память), а запоминание – произвольным.

Произвольное запоминание – это специфически человеческая форма памяти, при которой запоминание выделяется в особую мнемическую деятельность. Чтобы ее осуществлять, человеку требуется применять усилия.

пример

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания. Советский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) изучил факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Он интересовался у своих сотрудников тем, что они запомнили по дороге из дома па работу. Заранее никто не был предупрежден о таком опросе. Обобщив полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что непроизвольно запоминаются новые, необычные, яркие события, которые каким-то образом связаны с интересами человека, являются значимыми для него.

В опытах П. И. Зинченко (1903–1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них цифрами. Если перед испытуемыми ставилась задача, разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали цифры. Если задача требовала от них работы с цифрами, они запоминали цифры, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что имеет отношение к целям и содержанию его деятельности.

Людям достаточно часто приходится произвольно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, юристу – соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса. Без произвольного запоминания невозможно никакое обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает трудности. Затратив много времени, чтобы запомнить материал, они в нужный момент не могут его воспроизвести.

А. Н. Леонтьев писал: "Для того, чтобы увидеть, надо смотреть, для того, чтобы услышать, надо слушать, а для того, чтобы запомнить, надо запоминать".

Приемы, улучшающие произвольное запоминание , разделяются на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Они связаны с его пониманием и логическим анализом.

пример

А. А. Смирнов показал, что осмысливание и понимание материала, выделение главной мысли, разделение на смысловые части, включение в структуру ассоциаций повышают продуктивность произвольного запоминания.

Вторая группа приемов основана на применении к материалу искусственных связей, или мнемотехнических приемов, например группировки или "метода посредников".

пример

Так, телефон 836–12–83 легче запомнить, представив его как 83–612–83. Метод посредников часто используется учащимися для запоминания сложного материала. Например, число я – 3,1416... запоминается с помощью фразы "Что я знаю о кругах" (но числу букв в каждом слове). Осмысление материала и применение мнемотехнических приемов может сделать процесс запоминания управляемым и существенно расширить возможности человеческой памяти.

Л. С. Выготский разделял все психические процессы на два вида: натуральные и культурные. Натуральные процессы осуществляются без использования специальных средств. Использование различного рода средств свойственно только человеку и характеризует опосредствованные процессы. По этому критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память . С давних времен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелок на память, зарубки, заметки, впоследствии письменность и другие внешние средства. Овладение речью сделало возможным превращение внешних средств запоминания во внутренние. В качестве внутренних средств человек стал использовать логические операции.

Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным.

Если у человека не сформированы внутренние средства для запоминания материала, он будет запоминать его механически.

Механическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что нашло отражение в поговорке "повторение – мать учения".

Повторение – важный и эффективный способ запоминания, но только в том случае, если оно основано на понимании и смысловой переработке повторяемого материала.

пример

Например, школьнику очень трудно запомнить и воспроизвести определение сложного научного понятия. Если же он понял сущность описываемого им процесса или явления, соотнес со своим личным опытом, сравнил с другими процессами, т.е. осмыслил запоминаемый материал, результат запоминания будет значительно лучше.

Г. Эббингауз, используя созданный им метод "бессмысленных слогов", показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз ниже, чем осмысленного. Иногда человек встает перед необходимостью запомнить что-либо механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но основой учения является осмысленное логическое запоминание.

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала. Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память.

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. Мы помним цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах розы и множество других впечатлений, а также сложные перцептивные образы: произведения живописи, музыки, парфюмерные запахи. В свою очередь, образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Вербальная память – основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек.

Двигательная память очень прочная. Если ребенок в раннем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через 30 и более лет навыки сохраняются.

Эмоциональная память – это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются. Судьба пережитых аффектов может быть различной. Аффекты, травмирующие психику, иногда полностью вытесняются из сознания. В других случаях следы пережитых аффектов могут сохраняться в памяти в течение всей жизни человека. Если ситуация, вызвавшая аффект, повторяется, он может возникнуть снова. Методом профилактики в этих случаях является смягчение следовых аффектов или их изживание.

В психологии накоплен большой фактический и экспериментальный материал относительно закономерностей запоминания и забывания .

Так, Г. Эббингауз установил, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% ("кривая Эббингауза"). Эту закономерность полезно учитывать при выборе времени и определении количества необходимых повторений материала. Если многократно повторять слова, текст или цифры без перерыва, человек утомляется, его внимание и память притупляются. Если материал не повторять в течение следующих суток, практически весь процесс запоминания придется начинать заново. Целесообразно повторить материал через час. В этом случае повторение остановит процесс стирания следов и закрепит их.

Еще одна закономерность выявляет различия в запоминании начальных и конечных стимулов – "закон ряда". Если испытуемому предъявить для запоминания ряд из 10– 12 стимулов (цифр или слов), он запомнит гораздо лучше первые и последние. Средние стимулы, как правило, не запоминаются. Это происходит иод влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения:

  • проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим;
  • ретроактивное торможение проявляется в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.

пример

Учителю важно учитывать данную закономерность при планировании урока, в частности при выборе времени для объяснения нового, особенно трудного материала. Согласно "закону ряда" это лучше делать в начале или в конце урока.

Иногда человек не может правильно воспроизвести запоминаемый материал даже после многочисленных повторений. Он устает, решает, что у него плохая память и прекращает безуспешные попытки. Однако утром с удивлением обнаруживает, что все помнит. Подобное явление называется реминисценцией – более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным. При забывании воспроизведение заученного материала ухудшается, а при реминисценции улучшается, вследствие чего ее считают явлением, противоположным забыванию. Причинами реминисценции являются восстановление функционального состояния мозга и "скрытые" повторения, неосознаваемые человеком. В художественном творчестве реминисценцию часто используют как специальный прием, вызывающий воспоминания, которые помогают лучше понять смысл художественного произведения.

Б. В. Зейгарник установила связь между забыванием и степенью завершенности действия. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца ("эффект Зейгарник").

Для каждого человека характерны индивидуально- типологические особенности памяти . Тип памяти определяется ее специфическими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Может иметь место преимущественное развитие вербальной, образной, двигательной или эмоциональной памяти. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий или профессии. При хорошей двигательной памяти легче достигнуть успехов в спорте или хореографии. Эмоциональная память полезна в актерской профессии. Тин памяти складывается иод влиянием особенностей нервной системы и основного вида деятельности, в которую включен человек. Обучение ребенка музыке создает условия для развития у него слуховой памяти, рисованию – зрительной. У некоторых людей индивидуально типологические особенности памяти делают ее резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти.

пример

Из исторических примеров известны особенности памяти Наполеона, который знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера. Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов. А. Р. Лурия описал память своего пациента Шеришевского, который практически запоминал всю информацию и был лишен забывания. Пользы это ему не принесло: по существу, он не мог заниматься никакой производительной деятельностью.

Знание особенностей своей памяти полезно каждому человеку. Учитель, которому приходится запоминать большое количество материала, в зависимости от типа памяти может использовать различные средства, например опорные конспекты, записи, схемы, рисунки. Важно также учитывать особенности памяти и уровень развития мнемических способностей учащихся. Это помогает более рационально использовать систему индивидуальных заданий, более объективно оценивать результаты устных или письменных ответов, консультировать старшеклассников по вопросу выбора профессии.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Бывало ли у вас такое, что вы не можете вспомнить какую-то элементарную вещь? Или вдруг запах мандарин принес образ картинки прошлого Нового года? Все подобные события связаны непосредственно с человеческой памятью. Именно об этом удивительном феномене мы и будем говорить. Сегодня я расскажу вам какие есть виды памяти у человека.

Изучение памяти

Психология давно занимается изучением памяти, пытаясь ответить на вопросы: какие у памяти есть формы и виды; как человек лучше воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию. Если вы хотите познать этот психический процесс более детально, то вам обязательно пригодится книга Любви Черемошкиной «Психология памяти ».

В изучении памяти психологи прибегали к экспериментальным методам. Эксперименты проводились как на людях, так и на животных. Например, известнейшие лабиринты для лабораторных мышей или практика всемирно известного Ивана Петровича Павлова. А вот Лев Семенович Выготский вместе со своими учениками занимался вопросом высшей формы памяти у детей.

Согласитесь, что процесс запоминания крайне важен не только в повседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Про одних людей говорят, что они обладают , а другие не способны держать информацию дольше нескольких секунд.

Существуют серьезные расстройства памяти, когда человек не помнит ничего из своего прошлого или не способен запоминать текущие события. Чтобы лучше разобраться в вопросе, понять какая память у вас развита лучше всего необходимо углубиться в понимание нескольких видов этого психического процесса.

Виды памяти

Сколько существует видов памяти? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Но с уверенностью можно сказать, что основанием для категоризации видов памяти служит зависимость определенных характеристик памяти от процесса непосредственного запоминания и дальнейшего воспроизведения полученной информации.

На сегодняшний день можно выделить 3 основных категории: характер психической активности; характер цели деятельности и продолжительность. Давайте рассмотрим каждую категорию более подробно.

Психическая активность

Здесь мы имеем дело с образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью, в зависимости от того, какие виды анализаторов или сенсорных систем включены в процесс запоминания.

Образная память работает с образами, которые мы запоминаем благодаря различным сенсорным системам. Поэтому здесь выделяют несколько категорий.

Зрительная. Человек с хорошей зрительной памятью лучше запоминает информацию в виде картинок, визуальных образов. Мой сокурсник обладал превосходной зрительной памятью и на экзаменах запросто представлял нужные таблицы в своей голове и давал верные ответы.

Он запечатлевал всю страницу целиком: где находится нужный абзац, формула или определение. Такая память необходима для художников, инженеров и других профессий, связанных с визуальными образами;

Слуховая. Как вы уже догадались, эта память отвечает за воспроизведение звуков. Так, говоря про хороший музыкальный слух, на самом деле имеется в виду отличная слуховая память, когда человек запросто воспроизводит ноты, мелодии, ритмику песни и так далее.

Вкусовая. Здесь мы говорим про вкусы. Кислота лимона, сладость чая, горечь перца, вкус любимого блюда и так далее. Вкусовая память хорошо развита, например, у дегустаторов.

Обонятельная. Как понятно из названия, речь идет о запахах. Что тоже крайне важно для дегустатора. Запах свежескошенной травы, старой книги, любимого парфюма, парного молока.

Тактильная. Этот вид памяти помогает оставить ощущение теплоты от костра, мягкость шерстяного шарфа, шелковистость рук матери и так далее.

Образная память крайне важна при обучении. Но здесь стоит сделать акцент на том, что необходимо задействовать разные сенсорные системы при запоминании. Проведенные эксперименты показали, что студенты способны воспроизвести только 10% от всего объема лекции при одноразовом прослушивании.

Если лекция изучается зрительно, то процент возрастает до 30. Если же объединить зрительное и слуховое восприятие, то показатель увеличивается до 50%. А цифры в 90% можно достичь только с применением полученной информации на практике, то есть повторением изученного материала.

Если вы сможете определить какая форма запоминания у вас развита лучше, тогда вы сможете эффективнее использовать свои возможности и не заучивать информацию, а создавать необходимые условия для лучшего усвоения необходимого материала.

Эмоциональная память работает с чувствами. Надо сказать, что этот вид памяти крайне важен для человека.

Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что если она плохо развита или вовсе отсутствует, то человек не сможет . Именно сниженная эмоциональная память часто встречается у больных людей или убийц.

Здесь как раз идет речь про эмпатию. Когда человек способен сопереживать другим, соболезновать, поддерживать в трудную минуту, радоваться за чужой успех. Кроме того, этот вид памяти можно назвать самым надежным. Человек очень хорошо запоминает чувства, которые ему пришлось пережить в той или иной ситуации.

Эта память может воспроизводить ранее пережитые чувства или вторичные чувства. Вторичные чувства порой могут сильно отличаться от первоначальных или даже сменить свой знак. Так, например, то что ранее пугало человека, может стать его желанием и предметом вожделения. Или то что приносило радость, теперь огорчает и наводит .

Двигательная или моторная память отвечает за движения, как следует из названия.

Так, мы запоминаем как ходить, бегать, кататься на велосипеде и так далее. Все трудовые навыки связаны именно с этим видом памяти. Люди, у которых она хорошо развита, нередко называют человеком с «золотыми руками».
Если бы у нас не было такой памяти, то нам каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, дышать, моргать или писать от руки, например.

Словесно-логическая память отвечает за мысли, логический вывод, восприятие смысла сказанного или увиденного. Человек может воспроизводить как общий смысл понятого, так и конкретное определение в точных словах и выражениях.

Насколько сильно задействован будет такой процесс как мышление в момент запоминания, можно выделить механическую и логическую. Если запоминание происходит с помощью повторения нужного материала, зазубривания без осмысления общей сути, тогда речь идет о механической.

Логическая, в свою очередь, опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Так, преподаватели постоянно приводят примеры из прошлых лекций, которые относятся к новой теме.

Цель деятельности

Здесь все достаточно просто. Если в данный момент у вас существует определенная цель, то вы используете произвольную память. Так, вы силой воли заставляете себя запомнить что-то конкретное. Например, перед встречей с важным , менеджер старается запомнить имя, род занятий этого человека, его особенности и другую полезную информацию, которая может понадобиться на встрече.

Непроизвольная память не требует постановки задачи, . Процесс происходит сам собой, автоматически. Например, когда ребенок запоминает картинку гигантской очереди в магазине.

Продолжительность

Как долго полученная информация задерживается в нашей голове?
Краткосрочная память позволяет удержать на доли секунд полученную информацию, в тому случае, если не происходит дальнейшая переработка. Обычно человек запоминает последние 5-9 объектов из представленной информации.

Если человек делает сознательное усилие, старается запомнить, то появляется возможность удержать информацию в краткосрочной памяти на более долгий срок.

Долгосрочная память - это гигантское хранилище. Там хранится информация, которая часто используется в жизни. Можно сказать, что здесь заключается основа для всех прочных знаний. Извлечь информацию из этого хранилища можно двумя способами:

  • первый - по своему желанию;
  • второй - при появлении определенного раздражителя.

Краткосрочная память является неким перевалочным пунктом для информации. Если материал не повторить, то он исчезает.
Оперативная память схожа с краткосрочной, но ее особенность заключается в том, что она позволяет сохранить информацию, которая относится непосредственно к выполняемому процессу.

Так, когда вы в школе решали пример, то запоминали необходимые цифры, множители, переменные и так далее. Но после решения вся эта информация стиралась из вашей памяти через какое-то время.

Знаете ли вы какой вид памяти у вас развит лучше остальных? Как вам проще всего запоминать информацию? Часто ли у вас происходят дежавю?

Желаю вам хорошей памяти на всю жизнь!

Критерий Виды памяти
Сенсорная модальность
  • зрительная (образная, визуальная),
  • моторная (двигательная, кинестетическая),
  • звуковая (аудиальная),
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • болевая,
  • эйдетическая
Содержание
  • образная,
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • социальная,
  • пространственная
Организация запоминания
  • эпизодическая,
  • семантическая,
  • автобиографическая,
  • процедурная
Время хранения
  • ультракратковременная,
  • кратковременная,
  • долговременная
Физиологические принципы
  • долговременная,
  • кратковременная
Наличие цели
  • произвольная,
  • непроизвольная
Наличие средств
  • опосредованная,
  • неопосредованная
Уровень развития
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • словесно-логическая

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.

В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.

Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.

В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.

Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Звуковая (аудиальная) память

В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.

Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

Вкусовая память

Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.

Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Болевая память

Этот тип воспоминаний нужен, чтобы с больным зубом пойти к врачу, не дожидаясь осложнений. Однажды порезанный палец напомнит хозяйке о том, что резать овощи следует осторожно.

Болевые воспоминания побуждают к осмотрительности, учат беречь свое здоровье и родных, что продлевает в конечном итоге жизнь.

Эйдетическая память

Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.

Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Социальная память

Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.

В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Эпизодическая память

Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.

Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Автобиографическая память

Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.

Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

Ультракратковременная память

Другими словами, мгновенная, хранит события в своей ячейке всего лишь миг. Воспоминание может относиться к неважному событию. Если, к примеру, надо выключить свет в незнакомой комнате. Вы туда больше не вернетесь никогда, нет необходимости помнить, где расположен выключатель.

Иногда миг может быть важным, но человека отвлекли, и он сразу забыл ситуацию. Некоторые события, которые не повторяются, могут исчезать из памяти бесследно, если были в мгновенной ячейке.

Кратковременная память

Помогает решать человеку текущую задачу. Когда в саду человек собирает виноград, он помнит, что срезанную гроздь надо осторожно положить в ящик, чтобы не подавить ягоды.

Убирать надо все спелые грозди, двигаясь по ряду виноградника, в направлении от уже очищенного куста к веткам еще полным ягод. Чтобы успешно выполнить эту процедуру, нужно ненадолго запомнить порядок работы.

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Произвольная память

Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.

Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.

Непроизвольная память

Срабатывает, когда вы просто осматриваете окружающую местность. Впервые увиденный красивый пейзаж может врезаться в память навсегда. А те кварталы, которые видны из окна троллейбуса по дороге на работу ежедневно, бывает иногда трудно вспомнить детально.

Непроизвольно запоминается все, что попадает в угол зрения. При желании можно развивать способность человека запоминать детально все, что он видит вокруг себя. Произвольная и непроизвольная памяти могут быть одинаково длительными и короткими.

Опосредованная память

Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.

Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.