Ребенок начинает узнавать маму и папу. Когда новорожденный начинает видеть

Многих женщин интересует вопрос, когда ребенок начинает узнавать маму. Это довольно волнительный момент, к которому невозможно относиться равнодушно. Большинство родителей с особенным упоением ждут первой улыбки малыша. Ведь именно она свидетельствует о том, что младенец благополучно развивается, что у него формируется счастливое мировосприятие.

Когда радостное событие, наконец, происходит, все родственники счастливы. Но ничто не может сравниться с тем огромным удовлетворением, которое испытывает мать. Она чувствует себя просто наполненной благостным восторгом и радостью.

Комплекс оживления

Задумываясь о том, в каком возрасте ребенок начинает узнавать маму, необходимо отметить, что так называемая социальная улыбка появляется не раньше, чем в 2-3 месяца. К этому времени младенец уже способен четко различать своих от чужих. Для него на данном этапе развития большое значение имеет взаимодействие с теми, кто способен дарить ему бескорыстную любовь.

Комплекс оживления характеризуется эмоциональным откликом на действия значимого взрослого. Это объясняет, почему ребеночек улыбается только близким родственникам, а не всем подряд. Он охотно идет на руки к матери и отцу, но отреагирует громким плачем, если его возьмет кто-то совершенно посторонний. Вот почему так важно внимательно относиться к его потребностям. Малыш, прежде всего, нуждается в эмоциональном общении с мамой. Когда ему в семье уделяется достаточно внимания, он на интуитивном уровне чувствует, что его любят.

Реагирование на обращение

Именно в возрасте восьми-десяти недель младенец начинает явственно реагировать на обращенное к нему слово. Когда мать ласково называет его по имени, он обязательно поворачивает головку в ответ на звучание ее голоса. Особенно приятно становится наблюдать, если малыш улыбается вам, когда вы заходите в комнату и наклоняетесь над его кроваткой.

Впрочем, добиться этого нетрудно: необходимо быть искренне настроенными на позитивное общение с маленьким сыном или дочерью.

Размышляя над тем, во сколько месяцев ребенок начинает узнавать маму, нужно и самим прилагать определенные усилия. От родительского участия зависит очень многое, в том числе эмоциональное развитие малыша.

Доверие

Ребенок, достигший возрастного периода двух месяцев, активно учится воспринимать окружающий мир. Хорошо, когда в семье царят любовь и взаимопонимание. В этом случае малышу будет проще формировать положительное отношение к тем людям, которые постоянно находятся рядом. Он будет учиться с доверием относиться ко всем окружающим.

Если вы, в самом деле, обеспокоены вопросом, когда ребенок начинает узнавать маму, следует обязательно уделять ему достаточно времени и внимания каждый день. Лучше не спешить с моментом выхода на работу. Ребенок столь сильно нуждается во взаимодействии с матерью, что без достаточной степени этой любви не сможет нормально развиваться и сформировать у себя необходимое доверие к миру.

Потребность быть членом семьи

Это немаловажный фактор, на который обязательно следует обратить внимание. Не секрет, что дети лучше всего себя ощущают в полных семьях. Чем больше внимания им уделяется, тем лучше. Если имеется такая возможность, лучше всего, чтобы в течение дня к малышу подходили оба родителя попеременно. Присутствие бабушек и дедушек тоже никогда не станет лишним.

Ребенок еще не может этого окончательно осознать, однако интуитивно воспринимает то, какие отношения складываются между родственниками, какое он сам занимает место в семье. Замечательно, если у взрослых присутствует стремление понять друг друга. Задавая себе вопрос, когда ребенок начинает узнавать маму, необходимо обратить внимание и на этот момент.

Осознанная улыбка

Такую значимую деталь просто невозможно не заметить. Ее еще называют социальной улыбкой, поскольку она впервые обращена на взрослого. Малыш радуется в ответ на реплику мамы и всячески старается это показать внешне. Осознанная улыбка появляется ближе к трем месяцам. Ребенок все еще очень маленький, однако вполне способен распознавать лица близких людей и даже общую атмосферу в доме.

Мама для него является центром вселенной: она дает тепло, защиту, кормит грудью, укачивает, поет песенки. Если младенец чувствует себя довольным, то уже и плачет реже, лишь тогда, когда ему что-то нужно. Когда ребенок начинает узнавать маму и улыбаться, то это значит, что он развивается благополучно.

Ведущая деятельность

Мало кто, кроме самих специалистов в области психологической науки, знает о том, что каждому возрастному периоду соответствует определенная потребность, которая становится главной. Ведущей деятельностью для малыша двух-трех месяцев является эмоциональное общение с матерью. Это именно тот возраст, во сколько ребенок начинает узнавать маму.

Она не просто должна быть рядом, но и стремиться удовлетворять значимые потребности своего чада. Будущее благополучие сына или дочери зависит полностью от того, много ли тепла и ласки они получали от родителей в раннем детстве. Когда вы не успеваете дать любовь детям в свое время, то уже не сможете сделать этого позднее.

Вместо заключения

Задумавшись над тем, когда ребенок начинает узнавать маму, необходимо отметить, что базовые чувства доверия и принятия очень важны. Заметив, как малыш улыбается в ответ на обращенное слово или жест, следует обязательно поощрять в нем последующие успехи в развитии. Никогда не следует отгораживаться от младенца тогда, когда он особенно в вас нуждается. Любые дела подождут, ведь после рождения малыша на первый план выходят именно его потребности.

Зрение - одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным , а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.

Органы зрения до рождения

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.

Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.

Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.

Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.

Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться - непосредственно на сетчатке.

Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.

3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать - по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.

1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.

2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения - малыш воспринимает красный цвет.

3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется - малыш начинает видеть желтый цвет.

4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.

6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.

Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Не придвигайте кроватку к стене - подходить к малышу нужно с разных стороны, чтобы он мог научиться воспринимать объекты как справа, так и слева от себя.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.

С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду - синие и зеленые.

Как только ребенок научится ползать, дайте ему волю. Манеж - отличное приспособление, которое очень облегчает маме жизнь и экономит нервы и силы, но в нем стереоскопическое зрение будет развиваться куда медленнее.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних - бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

Здравствуйте, уважаемые молодые мамы. Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.

Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».

Чтобы полностью разобраться с этапами развития ребенка рекомендую также прочитать статьи:

Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.

Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком. Для него существует женщина, которая находится постоянно рядом с ним, кормит и играет. То же самое касается и папы. Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.

По запаху

Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться. Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком. В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.

Последнее время в вязи с экологией, несовместимостью материнского молока и организма ребенка, а также отсутствием у матери этого самого молока все чаще детей кормят из бутылочки . Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д. И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем.

По голосу

Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период. Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет. Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше привыкнет к вашему голосу.

Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.

Видит маму и узнает

Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.

Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками , при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться. Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д. Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

  1. Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
  2. Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
  3. Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить. Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.

Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались. Это может произойти в год, а может и в два.

Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.

Уже во внутриутробном периоде у плода развивается нервная система, основные органы чувств и движения. Ребенок рождается уже со сформированным слухом, зрительными ощущениями и необходимыми элементарными рефлексами. Новорожденный пока не точно воспринимает цвета и формы окружающих его предметов, но живо реагирует на крупные и яркие, движущиеся и светящиеся предметы. А еще он может начать внимательно прислушиваться, если мама начнет с ним шепотом разговаривать.

Когда ребенок начинает узнавать маму? Опознавательные рефлексы начинают у него интенсивно развиваться ближе к четырем неделям: он начинает оживляться, когда почувствует приближение человека, и улыбается так называемой «улыбкой ангела», то есть чисто рефлекторно. Кроха пока не понимает, кто к нему подошел, но уже по-своему реагирует на человека.

В трехмесячном возрасте малыши уже начинают на какое-то время фиксировать взгляд на предмете и способны разглядывать пространство в радиусе до 4 метров. Также они внимательно рассматривают предметы, которые попали к ним в ручку и активно реагируют на них. Если такого малыша поднять в вертикальном положении, то он будет внимательно рассматривать лицо человека, находящегося перед ним.

В этом возрасте он получает способность видеть обоими одновременно - это называется бинокулярным зрением. Однако в три месяца дети все же больше угадывают приход близких интуитивно - с помощью слуха и обоняния, хотя процесс узнавания лица уже начинается. Малыш «гулит», когда радуется приходу мамы, а когда понимает, что ее нет, может сильно расстроиться.

Еще через месяц, когда ребенок начинает узнавать маму и других привычных людей, он пугается, если появляется незнакомец. В это время зрение интенсивно развивается, и ребенок уже различает цвета и формы. Если мама захочет поиграть с ним, он может уделить ей целых 5 минут внимания, а потом переключится на игрушку, которую она ему даст. Это тот период, когда малыш с удовольствием реагирует на голоса взрослых, и может даже своеобразно "подпевать" знакомой песенке, выдавая гласные звуки. Он уже запомнил всех людей, кто часто общается с ним, и всегда радостно встречает их приход.

В 5 месяцев дети не просто реагируют на появление мамы - они чутко улавливают ее настроение. По лицу малыш способен различить основные чувства на лице взрослых: страх или радость, гнев или доброту. Он уже свободно переводит взгляд с предмета на предмет и обратно, на время фиксируя внимание. Ребенок сейчас понимает, для чего нужна грудь или бутылочка, и соответственно реагирует на одевание для или на купание в ванночке - радуется или .

Кроме этого, он уже понимает, что мама дает ему игрушку, и охотно хватает ее. Малыш тянет игрушку в рот, стучит ей и перекладывает с места на место. То есть в это время он использует практические все зрительные, слуховые и двигательные функции, свойственные этому возрасту.

Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы - например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком - хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Особенности формирования зрения

Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

Острота зрения новорожденного значительно слабее, чем у взрослых: 0,005 - 0,015. В первые месяцы она растет до 0,01-0,03. Это связано с постепенным формированием центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Тот участок сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение, 1,0 (т.н. желтое пятно), у недавно родившегося малыша пока отсутствует.

Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

«Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите - подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите - чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

Бинокулярное зрение формируется с шестой недели жизни. Младенец начинает видеть осознанно только с четвертого месяца. До этого времени он не может использовать одновременно оба глаза, отчего кажется, что он косит или его глаза «блуждают» независимо друг от друга.

Возможные проблемы

Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.

Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:

  • болела краснухой, корью;
  • увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
  • принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).

Насторожитесь, если ребенок:

  • не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
  • не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
  • в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
  • часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).

Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:

  • перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
  • болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.

На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.

До полугода дети немного косят - это естественно. Но если после 6 месяцев такой взгляд сохраняется, обязательно обратитесь к врачу. Признаки косоглазия ни в коем случае нельзя оставлять без внимания: без адекватного лечения может развиться слепота.

Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам - офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.

Распечатать